«Театрализованная деятельность в обучении детей татарскому языку»
статья
Предварительный просмотр:
«Театрализованная деятельность в обучении детей татарскому языку»
Одна из актуальных задач обучения в системе образования Республики Татарстан является овладением детьми вторым языком. В условиях новой языковой ситуации в республике формирование человека происходит под влиянием двух национальных культур, традиций, двух систем этических норм речевого и неречевого поведения. Хорошее владение двумя государственными языками, как средством общения – веление сегодняшнего дня: оно необходимо для успешной учёбы, интеллектуального и нравственного становления детей дошкольного возраста. Бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, умение понимать, анализировать и обсуждать явления языка. Дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для начала обучения второму языку. Важно, чтобы дети изучали, знали, уважали язык, на котором говорят сами, их близкие, друзья и знакомые.
В нашем учреждении сложилась определенная система работы по исполнению Закона «О государственных языках РТ и других языках в РТ». Содержанием ее является все самое ценное, что веками сформировано мудростью, культурой татарского народа.
Особенности овладения вторым языком в дошкольном возрасте связаны с непосредственностью детского восприятия, открытостью по отношению к людям, говорящим на другом языке, со спонтанным овладением иными формами общения, когда ребенок дошкольного возраста не осознает, зачем ему нужно знать второй язык.
Актуальность работы ДОУ заключается в том, что в настоящее время система дошкольного образования находится в стадии перемен, и соответственно воспитатели по обучению детей татарскому языку должны строить свою работу в соответствии с изменениями: обучение должно быть развивающим, построенное на интересе детей, на решении затруднений.
Задача воспитателей – создать культурно-игровую среду в детском саду. Такая среда сообщает детям новые знания, помогает лучше узнать свою культуру, так как процесс обучения проходит в сравнении. В увлекательной игровой форме расширяем и закрепляем полученные знания.
Цели:
1. Расширять словарный запас детей, посредством народных сказок, используя знакомые слова и словосочетания, упражняться в правильном составлении предложений, используя опорные схемы.
2. Развивать интерес к татарскому языку посредством создания игровых ситуаций при театрализованной деятельности. Развивать активизацию словаря татарских слов и выразительность речи. Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок и стихов Г. Тукая, создание предметно - развивающей среды, способствующей формированию у детей языковой культуры;
- решение проблемы разговорной речи дошкольников;
- расширение активного словарного запаса посредством народных сказок и стихов;
достаточный уровень татарских слов и использование их в повседневном общении используя кукол настольного, магнитного, пальчикового театров, образные игрушки, игрушки самоделки и некоторые средства выразительности – жесты, мимику, интонацию.
3. Формировать интерес к народной культре создание предметно - развивающей среды, способствующей формированию у детей языковой культуры.
Методика обучения татарскому языку через театрализованную деятельность, является отраслью педагогической науки и имеет свои цели, задачи и содержание. Театрализованная деятельность позволяет комплексно решать образовательные задачи:
Общение детей на татарском языке стараюсь, чтобы они были мотивированным и целенаправленным. Создаю у детей с положительную психологическую установку на иноязычную речь. Такой способ создания положительной мотивации является театрализованная деятельность. В основе лежит создание воображаемой ситуации и принятие ребенка той или иной роли. Дети овладевают языком как средством общения через театрализованную деятельность.
Огромную радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление.
Увиденное и пережитое в настоящем театре, в их самодеятельных театрализованных представлениях, расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребенка вступать в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передать свои впечатления в монологической форме.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Театрализованная деятельность позволяет детям решать многие проблемные ситуации опосредованно - от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.
Можно воспитать привычку к выразительной публичной речи путем привлечения ребенка к выступлениям перед аудиторией. Большую помощь в этом могут оказать занятия по театрализованной деятельности, которые, кстати, пользуются у детей большой любовью.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, вступление в диалог с другим персонажем, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Так и мы можем привести ребёнка на занятие, объяснить ему о необходимости изучения языков, но это не значит, что он тут же начнет впитывать из нашего источника знаний. Сначала у него должна появиться мотивация к этому, и задача воспитателя – сформировать её. Мир ребёнка значительно отличается от мира взрослого: он не хуже и не лучше, а просто - другой. Поэтому в процессе театрализованной деятельности дети легко и естественно усваивают татарский язык.
Заставлять ребенка играть так же сложно, как и заставлять его учиться. Добровольное участие в театрализованной игре – одно из самых важных условий в раскрытии способностей ребенка, желании изучать татарский язык, в развитии речевой творческой активности. Вспомним слова Сократа: «Не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а в процессе игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». Любая стрессовая ситуация может уничтожить желание ребенка играть, а, следовательно, отпадет необходимость в использовании им иностранной речи. Педагогу следует помнить, что поддержать интерес к игре можно лишь при сохранении положительно окрашенного эмоционального фона при театрализованной деятельности для этого дети должны чувствовать себя комфортно:
- не утомляться;
- быть раскрепощенными;
- сохранять заинтересованность.
