ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ХОДЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОУ
учебно-методический материал

Тэйц (Румянцева) Ольга Владимировна

работа с педагогами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Румянцева Ольга Владимировна

старший воспитатель

МБДОУ д/с №166

г. Нижний Тагил

ПРОФИЛАКТИКА ДЕЗАДАПТАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ  

В ХОДЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ДОУ

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня последних лет, в первую очередь закон РФ «Об образовании» и приказ МинобрнаукиРосии от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

На настоящий момент некоторые программы воспитания и обучения детей в детском саду, имеющие гриф Минобразования и науки России, переработаны и переизданы в соответствии с ФГТ. Несколько программ находится на стадии подготовки к изданию. При этом содержание программы, претендующей на уровень примерной программы-образца, соответствующего ФГТ, до сих пор не стало  достоянием педагогической общественности.

На современном этапе педагоги ДОУ вовлечены в инновационный процесс, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям. В связи с этим развитие профессиональной компетентности педагогов  приобретает особую значимость.  

Профессиональная компетентность педагога это - способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Отправной точкой в выборе стратегии методического сопровождения реализации ФГТ, несомненно, стал мониторинг и анализ образовательной ситуации в ДОУ. Уровень подготовки педагогических кадров в нашем ДОУ в вопросах внедрения ФГТ недостаточен:

  • нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в федеральных требованиях
  • педагоги не готовы к изменениям,  проявляют «протест» или занимают пассивную позицию
  • испытывают трудности в проектировании образовательного процесса т.к. имеющаяся у педагогов методическая литература, перспективные планы, разработки различных форм организации работы с детьми соответствуют разделам программы, а не образовательным областям.

На первом, подготовительном, этапе  работы с педагогами было  проведено:

  • изучение  Приказа № 655  «Об утверждении и введении  в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».  
  • проведен анализ программного сопровождения образовательной деятельности и развивающей среды с ДОУ

На этапе расширения и углубления знаний педагогов о современных подходах к организации образовательной деятельности детей в соответствии с ФГТ  мы использовали консультацию «Аспекты введения ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

На основном, этапе  осуществлены следующие мероприятия:

  • создана Рабочая группа по внедрению ФГТ в образовательный процесс ДОУ
  • рабочей группой составлены режим пребывания детей в ДОУ, мониторинг уровня развития детей в ходе усвоения образовательной программы, проработаны образовательные области и основные направления, составлена памятка для родителей и педагогов по организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ
  • педагогами групп  проводится работа по оснащению развивающей среды в соответствие с ФГТ.
  • проведены родительские собрания групп, на которых  старший воспитатель с педагогами групп познакомили с организацией образовательного процесса с учетом реализации ФГТ

Наиболее востребованной формой для наших педагогов стала  форма мастер – классов. Она делает возможным не только знакомство с интересными приемами и методами работы, но и практическое их освоение педагогами. Тема реализации ФГТ в образовательном процессе для нас новая, но, тем не менее, есть определенные наработки педагогов, которые успешно представляются через мастер-классы.

Представляю план работы с педагогами в рамках внедрения ФГТ (таблица №1).

 ТАБЛИЦА №1

задачи

содержание

работы

формы работы

сроки

предполагаемый результат

1.Организовать изучение нормативно-правовой базы обновления содержания дошкольного образования

ознакомление и изучение приказа № 655, СанПинов, типового положения

консультация

сентябрь октябрь

 

2010г

- знание содержания нормативно-правовых документов

2.Совершенствовать аналитические умения педагогов

Анализ  содержания, разделов «Программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста» под ред. Васильевойна соотнесение его с образовательными областям, выделенными в приказе № 655.

Анализ программно - методического обеспечения и используемых парциальных программ.

Определение форм образовательной деятельности по каждой образовательной области

Анализ развивающей среды

Сравнение показателей освоения программы в ФГТ.

самоана

лиз

 

круглый стол

 

работа микрогрупп

 

ноябрь

 

декабрь

 

январь

2010-2011

определение методического обеспечения, картотека форм образовательной деятельности по  образовательным областям

3.Развивать рефлексивные способности и потребности в самопознании

Выстраивание модели образовательного процесса по каждой образовательной области

работа мини групп

февраль март

апрель

2011

циклограмма деятельности педагога

4.Развивать способность выбирать педагогические технологии соответствующие образовательным задачам

Планирование образовательной деятельности с детьми по образовательным областям

 

сентябрь

октябрь

2011г

перспективные планы

5.Способствовать формированию умений решать образовательные задачи через организацию совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей

Освоение способов организации  совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов

семинар – практикум

 

работа мини групп

ноябрь

декабрь

январь

2011-2012

Сценарии организации совместной деятельности взрослого и ребенка.

Картотека методических приемов, побуждающих к тому или иному виду деятельности

Содействовать развитию самооценки профессиональных качеств

обобщение опыта работы педагогов

педагогический совет

 

февраль март

апрель

май

2012г

Повышение профессиональной компетентности

 

Данная работа будет продолжаться. Это позволит воспитателям грамотно подойти к организации образовательного процесса с детьми, гибко осуществлять планирование воспитательно-образовательной деятельности и качественно строить свою работу.

 Литература:

 

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года)
  2. Г. Яковлева Как оценить профессиональную компетентность педагога. //Дошкольное воспитание. 2009. № 10
  3. Методические рекомендации к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения
  4. Арабаджи В.А. Творческий поиск в работе с педагогами //Управление ДОУ. 2010. № 3
  5.  Яковлева Г.В. Управленческое содействие педагогам в инновационной деятельности. //Управление ДОУ. 2007. № 6
  6. Л.Д. Морозова педагогическое проектирование в ДОУ: то теории к практике. //Приложение к журналу «Управление ДОУ»
  7. Пашкевич Т.Д. Петрусевич В.В. Профессиональная компетентность педагогов ДОУ. // Управление ДОУ.2010. № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критериальный контроль внедрения ФГОС в образовательном процессе ДОУ (в помощь старшему воспитателю)

Четкая циклограмма контроля выполнений основных требований ФГОС к образовательному процессу в ДОУ...

Технология исследовательской деятельности в процессе развития дошкольников с задержкой психического развития в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс ДОУ.

В статье описана педагогическая технология исследовательская деятельность и возможность её использования в педагогическом процессе с детьми с ЗПР....

«Внедрение ИКТ в образовательный процесс в дошкольной образовательной организации»

Современное образование трудно представить себе без ресурсов Интернета.  Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Электронная почта, поисковые системы, электронные конф...

Деловая игра для педагогов ДОУ «Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс»

Задачи:Повысить теоретический уровень педагогов по  вопросу использования современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс.Активизировать знания педагого...

Методическая разработка. Поле чудес "Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"

Нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с педагогами ДОУ. Использование современных образовательных технологий в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс...

ПРОЕКТ «Навстречу инновациям!» Внедрение технологии в образовательный процесс с использо-ванием ИКТ-технологий обучения в условиях внедрения ФГОС ДО

Проект «Навстречу инновациям!» представляет собой систему работы по внедрению интерактивной доски в воспитательно-образовательную деятельность педагогов ДОУ в условиях реализации основной ...