« Сказка и речь детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ » Проект в старшей группе
проект (старшая группа)

Тауэр Татьяна Анатольевна

«  Сказка и речь детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ »

 

Проект

в старшей  группе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.Троицка

«Детский сад №32»

 

«  Сказка и речь детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ »

Проект

в старшей  группе

                                                                          Воспитатель I кв. категории:

                                                                           Тауэр Татьяна Анатольевна

2019г.

                           

 

Актуальность :

 В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей.

Работая с детьми старшей группы ,возникла проблема с тем , что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни , не могут пересказать литературные произведения , плохо запоминают стихи . Поэтому, для развития связной речи у детей с О.Н.Р. я выбрала использование театрализованных игр, т.к.считаю, что театрализация является благоприятной средой для развития детей .В театрализованных играх совершенствуется артикуляционный аппарат , формируется правильная речь и речевая культура, формируются навыки произвольного внимания, развивается память и воображение. В качестве мотива для исправления речевых дефектов у детей театрализованная деятельность помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме , подводит детей к приобщению и участию в театрализации , обобщает и углубляет знания о театре.

Цель проекта: 

1. Развивать связную речь (монологическую, диалогическую) детей с О.Н.Р. через театрализованную деятельность .

2.Научить инсценировать русскую народную сказку «Заюшкина избушка».

 Задачи:

1. Прививать интерес к театрально-игровой деятельности.
2. Учить изображать характерные особенности поведения персонажей.
3.Закреплять умение действовать в соответствии с текстом.
4.Развивать творческие способности, умение перевоплощаться, импровизировать.
5.Развивать у детей умение разыгрывать спектакль по знакомой сказке.
6.Продолжать развивать речевую активность детей, через театрализованную деятельность.

7. Воспитывать чувство доброты, взаимопомощи, уважение друг к другу.

8. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Формы и методы реализации проекта:

Формы работы с детьми: 

  • Занятия.
  • Беседы.
  • Наблюдения.
  • Игровая деятельность.
  • Исследовательская деятельность.
  • Продуктивная деятельность детей.
  • Чтение художественной литературы

 

Формы работы с родителями:

Собрания, консультации, праздники, совместные досуговые мероприятия.

Методы работы с детьми:

Практический метод: практические задания, разные виды игр, постановка сказок, викторины, игры-драматизации, театрализованные игры.

Словесный метод: беседа, чтение художественных произведений, рассказывание, пересказ;  слушание музыкальных произведений по теме проекта.

Наглядный метод: рассматривание наглядно-иллюстративного материала; подбор разных видов атрибутов и костюмов для постановки театральной деятельности, демонстрация мультфильмов и видеофильмов.

Методы исследования: педагогическое наблюдение; анкетирование; опрос; мониторинг.

Участники проекта: дети старшей  группы 5-6 лет, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Вид проектатворческий.

Тип проектасреднесрочный  с 14 января  по 25 марта )

Образовательные области:

  • художественно-эстетическое развитие;
  • социально – коммуникативное развитие;
  •  речевое развитие;
  •  познавательное развитие;
  • физическое развитие.

Этапы реализации проекта:

1 этап (январь) - подготовительный

  • Составление плана мероприятий по работе с детьми и родителями.
  • Изучение литературы ,сбор и накопление материала.  
  •  Мониторинг творческих способностей детей, их умений и навыков.
  •  Организация развивающей предметно-пространственной среды.
  •  Анкетирование родителей. ( О развитии связной речи детей через театрализованную деятельность.) 

2 этап (январь - февраль) – реализация проекта

  • Беседа с детьми о театре .
  • Чтение художественной литературы, аппликация, лепка, рисование.
  • Ознакомление с русской народной сказкой «Заюшкина избушка».Рассматривание иллюстраций в книге . Просмотр сказки в театре игрушки.
  • Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам художников Ю. Васнецова, И.Хохлова, Т. Мавриной, В. Лебедева.
  • Пересказывание сказки с использованием наглядного материала , схем.
  • Разыгрывание этюдов, мини- диалогов по сказке «Заюшкина избушка».
  • Театрализованные игры, игры – драматизации.
  • Организация и проведение образовательной деятельности.
  • «Творческая мастерская» (совместно с детьми  создание необходимых костюмов или элементов костюмов, декорации, и т.д.).

