Психологическое здоровье детей
материал (подготовительная группа)

Ямалетдинова Альбина Даутовна

Данный материал предназначен для проведения с родителями дошкольников круглого стола с элементами тренинговых игр, с использованием презентации и спокойной музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_psiholog.zdorove_detey.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Психлолгическое здоровье детей
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами будем говорить об особенностях психологического развития детей и о факторах, влияющих на это. Наше собрание пройдёт в форме круглого стола с элементами тренинга.(Садятся в круг)

1. Выполнение упражнения « Приветствие».

- Берем друг друга за большой палец и говорим слова: «Всем, всем добрый день!»

2. Выполнение упражнения «Комплименты по кругу».

    -Участник берёт в руки клубок, называет своё имя,  и называет своё лучшее качество на эту же букву. Передаёт клубок дальше.(после садятся за столы, поворачиваясь к экрану, договорившись, как будут образовывать пары при играх)

Ведущий:- Мы все воспитываем детей, казалось бы, по общим, принятым в обществе нормам, только дети у всех получаются разные.

3. Выполнение упражнения «Психологический настрой»- (Слайд Аист, плакат)

Уважаемые родители, все вы знакомы с символом, помещенным перед вами – «аист, несущий новорожденного». Что он означает именно для вас?

     Малыш родился, и даже успел уже немного подрасти, как раз столько, чтобы попасть в старшую группу. Итак, что вы, взрослые, ожидаете от своего ребенка? Каким он должен быть сейчас? Какие качества и умения должны у него сформироваться? Перед вами лежат бумажные белые перышки, на которых вы и напишите свои ожидания, а после их прикрепим на тело нашего аиста, осуществляющего нашу мечту.

       (Родители пишут свои ожидания к ребенку данного возрастного периода, после чего передают перья педагогу, который озвучивает их, комментирует и прикрепляет клеем к туловищу аиста. Если есть необходимость, добавляет на запасных перьях необходимые качества и умения, которые соответствуют возрасту ребенка: аккуратный, активный, бережливый, весёлый, внимательный, воспитанный, высокообразованный, гордый, гостеприимный, гуманный, добродушный, доброжелательный, добропорядочный, добрый, жалостливый, заботливый, законопослушный, интеллигентный, коммуникабельный, ласковый, любознательный, милосердный, мудрый, мужественный, образованный, остроумный, отважный, ответственный, отзывчивый, самостоятельный, серьёзный, смелый, смышлёный, совестливый, спокойный, способный, старательный, строгий, стыдливый, тактичный, талантливый, терпеливый, толковый, трудолюбивый, улыбчивый, умный, человечный, щедрый)

  Ведущий: - Вот такой аист у нас получился. Теперь он точно знает, какой ребенок нам нужен!

- Продолжая тему нашего тренинга, хочется сказать, что психологическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны c типом семейного воспитания, и зависит от характера взаимоотношений родителей и детей.

- Выделяют 4 типа семейного воспитания:

•авторитетный (принимающий, демократический);

•авторитарный (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);

•либеральный (бесконтрольный, попустительский) 

•индифферентный (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку).

Авторитетный стиль: Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.

Авторитарный стиль: Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.

Либеральный стиль: Взрослый слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка; безусловная родительская любовь. Отношения теплые. Открыты для общения с детьми, однако детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений; дети буквально садятся на шею родителям.

Индифферентный стиль: Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям. Закрыты для общения; из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.         ------Прочитайте внимательно стили и отметьте для себя, к какому типу относитесь вы?

Итак, вы определили какой в вашей семье стиль воспитания. Но так как дети берут пример с нас, родителей, так и мы в свою очередь многому научились у своих родителей. Вспомните, какие слова ваших родителей в детстве, помогли вам в вашей жизни, а какие помешали и до сих пор мешают.

- Установки родителей оказывают большую роль на качество жизни детей. 

(слайд)

 НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ (читает один родитель в паре, ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ читает другой)

Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь

"Горе ты моё!" Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями.

Ведущий:

- Надо говорить как?  "Счастье ты моё, радость моя!"

"Не твоего ума дело!". Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. – Говорите детям - "А ты как думаешь?".

"Ты совсем, как твой папа (мама…"). Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя. - А как правильно? «Мама у нас умница!»

"Ничего не умеешь делать, неумейка!". Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития безынициативность, низкая мотивация к достижению. - Говорите чаще «Попробуй ещё раз, у тебя обязательно получится!»

