Мониторинг оценки уровня развития и качественного состава социальных компетенций детей в группе ДОУ
консультация

Кязымова Гюльнара Нураддин кызы

    Основополагающим методом педагогической диагностики является наблюдение. Причем важно осуществлять наблюдение при:

- организованной деятельности в режимные моменты, самостоятельной деятельности воспитанников;

- свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности воспитанников;

- непосредственно образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Мониторинг оценки уровня развития и качественного состава социальных компетенций детей в группе ДОУ»

Выполнила: Кязымова Г.Н

ГБОУ ГИМНАЗИЯ № 1516

Москва

2020 г.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………  3

2. Педагогическая диагностика (мониторинг) развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО................................................................   4

3. Педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет.................................................................   6

4. Педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития одного ребенка в возрасте 4.5 года....................................................................  9

5. Список литературы

Введение

      В соответствии с пунктом 3.2.3, а также комментарием Минобрнауки РФ к ФГОС ДО в рамках реализации Программы педагоги обязаны анализировать индивидуальное развитие воспитанников в форме педагогической диагностики для:  индивидуализации образования, которая предполагает поддержку ребенка, построение его индивидуальной траектории, а также включающая при необходимости коррекцию развития воспитанников в условиях профессиональной компетенции педагогов;

оптимизация работы с группой детей.

    Инструментарий для проведения педагогической диагностики (методики, технологии, способы сбора и хранения аналитических данных и т.п.) может быть утвержден педагогическим советом.

    Педагогическая диагностика проводится в виде мониторинга, что предполагает непрерывный процесс наблюдения, а также учета критериев и показателей.

    Основополагающим методом педагогической диагностики является наблюдение. Причем важно осуществлять наблюдение при:

- организованной деятельности в режимные моменты, самостоятельной деятельности воспитанников;

- свободной продуктивной, двигательной или спонтанной игровой деятельности воспитанников;

- непосредственно образовательной деятельности.

   Однако при необходимости педагог может применять и  иные исследовательские методы, уместные для осуществления педагогической диагностики в дошкольном образовании (беседа, поручения, создание педагогических ситуаций и др.).

   Педагогическая диагностика не должна предполагает специально созданных для ее проведения мероприятий, которые могут привести к нарушению режима и переутомлению детей. Создание специальной игровой ситуации и специально организованный опрос или тестирование –это разные вещи.

   Также педагогическая диагностика не предполагает жестких временных рамок, так как это противоречит сути мониторинга, возрастным особенностям воспитанников, а также содержанию ФГОС ДО.

  В педагогической диагностики при оценке индивидуального развития воспитанников соблюдаются два основополагающих принципа:

• не присваивать критериям развития ребенка числовую характеристику;

• не сравнивать индивидуальные достижения воспитанников межу собой.

2. Педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Основанием проведения педагогической диагностики является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 года No1155. ФГОС ДО является основой для объективной оценки соответствия образовательной деятельности образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования, предъявляемым требованиям.

Участниками образовательных отношений, включенными в реализацию оценки являются:

- воспитанники;

 родители (законные представители);

 педагогические работники и администрация ДОО.

Система оценки реализуется на уровне ДОО посредством диагностики (мониторинга)  детского развития –освоения воспитанниками образовательных областей. Для руководителя и педагогического коллектива ДОО реализация мониторинга дает возможность своевременно выявить успешные и проблемные области (зоны) в развитии каждого воспитанника, включить в программу развития ДОО задачи по коррекции выявленных проблемных зон.

Образовательные области:

•социально - коммуникативное развитие;

•познавательное развитие;

•речевое развитие;

•художественно -эстетическое развитие;

•физическое развитие.

    Социально -коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

-  формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

    Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений осоциокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

   Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

   Художественно - эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно -модельной, музыкальной и др.).

   Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно - двигательной системы организма,

- развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

3. Педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей в возрасте от трех до семи лет

   Освоение основной образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестаций воспитанников. Оценка индивидуального развития детей может проводиться педагогом в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого могут быть использованы только для оптимизации образовательной работы с группой дошкольников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

   Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними.

   В качестве показателей оценки основных (этой характеристики на протяжении всего дошкольного возраста. Для построения развивающего образования система мониторинга становления основных ключевых) характеристик развития личности ребенка выделены внешние (наблюдаемые) проявления этих характеристик у ребенка в поведении, в деятельности, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают становление (ключевых) характеристик развития личности ребенка,  учитывает необходимость организации образовательной работы в зоне его ближайшего развития.

     Поэтому диапазон оценки выделенных показателей определяется уровнем развития интегральной характеристики от возможностей, которые еще не доступны ребенку, до способности проявлять характеристики в самостоятельной деятельности и поведении.

     Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.

     Данные мониторинга должны отражать динамику становления основных (ключевых)характеристик, которые развиваются у детей на протяжении всего образовательного процесса.

    Прослеживая динамику развития основных (ключевых) характеристик, выявляя, имеет ли она неизменяющийся, прогрессивный или регрессивный характер, можно дать общую психолого - педагогическую оценку успешности воспитательных и образовательных воздействий взрослых на разных ступенях образовательного процесса, а также выделить направления развития, в которых ребенок нуждается в помощи.

     Выделенные показатели отражают основные моменты развития дошкольников, те характеристики, которые складываются и развиваются в дошкольном детстве и обуславливают успешность перехода ребенка на следующий возрастной этап.

