Педагогический проект «Удивительный мир театра»
методическая разработка (младшая группа)

Соловьева Наталья Сергеевна

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_na_2020-.docx92.2 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА»)

Педагогический проект

«Удивительный мир театра»

Разработчик: Соловьева Н.С, воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»

г. Надым, 2020г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Паспорт проекта

3

1.

Введение

4

1.1

Актуальность проекта

5

1.2

Цель и задачи проекта

6

1.3

Принципы реализации проекта

6

2.

Программа реализации проекта

8

3.

Планирование ресурсного обеспечения

11

4.

Риски и их предупреждения оценка эффективности.

11

5.

Предполагаемый результат,

12

Список литературы

16

Паспорт проекта

Наименование проекта

Педагогический проект «Удивительный мир театра»

Заказчик проекта

МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

Основания для разработки проекта

- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

- Приказ Минобразования РФ от 15.01.2002г. №76 «О создании безопасных условий жизнедеятельности воспитанников в образовательных учреждениях».

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 № 26.

Разработчик проекта

Соловьева Н.С, воспитатель МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»                                                          

Координатор проекта

Колесникова О.А., заместитель заведующего по УВР  МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»                                        

Цель проекта

Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности,

Задачи проекта

- формировать интерес к театрализованной деятельности театрализованные игры, сказки;

- формировать мышление малышей через театрализованную деятельность;

- формировать умение правильно пользоваться темпом, громкостью (интонацией) речи, отчетливо произносить звуки, слова, фразы;

- развивать речь, воображение и мышление;

- развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук;

- совершенствовать у детей моторику, координацию, переключаемость и целенаправленность движений;

- обогатить предметно развивающую среду.

Сроки реализации проекта

1 год

Сентябрь2020 - май 2021

Целевая группа

Дети 2-3 лет

Ожидаемые результаты

1.Дети познакомятся с русскими народными сказками.

2 Дети будут чаще прибегать к активной речи как выражению своих чувств и эмоций.

3 Повысится моя педагогическая компетенция в вопросах театральной культуры.

4 В группах будут внедрены соответствующие предметы и материалы.

1.Введение.

Театр – это волшебный мир. Он дает

уроки красоты, морали, нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идет

Развитие духовного мира детей.

(Б.М. Теплов)

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями.

Как мы постигаем мир дошкольного детства? Как открываем его влияние на развитие ребёнка?

Прежде всего, через самые разнообразные детские игры. Не случайно игра названа спутником детства.

Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он

сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет, учится общению.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребёнка в раннем возрасте является театр и театрализованные игры.

Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и  ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. Они стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр.

Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста:

от непроизвольной эмоциональной - у малышей, к интонационной речевой - у детей средней группы и к языковой выразительности речи -у детей старшего дошкольного возраста.

Для развития речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучать ещё в раннем детстве. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные игры. Они всегда радуют

детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи.

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого - либо персонажа.

  1. Актуальность

Младший дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В 2-3 года у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь. В этот же период происходит формирование основных качеств личности. Поэтому ни один из детских возрастов не требует такого разнообразия средств и методов развития и воспитания, как младший дошкольный.

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Один из способов развития творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности является создание вокруг них предметно-развивающей среды, которая должна обеспечивать условия для творческой деятельности каждого ребенка.

Проблема: В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Наблюдение за детьми в самостоятельной игровой и в непосредственной организованной деятельности показало низкий уровень речевого развития, коммуникативных навыков, умения взаимодействовать друг с другом, а также неумение передать свои эмоции и понять эмоциональное состояние сверстников.

Гипотеза: Театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка. Основной целью проекта является творческого и речевого развития детей средствами театрализованной деятельности

1.2. Цель. Задачи

Цель проекта: Приобщать детей к театральному искусству, к театрализованной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей. Создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности.

Задачи:

- формировать интерес к театрализованной деятельности театрализованные игры, сказки;

- формировать мышление малышей через театрализованную деятельность;

- формировать умение правильно пользоваться темпом, громкостью (интонацией) речи, отчетливо произносить звуки, слова, фразы;

- развивать речь, воображение и мышление;

- развивать мимическую выразительность и мелкую моторику пальцев рук;

- совершенствовать у детей моторику, координацию, переключаемость и целенаправленность движений;

- обогатить предметно развивающую среду.