«Не кричи так, оглохнешь!» Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное, напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность.

- Как вы скажите теперь своим детям? «Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!»

«Уйди с глаз моих, встань в угол!» Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность.

- Подскажите мне, как будет правильно? «Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!»

«Нельзя ничего самому делать!». Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность.

- Как вы будете теперь говорить? «Смелее, ты всё можешь сам!»

«Всегда ты не вовремя, подожди!» Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности,"уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение. Скажите мне теперь, как сказать ребёнку правильно? «Иди ко мне скорее! Расскажи мне…»

Ведущий: - Как часто вы говорите детям ? (слайд)

      -Я сейчас занят! Посмотри, что ты натворил! Это надо делать не так! Неправильно!

Когда же ты научишься? Сколько раз я тебе говорила! Нет! Я не могу! Ты сведешь меня с ума! Что бы ты без меня делал! Вечно ты во все лезешь! Уйди от меня! Встань в угол!

Ведущий: - Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребенка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравиться, что ребенок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

       А эти слова ласкают душу ребенка, давайте прочитаем их по цепочке, и запомним (читают родители):

      Ты самый любимый! Ты очень многое можешь! Спасибо! Что бы мы без тебя делали! Иди ко мне! Садись с нами! Я помогу тебе! Я радуюсь твоим успехам! Что бы не случилось, твой дом - твоя крепость! Расскажи мне, что с тобой.

Ведущий:

- Уважаемые родители, а как вы считаете, что такое общение?

- Когда оно бывает?

- Как вы общаетесь со своим ребенком?

- Как вы считаете, какой должен быть «идеальный ребенок»?

4. Игра. Модель «Идеальный ребенок».

Выходит 1 человек в середину круга- это наш «ребенок», еще один-он «родитель».

- Вы, говорите ребенку «не трогай»?(Завязываем руки).

- Говорите ребенку «не кричи»?(Завязываем рот).

- Говорите ребенку «не смотри»?(Завязываем глаза).

- Говорите ребенку «не слушай»?(Завязываем уши).

- Говорите ребенку «люби этого, а не того»?(Завязываем сердце).

    Вед: Вот это и есть ваш «идеальный ребенок». Нужен он вам такой? Что мы сделаем? Дадим ему смотреть, слушать, трогать, бегать, любить. Вот тогда ваш ребенок сможет развиваться лучше, и вы тогда вырастите идеального ребенка. Нужно дать ребенку и развиваться самому.

5. Упражнение. Психогимнастика.

Ведущий: А иногда нужно уметь общаться только с помощью жестов. И этот метод оказывается действенне многих слов. Давайте и мы потренируемся: без слов, жестами, покажите , как вы скажете ребёнку:  «Тише!»«Так нельзя!»«До свидания!»«Молодец!»«Здорово!»«Иди сюда!».

Заключительная часть (7 минут)

7. Игра «Что меня огорчает, а что радует».

Ведущий: - Предлагаю вам взять листочек, разделить его на две части, можно мысленно. И в первой части написать, что радует в вашем ребенке, а во второй части что огорчает. (пишут на листочках).

- Теперь предлагаю оторвать ту часть, где «что огорчает» разорвать на кусочки и выбросить их. Пусть дети всегда нас радуют!

Вывод: Таким образом, психологическое здоровье ребенка зависит полностью от взрослых. Вы вправе выбрать правильный тип семейного воспитания, научиться понимать своего ребенка и сопереживать ему. Старайтесь меньше критиковать его, а больше хвалить. Не высмеивайте неудачи и проступки вашего малыша, а помогите ему их как можно меньше совершать. Доверяйте своим детям и во всех поддерживайте, будьте честны и снисходительны. При соблюдении этих правил психологическое здоровье ребенка будет в полном порядке!

Ведущий:

-  А теперь попрощаемся, встанем в круг, возьмем друг друга за большой палец и скажем: «Всем, всем до свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА, КАК ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СПОСОБОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Цель: ¨Содействие формированию у родителей представлений о психологической поддержке как об одном из важнейших способов сохранения и укрепления психологического здоровья детей, выработка навыков эффек...

Консультация для родителей "Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей"

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельости.Фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня - это нестабильность экономическая...

Профессиональная студия «Психологическое здоровье педагога, как необходимое условие психологического здоровья детей».

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...