«Воспитание патриотизма через русские традиции»
учебно-методический материал (младшая группа)

Наталья Викторовна Иванова

Выступление на педагогическом совете на тему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped_sovete_po_patriotizmu.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

Выступление на педагогическом совете на тему: «Воспитание патриотизма через русские традиции»

Подготовила: воспитатель группы «Пчелки»

Иванова Наталья Викторовна

г.Гагарин, 2020

            Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого –  любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.  Постепенно расширяясь, эта любовь  переходит в любовь к родной стране,  к ее истории, прошлому и настоящему,  ко всему человечеству.
                                                                                                                Д.С. Лихачев

          В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с детьми становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

      Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Этот благодатный возраст –  он имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Которое формируется через привитие любви к Родине, к родному городу, к семье, к традициям своего народа  его культуре. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но пропущены через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

          Задачами духовно – нравственного и патриотического воспитания дошкольников являются:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. 

        Есть определенная последовательность работы по патриотическому воспитанию, Здравствуй, это я. Формировать образ я. Начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни.  Моя семья - обогащать представления о своей семье, членов семьи.  Мой сад - продолжать знакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением. Мой город- знакомство с родным городом, его названием, основными достопримечательностями.  Моя страна- знакомить с флагом и гербом, названием. Традиции - празднованию Нового года, Дня Защитника Отечества, Международного женского дня., Масленице, Великой отечественной войне. Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.

Неисчерпаемым источником патриотического, нравственного, эстетического воспитания малышей является народное творчество. 

В сказках, поговорках, загадках, закличках, частушках, прибаутках заключается народная мудрость, которая веками воспитывала в молодых поколениях гордость за талант народа, любовь к родному языку, интерес к выразительному, точному слову. Дети чутко улавливают меткость народного слова, охотно включают в свою речь образные выражения, присутствующие в фольклоре, с удовольствием разгадывают загадки, запоминают потешки. 
       Детский фольклор-это особенная область народного творчества. В течение многих веков прибаутки, частушки, потешки, приговорки, заклички и колыбельные песни любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа. Знакомство с детским фольклором развивает у малыша интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус. Особенностью этих произведений являются правдивость, поэтичность, занимательность, предельная простота сюжета, краткость, ритмичность, образность языка, музыкальность, игровой момент. По своему характеру они забавны, веселы, жизнерадостны. Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся.  Мы в своей работе и в режимных моментах, и на открытых занятиях и в организации ООД   все используем художественное слово, потешки, загадки, считалки. Прослушивание колыбельных песен перед сном.

Чтение русских народных сказок. Разучивание пальчиковых игр на основе русских народных потешек. Просмотр мультфильмов, кукольного театра по мотивам русских народных сказок.  Разучивали игры- хороводы «Каравай», «Карусели», «Заинька попляши».

В рамках работы по теме мой дом, мой родной город мы провели беседу на тему флаг нашей родины, беседу мой город, моя улица. Знакомили детей с флагом и гербом нашей страны, даем начальные представления об этой теме. Формировали первичные представления о малой родине и Отечестве, представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Не забывали пополнять развивающую среду в уголке ряжения костюмами, масками. Очень нравится детям инсценировать сказки «Теремок», «Колобок».

          К Дню защитника отечества в нашей группе прошло развлечение, на котором дети пели, делали разминку. Тем самым осуществлялось патриотическое воспитание. Смотрели презентацию о военных профессиях, рассматривали иллюстрации по этой теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма через знакомство с достопримечательностью родного края озером Байкал

Одним из приоритетных направлений является экологическое образование. Знакомство детей с родным краем с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует  у...

Нравственное воспитание дошкольников через изучение традиций русского севера (из опыта работы Тырловой Людмилы Анатольевны, воспитателя МБДОУ ЦРР д/сад"Ёлочка" п.Североонежск

В материале представлен план выступления воспитателя Тырловой Л.А. по теме "Нравственное воспитание дошкольников через изучение традиций русского севера" (из опыта работы)...

Консультация для воспитателей. Воспитание патриотизма через знакомство с малой родиной

Консультация для воспитателей.Воспитание патриотизма через знакомство с малой родиной...

Проект по нравственно–патриотическому воспитанию « Воспитание патриотизма через знакомство с родным краем.»

Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. ...

Семейное воспитание детей через русскую культуру и традиции

Русской культурной традицией считается закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаи...

Консультация для воспитателей. Воспитание патриотизма через знакомство с малой родиной

Патриотизм, нравственность — высокое гражданское чувство и высокие слова. В то же время-это чувство простое и понятное, за которым стоит для каждого человека многое: любовь к родителям, своему д...

Проект "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции"

Цель: формирование чувства единства, дружбы, равенства у младших дошкольников через русские народные праздники, обряды и традиции....