Чем более комфортны условия, тем интенсивнее происходит усвоение татарской речи.
Театрализованная деятельность может использоваться педагогом в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. Наибольшая ценность игры проявляется в отражении детьми в самостоятельной деятельности впечатлений от просмотренных спектаклей, прочитанных программных литературных произведений (народных, авторских), других художественных источников (картин, музыкальных пьес и т.д.).
Каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-либо роли. Для этого я с использую разнообразные приемы:
- выбор детьми роли по желанию;
- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;
- распределение ролей по карточкам;
- проигрывание ролей в парах.
При этом возникают две проблемы:
* Что делать, если ролей не хватает на всех детей?
* Кто будет играть отрицательных персонажей?
Первую проблему, мы решаем подгрупповой организации занятий. Парное проигрывание ролей.
Вторая проблема- исполнение ролей отрицательных персонажей - несколько сложнее и требует глубокого, вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети хотят исполнять роли добрых, сильных, находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, нечестных. Поэтому следует подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все: и дети, и взрослые - артисты, которые должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли, причем зачастую сыграть роль
Итогом работы по усвоению детьми татарского языка являются спектакли по народным сказкам. Фрагменты постановок включаются в сценарии утренников, досугов, русских и татарских календарных праздников.
Таким образом, театрализованная деятельность по обучению детей татарскому языку, не только обогащает словарный запас, но и развивает психические функции личности ребёнка, художественные способности, творчество в любой области. В театрализованной деятельности дошкольник получает удовольствие от самого ее процесса, даже если игра предполагает определённый результат. Испытывая удовольствие от самих игровых действий, ребенок захочет играть в эту игру снова и снова. А играя многократно, можно добиться хороших результатов. Хорошее усвоение языка, эмоциональное, выразительное воспроизведение его вызывает у детей желание активно пользоваться им.
Таким образом, необходимо помнить, что знание и умение, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников, а с помощью театрализованной деятельности дети активны, любознательны и им интересен татарский язык.
Итак, можно сказать, что творческая театрализованная деятельность детей играет огромную роль в обучения их татарскому языку и способствует его лучшему усвоению языка.
Литература:
- Закирова.К.В. На поляне детство хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. - Казань: Редакционно – издательский центр, 2001.
- Мещерякова В. Н., Абитова Г. А. Татарский язык - язык Родины.
- Шаехова.Р.К. Региональная программа дошкольного образования. – Казань: РИЦ, 2012.
- Шаехова. Р. К. Раз словечка, два словечко…: Занимательное обучение к татарскому языку. - Казань: Хәтер, 2011.
- Щеткин. А. В. Театральная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика – Синтез, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/02/picture-390981-1449060998.jpg)
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в старшей группе "Муса Джәлиль-безнең йөрәкләрдә".
Цель: Познакомить детей с творчеством в военные годы великого поэта-героя Мусы Джалиля.Методика дошкольного образования: «Обучение татарскому языку русскоязычных детей».Обучающие задачи:1. Сүз ба...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/25/picture-557320-1540494651.jpg)
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в старшей логопедической группе «Кукла Алсу у нас в гостях» (УМК)
Цель:1. Познакомить с характерными особенностями национального костюма, обогащение словарного запаса, активизировать в речи слова (калфак, камзол, тубэтэй, читек);2. Развивать диалогическую речь и обр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/12/picture-706864-1476268009.jpg)
Театрализованная деятельность в обучении детей татарскому языку
театрализованная деятельность в обучении детей татарскому языку....
Презентация на тему «Роль театрализованной деятельности в обучении детей дошкольного возраста татарскому языку»
презентация...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/27/picture-352655-1509117526.jpg)
Конспект игровой деятельности по обучению детей татарскому языку в подготовительной к школе группе "Путешествие в цирк"
Игра является эффективной и доступной формой деятельности при обучении русскоязычных детей татарской устной речи. Дети даже не задумываются, что они учатся, сами того не замечая, намного лучше усваива...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/14/picture-781685-1460628088.jpg)
«Обучении детей татарскому языку по УМК «Говорим по-татарски» (по обучению детей татарскому языку 4-7 лет) посредством познавательно-исследовательской деятельности »
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ воспитателя (по обучению детей татарскому языку)первой кв. категории на межаттестационный период на 2018-2023 г. Ахметовой Гульгены Му...
Конспект образовательной деятельности по обучению детей татарскому языку в средней группе «Дружная семья»
Закрепление пройденного лексического материала по темам «Семья», «Продукты», а также ранее приобретённых детьми навыков использования грамматических конструкций уче...