Мониторинг выявления уровня развития познавательной инициативы и активности у детей подготовительной к школе группы
материал (подготовительная группа)

Белослудцева Алла Викторовна

Данная диагностика позволяет определить уровень развития познавательной активности у детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test.docx198.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг

выявления уровня развития познавательной инициативы и активности

1. Методика «Столкновение интересов» (Н. И. Гуткина)

Цель: Определить доминирование познавательного или игрового мотива ребенка.

Ход исследования: Ребенка приглашают в комнату, где на столике выставлены игрушки, и предлагают в течение одной минуты рассмотреть их. Затем подзывают его к себе, и предлагается прослушать сказку. На самом интересном месте сказку прерывают и спрашивают ребенка, чего ему в данный момент больше всего хочется.

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают послушать продолжение сказки. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть. Но игра их, как правило, носит манипулятивный характер.

Если ребенок выбирает игрушки, а потом, немного поиграв, подходит к педагогу и просит дочитать сказку, то взрослый отказывается, сославшись на то, что выбор уже сделан.

Если ребенок, выбрав игрушки, не начинает играть с ними, а берет одну игрушку и возвращается к педагогу с просьбой дочитать сказку, то взрослый предлагает ребенку положить игрушку на место и тогда прийти дослушать сказку. В случае отказа ребенка расстаться с игрушкой взрослый не дочитывает сказку и говорит ему, что-либо сказка, либо игрушка.

Интерпретация: в протоколе регистрируется выбор испытуемого, его высказывания и поступки, на основании чего делается вывод о доминировании познавательного или игрового мотива в мотивационной сфере ребенка.

Высокий  уровень - Выбор сказки говорит о доминировании познавательного мотива.

Средний уровень - Желание и поиграть, и дослушать сказку рассматривается с точки зрения первого выбора, то есть как доминирование игровой мотивации, которая, не вызывает игровую деятельность из-за скудного и неинтересного набора игрушек.

Низкий уровень - Выбор игрушек говорит о доминировании игрового мотива.

Сказка «Почему зайцы зимой белые шубы носят».

Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц. Мороз расхвастался: - Я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу. - Не хвастай, Мороз Васильевич, не, одолеешь? - говорит заяц. - Нет, одолею! - Нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц. Спорили они, спорили и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит: - Давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею. -Давай, согласился заяц. Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу да поет:  Князю тепло, Князю жарко! Греет, горит – Солнышко ярко! Уставать стал Мороз, думает: "До чего ж крепкий заяц!" А сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертогоном по лугу носится. Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца: - Разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно! Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках. Модификацией данной методики может служить нижеследующая методика, которая также направлена на изучения интереса к познавательной или игровой деятельности детей.

2. Проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка»

Цель: выявление развития познавательных интересов и инициативы школьника.

Оцениваемые универсальные учебные действия: действие смыслообразования, устанавливающее значимость познавательной деятельности для ребенка; коммуникативное действие — умение задавать вопрос.

Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в индивидуальном обследовании.

Описание задания: ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают чтение. Психолог выдерживает паузу. Если ребенок молчит и не проявляет заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ему вопрос: «Ты хочешь у меня что-то спросить?»

Критерии оценивания:

1. Интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы взрослый продолжил чтение сказки. 2. Адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать взрослого продолжить чтение сказки.

Уровни оценивания:

1. Низкий уровень: ребенок не проявляет интереса к чтению сказки, не задает вопросов.

2. Средний уровень: ребенок проявляет интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом выслушивает развязку.

3. Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы, настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.

3. Методика «Древо желаний» (В.С. Юркевич)

Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

Наглядный материал:

1. Изображение волшебника.

2. Изображение мудреца.

3. Изображение ковра-самолета.

4. Изображение необычной машины.

5. Изображение: солнечный день, мальчик, просыпающийся в постели, рядом улыбающаяся мама.

6. Изображение большой, огромной, толстой книги.

Ребенку предлагается 6 ситуаций.

Инструкция: ты любишь играть в фантастические игры? Давай представим, что есть страна Вообразилия. И жители этой страны что не придумают – все у них сбывается. Давай с тобой тоже вообразим.

1.Представь, что здесь появляется настоящий волшебник. Он подлетает к тебе и говорит: «Я исполню пять твоих сокровенных желаний. Что бы ты хотел?»

2. А теперь мы с тобой увидели необычного старца – кто это? Это мудрец, он может ответить на любые твои вопросы. Он знает все. О чем бы ты его спросил. Время проведения 6 минут, ребенок должен дать не менее пяти ответов.

3. А знаешь на чем ездят в стране Вообразили – на ковре-самолете, он тебя может унести хоть куда (город, страна, под воду, в космос, в дерево). Куда бы ты хотел слетать? Время проведения 6 минут, ребенок должен дать не менее пяти ответов

4. Чудо-машина. Она умеет все на свете: шить, белье стирать, готовить и даже играть в игрушки, ей нужно только сказать: «Машина, я хочу, чтобы ты сделала…». Время проведения 5 минут.

