Педагогический проект «Мир в ладошках»
методическая разработка (младшая группа)

Соловьева Наталья Сергеевна

Включение в роботу с детьми, нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования, позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств, изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописними материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, — можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать версто кистей колосок или листок березки).Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_v_ladoshkah.docx80.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА»)

Педагогический проект

«Мир в ладошках»

Разработчик: Соловьева Н.С, воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»

г. Надым, 2019г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Паспорт проекта

3

1.

Введение

4

1.1

Актуальность проекта

5

1.2

Цель и задачи проекта

6

1.3

Принципы реализации проекта

6

2.

Программа реализации проекта

8

3.

Планирование ресурсного обеспечения

12

4.

Риски и их предупреждения оценка эффективности.

13

5.

Предполагаемый результат,

14

Список литературы

18

Паспорт проекта

Наименование проекта

Педагогический проект «Мир в ладошках»

Заказчик проекта

МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

Основания для разработки проекта

- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минобразования РФ от 15.01.2002г. №76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности воспитанников в образовательных учреждениях».

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.

Разработчик проекта

Соловьева Н.С,воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»                                                          

Координатор проекта

Колесникова О.А., заместитель заведующего по УВР  МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»                                        

Цель проекта

Формирование творческих способностей у детей 2-3 лет через нетрадиционные техники.

Задачи проекта

- формировать у детей технические навыки рисования;

- познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

- развивать воображение и творческие способности;

- обогащать и расширять художественный опыт детей;

-  побуждать ребенка экспериментировать;

-  развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.

Сроки реализации проекта

1 год

Сентябрь2019 - май 2020

Целевая группа

Дети 2-3 лет, родители

Ожидаемые результаты

1. Сформированные у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.

2. Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами.

3. Умение детей самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования.

4. Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

5.повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

1.Введение.

Воспитать творческого человека без красоты невозможно. Прекрасное — вечный источник духовности, вдохновения, творчества.

 На современном этапе развития дошкольной педагогики проблему детского творчества невозможно рассматривать отдельно от вопросов обучения изобразительной деятельности. В связи с этим процесс рисования, лепки, аппликации нужно понимать не только, как усвоение детьми определенных знаний и умений, а воспитание умения эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Как известно, одним из основных заданий дошкольного образования, является обеспечение надлежащих условий для полноценного, своевременного и разностороннего развития ребенка с целью воспитания инициативной, творческой личности.                                                                

Включение в роботу с детьми, нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования, позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств, изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописними материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребенка (использования предметов, которые окружают ребенка каждый день в новом ракурсе, — можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать версто кистей колосок или листок березки).Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация речевой деятельности детей. (Чем я еще смогу нарисовать?Что я смогу нарисовать этим материалом?) За счет использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приемов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники «кляксография», «монотипия» и т.п.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторимая. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности.            

Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы условия, которые используются в полном объеме. Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.

1.1Актуальность.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Проблема.Отсутствие системы работы в ДОУ по формированию художественно  творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Гипотеза.Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.

1.2. Цель. Задачи

Цель проекта:Формирование творческих способностей у детей 2-3 лет через нетрадиционные техники.

Задачи:

- формировать у детей технические навыки рисования;

- познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

- развивать воображение и творческие способности;

- обогащать и расширять художественный опыт детей;

-  побуждать ребенка экспериментировать;

-  развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.

1.3. Принципы реализации проекта

Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая

дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее.

Проблема развития способностей дошкольников находится сегодня в центре внимания

многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании, имеется

множество статей, методических пособий, сборников игр и упражнений, как по развитию

различных психических процессов в этом возрасте, так и по развитию разных видовспособностей общей и специальной направленности.

Проблема общих и специальных способностей неизменно привлекала к себе внимание российских психологов еще в 40 - 60-х гг. прошлого столетия.

Хорошо известны работы в этой области видных отечественных ученых: Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, А.Г. Ковалева и др.

В 70-е гг. XX века вышли в свет две значительные работы, обобщающие опыт

теоретических исканий в области изучения способностей: «Проблемы способностей» К.К.Платонова и «Методологический аспект проблемы способностей» Т.И. Артемьевой.

Процесс создания образа складывается из двух частей: формирование зрительного

представления и его воспроизведения (Г.В. Лабунская, Н.П. Саккулина). Первую часть

деятельности называют ориентировочной, а вторую - исполнительной (Л.А. Венгер, Н.П.

Саккулина). Разные по характеру, они требуют от человека проявления различных качеств

(свойств) личности, т.е. способностей.

Особого внимания заслуживают исследования этой проблемы Н.П. Сакулиной в силу

их полноты, конкретности, обоснованности, последовательности в раскрытии узловых

вопросов и соотнесенности с дошкольным возрастом. В 1959 году вышла одна из

интереснейших работ Н.П. Сакулиной по проблеме способностей к изобразительной

деятельности «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного

возраста в занятиях рисованием».