1.3. Принципы реализации проекта

 Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

   Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – это составная часть социально-экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

   Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. И. Волков и многие др.

   Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

   Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

   Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Вся работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста строится на следующих принципах:

1.Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом

индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности,

интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его

эмоциональном благополучии.

2. Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с

другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.

3.Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов

согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.

4.Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается

в соответствии и учетом возраста детей.

5. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада

и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в

семье.

Вид проекта: Долгосрочный

Продолжительность проекта: 1 год (2020-2021 уч.г.)

Участники проекта: Дети, воспитатели.

2. Программа реализации проекта

План реализации проекта

Период

Мероприятия

Задачи

  1. Подготовительный этап. Сентябрь 2020г

сентябрь

1неделя

Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно -демонстрационного, раздаточного   материала.

Повысить компетентность педагогов

2 неделя

Разработка содержания проекта:
«Удивительный мир театра»

Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты

3 неделя

Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

Определить объем и содержание работы по проекту.

4 неделя

Подборка материала :стихов,  загадок,

чистоговорок,   серии  игр  для  развития  речи  детей  средствами театрализованной деятельности, игрушек,  иллюстраций,  фотографий.

Изготовление  элементов,  декораций,  изготовление  шапочек  для  сказки и др.; пополнение предметно-развивающей среды группы; оздание картотек.

2.Основной этап. Октябрь 2020 -Апрель 2021

октябрь

1 неделя

Показ презентации детям: «Что такое театр»

Беседа о театре «Здравствуй, театр!»

Познакомить детей с театром – как видом деятельности. Расширить знаний детей о театре

2 неделя

Досуг: «В гостях у сказки»

Выставка: «Театральные маски»

Обогащение театрального центра масками сказочных персонажей. Формирование у детей интереса к сказкам; познакомить с героями.

3 неделя

Выставка рисунков: «Мой любимый сказочный герой»

Создание альбома: «Сказочные герои»

4 неделя

Беседа с детьми «Что мы знаем о театре». Знакомство с разными видами театра. Показ детям спектакля настольного театра «Маша и медведь».

Уточнить знания детей о театре, о видах театра.  Познакомить с приемами управления настольными куклами. Учить детей навыкам кукловождения.

Ноябрь

1 неделя

Чтение русских народных сказок: «Колобок», «Курочка ряба», «Три медведя» беседы по содержанию сказок.

вызвать интерес к русским народным сказкам, приобщать детей к народному творчеству; способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей

2 неделя

Рассматривание иллюстраций, картин к сказкам.

Формировать интерес к сказкам; продолжать приобщать детей к рассматриванию иллюстраций к произведениям детской литературы. 

3 неделя

Обыгрывание потешки «Сидит белка на тележке»

Развивать умение обыгрывать небольшие потешки, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

4 неделя

Игра- драматизация «Кошки – мышки!»

Развивать умение обыгрывать небольшие потешки, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

Декабрь

1 неделя

Знакомство детей со сказкой «Теремок»

Развивать умение слушать текст и отвечать на вопросы

2 неделя

Рассматривание иллюстраций по сказке  «Теремок»

Развивать речь детей, увеличивать словарный запас. Развить творческие способности , проявлять интерес к художественному творчеству.

3 неделя

Театр «Наши юные артисты!» (обыгрывание сказки «Теремок»)

Развивать умение  четко проговаривать слова изображая одного из изображая героев сказки

4 неделя

Чтение сказки «Теремок» Этюды на выразительность жеста «Изобрази героя» (герои сказки «Теремок»)

Развивать у детей выразительность интонации, мимики движений. Воспитывать у детей желание использовать в игровой деятельности элементы  театра.

Январь

1 неделя

Знакомство детей со сказкой, чтение сказки «Заюшкина избушка». Рассматривание иллюстраций

Развивать умение слушать текст и отвечать на вопросы по содержанию Развивать умение пересказывать текст своими словами; проговаривать слова героев сказки.

2 неделя

Показ настольного театра «Заюшкина избушка»

Развивать умение четко проговаривать слова изображая одного из изображая героев сказки

3 неделя

Аппликация «Заюшкина избушка»

Закреплять названия геометрических фигур: квадрат большой, квадрат маленький, треугольник большой, треугольник маленький; побуждать детей к проявлению заботы о героях сказки.

