ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
методическая разработка (старшая группа) на тему

Захарова Вероника Григорьевна

Актуальность темы. Реализация современной системы образования невозможна без знания своей Родины, своего родного края. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. О важности воспитания у ребенка любви к родному краю написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. При этом подчеркивается, что детям необходимо знать и изучать родной край. Именно акцент на знание родных мест, культуры народа поможет в дальнейшем с любовью, уважением и интересом относиться к традициям других народов.

 Воспитывая любовь к родному краю у детей старшего дошкольного возраста  расширяются  знания об укладе жизни, быте, обрядах, верованиях, историю сво­их предков, их культуре. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большей любовью, вниманием, уважени­ем и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Наш современник, академик Д.С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.

Актуальность проблемы воспитания любви старших дошкольников                      к родному краю  связана с необходимостью воспитания патриотических чувств и представлений ребенка. Это отражено в специфике воспитания патриотической культуры. Соблюдение норм патриотической культуры имеет огромное значение, так как понимание необходимости определенных правил и взаимоотношений между субъектами облегчает установление контактов, способствует взаимопониманию между людьми, живущими в разных местностях, создает устойчивые и благоприятные взаимоотношения ребенка с окружающими людьми. Поэтому решение этой проблемы в современных условиях является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и требует всестороннего изучения.

Объект исследования:  воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания у старших дошкольников любви к родному краю.

Цель исследования: создание и экспериментальное обоснование педагогических условий воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ. 

Гипотеза исследования. Воспитание любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно если:

- повысить уровень знаний и представлений детей о жизни, быте                        и культуре родного народа;

- использовать разнообразие форм и методов работы, комплекс игр патриотического содержания;

- создать предметно – развивающую среду по проблеме исследования;

Задачи исследования:

1)  провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

2)  выявить уровень знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о культуре и истории родного края;                                 

3) разработать экспериментальную программу воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю  и определить ее эффективность.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, беседа индивидуальная и групповая, тестирование, обработка аналитических данных.

Методологическая основа исследования - философские и психологические концепции по проблемам развития личности ребенка; положения теории и практики развития личности в процессе общения и деятельности. Теоретической основой исследования явились положения отечественной педагогики об особой роли в усвоении навыков патриотического поведения дошкольников, раскрытые в трудах                            Л.С. Выготского, Е.Ю. Александровой, Г.Н. Волкова, А.С. Макаренко,  М.Д. Маханевой, С.В. Петериной, Э.К. Сусловой, В.А. Сухомлинского и др.

Новизна и теоретическая значимость исследования заключаются                 в том, что оно раскрывает теоретическое обоснование педагогических условий воспитания любви детей к родному краю на региональном материале, выявляет особенности воспитательной работы в этом направлении в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Практическая значимость исследования состоит в разработке воспитательной программы приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края на региональном материале. Работа включает методические рекомендации для педагогов по организации общения детей в игровых ситуациях, отражающих жизнь и быт родного народа и возможности использования материалов работы в практике обучения и воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_na_sayt_reg.kom_.docx52.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЛЮБВИ К РОДНОМУ КРАЮ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Сущность и задачи патриотического    

воспитания детей

Комплексный подход к постановке патриотического воспитания является на современном этапе развития педагогики методологическим принципом организации всей воспитательной работы, важнейшим условием современной образовательной практики. Это - важная задача нашего времени, определяющая необходимость постоянного совершенствования важнейших составных частей всестороннего развития личности.

История народов нашей страны в последние годы стали объектом пристального внимания этнографов, археологов и историков. Такой интерес в первую очередь связано с возрастанием роли этнического самосознания в условиях провозглашения суверенитета национальными республиками России. Не стала исключением и Республика Саха (Якутия), в которой указанная проблема стала одной из актуальных задач науки. В последние годы наглядно виден огромный интерес к ней и со стороны общественности. Она получила новый виток научного осмысления  в связи с подготовкой нового издания «Истории Якутии» [5, c. 13].

Актуальность проблемы ознакомления детей с историей родины связана в региональных условиях с вопросами этногенеза народов Якутии, а также с тем, что в век информированных технологий, стремительно преобразующих окружающую действительность, социальные институты и ценностные ориентиры, отмечается огромный всевозрастающий интерес исследователей к культурному населению коренных народов Севера и их духовным ценностям [20, c. 35].

Современный мир кардинально меняет свое отношение к традиционной культуре. В науке постепенно формируется новое представление о культурном населении как одном из важнейших факторов развития современной этнической культуры, и его адаптации в условиях стремительно меняющего мира. Приходит принципиально иное представление о населении как о живой и меняющейся системе, определяющей устойчивое развитие каждого общества и среды его обитания.

Динамика социокультурных преобразований в Республике Саха (Якутия) актуализировала гуманистическую парадигму воспитания - формирование социально и нравственно зрелой личности, которой присущи лучшие качества гражданина, труженика и семьянина. Повышенная требовательность общества к нравственному облику, сознанию и поведению граждан ставит перед педагогической наукой и практикой задачу патриотического воспитания подрастающего поколения, приобщения дошкольников к историческим местам родного края [25, c. 19].

Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (К. Д. Ушинский, А. Н. Радищев,                        В. Г. Белинский, Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, Р. И. Жуковская,                       Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова и др.). Авторами отмечено, что важнейшим  элементом  приобщения дошкольников к историческим местам родного края является  мировоззренческий  элемент,  включающий  в  себя  общие и конкретные  представления ребенка, усвоенных в процессе социализации.

В патриотических представлениях ребенка происходит единение  природного  и  духовного  начала,  природного  и  духовно-нравственного  мира  людей  [20, с. 33].  Становлению  самосознания  народа  способствует   существование  в  устойчивой  исторически  сложившейся  совокупности  людей,  обладание  ими  общими  чертами,  стабильными  особенностями  культуры  и  психологического  склада.

 В отечественной психологии и педагогике вопрос о приобщении дошкольников к культуре родного края рассматривается в тесной связи                      с проблемой социализации, которая «разрабатывается в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, где представлена система регуляции поведения в зависимости от степени  включенности в общественные  отношения» [51, c. 14].

Культура отражает процесс социализации, который тесно связан с  принятием  человеком  общественных  норм,  посредством  которых  он  приучается  жить  совместно  и  эффективно  взаимодействовать  друг  с  другом.  Также  он  связан с активным участием самого человека в освоении культуры человеческих отношений, приобретением умений и навыков, необходимых  для их  успешной  реализации.

В процессе приобщения дошкольников к культуре родного края формируется патриотическое самосознание. Понятие патриотического самосознания касается качеств, которые индивид приобретает в процессе социализации, и психологических механизмов, посредством которых достигаются желаемые изменения  [51, c. 16].

Е.Ю. Александрова пишет, что особая роль в процессе приобщении дошкольников к культуре родного края ребенка отводится к умножению его контактов с окружающими людьми. Через посредство этих контактов ребенок начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других, в деятельности осуществляя преобразования мотивационной сферы других людей. Так воспитываются патриотические чувства, так происходит  адаптация ребенка к общественной  среде [51,  с. 17].

Понятие  адаптация  традиционно  является  одним  из основных компонентов  категориальной  системы  современной  науки.  Латинское  слово «adapto» использовалось для обозначения приспособления живых  организмов к среде еще во времена Аристотеля. В современной науке  адаптация рассматривается как процесс и результат активного  приспособления  индивида  к  условиям  новой  социальной  среды  [2; 49].  Как известно, человеку присуща биологическая форма  приспособительной  деятельности  по  отношению  к  внешней  среде. Но,  говоря  об  адаптации  человека,  было  бы  неправильно  рассматривать  только биологическую адаптацию, не исследовав психологическую и социальную ее составляющие.  

В каждом конкретном случае процесс адаптации к культуре приобретает эмоциональную окраску и динамику в соответствии с особенностями психики индивида. Основным содержанием  социальной адаптации является принятие личностью норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального  взаимодействия [2, c. 69]. Исходя                    из сущности всего комплекса форм адаптации - биологической, психологической, социальной, адаптация к общественным отношениям представляет собой многокомпонентное понятие. Кроме того, для  общественных  отношений   характерно:

-  сосуществование  различных  социальных  норм  и  ценностей,  посредством  чего  люди  соотносят  и   выражают  свои  взаимоотношения  друг  с другом  и  при  помощи  которых  систематизируют  социальный  опыт  совместного  с  другими людьми  проживания  в  рамках  определенной  территории;

-  наличие  личного  интереса  к  условиям  жизнедеятельности                          в общем пространстве, стремление воспроизвести или создать  экономическую, социальную, политическую, духовную сферы этого  пространства;

- наличие общественного интереса к формированию общего пространства.

А.П. Оконешникова отмечает, что в процессе приобщения дошкольников к культуре родного края происходит адаптация ребенка к межличностным отношениям. Адаптация  к  ним  протекает  более-менее  легко в том случае, если социальные нормы, предъявляемые личности, не сильно отличаются от уже усвоенных ею или, по крайней мере, вызывают к ним достаточно сильный личный интерес, мотивацию на существование  в одном пространстве  с другими людьми [44, c. 50].

В  процессе  адаптации к социальной действительности  происходит  усвоение и  активное  воспроизводство  индивидом  социального  опыта,  осуществляемого в деятельности. Социализация происходит и в условиях стихийного воздействия различных обстоятельств жизни в обществе, и в условиях воспитания. Воспитание, с точки зрения многих исследователей, является ведущим и определяющим началом  социализации [7; 39].

Приобщение ребенка к культуре родного края невозможно без осознания им значения родной культуры, родной природы - родного края и, одновременно, постепенного приобщения его к культуре народа совместного проживания. Работники дошкольных учреждений и учителя школ в последние годы ведут активные поиски содержания, форм и методов приобщения детей к патриотической культуре [37,  с. 49].

В процессе воспитания ребенок осваивает навыки межличностного  общения,  впитывая  из  окружающей  среды  все  то,  что  затрагивает  его  ум  и  сердце,  но  присваивает  он  то,  что  доступно  его  пониманию                     и  возможностям,  поэтому  взрослые,  передавая  свой  опыт  детям,  учитывают  особенности  детского восприятия  и  мышления.  Психическое  развитие  ребенка  можно  понять  как  формирование  структуры,  образующейся  путем  интериоризации  социальных  отношений  [4, с. 19].  

Сфера отношений и предметная среда, окружающие ребенка, влияют                                 на формирование его патриотических ценностей, представлений о нормах поведения, являются первой школой чувств и эмоций.

Патриотическая культура для дошкольника является частью общей культуры человека, поэтому приобщение к истории родного края должно быть  неотъемлемой  частью  становления  личности  ребенка, начиная с раннего возраста. А введение детей в мир отношений между людьми в обществе и формирование представлений о культуре своего народа надо начинать со старшего дошкольного возраста. Исходя из этого, возникла потребность в теоретическом обосновании и методической разработке проблемы патриотического воспитания основ личностной культуры детей, связанной с общечеловеческими духовными ценностями. Культурные ценности не должны быть основаны на идеологии, а должны вытекать из человеческой природы [23,  с. 45].

В любом обществе, считает С.А. Козлова, нравственные ценности воплощены в культуре, обычаях и традициях народов и подкрепляются ими. То же самое относится и важным человеческим чувствам – ответственности, гражданственности, любви к родному краю. Ребенок, живущий в условиях взаимодействия культур, по мере своего развития учится уважать человеческую жизнь: ведь  все  самое  лучше в  культуре  каждого  народа  имеет  общечеловеческое  значение [23,  с. 76].

Теоретические основы воспитания любви к родному краю связаны                 с усвоением культуры межличностного общения в процессе деятельности,                с анализом различных подходов к определению сущности феномена патриотическая культура в контексте эмоционально-поведенческих проблем.  Для этого необходимо рассмотреть психологические аспекты воспитания эмоционально-положительного отношения детей дошкольного возраста                       к сверстникам, изучить проблему формирования взаимоотношений детей.                  На этой основе определены принципиальные позиции в решении проблемы патриотического воспитания дошкольников.

При всем разнообразии трактовки понятия «любовь к родному краю» (Ю.В. Бромлей, Р.Т. Гарданов, В.С. Мухина, А.П. Оконешникова,                       О.О. Сулейменов и др.), мы придерживаемся точки зрения о том, что основа патриотического воспитания формируется в семье. Жизнь ребенка                              в семейной микросреде позволяет ему «впитывать» культуру своего народа: мама поет ему народные песни, он играет народные игры, следует народным традициям и обычаям. Все  создает базу для воспитания высших чувств – чувство дома, чувство родства, чувство любви к родному краю [44,  с. 26].

В становлении личностных качеств имеет значение гармоничное развитие интеллектуальных и эмоциональных процессов. Ребенок не может               в полной мере уважать других людей и справедливо поступать                              по отношению к ним, если он не понимает их, не знает их образа жизни.

Изучая закономерности становления патриотического сознания ребенка, ряд психологов (Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, Р.А. Курбанов,                      Т.А. Маркова, В.С. Мухина, Е.А. Панько, К.Д. Ушинский и др.) прослеживают взаимосвязь этапов осознания ребенком себя как социального индивида и его развивающейся потребности в признании со стороны окружающих. Твердая убежденность в общности с другими людьми,                            уверенность в способности к тому или иному виду деятельности, чувство собственной значимости — необходимые компоненты патриотического самосознания [8; 39; 57].

В содержательном аспекте патриотизм включает:

- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

- уважительное отношение к родному языку;

- заботу об интересах родины;

- проявление гражданских чувств и сохранение верности родине;

- гордость за её социальные и культурные достижения;

- отстаивание её свободы и независимости;

- уважительное отношение к историческому прошлому и традициям;

- стремление посвящать свой труд, способности процветанию родины.

Для повышения качества работы по приобщению детей к культуре родного края педагогам необходимо знать определенные сведения об этнографии. Этнография народа, его традиционная культура, отражает также симбиоз и смешение культуры много веков соседствовавших народов. Отдельные народы редко фиксируются в этих источниках из века в век под одним и тем же именем. Обращение к истокам культуры народов Севера помогает не ребенку, но и взрослым адаптироваться к условиям проживания в суровых климатических условиях [15, c. 23].

История современных народов — яркий пример того, как в результате этнического взаимодействий, исторического развития в своеобразных природных экологических условиях формируется этнических общность основного порядка с присущими ей антропологическими и этнографическими особенностями, собственным языкам и самосознанием [31, c. 12].

Этническая история народов – это, прежде всего, история их многочисленных родовых и территориальных подразделений. Без точных знаний о трансформации традиционной родовой культуры народа трудно составить себе цельное представление о его истории [15, c. 128].

В работе по приобщению к культуре родного края необходимо учитывать историю народа как этноса. Этнос - это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Именно благодаря этим качествам этнос является для ребенка надежной группой поддержки. Несмотря на любые инновации, человечеству, чтобы самовоспроизводиться и саморегулироваться, необходимо сохранять связи между поколениями. Не случайно многие исследования свидетельствуют о том, что даже в условиях быстрых социальных изменений российские дети, хотя и интенсифицируют связи со сверстниками, ориентируются прежде всего на нормы и ценности близких взрослых. Более того, в современном мире наблюдается психологический сдвиг в настроениях людей  - больший интерес к корням, к традициям и обычаям предшествующих поколений [12, c. 82]

Педагога этнос интересует, прежде всего, как психологическая общность, способная успешно выполнять важные для каждого человека функции: 1) ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; 2) задавать общие жизненные ценности;                        3) защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие. Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», и этнос — не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. Среди таких групп можно назвать семью. Семья - реальная группа, в функционировании которой социально-психологические закономерности проявляются наиболее отчетливо. Предпосылкой психологического изучения семьи, в отличие от социологического подхода, является не столько анализ функций семьи, как социального института, сколько «психологическое» обеспечение этих функций [39, c. 47].

