«Театрализованная деятельность в обучении детей татарскому языку»
статья

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_teatr._v_tat_yaz.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность в обучении детей татарскому языку»

Одна из актуальных задач обучения в системе образования Республики Татарстан является овладением детьми вторым языком. В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Хорошее владение двумя государственными языками, как средством общения – веление сегодняшнего дня: оно необходимо для успешной учёбы, интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку. Важно, чтобы дети изучали, знали, уважали язык, на котором говорят сами, их близкие, друзья и знакомые.

В нашем учреждении сложилась определенная система работы по исполнению Закона «О государственных языках РТ и других языках в РТ». Содержанием ее является все самое ценное, что веками сформировано мудростью, культурой татарского народа.

  Особенности овладения вторым языком в дошкольном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящим на другом языке, со спонтанным овладением иными формами общения, когда ребенок дошкольного возраста не осознает, зачем ему нужно знать второй язык.

   Актуальность работы ДОУ заключается в том, что в настоящее время система дошкольного образования находится в стадии перемен, и соответственно воспитатели по обучению детей татарскому языку должны строить свою работу в соответствии с изменениями: обучение должно быть развивающим, построенное на интересе детей, на решении затруднений.

Задача воспитателей – создать культурно-игровую среду в детском саду. Такая среда сообщает детям новые знания, помогает лучше узнать свою культуру, так как процесс обучения проходит в сравнении. В увлекательной игровой форме расширяем и закрепляем полученные знания.

Цели:

1. Расширять словарный запас детей, посредством народных сказок, используя знакомые слова и словосочетания, упражняться в правильном составлении предложений, используя опорные схемы.

2. Развивать интерес к татарскому языку посредством создания игровых ситуаций при театрализованной деятельности. Развивать активизацию словаря татарских слов и выразительность речи. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок и стихов Г. Тукая, создание предметно - развивающей среды, способствующей формированию у детей языковой культуры;

  • решение проблемы разговорной речи дошкольников;
  • расширение активного словарного запаса посредством народных сказок и стихов;

достаточный уровень татарских слов и использование их в повседневном общении используя кукол настольного, магнитного, пальчикового театров, образные игрушки, игрушки самоделки и некоторые средства выразительности – жесты, мимику, интонацию.

3. Формировать интерес к народной культре создание предметно - развивающей среды, способствующей формированию у детей языковой культуры.

Методика обучения татарскому языку через театрализованную деятельность, является отраслью педагогической науки и имеет свои цели, задачи и содержание. Театрализованная деятельность позволяет комплексно решать образовательные задачи:

    Общение детей на татарском языке стараюсь, чтобы они были мотивированным и целенаправленным. Создаю у детей с положительную психологическую установку на иноязычную речь. Такой способ создания положительной мотивации является театрализованная деятельность. В основе лежит создание воображаемой ситуации и принятие ребенка той или иной роли. Дети овладевают языком как средством общения через театрализованную деятельность.

  Огромную радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление.

  Увиденное и пережитое в настоящем театре, в их самодеятельных театрализованных представлениях, расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребенка вступать в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передать свои впечатления в монологической форме.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Театрализованная деятельность позволяет детям решать многие проблемные ситуации опосредованно - от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

Можно воспитать привычку к выразительной публичной речи путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Большую помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности, которые, кстати, пользуются у детей большой любовью.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Так и мы можем привести ребёнка на занятие, объяснить ему о необходимости изучения языков, но это не значит, что он тут же начнет впитывать из нашего источника знаний. Сначала у него должна появиться мотивация к этому, и задача воспитателя – сформировать её. Мир ребёнка значительно отличается от мира взрослого: он не хуже и не лучше, а просто - другой. Поэтому в процессе театрализованной деятельности дети легко и естественно усваивают татарский язык.

Заставлять ребенка играть так же сложно, как и заставлять его учиться. Добровольное участие в театрализованной игре – одно из самых важных условий в раскрытии способностей ребенка, желании изучать татарский язык, в развитии речевой творческой активности. Вспомним слова Сократа: «Не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а в процессе игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка играть, а, следовательно, отпадет необходимость в использовании им иностранной речи. Педагогу следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона при театрализованной деятельности для этого дети должны чувствовать себя комфортно:

- не утомляться;

- быть раскрепощенными;

- сохранять заинтересованность.

Чем более комфортны условия, тем интенсивнее происходит усвоение татарской речи.

Театрализованная деятельность может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).

Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-либо роли. Для этого я с использую разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две проблемы:

* Что делать, если ролей не хватает на всех детей?

* Кто будет играть отрицательных персонажей?

Первую проблему, мы решаем подгрупповой организации занятий. Парное проигрывание ролей.

Вторая проблема- исполнение ролей отрицательных персонажей - несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят исполнять роли добрых, сильных, находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все: и дети, и взрослые - артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем зачастую сыграть роль

Итогом работы по усвоению детьми татарского языка являются спектакли по народным сказкам. Фрагменты постановок включаются в сценарии утренников, досугов, русских и татарских календарных праздников.

Таким образом, театрализованная деятельность по обучению детей татарскому языку, не только обогащает словарный запас, но и развивает психические функции личности ребёнка, художественные способности, творчество в любой области. В театрализованной деятельности дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определённый результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов. Хорошее усвоение языка, эмоциональное, выразительное воспроизведение его вызывает у детей желание активно пользоваться им.

Таким образом, необходимо помнить, что знание и умение, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников, а с помощью театрализованной деятельности дети активны, любознательны и им интересен татарский язык.

Итак, можно сказать, что творческая театрализованная деятельность детей играет огромную роль в обучения их татарскому языку и способствует его лучшему усвоению языка.

Литература:

  1. Закирова.К.В. На поляне детство хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. - Казань: Редакционно – издательский центр, 2001.
  2. Мещерякова В. Н., Абитова Г. А. Татарский язык - язык Родины.

  1. Шаехова.Р.К. Региональная программа дошкольного образования. – Казань: РИЦ, 2012.
  2. Шаехова. Р. К. Раз словечка, два словечко…: Занимательное обучение к татарскому языку. - Казань: Хәтер, 2011.
  3. Щеткин. А. В. Театральная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика – Синтез, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в старшей группе "Муса Джәлиль-безнең йөрәкләрдә".

Цель: Познакомить детей с творчеством в военные годы великого поэта-героя Мусы Джалиля.Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку русскоязычных детей».Обучающие задачи:1. Сүз ба...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в старшей логопедической группе «Кукла Алсу у нас в гостях» (УМК)

Цель:1. Познакомить с характерными особенностями национального костюма, обогащение словарного запаса, активизировать в речи слова (калфак, камзол, тубэтэй, читек);2. Развивать диалогическую речь и обр...

Театрализованная деятельность в обучении детей татарскому языку

театрализованная деятельность в обучении детей татарскому языку....

Конспект игровой деятельности по обучению детей татарскому языку в подготовительной к школе группе "Путешествие в цирк"

Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русскоязычных детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваива...

«Обучении детей татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» (по обучению детей татарскому языку 4-7 лет) посредством познавательно-исследовательской деятельности »

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ воспитателя (по обучению детей татарскому языку)первой  кв. категории на межаттестационный период на 2018-2023 г. Ахметовой Гульгены Му...

Конспект образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в средней группе «Дружная семья»

Закрепление пройденного лексического материала по темам «Семья»,  «Продукты», а также ранее приобретённых детьми навыков использования грамматических конструкций  уче...