В 60-70 гг. и по настоящее время проблемой целенаправленного и активного

воздействия на развитие творческих способностей занимались Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова,

ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной. Они считали, что художественно-

творческие способности могут быть представлены и как специальные задачи обучения

деятельности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний

эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и

творческой деятельностью ребенка. Занятия изобразительной деятельностью способствуют

развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного

мышления и памяти детей.

Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для

всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.

Вся работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста строится на следующих принципах:

1.Принцип поэтапности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Проект составлен с учетом возрастных особенностей ребенка.

2. Принцип динамичности - каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений - подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4 Принцип выбора - подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе.

5. Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.

6. Принцип успешности. Это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.

Вид проекта: Долгосрочный

Продолжительность проекта:1 год (2019-2020уч.г.)

Участники проекта: Дети, воспитатели.

2. Программа реализации проекта

План реализации проекта

Период

Мероприятия

Задачи

  1. Подготовительный этап. Сентябрь 2019г

сентябрь

1неделя

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

Повысить компетентность педагогов

2 неделя

Разработка содержания проекта:
«Мир в ладошках»

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты

3 неделя


Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Определить объем и содержание работы по проекту.

4 неделя

Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности»

Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.

2.Основной этап. Октябрь 2019 -Апрель 2020

октябрь

1 неделя

Коллективная работа «В гости осень к нам пришла» (рисование пальчиками)

Формировать умение детей рисовать красками при помощи пальцев (рисуем пальчиком),
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

2 неделя

Рисование пальчиком «Дождик, дождик, кап-кап-кап»в индивидуальной форме.

Закрепить  технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком),
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

3 неделя

Рисование ватной палочкой «Зернышки для мышки».

 Формировать умение рисовать ватными палочками. Развивать фантазию и воображение, поддерживать эмоциональный настрой детей.

4 неделя

Дидактическая игра

«Дорисуй предмет»

Развивать творческое воображение;
память; мелкую моторику пальцев рук.

Ноябрь

1 неделя

Рисование способом примакивания«Наше солнышко»

Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания);
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

2 неделя

Рисуем пальчиками

«Украсим зонт девочке»

Развивать умение ребенка положить ровные ряды пальчиковых узоров, линейное выстраивание

3 неделя

Рисованиеладошками

 «Жар- птица»

Развивать умение наносить краску и делать отпечатки –птицы. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционными способами.

4 неделя

«Ветка рябины», рисование пальчиками

Развивать умение детей  самостоятельно рисовать красками при помощи пальцев по образцу; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию.

Декабрь

1 неделя

Рисуем техникой выдувание«Ваза с цветами»

Знакомить с техникой выдувание;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

2 неделя

Рисуем губкой «Снеговик»

Закреплять технику нетрадиционного рисования (способом примакивания);
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

3 неделя

Оформление художественной выставки«Зимушка зима»

Познакомить детей с понятием «выставка»; её назначением;
побуждать детей принимать активное участие; привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

4 неделя

Рисуем способом тычка (жесткой кистью)«Как красива наша ёлка»

Закрепить технику нетрадиционного рисования (тычкование),

активизировать словарь по лексической теме; развивать творческое воображение;развивать мелкую моторику пальцев рук.

Январь

1 неделя

Развлечение «Рождественский сапожок»

Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

2 неделя

Рисуем поролоном  способом «Тампонирование»«Морозный узор»

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве

3 неделя

«Солнышко», рисование ладошкой (лучики), коллективная работа.

Продолжить развивать умение опускать ладошку в гуашь и оставлять оттиск на листе бумаги, воспитывать любовь к природе.

4 неделя

Рисуем воздушными шарами

«Разноцветные шары»

Развивать творческое воображение;
память; мелкую и крупную моторику пальцев рук.

Февраль

1 неделя

Рисуем кисточкой способом примакивания«Галстук для папы»

Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания);
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

2 неделя

Рисования зубной щеткой «Зимние напевы»

Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами; активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.

3 неделя

Дидактическая игра «Собери гусеницу»

Рисуем штампами

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

Рисуем по мокрой бумаге

«Зимний лес»

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.Намочить в чистой воде комочек ваты,отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части.

Март


1 неделя

Рисуем пластилином (пластилинография)

«Русская березка».

Знакомство с техникой рисования пластилинография; ктивизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

2 неделя

Открытка для мамы
«8 Марта»

Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками;
украшая цветами открытку для мамы.
Развиваем мелкую моторику рук.

3 неделя

Дидактическая игра «Дорисуй предмет»

Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.

4 неделя

Рисование ватной палочкой
«Мячик для сестренки»

Продолжить развивать умение рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения.

Апрель

1 неделя

Рисуем пальчиками

«Волшебные свойства яблочек»

Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком), активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.