Очень важно учитывать особенности семейно-бытовых традиций и обычаев. Изменения в быту происходят медленнее, чем в экономике, в системе образования и социального воспитания, а также в некоторых других сферах общественной жизни. Консерватизм семейно-бытовых отношений обусловлен интимностью, специфичностью, относительной самостоятельностью и замкнутостью семьи. Здесь порой сказывается и длительное, весьма глубокое влияние религии, националистической психологии, трудностей и противоречий в развитии индивидуального сознания. Именно в семейно-бытовой сфере мы чаще всего встречаемся с рецидивами старых, потерявших и экономическую, и идейную основу обычаев и традиций. Ведь бывают случаи, когда после торжественной регистрации брака молодожёны тайно где-нибудь в другом месте венчаются в церкви. Таким же образом совершается крещение новорожденных, освящение нового дома и т. п. Похороны с попом, поминки и другие религиозные обряды пока не изжиты в нашем быту. И причиной тому не только живучесть старых обычаев и обрядов, но и недостаточно активная организаторская и воспитательная работа [40, c. 53].

Старые семейно-бытовые традиции, обычаи и обряды далеко не все так уж плохи и вредны, чтобы их надо было начисто искоренять. Многие из них имеют непреходящее нравственно-эстетическое значение. Традиции эти формировались под влиянием экономической необходимости, они являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, не говоря уже о влиянии на физическое развитие и закалку детей. И уважение к результатам труда, и понятие о долге и многие другие нравственные качества формировались у подрастающего поколения непосредственно. Правда, в самой семейно - бытовой жизни было прежде больше объектов для приложения посильного труда детей [9, c. 57]. Но вот под влиянием роста материального благосостояния, развития техники в быту убавилось этих объектов, да и сама традиция стала угасать. Последствия не заставили себя ждать; чётко обозначилась тенденция снижения трудолюбия у детей. Некоторые другие семейно-бытовые традиции и обычаи, несмотря на значительные социальные изменения в нашей жизни, необходимо сохранять и совершенствовать, потому что в них в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие. Так, большое значение имеет традиционная дружба семей, как бы породнившихся при рождении детей, дружба семей передовиков труда и т. п.

Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества (интернациональные, революционные традиции и т. п.).

Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств (патриотического, интернационального и т. п.).

Таким образом, основным направлением приобщения детей к культуре родного края является частью воспитания патриотической культуры. Это - создание сферы общения, в которой происходит эмоциональное сближение людей, формируются общие интересы и взгляды, развивается поле взаимодействия с разными людьми. Приобретение детьми опыта приобщения к родной культуре помогает развитию у детей доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми возможно. Для этого необходимо создавать специальные условия. Благоприятную почву для этого создает включение детей в различные виды совместной деятельности.

Актуальность темы. Реализация современной системы образования невозможна без знания своей Родины, своего родного края. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. О важности воспитания у ребенка любви к родному краю написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. При этом подчеркивается, что детям необходимо знать и изучать родной край. Именно акцент на знание родных мест, культуры народа поможет в дальнейшем с любовью, уважением и интересом относиться к традициям других народов.

 Воспитывая любовь к родному краю у детей старшего дошкольного возраста  расширяются  знания об укладе жизни, быте, обрядах, верованиях, историю своих предков, их культуре. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большей любовью, вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Наш современник, академик Д.С. Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле.

Актуальность проблемы воспитания любви старших дошкольников                      к родному краю  связана с необходимостью воспитания патриотических чувств и представлений ребенка. Это отражено в специфике воспитания патриотической культуры. Соблюдение норм патриотической культуры имеет огромное значение, так как понимание необходимости определенных правил и взаимоотношений между субъектами облегчает установление контактов, способствует взаимопониманию между людьми, живущими в разных местностях, создает устойчивые и благоприятные взаимоотношения ребенка с окружающими людьми. Поэтому решение этой проблемы в современных условиях является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения и требует всестороннего изучения.

Объект исследования:  воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания у старших дошкольников любви к родному краю.

Цель исследования: создание и экспериментальное обоснование педагогических условий воспитания любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста в ДОУ.  

Гипотеза исследования. Воспитание любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно если:

- повысить уровень знаний и представлений детей о жизни, быте                        и культуре родного народа;

- использовать разнообразие форм и методов работы, комплекс игр патриотического содержания;

- создать предметно – развивающую среду по проблеме исследования;

Задачи исследования:

1)  провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; 

2)  выявить уровень знаний и представлений детей старшего дошкольного возраста о культуре и истории родного края;                                 

3) разработать экспериментальную программу воспитания у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю  и определить ее эффективность.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, анкетирование, беседа индивидуальная и групповая, тестирование, обработка аналитических данных.