4 неделя

 Лепка героев сказки из сказки «Заюшкина избушка» (зайца)

Продолжать учить скатывать пластилин круговыми движениями рук, соединять детали между собой.

Февраль

1 неделя

 Чтение сказки «Красная шапочка»

Развивать умение слушать текст и отвечать на вопросы по содержанию.

2 неделя

Знакомство с настольным теневым театром

Рассматривание иллюстраций и перезказ сказки «Красная шапочка»

Развивать умение пересказывать текст своими словами; проговаривать слова героев сказки.

3 неделя

Показ настольного теневого театра «Красная шапочка»

Формировать у детей интерес к театрализованной деятельности, желании участвовать, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, развивать игровое поведение и эстетические чувства.

4 неделя

Отгадывание загадок по сказкам 

Закрепить знания сказок; развивать память, образное мышление. Воспитывать у детей любовь к народным и литературным сказкам, создать хорошее настроение.

Март

1 неделя

Музыкальная театрализованная игра «Зайка серенький сидит…» , «Мишка-касолапый»

Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать слова песни.

2 неделя

Знакомство с пальчиковым театром.

Знакомство техники игры с пальчиковыми куклами. Показать способы изготовления кукол пальчикового театра. Развивать интерес детей к театру.

3 неделя

Чтение сказки «Три поросенка»

Познакомить детей со сказкой «Три поросенка» помочь понять ее смысл. Продолжать развивать умение слушать содержание сказки, отвечать на поставленные вопросы. Развивать слуховое внимание и творческое воображение.

4 неделя

Показ пальчикого театра сказки «Три поросенка»

Развивать мелкую моторику рук, усовершенствовать жестикуляцию. Развивать умение детей входить в роль, изображать героев сказки.

Формировать интерес и положительное отношение к театрально-игровой деятельности.

Апрель

1 неделя

Знакомство детей с видом театра «Штоковый театр»

Знакомство с данным видом театра. Продолжать знакомить детей с видами театров, обогащать словарный запас, интерес к театрализованной деятельности.

2 неделя

Чтение русская народная сказка «Кот и лиса»

Знакомство с художественным произведением. Обогащать словарь детей; развивать умение отвечать на вопросы по содержанию.

3 неделя

Рассматривание иллюстраций сказки «Кот и лиса»

Прививать и поддерживать интерес и желание к рассматриванию картин и иллюстраций, расширять знания детей о театре.

4 неделя

Показ штокового театра «Кот и лиса»

Развивать у детей выразительность интонации, мимики движений. Уметь передавать с помощью игры –эмоции персонажей. Расширить знания о чувствах и настроении.

3.Заключительный этап. Май 2020

май

1 неделя

Пантомимическая игра: «Угадай, кого покажу?»

Формировать умение выражать эмоциональное состояние мимикой, жестами, движениями.

2 неделя

Подготовка к театральной постановке «Репка»

Способствовать развитию устной речи детей, памяти, творческого воображения.

3 неделя

Показ театра «Репка» (детьми)

Развивать способности детей перевоплощаться в сказочных героев через игровые процессы в контексте со сказкой. Продолжать развивать звукопроизношение гласных звуков через звукоподражании 

4 неделя

фото выставки «Удивительный мир театра»

2. Планирование ресурсного обеспечения.

  1. Материально-технические:
  • театральные уголки в группах
  • разнообразные виды театров
  • литература методическая и детская
  • наглядно - иллюстративные материалы (фотографии и сюжетные картинки, иллюстрированные детские книги с потешками и сказками, загадки, стихи и пословицы к сказкам)
  • презентации   
  • аудиозаписи звуков природы, нарезка эпизодов из различных сказок (для озвучивания, чтения по ролям)
  • костюмы
  • маски  к сказкам
  • ободки
  • декорации
  • детские музыкальные инструменты
  • наглядные иллюстрации сказок
  • ИКТ

2.        Кадровые: воспитатель

4. Риски и их предупреждения оценка эффективности.

  1. Низкая заинтересованность родителей в вопросах художественно- творческого развития дошкольников. Неготовность части родительской общественности к активному участию в организации жизнедеятельности детей в дошкольном образовательном учреждении.

