«Сказка и речь детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» .
консультация (старшая группа)

Тауэр Татьяна Анатольевна

Консультация «Сказка и речь детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» .

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сказка и речь детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» .

 

«Сказка, писал В.А.Сухомлинский,- развивает внутренние силы ребёнка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учить сопереживать». Сказка помогает возродить духовой опыт нашей культуры и традиции нашего народа, учит добру и справедливости

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его вне специальных условий обучения и воспитания. Дошкольники с ОВЗ – это очень разнородная категория. В неё входят и дети имеющие серьёзные соматические заболевания, и дети с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, нарушения интеллекта, расстройства поведения. Каждый малыш, в соответствии с "законом об образовании", имеет право на адекватное своим возможностям воспитание и обучение. 

Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию.

Детям, с ограниченными возможностями здоровья, в силу своих особенностей сложнее даётся овладение знаниями, умениями и навыками, что необходимо для успешной интеграции в обществе. Поэтому, коррекционная работа в группе для детей с ОВЗ ориентирована на обеспечение максимального проявления в деятельности детей положительных эмоций, создание позитивного настроя на получение знаний, эмоционального подъёма в познавательной деятельности.

Вряд ли, найдется человек, который бы в детстве не любил сказки.

Ребенок рождается: не злым и  не добрым, не нравственным, не безнравственным. Качества, которые у него развиваются, зависят от отношения к нему окружающих, от того, как они его воспитывают.

Знакомство со сказкой начинается с первых лет жизни. Слушая сказки, ребёнок учиться звукам родной речи, её мелодике. И, чем старше он становиться, тем больше он чувствует красоту и точность исконной русской речи. Сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости ребёнка. Сопереживая, он интуитивно с помощью чувств постигает то, что не всегда может осмыслить разумом. А, ведь память чувств - самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь. Именно, сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причём не в назидательной форме, а так что ребёнок сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями, полюбившихся героев ребёнок может сверять и свои собственные поступки. Именно, на примерах сказочных героев воспитываются такие важные качества, как оптимизм, вера в свои силы, настойчивость в достижении поставленной цели. Кроме того, сказки развивают воображение, учат фантазировать. А ведь детские фантазии - необходимое условие полноценного развития личности ребёнка, залог его душевного благополучия. Сказка не только учит, воспитывает, но и лечит. Проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся детям неразрешимыми. Сказки легко внедряются в любые образовательные программы, не меняя их содержания.

             Использование сказок в работе с детьми, играют важную роль, так как они помогают преодолеть детям тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. В сказках поднимаются важные, для детского мировосприятия проблемы. В них противопоставляется: добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – это сложная штука, и что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное –если человек не сдаётся, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, он, в конце концов, победит. Слушая сказки и рассказы, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.

С развитием мультипликации, родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижается процессы воображения и мышления.

            Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, в результате чего, у него появляются новые представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт.

           С помощью игры, в сказочном контексте можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни, и значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми, то есть адаптироваться в социуме.

           Коррекционные сказкотерапевтические игры направлены на решение различных психологических задач: развитие сенсорно-перцептивной, психомоторной сферы, развитие познавательных процессов, развитие коммуникативной сферы, гармонизация и развитие эмоционально-волевой сферы, развитие речи.

           Необходимо помнить, что сказка, для ребенка с проблемами развития является не просто фантазией, а особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейшие нравственные категории, в дальнейшем — мир жизненных смыслов. Всякая сказка — это рассказ об отношениях, причем, эти отношения имеют четкую моральную ориентацию. Это очень важно, для становления и осмысления понятий добра и зла, для упорядочения сложных чувств ребенка.

Дети, с “ограниченными возможностями здоровья” - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.

Эмоции “особых детей” - неустойчивы, изменчивы. На одно и то же, повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Поэтому, необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

Сказка, не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия “социальная адаптация”, а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с “особыми” нуждами к жизни и труду.

 

Можно выделить следующие виды сказок:

I.Художественные сказки были созданы многовековой мудростью народа и авторскими историями.  Их принято называть: сказками, мифами, притчами, историями. В художественных сказках есть:  дидактический,  психокоррекционный,  психотерапевтический и медитативный аспекты.                                                                                                             

1.Народные сказки - наиболее древние, в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок:  единство человека и природы. Для наших предков природа была живой, и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня для создания новых сказок.

2.Авторские художественные сказки более трепетны, образны, чем народные. Если хотим  помочь осознать свои внутренние переживания, лучше использовать авторскую сказку.

- Дидактические сказки создаются педагогами, для учебного материала. При этом, абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.), одушевляются, создаётся сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки: могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

- Психокоррекционные сказки создаются: для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения, на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

- Психотерапевтические сказки раскрывают глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее, с другой стороны, со стороны жизни Духа. Они не всегда однозначны, не всегда имеют счастливый конец, но глубоки и проникновенны. Они оставляют человека с вопросом  –  это стимулирует процесс личностного роста.

-Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Отличительная особенность– это отсутствие конфликтов и злых героев.

             Работа со сказкой способствует развитию просодической стороны речи (тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность), формирует представления об основных принципах построения связного сообщения. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, формируют языковые (прежде всего, грамматические) обобщения и практическое усвоение (по образцу, наглядной опоре) лексических, грамматических и эмоционально-выразительных компонентов фразовых высказываний, различных типов синтаксических конструкций, отражают причинно-следственные взаимосвязи событий.

            К числу важнейших задач логопедической работы со старшими дошкольниками   с ОВЗ относится формирование у них связной речи. Сказка является эффективным развивающим, коррекционным и, безусловно, психотерапевтическим средством в работе с детьми с ОВЗ. Для того, чтобы это средство дало результат и приобрело инновационную форму работы следует широко интегрировать логосказки в процесс коррекционной работы.

Таким образом, достоинство и роль сказок в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья неоспоримы: это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность.

Во время работы  с детьми своей группы я разработала среднесрочный проект по драматизации русской народной сказки  «Заюшкина избушка».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста «Весенняя сказка».

Образовательная деятельность по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Русские народные сказки в развитии мимической и интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста

Русские народные сказки в развитии мимической и интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста....

Как сказки формируют речь детей старшего дошкольного возраста.

Сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство. Они  способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка Сказки развивают образное и логическо...

« Сказка и речь детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ » Проект в старшей группе

laquo;  Сказка и речь детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ » Проектв старшей  группе...

Использование авторской сказки как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Авторская сказка может стать эффективным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.при условии:- использования качественной авторской сказки, спосо...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...