2 неделя

рисование пальчиками

«По дороге в детский сад»

Продолжать учить рисовать красками при помощи пальцев, ритмично наносить отпечаток на бумаге.

3 неделя

Оформление художественной выставки «Весна»

Побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; 
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

4 неделя

Коллективная работа «Голуби мира»

Закрепить технику рисования ладошками.

3.Заключительный этап. Май 2020

май

1 неделя

Развлечение «В гостях у солнышка».


Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.

2 неделя

Оформление художественной выставки «Чудесные краски»

Побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности; 
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.

3 неделя

Мастер – класс для родителей  по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми  дошкольного возраста».

Познакомить родителей  с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования

4 неделя

Рисуем ладошками

«Салют»

Вспомнить технику рисования ладошками, закрепить цвета.


  1. Планирование ресурсного обеспечения.
  1. Материально-технические:
  • уголок изобразительной деятельности в группе
  • Бумага разного формата и цвета.
  • Акварельные краски.
  • Гуашь.
  • Трубочки для коктейля.
  • Баночки для воды.
  • Кисти разного размера.
  • Салфетки.
  • Зубная щетка
  • Ватные палочки.        
  • Пластилин
  • Штампы.
  • Поролон
  • Губки
  • конспекты  занятий
  • картотека нетрадиционных способов рисования
  • конспекты кружковых занятий
  •  оформление альбомов
  •  сбор иллюстративного материала
  • подборка репродукций картин известных художников
  •  оформление альбомов
  • аудио -видео записи
  1. Кадровые:воспитатель

4. Риски и их предупреждения оценка эффективности.

  1. Низкая заинтересованность родителей в вопросах художественно- творческого развития дошкольников. Неготовность части родительской общественности к активному участию в организации жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении.

Пути выхода:

- информирование родителей о задачах и содержании творческого развития детей в детском саду (общие и групповые родительские собрания, консультации);

- вовлечение родителей в совместную работу с детьми, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества (огромную помощь оказывает работа родительского комитета);

- проведение выставок детско-взрослого творчества, праздников, развлечений, конкурсов.

2. Невысокая профессиональная компетентность отдельных воспитателей в организации образовательной работы по творческому развитию дошкольников. Отсутствие у ряда педагогов навыков организации проектной и исследовательской деятельности дошкольников, мотивации к инновационной деятельности.

Пути выхода:основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта.

-повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие

Эффективность применения нетрадиционных техник рисования

Занятия по изобразительной деятельности, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок и т. д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира.

Детей очень привлекают   нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, рисования на мокрой бумаге, поролоном, штампы,пластилинография рисование пластилином и другими. Малышам очень нравится разнообразие техник, детские работы стали более интересными, разнообразными.

Таким образом, становится понятно, что занятия с использованием нетрадиционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.

5.Предполагаемый результат.

В результате реализации проекта будет достигнуто:

  1. Сформированные  у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования.
  2. Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами.
  3. Умение детей самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования.
  4. Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
  5. повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.

Мониторинг проектной деятельности

Содержание педагогической работы с детьми 2-3 лет по освоению образовательной области «Художественное творчество» предполагает:

- формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа, относительное сходство по форме, цвету, величине, используя цвет как средство передачи предметного признака; умение изображать живые объекты, игрушки, используя изображение из пятен обобщенных округлых форм; изображать обобщенный образ предмета;

- развитие творческого воображения.

Следовательно, диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

1.анализ продуктов детской деятельности;

2.выявление уровня творческого развития.

Способы определения результативности:

 Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май).


Диагностическая карта по методике «Диагностика изобразительной деятельности»

Г.А. Урунтаевой

Диагностика проводиться методом наблюдения.

№ п/п

Ф.И. ребенка

Технические навыки

Точность движений

Средства выразительности (цвет, форма, композиция и др.)

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Речь в процессе рисования

н

к

Н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1.

«н» начало года; «к» – конец года

Анализ продукта деятельности

1. Содержание изображения (полнота изображения образа) 

2. Передача формы: 

высокий уровень – форма передана точно;

средний уровень – есть незначительные искажения;

низкий уровень – искажения значительные, форма не удалась.

3. Строение предмета:

высокий уровень – части расположены верно;

средний уровень – есть незначительные искажения;

низкий уровень – части предмета расположены неверно.

4. Передача пропорций предмета в изображении:

высокий уровень – пропорции предмета соблюдаются;

средний уровень – есть незначительные искажения;

низкий уровень – пропорции предмета преданы неверно. 

5. Композиция.

А) расположение на листе:

высокий уровень – по всему листу;

средний уровень – на полосе листа

 низкий уровень – не продумана, носит случайный характер. 

Б) отношение по величине разных изображений:

высокий уровень – соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;

средний уровень – есть незначительные искажения;

низкий уровень - пропорциональность разных предметов передана неверно. 

