«Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»
материал (старшая группа)
«Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubov_k_rodnomu_kryu.docx | 18.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Калининского муниципального района Саратовской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 г. Калининска Саратовской области»
Доклад из опыта работы
Сысолятиной Елены Викторовны
воспитателя МБДОУ «Детский сад №6 г. Калининска Саратовской области
на тему
«Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»
2022 год
«Формирование любви к родному краю у детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие с социумом»
Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств.
В дошкольном возрасте начинает формироваться любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо. Беречь и умножать богатства.
Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.
Базовым этапом формирования у детей любви к родному краю следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Это значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной посёлок, а значит, стать созидателем своей малой Родины.
В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, исторического опыта своего народа. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, родного края.
В своей работе я учитывала социокультурные и природные особенности города Калининска и Саратовской области в целом (участие в проекте «Подарим красоту окружающего мира на полотнах детям»).
Начиная работу по этой теме, я поставила перед собой следующие задачи:
• знакомство дошкольников с историей культурой родного города;
• формирование бережного отношения к природе и всему живому;
• развитие интереса к русским традициям и промыслам;
• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Неотъемлемой частью сближения и познания детей природы родного края являются целевые прогулки, экскурсии. Мною была проведена экскурсия на реку Баланда, в осенний период. Мы с детьми наблюдали за стаей лебедей, которые по каким-то причинам не смогли улететь в теплые края. Также были проведены экскурсии к памятнику Калинина, на центральную площадь «Открытие новогодней ёлки». Наш детский сад сотрудничает с кинотеатром «Победа». Неоднократно мы с детьми посещали детские сеансы. В прошедшем учебном году с детьми посетила пожарную часть, детскую библиотеку, музей.
После каждой экскурсии проводила с детьми беседы, формирующие положительные отношения к тому, что они увидели. Ребята делились своими впечатлениями после посещения этих мест.
Мною проводилась работа по знакомству детей с трудовой деятельностью жителей родного края на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление людей сделать свой край еще краше и богаче. ( В детский сад были приглашены родители детей, которые познакомили детей с особенностями своей профессии: полицейский, парикмахер, учитель и др.)
В процессе трудовой деятельности у детей формировалось представление о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Дети с удовольствием наводили порядок на игровой площадке: сгребали листья, занимались посадкой деревьев и уходом за цветами, подкармливали птиц.
В нашем детском саду существует давняя традиция: накануне Дня Победы мы с детьми изготавливаем поздравительные открытки. В этом году моя группа дошколят посетили здание Администрации, где поздравили Ветеранов и участников ВОВ. После поздравления мы с детьми ходили к памятнику «Клятва» для возложения цветов, как дань памяти и уважения погибшим воинам.
На базе нашего детского сада организовано дополнительное образование, танцевальный кружок. Хореограф помогала мне в формировании у детей любви к родному краю, через разучивание народных танцев, приуроченных к праздникам: «Масленица», «Жаворонки», «Новый год». Ведь именно в тесном, творческом и доброжелательном сотрудничестве в коллективе единомышленников можно дать детям хорошие знания, умения и навыки, научить их думать, мыслить, делать выводы, т.е. развиваться как личность.
Совместно с музыкальным руководителем разучивала с детьми потешки, поговорки, народные шуточные стишки, скороговорки, показывая богатство и красоту родного языка; проводили фольклорные и патриотические праздники.
В моей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы опираемся на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Положительно зарекомендовали себя “Дни открытых дверей”, спортивные и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформление интерьера группы фотовыставок о родном городе, о родном крае, в конкурсах рисунков, поделок, ярмарках, спортивных праздниках и развлечениях.
Показателем успешно проведенной работы было возникновение по инициативе детей сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Шофёры», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», «Библиотека» в которых ребята применяли свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Я со своей стороны поддерживала интерес к игре, давала ей нужное направление.
Таким образом, при формировании любви к родному краю, детский сад выступает той социокультурной средой, которая создает оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитывает патриотизм, основы гражданственности, а также формирует интерес к своей малой родине.