Методологическая основа исследования - философские и психологические концепции по проблемам развития личности ребенка; положения теории и практики развития личности в процессе общения и деятельности. Теоретической основой исследования явились положения отечественной педагогики об особой роли в усвоении навыков патриотического поведения дошкольников, раскрытые в трудах                            Л.С. Выготского, Е.Ю. Александровой, Г.Н. Волкова, А.С. Макаренко,  М.Д. Маханевой, С.В. Петериной, Э.К. Сусловой, В.А. Сухомлинского и др.

Новизна и теоретическая значимость исследования заключаются                 в том, что оно раскрывает теоретическое обоснование педагогических условий воспитания любви детей к родному краю на региональном материале, выявляет особенности воспитательной работы в этом направлении в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Практическая значимость исследования состоит в разработке воспитательной программы приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края на региональном материале. Работа включает методические рекомендации для педагогов по организации общения детей в игровых ситуациях, отражающих жизнь и быт родного народа и возможности использования материалов работы в практике обучения и воспитания дошкольников.

Экспериментальная база исследования. Работа проведена на базе  МБДОУ № 91 Республики Саха (Якутия).

Особенности воспитания любви к родному краю у старших дошкольников с учетом региональных условий  

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.

 Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг” и т. д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Задача воспитывать у детей чувство привязанности, о какой – то части родного города по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе “За что я люблю свой город” дети вспомнят то, что о нем узнали.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игры–занятия и автодидактические, игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом. С помощью этих игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для дидактических игр служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры. Из этого следует, что проблема применения дидактических игр приобретает важный характер [30, c. 120].

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов [51, c. 15].

В дошкольных образовательных учреждениях дети через содержание дидактических игр знакомятся с историей родного края, культуры, обрядов, традиций. Используются такие темы, как «Летопись моей семьи и истории страны», «История войны и труда», «Занятия моих земляков»                                            и т.д. Во многих ДОУ созданы «Исторические уголки», «Комнаты старины»                                [51, c. 29].

В настоящее время слабоизученной является проблема этногенеза аборигенов Севера, над которой в настоящее время трудятся археологи. На Колыме, Вилюе, Индигирке и др. местах Якутии ими был собран значительный археологический и антропологический материал. Прослежено генетическое единство культур позднего неолита и эпохи бронзы, выдвинута гипотеза об особом пути развития культуры северных племен, начиная с конца II тысячелетия до н.э. [31, c. 24]. Считается, что традиционная культура составляет основу народной культуры.

К основным аспектам содержания культуры народа можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.

Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России, способность к контакту с культурой других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального  заряда, сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора. Система обычаев традиций любого народа – это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в ряду сменяющих друг друга поколений.

М.Н. Мельников отмечает, что исходная историческая и социологическая характеристика русской культуры состоит в том, что в ней отражается пограничное положение России между двумя континентами - Европой и Азией, Западом и Востоком. Именно это промежуточное положение, взаимодействие с этими началами и противодействие им привело к глубокой противоречивости русской культуры, ее раздвоенности и внутренним расколам. По выражению  Н. Бердяева, Россия «соединяет в себе Запад и Восток как два потока мировой истории». В этой культуре можно найти разнообразие национально-духовной жизни: индивидуализм - коллективизм, смирение - бунт, природную стихийность - монашеский аскетизм, мягкость - жесткость, самоотверженность - эгоизм, элитарное - народное, высокое - обыденное, и др. [38, c. 52].

Отмеченные противоречия в русской культуре постоянно проявляют себя в различных сферах, отражаясь в художественном плане в поисках высокого ценностно-смыслового содержания в жизни, что придало ей несомненное мировое значение. Сама постановка проблем и выяснение их высшего гуманистического смысла придавали русской культуре общечеловеческую значимость. В своих классических достижениях она выступала как носительница современного просвещения, разума и гуманизма, как средство выяснения соотношения личности и общества, личности и государства, социального устройства жизни, отношений между представителями разных социальных слоев и культур [38, c. 54].

Принципиальные положения особенностей приобщения дошкольников к культуре родного края на примере истории русского народа позволили сделать вывод о целесообразности приоритетного воспитания на этой основе патриотических чувств детей, что явится содержательной основой практической части нашего исследования.                  

Современный мир кардинально меняет свое отношение к народной традиционной культуре. В науке постепенно формируется новое представление о культуре населении как одном из важнейших факторов развития современной этнической культуры, и его адаптации в условиях стремительно меняющего мира. Приходит принципиально иное представление о населении родного края как о живой и меняющейся системе, определяющей устойчивое развитие каждого общества и среды его обитания. С позиций сохранения поливариантного, этнически и содержательно многообразного культурного пространства, утрата любого из элементов традиционного населения Якутии (якутов, русских, эвенов, украинцев, юкагиров и др.) представляется невосполнимой утратой [9, c. 53].

Обращение к истокам культуры народов, населяющих Якутию, позволившей им не только выжить, но и сохранить свою этническую самобытность, выработать особый стиль мироотношения, сформированной много вековой практикой народов, живущих в суровых природно-климатических условиях, является правомерным и актуальным.

Для любой этнической культуры характерна целостность, системность особого рода, характеризующая сложным взаимопроникновением элементов, и подходить к ним нужно с особых позиций. Это касается также сферы духовной культуры и социальных отношений, которое составляют внутреннее содержание традиционной этнической культуры. Исследование этой проблемы в этнографии дает возможность рассмотреть особенности исторического развития народа. Изменения в социально-экономической жизни, развитие общественного сознания отражаются в первую очередь на семье. Исходя из этого, изучение семейно-брачных отношений представляет большой интерес, поскольку позволяет выявить и уточнить те исходные рубежи, с которых начиналось развитие форм семьи.

А.В. Орлова писала в своих работах, что одним из важнейших факторов, повлиявших на состояние русской народной культуры с характерной для нее многовариантностью, было развитие этнической территории русских. В связи с хозяйственным освоением окраин республики и вызванными им массовыми переселениями русского населения в различные исторические периоды из одних районов в другие, происходило, с одной стороны, смешение различных групп, образовавшихся ранее, с другой - формирование новых групп в ходе приспособления переселенцев к новым условиям жизни и в результате контактов их с местным населением. На новых местах в ходе сложных этнических процессов в культуре и быту пришельцев вырабатывались некоторые специфические черты, хотя продолжали сохраняться и старые, принесенные из родных мест и служащие своего рода историческими вехами в памяти народа [50, c. 67].

Непрерывность переселенческого процесса по всей территории республики составляет одну из характерных черт этнической истории русских. В едином русском массиве с ярко выраженной общностью самосознания, языка и культуры постоянно наличествовали различные подразделения, т.е. зоны или группы (областные, локальные, историко-культурные). В традиционной культуре среднерусской группы как бы сплавлены в единое целое северные и южные черты, которые скрещивались и перерабатывались в новых условиях на местной основе. В процессе изменений они приобретали зачастую уже не локальный, а общерусский характер (например, традиционный женский костюм с сарафаном и кокошником, распространившийся у русских повсюду, с некоторыми вариациями).

В местных географических условиях Якутии в тесном соседстве с разнообразным по национальному составу нерусским населением этническая общность русских приобрела особые черты, отличающие ее от населения других российских областей.

В азиатской части среди этнографических групп русских, имеющих свои самоназвания, Л.В. Волобуева и др. этнографы упоминают, прежде всего, «поляков», «каменщиков», семейских, русско-устьинцев, марковцев. Все эти группы связаны с заселением Сибири, которая, как известно, была включена в состав России в конце 16 – начале 17 вв. в процессе расширения границ Русского многонационального государства [61, c. 98].

Л.В. Волобуева также указывает, что почти с самого начала освоения Сибири, ее русское население пополнялось не только путем военно-служилой и хозяйственной миграции, но и за счет раскольников-старообрядцев. Значительная их часть вышла из Нижегородской губернии,                             с р. Керженца, поэтому старообрядцы в Сибири получили название «кержаков». Часть кержаков, приписанных к заводам и бежавших от невыносимых условий в горы, «в камень», проникла на территорию Горного Алтая и стала называться «каменщики» или «бухтарминцы» [61, c. 102].

Известное пополнение Сибири пришлым элементом давала также ссылка. В числе значительных групп ссыльных, отправленных в Якутию                      в 18 в. А.Г. Чикачев упоминает так называемых «поляков» («поляки» - старообрядцы, бежавшие в 17 в. от религиозных преследований в Польшу). Они были переселены в Якутию указом 1762 года. Часть из них осела на Алтае, а другая часть, дошедшая до Забайкалья, известна под названием «семейских». Русские, осевшие в Олекминской улусе – одна из древнейших групп русского народа в Сибири. А.Г. Чикачев пишет, что есть основания полагать, что их предки приплыли в устье Олекмы при Иване Грозном или в начале 17 века [65, c. 29].

Небольшая группа русских в средней части Якутии, которые переселились сюда из европейской части России в 16-18 вв., находясь в особых, непривычных для них, природных северных условиях, многое восприняли от местного населения: способы охоты и рыболовства, собаководство и оленеводство, некоторые виды одежды, но сохранили национальное самосознание, свой фольклор и язык. Сохранившуюся самобытную русскую культуру педагоги и родители передают подрастающему поколению.

Приобщение к духовному наследию народа, обращение к культуре прошлого обогащают личность ребенка и расширяют его социальный опыт, благодаря практике общения, поведения и чувств. В процессе такого приобщения у детей уже в дошкольном возрасте развиваются основы патриотической культуры. В формировании патриотической культуры личности ребенка в аспекте общения со взрослым населением исключительно большую роль играет народная педагогика, отражающая мораль и этику народа.

Анализ психолого-педагогической литературы и опыта дошкольных педагогов показывает, что воспитание любви к родному краю является тем средством, которое в состоянии воздействовать на сознание, чувства                          и поведение ребенка и положительно влиять на отношения между детьми                      в коллективе: Е.Ю. Александрова [51], Г.Н. Волков [9], Л.С. Выготский [13], М.Д. Маханева [37], Э.К. Суслова [53] и  др.  

Организация педагогических условий воспитания любви к родному краю должна создавать широкие возможности для расширения представлений и знаний детей старшего дошкольного возраста                                          об окружающем мире, разнообразных условиях жизни в природе и у людей. Новые подходы к проведению воспитательной работы в этом направлении учитывают применение привлекательных для детей старшего дошкольного возраста видов деятельности – игровой, коммуникативной, изобразительной, театральной [11; 24].  

Работа по воспитанию любви к родному краю в ДОУ связана                                 с формированием патриотических представлений ребенка.

Педагоги ДОУ стараются сделать процесс познания детьми истории и культуры творческим, развивающим и интересным для ребенка.

Эволюционный путь исторического развития человеческого общества раскрывается перед ребенком показом различных традиционных укладов жизни народа. Процесс познания строится от близкого и понятного ребенку — вглубь времен и вширь пространства. Знакомство с мифами родного народа позволяет выявить сходство тем, сюжетов и решений многих проблем, встававших перед людьми всего мира во все времена. Особое внимание уделяется знакомству с русским фольклором. Работа проводится на основе мастерской общения «У истоков» [53, с. 80]. Результаты работы видны при проведении фольклорных праздников: «Рождество», «Масленица», «Сороки», «Пасха», «Троица», «Осенины» в регионах с русским населением, «Ысыах», «Тангха» - с якутским населением, «Сэдьэ», «Праздник оленевода» - с эвенским и др.

На занятиях познавательного цикла дети получают элементарные представления о культурном прогрессе людей родного края. Знакомя детей с различными видами современного транспорта, педагоги рассказывают о том, как шло совершенствование средств передвижения. На занятиях по компьютерной грамотности они узнают, что первым средством коммуникации была письменность, а сейчас все заменил компьютер. Задачи данного раздела решаются в процессе общения взрослого с ребенком в повседневной жизни, в процессе бесед об окружающей действительности, просмотра теле-видео-передач. Детям сообщаются элементарные сведения об образе жизни человека в древности, в старину, о развитии труда человека, о современных профессиях человека [51, с. 94].

Для эффективной организации педагогического процесса, направленного на воспитание любви к родному краю, воспитателям дошкольных образовательных учреждений необходимо владеть соответствующей методикой, организационными формами и методами.

1. Важнейшим направлением работы воспитателя детского сада является систематическая, целенаправленная деятельность по ознакомлению дошкольников с родной страной, родным краем (малой родиной).

- В средней группе дети должны знать название поселка (города),                      в котором живут, домашний адрес, название улицы, на, которой находится детский сад, 6лизлежащие улицы, уметь ориентироваться на знакомой улице.

- В старшей группе дети должны овладеть полным объёмом знаний о поселке (городе).

2. Формирование знаний, интересов и отношений дошкольников к малой родине, к родной культуре осуществляется в основном в процессе организованных занятий с детьми.

3. При организации занятий следует учитывать, что не сумма разрозненных отдельных занятий определяют педагогическую ценность проводимой работы, а их целесообразная взаимосвязь, устремлённость на достижение определённых воспитательно-образовательных задач.

4. При организации работы по воспитанию любви к родному краю следует учитывать, что главное заключается не в том, что6ы дети усвоили точные сведения, а в том, чтобы у них возникли определённые чувства и отношения к явлениям родной действительности [51, с. 99].

5. Важной формой работы по воспитанию любви к родному краю являются занятия, в процессе которых осуществляется опосредованное знакомство детей с окружающим миром, природой, историческими местами родного края, формируются патриотические понятия и представления.

6. Для воспитания патриотических чувств дошкольников важно, чтобы дети в своей жизненной практике больше сталкивались с образцами и примерами высокой нравственности воспитателей и родителей, видели доказательства любви к родному краю, к его культуре, стремление трудом крепить могущество родины, защищать ее, крепить мир на земле [51, с. 101].

Учитывая важность работы по воспитанию у дошкольников любви                                   к родному краю, педагоги организовывают деятельность дошкольного учреждения по созданию развивающей среды. В связи с этим в дошкольном учреждении большое внимание уделяется принципам построении соответствующей развивающей среды:

- принцип приобщения к родной культуре и природе родного края;

- принцип взаимодействия взрослых и детей для осуществления контакта между ними на основе пространственного принципа «глаза в глаза»;

- принцип осуществления контакта взрослых и детей с учетом индивидуальных особенностей;

- принцип патриотической активности [37, с. 15].

Для соблюдения всех этих принципов создания соответствующей развивающей среды по воспитанию любви к родному краю, педагоги создают сферу общения на традициях народной педагогики. Такая окружающая среда ориентирована на познавательное и эмоциональное развитие детей: это - пособия, игры, практический материал для формирования патриотических чувств. Используется звуковой дизайн, который выполняет функции эмоционального приобщения к звучанию родных мелодий, звуков природы,                   в зимние вечера при свече, а также в детских играх, в самостоятельной деятельности как активный фон и дополнение. Игровая среда также направлена на обучение детей народному этикету, бытовым традициям в ходе общения в естественных условиях.