Пути выхода:

- информирование родителей о задачах и содержании творческого развития детей в детском саду (общие и групповые родительские собрания, консультации);

 - вовлечение родителей в совместную работу с детьми, создавая радостную атмосферу совместного с ребёнком творчества (огромную помощь оказывает работа родительского комитета);

- проведение сюжетно-ролевых игр, показ театров, , развлечений.

2. Невысокая профессиональная компетентность отдельных воспитателей в организации образовательной работы по творческому развитию дошкольников. Отсутствие у ряда педагогов навыков организации проектной и исследовательской деятельности дошкольников, мотивации к инновационной деятельности.

Пути выхода: основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

 - инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта.

-повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.

Эффективность применения театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам. 
Театрализованные игры также позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей раннего возраста всегда имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Занятия театрализованной деятельностью, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития детей. Театральные игры являются важнейшим фактором, стимулирующим развитие у детей связной речи. Они стимулируют активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи - умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, что и способствует развитию речи ребёнка. Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность должна широко использоваться в работе с детьми.  У детей повысится уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повыситься речевая активность.  Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости и расширению словарного запаса.

Таким образом, становится понятно, что занятия с использованием театрализованной деятельности могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.

5.Предполагаемый результат.

В результате реализации проекта будет достигнуто:

  1. Сформированные  у детей раннего возраста знания о разных видах театра и развитие своих личностных качеств  посредством театрализованной деятельности;
  2. Сформировался ряд качеств, ценных для дальнейшего творческого развития: способность к сочувствию и сопереживанию, яркость в выражении и проявлении воображения,  навыки совместного взаимодействия со сверстниками;
  3. В самостоятельной деятельности дети импровизируют с персонажами пальчикового, настольного театра и театра на магнитах, в связи с чем, наблюдается ослабление внутренней напряженности у детей, что способствует развитию у них положительных эмоций и умению управлять своим поведением;
  4. Развитие речи, мимики, жестов.
  5. Развитие инициативы, активности, самостоятельности.
  6. Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно –эстетическому развитию детей раннего дошкольного возраста посредством использования театрализованной-деятельности;
  7. Повышение компетентности родителей воспитанников в театрализованной деятельности и появился интерес к театру;
  8. Театральный уголок, при содействии родителей, пополнился новыми видами театра и атрибутами (маски, настольный , пальчиковый, теневой, штыковой, конусный, магнитный театры, ширма);

Мониторинг проектной деятельности

Содержание педагогической работы с детьми 2-3 лет по освоению образовательной области «Художественное эстетическое развитие» предполагает:

- формирование навыков и умений передавать общие признаки и некоторые характерные детали образа,

- развитие творческого воображения.

Следовательно, диагностику овладения детьми театрализованной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:

1.анализ продуктов детской деятельности;

2.выявление уровня творческого развития.

Способы определения результативности:

 Диагностика проводится 2 раза в год (сентябрь, май).

Диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
Т.С.Комарова 
Диагностика уровней умений и навыков по театрализованной деятельности проводится
 методом наблюдения.


1. Основы театральной культуры

 

Высокий уровень:

3 балла

Средний уровень:

2 балла

Низкий уровень:

1 балл

1.

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности. Знает правила поведения в театре

Интересуется театральной деятельностью

Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре

2.

Называет различные виды театра, знает их различия может охарактеризовать театральные профессии

Использует свои знания в театрализованной деятельности

Затрудняется назвать различные виды театра

2. Речевая культура

1.

Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание

Понимает главную идею литературного произведения

Понимает содержание произведения

2.

Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев

Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев

Различает главных и второстепенных героев

3.

Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения

Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета

Затрудняется выделить единицы сюжета

4.

Умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи

В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)

Пересказывает произведение с помощью педагога

3. Эмоционально-образное развитие

1.

Творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства 

Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности

Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения

4. Навыки кукловаждения

1.

Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем

Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем

Владеет элементарными навыками кукловождения

5. Музыкальное развитие

1.

Импровизирует под музыку разного характера, создавая выразительные пластические образы

Передает в свободных пластических движениях характер музыки

Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки

2.

Свободно подбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета

Самостоятельно выбирает музыкальные характеристики героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педагогом

Затрудняется выбрать музыкальную характеристику героев из предложенных педагогом

3.

