Воспитание любви к родному краю на основе изучения родословной (шежере) как условие духовно-нравственного развития и воспитания личности подрастающего поколения
статья на тему

Статья о нравственно-патриотическом воспитании в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shezhere_vystuplenie.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание любви к родному краю на основе изучения родословной  (шежере) как условие духовно-нравственного развития и воспитания личности подрастающего поколения.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский

Родина, родной край… Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное. Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, к своему району, своему дому и семье. Семейные отношения – любовь близких, определенные обязанности, привязанность к дому, соблюдение традиций – питают более широкие и высшие сферы жизни человека – чувство Родины, патриотизм. История семьи, ее изучение – это, по сути дела, изучение родословной, знание своих корней, изучение уклада жизни семьи, взаимоотношений в семье. Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались тысячелетиями. К сожалению, сегодня традиция изучения родословной почти утрачена, нарушена связь и преемственность поколений. Именно поэтому воспитание ценностного отношения к семье у подрастающего поколения сегодня является одной из приоритетных педагогических проблем, от решения которой зависит не только благополучие их будущих семей, но и общества в целом.

В нашем детском саду мы решили привлечь внимание родителей и детей к своим истокам и возродить традицию составления шежере. С этой целью была проведена проектная деятельность на тему «Без прошлого нет будущего». Целью проекта было научить детей называть всех членов семьи,  устанавливать родственные связи и организовать знакомство детей с традициями своей семьи. Способствовать формированию уважительного отношения к своей семье, родным и близким людям, развивать эмпатию, положительные эмоции, воспитывать ответственное отношение  к порученному делу, учиться выполнять совместно общее дело.

В каждой группе, проектная деятельность, посвященная изучению родословной, была проведена по отдельному плану.

В подготовительных и старших группах были проведены различные беседы на тему «Моя семья», непосредственно образовательная деятельность, рассматривание репродукций картин, конкурс рисунков, разъяснение пословиц и поговорок о семье, пение песен, интегрированное занятие на тему «Моя семья - моя родословная» к которому воспитанники вместе с воспитателями подготовили выставки «Изучаю свою родословную». В средних группах были проведены беседы на тему: «Какая у меня семья!», «Как хорошо играть всем вместе», чтение художественной литературы по теме «Семья», заучивание стихов о семье, пение песен, различные дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. В младших группах были проведены беседы по картинкам «Я и моя семья», рассматривание семейных альбомов детей, чтение стихов, рассказов, сказок, рассматривание иллюстраций семей сказочных героев, слушание песен, пальчиковая игра «Моя семья», различные строительные игры «Мебель для дома», «Дом для кукол» сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения».

Содержание непосредственно образовательной деятельности было направлено на формирование у воспитанников мотивации к изучению своей родословной, воспитанию чувства гордости за членов своей семьи и ответственности перед ними за свои достижения, о роли семьи в жизни ребенка, о правах и ответственности ее членов друг перед другом, о нравственных и правовых аспектах семейных отношений.

Была проведена работа с родителями. Воспитатели провели анкетирование родителей  и опрос детей. В результате выявили их знания о своей семье. Родители признавались, что давно хотели сделать своё генеалогическое древо, но всё не было времени.  Интерес, уважение, гордость за свою семью- это фундамент дружной семьи. Родители были очень благодарны нам, педагогам, за организованную работу по изучению родословной семьи. К концу проекта такие понятия, как «род», «предки», «родословная» стали понятны для детей и для их родителей. Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей, сближение коллектива родителей, воспитателей и детей. В этом помогли такие формы работ, как коллективная совместная деятельность: составление семейных фотоальбомов, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм. Совместно с родителями сделаны дидактические игры для детей: «Как мы помогаем родным», «Родство», «Моя семья», «Профессии». Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество. Совместно с родителями создали «Сборник пословиц и поговорок о семье». Воспитатели провели беседу с родителями на тему «Что такое родословная, зачем ее составлять, каковы ее истоки, традиции». Основная цель данной беседы – вызвать интерес к составлению родословной, желание изучать историю своей семьи. Поиск своих корней в семье продолжается, и когда в школе ребенок будет составлять родословную, в ней уже может появиться шестое, седьмое поколение. Такая работа способствует установлению преемственности в широком смысле этого слова — преемственности поколений, исторического развития в целом.