 3 этап (март) – заключительный

  • Оформление выставки «По дорогам сказки».
  • Развлечение : театрализованное представление музыкальной  сказки «Заюшкина избушка».
  • Подведение итогов проектной деятельности.
  • Анализ результатов диагностики творческих способностей у детей.

Пути реализации проекта:

С детьми:

  • Беседа «Что такое театр»; «Правила поведения в театре»;
  • Чтение русской народной  сказки   «Заюшкина избушка »;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Разучивание слов к русской народной  сказки   «Заюшкина избушка »;
  •  Рисование к  русской народной  сказки   «Заюшкина избушка »;
  • Отгадывание  загадок по разным сказкам;
  • Настольно-печатные игры: «Собери сказку», «Расскажи сказку»;
  • Дидактические игры: «Назови сказку», «Любимые сказки»;
  • Игры драматизации по сказкам;
  • Настольный театр:   «Заюшкина и збушка»;
  • Просмотр мультфильма «Заюшкина и збушка»;
  • Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Бездомный заяц».

 С родителями:

  • Беседа с родителями  «Театр- наш друг и помощник в развитии связной речи дошкольников».
  • Оформили памятки «Игры и упражнения для развития речи детей».
  • Рекомендовали родителям развивать связную речь в игре.
  •  Совместное творчество родителей и детей по изготовлению игрушек, поделок, рисунков по сказке.
  • Изготовление масок, костюмов, декораций для драматизации русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Реализация проекта:

Январь:

  • Беседа «Что такое театр»; «Правила поведения в театре»;
  • Разучивание скороговорок;
  • Настольно-печатные игры: «Собери сказку», «Расскажи сказку»;
  • Дидактические игры: «Назови сказку», «Любимые сказки»;
  • Игры драматизации по сказкам;
  • Настольный театр:   «Заюшкина и збушка»;
  • Чтение русской народной  сказки   «Заюшкина избушка ».

Февраль:

  • Дидактические игры: «Назови сказку», «Любимые сказки»;
  • Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка»;
  • Пересказывание сказки с использованием наглядного материала , схем;
  • Разыгрывание этюдов, мини- диалогов по сказке «Заюшкина избушка»;
  • Театрализованные игры, игры - драматизации.

Март:

  •  Показ русской народной сказки   «Заюшкина избушка» младшим группам;
  •  Открытый просмотр   русской народной сказки   «Заюшкина избушка»    на городском семинаре.  

Ожидаемые результаты

Дети:

  • Обогащение театрального опыта: знаний детей о театре,   театральных профессиях, костюмах, атрибутах ;
  • Развитие связной речи (монологическая, диалогическая)  у детей с  О.Н.Р. через театрализованную деятельность;
  • Решение основных задач образовательных областей в соответствии с ФГОС (любая задача любой образовательной деятельности решается детьми легче, проще и быстрее, если дети ее обыгрывают).

Родители:

  • Повышение знаний по театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста;
  • формирование представлений о создании игровой среды для полноценного  творческого развития ребенка;
  • Активное участие в жизни группы.

Использованная литература:

1. Агапова, М.А. Давыдова И.А. «Театральные занятия в детском саду» Развитие, управление, тренинги, сценарии. М.; АРКТИ, 2010

2.  Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Программа «От рождения до школы» М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ 2014г.

3.Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М. Просвещение, 2005г.

4. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2. - С. 12- 15.

5. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. - М.: Педагогика, 1994. - С. 41- 59.

6. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошк.восп. - 2005. - №4. - С. 31-34.
7.Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г.

8МигуноваЕ.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009 год.
9.Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004г.
10. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Библиотека

воспитателя. Мозаика-синтез 2008

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сказки формируют речь детей старшего дошкольного возраста.

Сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. Они  способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка Сказки развивают образное и логическо...

«Сказка и речь детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» .

Консультация «Сказка и речь детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» ....

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность». «В гостях у сказки»

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Актуальность данного проекта определяется растущим...

Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...

Проект по самообразованию "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой"

Проект по самообразованию "Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления со сказкой"...