Самостоятельно использует музыкальное сопровождение на детских музыкальных инструментах, свободно исполняет песню, танец в спектакле

С помощью педагога использует детские музыкальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, исполняет песню, танец

Затрудняется в игре на детских музыкальных инструментах и подборе знакомых песен к спектаклю

6. Основы изобразительно-оформительской деятельности

1.

Самостоятельно создает эскизы к основным действиям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из которого их будут изготовлять

Создает эскизы декораций, персонажей и основных действий спектакля

Создает рисунки на основные действия спектакля

2.

Проявляет фантазию в изготовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов театра (кукольного, настольного, теневого, на фланелеграфе)

Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции декорации из различных материалов

Затрудняется в изготовлении декораций из различных материалов

7. Основы коллективной творческой деятельности

1.

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем

Проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности

Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

 

Список литературы.

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Театрализованные занятия и игры в детском саду. - М.: АРКТИ, 2010 
  2. Бабаева А.Г., Гогоберидзе., Солнцева О.В. «Детство»: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.: Детство – Пресс, 2016.
  3. Бударина Т.Л. Знакомство детей с русским народным творчеством. Спб, Детство-пресс, 2001
  4. Берлова А.Л. «Игры со сказками. Слушаю и рассуждаю». - М., 2008 г.
  5. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] /Л. А. Венгер,  Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – М.:«Просвещение», 2005.
  6. Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе « Детство» / Давыдова Н.А., Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 279с
  7. Комарова, Т.С. Зацепина М.Б.Интеграция в воспитательно - образовательной работе детского сда.[Текст] Методическое  пособие – 2-е изд. и доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2012 
  8. Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
  9. Каиров И.А., Богданова О.С.  «Азбука нравственного воспитания», - 2004 г.
  10. Родина М.И., Буренина А.И. «Кукляндия», учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности, СПБ: «Музыкальная палитра», 2008 г.
  11. Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст] Л.Субботина. – Ярославль, 1998
  12. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр-творчество-дети».-М.: АРКТИ, 2004
  13. Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. М.:АРКТИ, 2007.

Приложение 1

Игры, упражнения, потешки по театрализованной деятельности

задачи:

1 Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, связную образную речь.

2 Обыгрывать небольшие потешки, пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.

Обыгрывание потешки

«Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележку,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Заиньке усатому,

Мишке толстопятому,

Волченку-зубастому,

Петушку горластому

Ку-ка-ре-ку.

Игра- драматизация «Кошки – мышки!»

Эта ручка – Мышка,

Эта ручка – Кошка,

«В кошки – мышки поиграть,

Можем мы немножко».

Мышка лапками скребёт,

Мышка корочку грызёт.

Кошка это слышит

И крадётся к Мыши.

Мышка, цапнув Кошку,

Убегает в норку.

Кошка всё сидит и ждёт,

«Что же Мышка не идёт?»

 Приложение 2

Театр «Наши юные артисты!» (обыгрывание сказки «Теремок»)

дети в роли героев сказки

Оборудование:

  • домик,
  • строительный конструктор,
  • маски и костюмы животных,
  • магнитофон,
  • фонограммы,
  • декорации леса и обстановка в теремке.

Действующие лица:

  • Сказочник
  • Мышка-норушка
  • Лягушка – квакушка
  • Зайчик - побегайчик
  • Лиса-краса
  • Волчок – серый бочок
  • Медведь – косолапый
  • Звучит музыка. Выходит сказочник (воспитатель)

Сказочник

 В мире много сказок –

 грустных и смешных

 И прожить на свете нам нельзя без них.

 В сказке может всё случиться,

 наша сказка - впереди.                          

 Сказка в двери к нам стучится,

 Скажем гостю: «Заходи!

 

Сказочник:  В чистом  поле теремок- теремок.

                        Он не низок, не высок.

                        Кругом чистые луга,

                        Рядом чистая река,

                        А вокруг стоит лесок,

                        Тут мышка мимо шла,

                        К теремочку подошлА

 

Появляется Мышка с узелком и направляется к теремку.

Сказочник:  Я маленькая мышка,

                      Я по лесу брожу
                       Ищу себе домишко
                       Ищу не нахожу,

                       Что за терем_теремок

                       Он не низок не высок,

                       Кто-кто в теремочке живет

                       Кто-кто в невысоком живет?

Сказочник:   Никто не ответил Мышке.

                      И решила Мышка войти в теремок

                     Только свет зажгла норушка,

                      Появляется Лягушка

                      Лягушка направляется к теремку.