Эффективные пути воспитания у старших дошкольников любви                             к родному краю в региональных условиях могут быть реализованы посредством использования педагогики семейного быта, поговорок и пословиц народа, усвоения их значения в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадок – как метода умственного воспитания, народных сказок – как блестящих образцов народного педагогического сознания. Важное значение здесь имеет изучение народных представлений об искусстве воспитания. В традиционном народном воспитании обрядовая система, обычаи и традиции становятся основой самовоспитания. Обрядовая педагогика любого народа ориентирована на воспитание целостной личности. Так, фольклор является, по мнению Г.Н. Волкова,                                  А.Н. Виноградовой, М.Д. Маханевой и др., единственным и наиболее важным средством, помогающим снять излишнюю заорганизованность современных детей и раскрывающим их творческие способности. Занятия, развлечения и праздники в народных традициях оживляют детскую жизнь и эмоционально сближают детей и взрослых, так как эта сфера общения лишена официальности и идеологического давления [37, с. 45].

Правильная организация работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников основана на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста [46, с. 6].

Для педагогов и специалистов дошкольных учреждений важно найти методы, позволяющие для сохранения культурных ценностей народа установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в воспитании детей. С этой целью используется родительские собрания, консультации, посещение семей воспитанников. Глубокое знакомство детей через родителей и педагогов с явлениями общественной жизни способствует росту социального начала в чувствах, формированию правильного отношения к фактам окружающей жизни [51, с. 29].

Так, в русской семье и семье саха деятельность происходит на фоне осуществления самопроцессов и нравственной самоорганизованности, что в совокупности, составляет семейную самоорганизацию [68, c. 35]. Под самопроцессами принято считать переход действий от самосознания к самовоспитанию и от него к самоконтролю, который осуществляется                       в деятельности на непроизвольном, произвольном, произвольно–творческом                                        и творческом уровне в зависимости от психолого–педагогических условий организации. Степень перехода самопроцессов обусловлена степенью проявления самостоятельности каждого участника общения. Специфика взаимодействия в этих условиях должна учитывать следующие факторы:

- культурно-исторические ценности народа и социума оказывают существенное воздействие на сам процесс развития личности;

- воспитание в социуме реальной жизнью является естественным условием развития ребенка и представляет собой основу для развития этнических традиций воспитания;

- на развитие личности ребенка оказывают совокупное влияние природные факторы, история и культура народа [6, c. 8].

Таким образом, процесс воспитания у старших дошкольников любви                   к родному краю рассматривается как часть формирования патриотической культуры. Развивающая роль в этой деятельности связана с тем, что в ней осуществляется воздействие на все сферы жизни ребенка – эмоциональную, познавательную и поведенческую. Ведь при включении в игру активизируются все функциональные системы ребенка, начиная от эмоциональной и кончая интеллектуальной, но, самое главное, при этом работает душа ребенка, развиваются высшие эмоции, то есть идет развитие патриотических чувств. В том числе воспитываются такие высокие чувства как любовь к родному дому, к культуре своего народа.

Выводы по главе

1. Наиболее важными факторами патриотического воспитания детей дошкольного возраста являются проявления в них гуманности, коллективизма, гражданственности. Процесс приобщения дошкольников                         к культуре и истории родного края способствует переживанию ими патриотических чувств – любви к родному краю, к его природе, людям,                             к своему дому

2. Основным направлением процесса воспитания у старших дошкольников любви к родному краю является создание сферы общения,                           в которой происходит эмоциональное сближение людей, формируются общие интересы и взгляды, развивается поле взаимодействия с разными людьми. Приобретение детьми такого опыта возможно благодаря условиям пребывания в дошкольном учреждении.

3. Организация педагогических условий по воспитанию в ДОУ любви                    к родному краю должна создавать широкие возможности для расширения представлений и знаний детей об окружающем мире, о родных местах, разнообразных условиях жизни в природе и у людей. Новые подходы                           к проведению воспитательной работы в этом направлении учитывают применение привлекательных для детей старшего дошкольного возраста видов деятельности – игровой, коммуникативной, изобразительной, театральной

4. Разнообразная деятельность  по воспитанию любви к родному краю способствует тому, что изменяются отдельные качества ребенка: появляется избирательное отношение к людям, к явлениям и собственной личности (самооценка), развивается общительность (умение подойти к человеку и понять его), тренируются волевые и трудовые качества и навыки, формируется патриотическое сознание. Показателем сформировавшегося чувства любви дошкольника к родному краю служит патриотическое самосознание - чувство принадлежности к своему народу, своей культуре, родному краю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к Родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста

В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безгра...

Обобщение опыта работы на тему: «Воспитание любви к родине через любовь к природе родного края у детей старшего дошкольного возраста»

Данная  работа поможет педагогам приобщать детей к культуре и традициям русского народа, воспитывать трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочуствие, культивирует эмоциональное и поэтическое отгнош...

Буклет для родителей по музыкально-патриотическому воспитанию «Воспитание любви к родному краю у ребенка старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности ДОУ»

Чувство любви к Родине  закладывается в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметн...

«Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»

laquo;Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»...

Значение русской народной сказки и фольклора в формировании патриотизма, интереса и любви к Родине, Родному краю у детей старшего дошкольного возраста.

Русская народная сказка знакомит детей с чувством доброты, любви к Родине, развивает чувство справедливости, относя ребенка к конкретным историческим событиям, которые происходили на Руси много лет на...