Итогом проектной деятельности «Без прошлого нет будущего» являлась родительская конференция «Моя родословная», которая проводилась вместе с родителями, детьми, воспитателями, музыкальными руководителями в нашем детском саду. Родители вместе с детьми изучили и подготовили свои шежере – родословное дерево. Каждый оформил свое дерево ярко, красочно и оригинально. В завершении работы над проектом была оформлена выставка семейных шежере, посетить которую смогли все желающие.

Продолжением работы по воспитанию любви и интереса к истории своего края, традициям и обычаям, национальной культуре явились различные мероприятия, посвященные Году культуры: тематические беседы и  непосредственно образовательная деятельность во всех  группах на темы «Я вырос здесь и край мне этот дорог», «Культура родного края»; выставки рисунков и фотовыставки «Мой край – моя гордость», «Семь чудес Башкортостана», «Край родной, навек любимый»; развлечения «Цветик - семицветик», «Масленица», «Башкортостан – наш край родной»; конкурс чтецов «Звездочки детского сада», КВН «Умники и умницы»; встреча с представителем культуры района, Заслуженным работником РБ Ахматгалеевой А.М.; экологические субботники с родителями «Будь природе другом». В этом учебном году мы провели мероприятия, посвященные 25-летию нашего города: конкурс чтецов «Дюртюли – мой город родной», КВН «Наш город», экскурсия в городской музей. На районном конкурсе-выставке детского творчества «Дюртюли – мой любимый город» наши воспитанники кружка «Волшебные картинки» получили грамоты за участие, а Габдуллина Арина заняла 1 место, Саетов Аскар занял 2 место а на районном фотоконкурсе «Белый город на Агидели» воспитатель Давлетгареева Р.А. заняла 2 место. Тесное сотрудничество с детской центральной районной библиотекой также способствует сохранению у детей интереса к истории, литературе, национальным традициям, обычаям. Наши воспитанники посетили литературные праздники и краеведческие посиделки «Сказочник из Дюртюлей», «Ижат юлы анын асылташ» к 65-летию Г.Юнусовой,  «Ил батыры Салават», «Веселые друзья Владимира Степанова» к 65-летию В.Степанова, презентацию книги Галимжана Гильманова «Самат-Батыр».

В завершение сказанного, хочется напомнить, что любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека. Любовь к Родине начинается с любви к родителям. Ценя своих родных, человек будет так же ценить и свою родную страну и всячески ей сопереживать. Каждый человек, произнося такое теплое, доброе слово, как "Родина", видит за ним всё лучшее, чем сильны его страна и народ. И каждый из нас понимает, что это лучшее нужно беречь, защищать, приумножать своим трудом, своей любовью. В наших силах разжечь эту безграничную любовь в сердцах будущего поколения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Воспитание патриотизма в настоящее время является одной из острейших проблем нашего времени....

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность темы. Реализация современной системы образования невозможна без знания своей Родины, своего родного края. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивает...

«Формирование любви к Родине через воспитание любви к родному краю» «Ой, Кубань, ты – мать родная» КВН для педагогов «Люби и знай свой край»

Любимый уголок земли, где ты родился и живешь, называется Малой Родиной .Именно с нее начинается познание ребенком окружающего мира. Недаром в народе говорят: «Кубань – родная земля!»...

Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!"

Проект  по духовно – нравственному  и  гражданско – патриотическому   воспитанию   детей .Тема: "Родной  свой  край  люби  и...

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.

Теоретические аспекты воспитания любви к родному краю через художественно-эстетическое развитие. Особенности формирования положительного отношения к родному краю в старшем дошкольном возрасте.Пер...

Педагогический проект по по духовно-нравственному развитию детей через воспитание любви к родному краю "Мордовия-мой край родной"

Проблема           Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезны...

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством воспитания любви к родному краю»

Духовно-нравственное воспитание – одна из сложнейших и актуальных проблем, которая должна решаться педагогами и родителями. Настоящее время родители стараются обеспечить семью материальными...