Сказочник:    РЕЧКА , МОШКИ И ТРАВА

                      Теплый дождик ква_ква_ква
                      Я лягушка ,Я квакушка

                      Поглядите какова!

Мышка выглядывает из окна. Я – Мышка-норушка, А ты кто?

Сказочник:      Я – Лягушка-квакушка.

                     Пусти меня в дом,

                     Будем жить с тобой вдвоём.

Сказочник::        Заходи лягушка-квакушка

                     Вдвоем веселее будет

 

Сказочник:  Поселилась Мышь с Лягушкой-

                        Лупоглазою подружкой,

                        Топят печь, зерно толкут,

                        Да блины в печи пекут.

Сказочник:  Видят вдруг бежит зайчишка

                         Сероглазый шалунишка

Сказочник: Стучится в теремок

                     Кто-кто в теремочке живет

                     Кто-кто В невысоком живет?

 

В окне появляются мышка и лягушка.

Сказочник:  Я – Мышка-норушка.

Сказочник: Я – Лягушка-квакушка. А ты кто?

Сказочник:        Я –Зайчик-побегайчик.

                     Имя мое прыг-скок

                     Пустите меня в теремок

Мышка и лягушка: Иди к нам жить, втроём веселей!

Сказочник:        Вот живут они втроем,

                          Мышка-норушка, Лягушка-квакушка,

                          Зайчик-побегайчик.

                          Живут-поживают, добра наживают.

Сказочник:     Вот идёт Лиса-краса.

                       Лиса подходит к теремку.

Сказочник:   Вот так терем-теремок,

                      Ладный да нарядный.

                      Чую яблочный пирог…

                      Где здесь вход парадны

 Стучится в теремок    

                      Кто-кто в теремочке живет

                      Кто-кто В невысоком живет?

Звери выходят из теремка и отвечают.

Сказочник:  Я – Мышка-норушка.

Сказочник: Я - Лягушка-квакушка. А ты кто?

Сказочник: Я – Зайчик-побегайчик. А ты кто?

Сказочник: А я  Лисичка-сестричка

                     Пустите меня в теремок

Сказочник: Лиса, ступай к нам

                    Вместе будет веселей

Сказочник:   Так и зажили в четвером

                      Теперь веселья полон дом

                      Мороз и холод им не страшен

                       Так хорошо зверюшкам наши

Вдруг крадется серый волк.

Сказочник: Вот хоромы, так хоромы.

                   Здесь простора хватит всем,

                   Волк прислушивается, стучит в дверь.

                   Кто-кто в теремочке живет

                   Кто-кто в невысоком живет

                 Из теремка по очереди робко выходят звери и представляются волку

Мышка: Я – Мышка-норушка.

Лягушка: Я – Лягушка-квакушка.

Зайчик: Я –Зайчик-побегайчик.

Лисичка: А я лиса-краса. А ты кто?

Волк: Я – Волчок серый  бочок.

Зайчик: Ладно, серый заходи!  

Сказочник::Так зажили впятером

                   И вновь веселья полон дом

                   Кто это по лесу идет

                   Медведь через кусты бредет

                   Он лезет пробирается

                   Выбраться пытается

Сказочник: Я медведь с давних пор 
                   Замечательный танцор

Медведь подходит к теремку и ревёт.

Сказочник: Что за терем-теремок?

                  Он не низок, не высок,

                  Кто, кто в теремочке живёт?

                  Кто, кто в невысоком живёт

Звери выглядывают из теремка и выходят.

Мышка: Я – Мышка-норушка.

Лягушка: Я – Лягушка-квакушка.

Зайчик: Я – Зайчик-побегайчик.

Лисичка: А я Лисичка-сестричка.

Волчок: Я – Волчок серый  бочок. А ты кто?

Мишка:    А я Мишка-косолапый

                С вами жить хочу и я.

 Сказочник: Мишка в дом а в доме тесно

                     А на крыше так чудесно

                     Только мишка взгромаздился

                     Домик сразу развалился

   

                    Звери выбежать успели

                    И на бревнышко присели

                   Стали звери горевать

                    Как теперь жизнь коротать

                    И потом уж в шестером 
                   Стали строить новый дом

     

 Сказке наступил конец,

 а кто слушал, молодец.

 Дружба сказке помогла.