6. Передача движения:

высокий уровень – движение передано достаточно четко;

средний уровень – движение передано неопределённо, неумело

низкий уровень – изображение статическое.

7. Цвет.

А) цветовое решение изображения:

высокий уровень – реальный цвет предметов

средний уровень – есть отступления от реальной окраски;

низкий уровень – цвет предметов передан неверно;

Б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

высокий уровень – многоцветная гамма; 

средний уровень – преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные); 

низкий уровень – безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете. 

Анализ процесса деятельности.

1. Характер линии:

А) характер линии:

высокий уровень – линия прерывистая 

средний уровень – дрожащая (жесткая, грубая) 

низкий уровень – слитная 

Б) нажим: 

высокий уровень– сильный, энергичный 

средний уровень – средний 

низкий уровень – слабый 

В) раскрашивание: 

высокий уровень – мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура 

средний уровень – крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура 

низкий уровень – беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура

Г) регуляция силы нажима: 

высокий уровень – регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура

средний уровень – регулирует силу нажима, при раскрашивании иногда выходит за пределы контура 

низкий уровень – не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.

 2. Регуляция деятельности. 

А) отношение к оценке взрослого:

высокий уровень – адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки, неточности

средний уровень – эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе прекращается)

низкий уровень – безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется) 

Б) оценка ребёнком созданного им изображения: 

высокий уровень – адекватна 

средний уровень – неадекватна (завышена, занижена) 

низкий уровень – отсутствует 

3. Уровень самостоятельности: 

высокий уровень – выполняет задание самостоятельно, без помощи взрослого, в случае необходимости обращается с вопросами; 

средний уровень – требуется незначительная помощь взрослого, с вопросами к взрослому обращается редко;

низкий уровень – необходима поддержка, стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается. 

Творчество. 
-Самостоятельность замысла
-Оригинальность изображения 
- Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. 

Диагностическое обследование на выявление уровня творческого развития.

Задание: детям даётся стандартный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить, чтобы получилось красиво. 

Анализ результатов выполнения задания. 

Высокий уровень – наделяет предметы оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного и того же близкого образа. 

Средний уровень – наделяет образным значением все или почти все круги, но допускает почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляет предметы простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, шар и т.д.) 

Низкий уровень – не смог наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.


Список литературы.

  1. Бабаева А.Г., Гогоберидзе., Солнцева О.В. «Детство»: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.: Детство – Пресс, 2016.
  2. Бударина Т.Л. Знакомство детей с русским народным творчеством. Спб, Детство-пресс, 2001
  3. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] /Л. А. Венгер,  Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.
  4. Доронова Т.Н., С.Г.Якобсон Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре,1992
  5. Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе « Детство» / ДавыдоваН.А., Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с
  6. Знакомим с пейзажной живописью: Цикл «Большое искусство — маленьким»: Учеб.-
  7. наглядное пособие. составитель Авт -., Курочкина Надежда, 2005 г., Изд.: Детство-пресс
  8. Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество» «Карапуз дидактика» 2006 г.
  9. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста (нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Москва 2006г
  10. Комарова, Т.С. ЗацепинаМ.Б.Интеграция в воспитательно - образовательной работе детского сада.[Текст] Методическое  пособие – 2-е изд. и доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2012
  11. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. СПб., Детство – пресс, 2018.
  12. Курочкина Н. А «Знакомим с пейзажем» С-П. 2010 программа «Детство»
  13. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду» ранний возраст. ООО «Карапуз дидактика» 2008 г.
  14. Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.
  15. Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду  А.В. Никитина. – Каро, 2007.
  16. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» под ред.Т.Н. Дороновой, Т.И. Ерофеевой .стр. 145 – 163.М. Обруч.2010г
  17.  Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. – Ярославль, 1998.
  18. Серия альбомов «Школа семи гномов» рабочие тетради для занятий с детьми от 0 до 4 лет. «Мозаика-Синтез», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Ладошка в ладошке"

Девиз работы:- чтобы родители помогали детскому саду, их надо впустить в детский сад.Цель проекта:Помочь родителям увидеть в дошкольном учреждении потенциального помощника, консультанта в воспитании и...

Педагогический проект по сенсорному развитию "Раз ладошка - два ладошка"

В данном материале подробно расписан проект, указано перспективное планирование  всего проекта а также подборка консультаций для родителей....

Педагогический проект «Слово на ладошке». Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем лучше ребенок»(Василий Александрович Сухомлинский)...

Педагогический проект «Слово на ладошке»

Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»...

Педагогический проект "Жук на ладошке"

Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных с разнообразием  насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в экологической цепи и поможет дошкольникам окунуться в удивительный  и заво...

Педагогический проект:"Семья на ладошке"

 В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечив...