"РОДИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ"
материал

Байдикова Ольга Владимировна

В докладе рассматривается институт семьи как основа в воспитании и социализации ребенка. Поднимаются вопросы формирования родительской культуры. Перечисляются особенности семейного воспитания. Также подчеркивается важность воспитательной деятельности, наличие индивидуального подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Байдикова О.В.

учитель-логопед

МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25 с. Ясные Зори»

Семья всегда вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формировании их ценностно-смысловой сферы, черт характера, интеллектуального потенциала, эмоционально-волевых особенностей. Она являлась главным проводником подрастающего поколения в мир социальных отношений и главным помощником в процессе приобретения нравственного опыта. В основе успешной трансляции родительского опыта детям в целом лежит необходимый и достаточный уровень родительской культуры.

На сегодняшний день социально значимые вопросы формирования родительской культуры и достижения родительского акме, остаются недостаточно изученными и мало разработанными, хотя имеются содержательные работы отечественных психологов и педагогов, посвященные психологии семьи и родительства (А. Я. Варга, Ю. Б. Гиппенрейтер, И. М. Марковская, С. Ю. Мещерякова, Р. В. Овчарова, А. С. Спиваковская, В.В. Столин и другие).

Обращаясь к анализу понятия «культура» мы находим, что от латинского cultura – это возделывание, воспитание, образование, развитие [1, с. 394]. Именно поэтому культуру личности родителя следует понимать не только как образованность, т.е. обученность каким-либо педагогическим методикам семейного воспитания, а, прежде всего, как способность к развитию своей личности, «возделыванию», «взращиванию» в себе необходимых качеств, необходимых для эффективного общения с собственным ребенком.

Отличительной особенностью семейного воспитания является его длительность и всеобъемлющий охват: оно продолжается на протяжении нескольких десятилетий жизни; его благотворное (либо неблаготворное) влияние человек испытывает даже находясь вне дома.

Кроме того, оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности — познавательную, трудовую, общественную, художественно-эстетическую, игровую, общение. Причем проходит все этапы от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых  форм поведения.  Одобрение и поощрение любого успеха ребёнка, в каком бы то ни было виде деятельности, сотрудничество с ребёнком, помощь и поддержка, ведение полноценного диалога присутствует у одних родителей, отсутствие соразмерности в поощрении и наказании, одобрении и порицании, поддержке и нравоучениях, доминирование авторитарных воздействий характерно для других родителей.

Ещё одной особенностью семейного воспитания является то, что оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительская любовь к детям.

Таким образом, специфичность семейного воспитания по сравнению с другими видами воспитания весьма очевидна. И очевидна также его уникальность и неповторимость в каждом конкретном семейном случае.

Абсолютного идеала, нормы в воспитательной деятельности не существует, подчеркивает А.С. Спиваковская. Она отмечает, что отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы. По её мнению, родительская любовь и уверенность ребенка в родительской любви являются источником и гарантией его эмоционального благополучия: «Только любовь способна научить любви» [2, с.58].

«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» — всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. По мнению отечественных психологов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. С. Мухина и другие) для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений. Неоспоримо значение стиля общения взрослого с ребенком.

Главная задача семьи — выполнение родителями воспитательной функции. Под этой функцией подразумевается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т. е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений её членов.

Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания — здоровье ребенка, его счастье и благополучие. Все зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создать счастливую семейную атмосферу.

Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о своих ролях, слаженных действиях родителей в процессе взаимодействия с ребёнком. Как интегральное образование личности родительство включает: ценностные ориентации супругов (семейные ценности); родительские установки и ожидания; родительское отношение; родительские чувства; родительские позиции; родительскую ответственность; стиль семейного воспитания.

Взаимоотношения родителя достигшего родительского акме и ребёнка предполагают отношения в семье, основанные, прежде всего,  на чувстве безусловной любви.

Поведение не сформировавшегося родителя характеризуется тем, что взаимоотношения в семье основаны на условной любви, когда при условии выполнения ребёнком требований родителей он получает поддержку, ласку и заботу, в противном случае – осуждение, наказание, непринятие.

Недополучивший родительской любви, ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, либо замкнутым, чрезмерно застенчивым, нравственно несостоятельным Выросший же в атмосфере чрезмерной любви и ласки, благоговения и почитания ребёнок, рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

Разумная соразмерность чувств в отношении ребёнка присутствует в тех семьях, где родители постоянно продвигаются к достижению родительской культуры. Если в семье нет должной гармонии чувств, обусловленной позитивным родительским отношением, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, эмоционально отрицательных проявлений в его адрес, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Таким образом, родительская культура подразумевает, прежде всего, определенный уровень родительской зрелости. Зрелое родительство предполагает отношения в семье основанные на чувстве любви; общение, определяющее нравственную атмосферу, стиль и тон взаимоотношений ее членов; проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Всё это благоприятно влияет на развитие и воспитание ребенка, дает ему ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от любых неприятностей, духовно-нравственную опору, а в лице родителей — авторитетных помощников, защитников и друзей.

Список литературы:

  1. Психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд. – Ростов н/Д., 1998.
  2.  Спиваковская А. С. Как быть родителем / А. С. Спиваковская. - М., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Педагогические условия духовно-нравственного становления человека в православной семье»

В этой статье вы узнаете какие педагогические условия необходимы для духовно - нравственного становления человека....

Формирование духовно-нравственных и социальных качеств личности дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад «Солнышко»Обобщенный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Солнышко»  Семилетовой Людмилы Васильевны«Форми...

Традиции русской народной культуры как основа духовно – нравственного воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст - это период когда в характере и поведении ребёнка закладываются основные принципы взаимоотношения его с родителями, сверстниками и окружающим миром. Именно поэтому становится всё в...

Концепция "Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" 2016г.

Российское общество нужнается в активных творческих личностях с высоким интеллектом и духовной культурой....

«Православная культура как основа духовно – нравственного воспитания»

Материал о духовно-нравственном воспитании детей...