 С дружбой спорятся дела.

  Приложение 3

Показ театра «Репка» (детьми)

Атрибуты: Маски-шапочки героев: репка, дедка, бабка, внучка, жучка, мурка и мышка.

Музыкальная фонограмма детских песен по теме сказки.


Воспитатель: Жил в одной деревне дед
Вместе с бабкой много лет.
И были у них:
Маша - внучка,
Добрая собачка Жучка,
Кошка Мурка – мурлышка

И серая быстрая мышка.

(Все герои по очереди выходят)

Вот решил однажды дедка

Посадить большую репку.

Танец деда и репки (дед сажает репку и уходит, репка сидит на корточках)

Воспитатель:

Выросла репка

Крупная да крепкая,

Круглая да гладкая,

Сочная да сладкая.

Ай да, репка на гряде!

Золотая, наливная

И большая - пребольшая, -

Не найти такой нигде!

Дед: (выходит, пытается тянуть репку)

Воспитатель:

Ну и репка, вот так репка,

Как в земле засела крепко!

Бабушка, скорей беги,

Тянуть репку помоги!

Бабка (выходит)

Воспитатель:

Иду, иду! Вот так репка, ай - я - яй,

Как большущий каравай!

Бабка за дедку,

Дедка за репку,

Тянут понемногу,

Вытянуть не могут.

Воспитатель:

Нет, не можем мы сорвать,

Надо внучку нам позвать.

Внучка, внученька беги,

Тянуть репку помоги!

Внучка (выходит)

Воспитатель:

Вот так репка, ай - я - яй,

Как большущий каравай!

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку,

Тянут понемногу,

Вытянуть не могут.

Воспитатель:

Нет, не можем мы сорвать,

Надо Жучку нам позвать.

(дети зовут Жучку)

Воспитатель:

Жучка, Жучка, к нам беги,

Тянуть репу помоги!

(выходит Жучка)

Воспитатель:

Вот так репка, ай - я - яй,

Как большущий каравай!

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку,

Тянут понемногу,

Вытянуть не могут.

Внучка: Нет, не можем мы сорвать

Воспитатель:

Надо кошку нам позвать.

(дети зовут кошку)

Воспитатель:

Кошка, кошка, к нам беги,

Тянуть репку помоги!

(выходит кошка)

Воспитатель:

Вот так репка, ай - я - яй,

Как большущий каравай!

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку,

Тянут понемногу,

Вытянуть не могут.

Жучка: Нет, не можем мы сорвать

Воспитатель:

Надо мышку нам позвать.

(дети зовут мышку)

Воспитатель:

Эй, мышонок, выходи,

Тянуть репку помоги!

Мышка: (бежит) ПИ - пи - пи!

Воспитатель:

Мышка за кошку,

Кошка за Жучку,

Жучка за внучку,

Внучка за бабку,

Бабка за дедку,

Дедка за репку,

Постарались, как могли,

Репку вытянули!

Зеленеет огород,

Веселится народ,

В небе солнышко смеётся.

Вот и сказки конец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический проект "Удивительные песни вятского композитора Игоря Русских"

Происхождение темы: Знакомство с творчеством Игоря Валерьевича Русских – композитора, поэта, автора-исполнителя в 2009 году на курсах по теме «Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возр...

Технологическая карта педагогического проекта "Удивительный мир космоса"

Люди разучились удивляться и радоваться простым вещам: снежинке, первой весенней травинке, бабочке, пархающей с цветка на цветок, звездам, созвездиям и даже целым галактикам....

Педагогический проект "Удивительный мир предметов" в подготовительной группе

Педагогический проект "Удивительный мир предметов" в подготовительной группеЦель: Приобщение детей к миру взрослых и предметов, созданных их трудом.Задачи: Формировать у дошкольников познавательный ин...

Педагогический проект "Удивительный мир космоса"

Данный педагогический проект позволяет сформировать у детей  старшего дошкольного возраста  представления о космическом пространстве, освоении космоса людьми....

Педагогический проект !Удивительный мир часов"

Педагогический проект !Удивительный мир часов"...

Педагогический проект "Удивительный мир театра"

Проект создан для работы с детьми по театрализованной деятельности....

Педагогический проект "Удивительный мир театра"

1.Введение. Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали, нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет Развитие духовного мира детей. (Б.М. Теплов)...