    Поэтому данные мониторинга –особенности динамики становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка в дошкольном образовании –окажут помощь и педагогу начального общего образования для построения более эффективного взаимодействия с ребенком в период адаптации к новым условиям развития на следующем уровне образования.

      Оценка индивидуального развития детей связана с оценкой эффективности педагогических действий и лежит в основе их дальнейшего планирования.

     В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается, воспитательная работа, индивидуальная работа с воспитанниками, диагностическая работа, работа по ведению мониторингаю

    Основным механизмом оценки является фиксация показателей развития воспитанника, посредством наблюдения.

Фиксация показателей развития выражается в словесной (опосредованной) форме:

• не сформирован;

• находится в стадии формирования;

• сформирован.

Результаты педагогической диагностики используются для решения следующих образовательных задач:

• индивидуализация образования;

• оптимизация работы с группой.

Результаты оценки используются руководителем ДОО для принятия обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности педагогических действий и их дальнейшего планирования.

. Педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития одного ребенка в возрасте 4.5 года

Королюк Ваня

Социально-коммуникативное развитие

4,5 года

Уровни формирования

Самостоятельно
одевается и раздевается в определенной последовательности

Сформирован

Умеет
с помощью воспитателя накрыть стол к обеду (расставить на столе тарелки,
разложить ложки, поставить салфетки и т.п.)

Сформирован

Соблюдает
порядок и чистоту в помещении и на участке

Сформирован

После
игры, при напоминании, убирает на место игрушки и строительные мате-риалы

Сформирован

Соблюдает
доступные ему правила безопасного поведения в быту и на улице

находится в стадии формирования

Владеет
элементарными навыками поведения в потенциально опасных ситуациях

находится в стадии формирования

Имеет
первичные гендерные преставления (мужчины сильные, смелые; женщины нежные,
заботливые)

Сформирован

Отражает
в игре действия с предметами и взаимоотношения людей

Сформирован

Принимает
на себя роль: непродолжительно взаимодействует от имени героя со сверстниками в игре

Сформирован

Объединяет несколько действий в единую сюжетную линию игры

находится в стадии формирования

Объединяется со сверстниками для игры в группу из двух-трех человек на основе личных симпатий

Сформирован

Разыгрывает
по просьбе взрослого и самостоятельно небольшие отрывки знакомых сказок,
историй

находится в стадии формирования

В быту, самостоятельных играх посредством речи налаживает контакты

Сформирован

Делится своими впечатлениями с воспитателями, родителями

Сформирован

В
случае затруднения в игре, взаимодействии обращается за помощью к близкому
взрослому

Сформирован

Адекватно
реагирует на замечания и предложения взрослого

находится в стадии формирования

Понимает,
что надо вместе пользоваться игрушками, книгами, делиться с товарищами

Сформирован

В
диалоге с педагогом слышит и понимает заданный вопрос, не перебивая
говорящего взрослого

находится в стадии формирования

Занимает
себя игрой и самостоятельной художественной деятельностью

Сформирован

Проявляет
интерес к участию в праздниках, постановках, досугах и развлечениях

Сформирован

Проявляет
доброжелательность, дружелюбие

Сформирован

Откликается
на эмоции близких людей и друзей

Сформирован

Делает
попытки выразить сочувствие, пожалеть сверстника, обнять его, помочь

Сформирован

Выводы: Королюк  Ваня 4,5 года. Многодетная семья.  Умный, смышленый мальчик. В группе все девочки хотят с ним играть, мальчиков к себе подпускает выборочно. Никого не обижает, в играх всегда договаривается. Хорошая память, точно знает кто, куда какую игрушку положил. Испытывает воспитателя, на реакцию. Иногда ведет себя вызывающе.  На замечания взрослого реагирует болезненно, плачет, даже если замечание не существенное. Привлекает к себе внимание. Пытаюсь поднять самооценку, почаще хвалить, объяснять поступки.

Социально-коммуникативное развитие в пределах возраста сформирован. Отдельные качества на стадии формирования.  

Список литературы

1. ЛукьяноваН.И. Психолого - педагогическая компетентность учителя. Диагностика развития. М., 2004.

2. Рагозинникова Л. Н. Педагогический мониторинг как неотъемлемое условие качество образования.// Инновационные проекты и программы в образовании. –2011.No 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг оценки уровня проявления ребенка 3-4 лет в логико-математической деятельности (на основе наблюдения) (исходная диагностика сентябрь-октябрь)

Мониторинг оценки уровня проявления ребенка 3-4 лет в логико-математической деятельности(на основе наблюдения) (исходная диагностика  сентябрь-октябрь)...

Диагностический инструментарий оценки уровня развития детей в старшей группе

Диагностический инструментарий оценки уровня развития детей в старшей группе...

Диагностический инструментарий оценки уровня развития детей по кружковой деятельности в подготовительной группе

Диагностический инструментарий оценки уровня развития детей по кружковой деятельности "Пластилиновая фантазия" в подготовительной группе...

Технологические карты оценки уровня развития детей от 2 до 7 лет

Технологическая карта составлена для оценки индивидуального развития каждого воспитанника в рамках педагогической диагностики и определения результативности образовательного процесса в детском доме. О...

Диагностические карты оценки уровня развития детей второй группы раннего возраста

Диагностические карты оценки уровня развития детей второй группы раннего возраста по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Инструментарий составлен по о...

Критерии и показатели для оценки уровня развития интонационной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Диагностическая методика по оценки уровня развития интонационной стороны речи старших дошкольников (автор О.И. Лазаренко) разработана на основе компонентов интонационной стороны речи: темп речи, высот...