5. Книга. А это главная книга страны Вообразили. В ней есть любые истории обо всем на свете. О чем бы ты хотел узнать из этой книги. Время проведения 5 минут.

6. А это совсем замечательная ситуация. Представь, что в этой стране ты очутился с мамой. Ты просыпаешься, а она говорит: «Ты здесь всего на один день, и ты можешь делать все, что хочешь. Что бы ты делал? Время проведения 4 минуты.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

- высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

- средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

- низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей. Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.

4. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р.С. Немов)

Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рисунок и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают. Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания.

Примечание: Если проводящий диагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 1, 2 и 3, составляет 14.

C:\Users\Acer\Downloads\image001.jpg

Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках?»

Оценка результатов

10 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек.

8-9 баллов - ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 сек.

6-7 баллов - ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек.

4-5 баллов - ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 сек.

2-3 балла - ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек.

0-1 балл - за время, большее, чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка.

Выводы об уровне развития

8-10 баллов – высокий;

4-7 баллов – средний;

1-3 балла – низкий.

Результаты диагностики познавательной инициативы и активности детей старшего дошкольного возраста

Низкий уровень – не проявляют инициативности и самостоятельности в процессе выполнения заданий, утрачивают к ним интерес при затруднениях и проявляли отрицательные эмоции (огорчение, раздражение), не задают познавательных вопросов; нуждаются в поэтапном объяснении условий выполнения задания, показе способа использования той или иной готовой модели, в помощи взрослого.

Средний уровень – большая степень самостоятельности в принятии задачи и поиске способ ее выполнения. Испытывая трудности в решении задачи, дети не утрачивают эмоционального отношения к ним, а обращаются за помощью к воспитателю, задают вопросы для уточнения условий ее выполнения и получив подсказку, выполняют задания до конца, что свидетельствует об интересе ребенка к данной деятельности и о желании искать способы решения задачи, но совместно со взрослыми.

Высокий уровень – проявление инициативы, самостоятельности, интереса и желания решать познавательные задачи. В случае затруднений дети не отвлекаются, проявляют упорство и настойчивость в достижении результата, которое приносит им удовлетворение, радость и гордость за достижения.

Список литературы.

1. Алиева Т. Детская инициатива — основа развития познания, деятельности, коммуникации/Т. Алиева, Г. Урадовских -Москва: Дошкольное воспитание, 2015, № 9.с.113–119

2. Гришаева Н.П. Технологии эффективной социализации детей 3—7 лет: система реализации, формы, сценарии : методическое пособие. — М. : Вентана-Граф, 2017 — 320 с.

3. Дыбина О.В Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности старшего дошкольного возраста: методические рекомендации /под ред. О. В. Дыбиной/ – М.: Центр педагогического /под ред. О. В. Дыбиной/ – М.: Центр педагогического образования, 2008г.

4. Кириенко С.Д. Условия становления инициативности у детей дошкольного возраста /С.Д. Кириенко // Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета: Сб.научных статей.. –СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010 – С. 117-123.

5. Кошелева И.Ю. Развитие инициативы детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности / И. Ю. Кошелева // Актуальные проблемы дошкольного образования: науч.-метод. сопровождение ФГОС дошкольного образования: сб. матер. ХII междунар. науч.-практ. конф. – Челябинск: Цицеро, 2014 – С. 349-352

6. Монина Г.Б. Технология формирования у детей 6 - 7 лет инициативности, самостоятельности, ответственности /Г.Б. Монина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017 – 176 с.

7. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / Мухина В.С. – М.: Академия, 2009 – 313 с.2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по Познавательному развитию на тему «Краски осени" для детей подготовительной к школе группы

Мною выбрана интеграция различных образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие.Занятие имеет определенную структуру, выделяются тр...

Перспективное планирование по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений) для детей подготовительной к школе группы

Перспективное планирование по формированию элементарных математических представлений  для детей подготовительной к школе группы составлено по Л.Г. Петерсон "Игралочка-ступенька к школе"....

Конспект НОД по познавательному развитию "Главный человек в лесу" для детей подготовительной к школе группы

Фор  Формировать у детей представление о труде лесника, его экологическом значении....

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группы

НАУЧНО ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСТВА В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ  Изучение уровня развития творчества у детей подготовительной к школе группыВВ...

Конспект НОД по познавательному развитию (Ознакомление с природой) с элементами двигательной активности для детей подготовительной к школе группы «Жизнь животных зимой»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (Ознакомление с природой) с элементами двигательной активности для детей подготовительной к школе группы «Жизнь ...

КАРТОТЕКА игр на развитие познавательной и речевой активности у детей для первой младшей группы.

Дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации п...