Как применять коуч – технологию в работе с воспитателями
статья

Гусева Татьяна Леонидовна

Коучинг есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как применять коуч – технологию

в работе с воспитателями.

Коучинг (англ. coaching) — метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития.

В педагогической практике мало используется такая форма повышения педагогической компетентности как коучинг, который выступает в качестве мощного средства, способствующего как личностному, так и коммуникативному развитию специалистов.
Коучинг есть раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности (Т. Гэллвей).
Коучинг (англ. Coaching) в сфере образования рассматривается как продолжительное сотрудничество субъектов воспитательно-образовательного процесса, которое помогает достигать высоких результатов во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере обучения (Е.А. Цыбина, Н.М. Зырянова).
Вслед за Е.А. Цыбиной и Н.М. Зыряновой мы считаем, что коучинг педагогов дошкольного учреждения является одной из самых эффективных форм подготовки воспитателей к педагогической деятельности образования детей.
Коучинг означает – тренировать, наставлять, воодушевлять. Коучинг – это развивающее консультирование. В деятельности детского сада данная идея может использоваться в виде взаимопосещений опытными педагогами занятий молодых воспитателей, консультаций старшего воспитателя.
Разница между привычным консультированием и коучингом заключается в том, что коучинг есть активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задает коуч, и сам находит резервы и пути для решения своих проблем.
Отличие коучинга от наставничества в том, что он представляет собой активную форму обучения, направленную на личностную поддержку профессиональной деятельности педагога. Его ключевой элемент - осознание, восприятие относящихся к делу фактов и информации, понимание, когда и как эмоции и желания искажают наше восприятие действительности.
Коучинг педагогов – это процесс повышения их профессиональной и педагогической компетентности и эффективности в обеспечении трех областей руководства: а) коммуникативная область, предусматривающая намерения, видение и цели организации; б) выстраивание взаимоотношений и содействие взаимодействию, приводящие к высокоэффективной работе команды; в) обеспечение высокой эффективности исполнения и получения результата.
Коучинг, как форма подготовки педагогов к организации педагогической деятельности
- позволяет развить способности педагогов в области эффективного взаимодействия с детьми, родителями и коллегами;
- оказывает эффективную помощь по достижению поставленных целей в их профессиональной деятельности;
- позволяет подвести педагогов к адекватному решению возникших проблем в организации педагогической деятельности;
- помогает принять педагогам ответственность за сделанный выбор и действия в общении с родителями и детьми.
Мы понимаем под коучингом форму подготовки педагогов и способ создания условий повышения их результативности в педагогической деятельности, содействие их самообразованию, саморазвитию.
Каждый специалист применяет в своей педагогической деятельности коучинг. Под руководством старшего воспитателя инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель посредством тренингов с участием детей и педагогов, очных и заочных консультаций с воспитателями, мастер-классов, семинаров создают условия для мотивации педагогов к самостоятельной постановке цели, привлечению коллег к поиску способов и решения педагогических проблем, саморазвитию, самообразованию.
Общую основу коучинга можно описать несколькими словами: 1) партнерство; 2) раскрытие потенциала; 3) результат. Коуч (консультант, наставник) стимулирует творческий поиск решений и поддерживает решимость педагогов достигать целей и осуществлять изменения в своей профессиональной деятельности. Другими словами, в процессе коучинга педагоги находят свой, уникальный способ достижения цели, а коуч создает креативную атмосферу, особое пространство поиска альтернатив, атмосферу доверия, где педагог чувствует, что его идеи и предложения не остаются без внимания.
Коучинг проходит ряд этапов:
1 этап - установление партнерских взаимоотношений между коучем и педагогами;
2 этап - совместное определение задач для достижения конкретной цели;
3 этап - исследование текущей проблемы (ситуации);
4 этап - определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату;
5 этап - выработка и анализ возможностей для преодоления трудностей в решении проблемы;
6 этап - выбор конкретного варианта действий и составление плана действий;
7 этап - договоренность о том, что конкретно должно быть сделано к определенному сроку.
Каждое следующее коучинг - занятие всегда начинается с обзора того что сделано, что удалось и что можно было сделать лучше.
Таким образом, коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им значимых для него целей в оптимальные сроки в конкретной предметной области знания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Коуч-технологии в работе с педагогами».

Как применять коуч технологию в работе с воспитателями. Чтобы помочь педагогам решить профессиональные проблемы и повысить их компетентность....

Применение современных образовательных, информационно-коммуникативных и здоровьесберегающих технологий в работе старшего воспитателя ДОУ

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие...

"Применение коуч-технологий в работе с педагогами"

Чтобы помочь педагогам решить профессиональные проблемы и повысить их компетентность был разработан и реализован проект «Коуч-технологии в работе с педагогами».В...

«Коуч-технологии в работе педагогов МБДОУ»

laquo;Коуч-технологии в работе педагогов МБДОУ»Цель – повысить профессиональную компетентность педагогов с помощью коуч-технологии.Задачи:• создать мотивационные условия, которые буд...

Инновационные технологии в работе старшего воспитателя

Инновационные технологии в работе старшего воспитателя...

Консультация для педагогов ДОУ «Как применять здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи»

Цель: Научить применять методы и приемы здоровьесберегающей технологии в педагогической работе с детьми с нарушениями речиЗадачи: показать педагогам положительное влияние здоровьесберегающих методов н...