Главные вкладки

    Семинар- практикум для педагогов ДОУ по теме "Правовое образование дошкольников"
    методическая разработка

    Целью данного семинара является повышение правовой культуры педагогов ДОУ. Задачи: Расширение знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка; Обогащение воспитателями умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями; Знакомство с современными исследованиями в области воспитания и обучения детей по данной теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar_po_pravovomu.docx28.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар –практикум «ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ»

    Составила: Кириллова Татьяна Игоревна

    (воспитатель МБДОУ детский сад №74 «Семицветик», г. Смоленск)

    Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ.

    Задачи:

    Расширение знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка;

    Обогащение воспитателями умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями;

    Знакомство с современными исследованиями в области воспитания и обучения детей.

    Ход семинара

    Вводная часть.

    Сообщение темы, задач семинара.

    Актуальность выдвинутой темы.

    Рассказ об истории принятия Конвенции о правах ребёнка.

        II. Основная часть.

    1.Ознакомление с нормативно –правовой документацией по защите прав детства.

    2. Выполнение педагогами практических заданий.

    3. Игра «Счастливый случай» (фрагмент)

    4. Викторина «Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев».

       III. «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».

      IV. Подведение итогов семинара.

    Игра «Волшебный сундучок».

    Тренинговое упражнение «Согрей птичку».

       

    I. Вводная часть.

    1.Сообщение темы, задач семинара.  

      Тема нашего семинара – «Правовое образование в ДОУ» Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна и вы станете активными участниками обсуждения.

    2.Актуальность выдвинутой темы.

    Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. –это необходимое условие гармоничного существования современного человека.

    С наступлением XXI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.

    В последние годы резко увеличилось число преступлений против детей. В 2009 г. только в Арх.обл. 51 ребёнок стал жертвой семейного насилия. Выявлено 88 фактов жестокого обращения с детьми со стороны родителей, виновные были привлечены к уголовной ответственности. По данным социологических исследований, проведённых Институтом социологии РАН в 2009 г., физические наказания детей в каждой второй российской семье считаются нормой. На учёте в милиции сегодня по стране состоят 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей.

    Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решение важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем генофонд нации?

    Поэтому Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. Как это происходило расскажет…

     

    3. Рассказ об истории принятия Конвенции о правах ребёнка.  

    В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. в Декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей..

    Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка была принята в 1959 г. она и явилась первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа –Конвенции о правах ребёнка.

    В июне 1989 г. от побережья Бретани курсом Дакар – Фор –де – Франс –Нью –Йорк отошло трёхмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. На острове Горе близ Дакара к ним присоединились ещё 15 юношей и девушек, а на островах Вест –Индии корабль принял на борт ещё одну группу молодёжи.

    Подростки  представляли пять континентов, главным образом, южные районы планеты. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребёнка. В конце пути молодые люди посетили штаб –квартиру ООН в Нью –Йорке, где вручили Генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось ещё в 1959 г.

    И с этого исторического момента о «мировой конституции прав ребёнка», как её именуют публицисты, узнало всё прогрессивное человечество.

    Вед. глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. мы с вами должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, когда он умеет отстаивать свои права.

        II. Основная часть.

    1.Ознакомление с нормативно –правовой документацией по защите прав детства.  

     Чтобы ответить на вопрос: «Сколько прав у ребёнка?» - обратимся непосредственно к тексту конвенции.

    В ней указано, что все права распространяются на всех детей без исключения, а государство обязано защищать ребёнка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав. Существует целый ряд нормативно –правовых и организационных материалов по правам ребёнка.

     Ведущий называет документы и законы, регулирующие права ребёнка (3 уровня) и нормативные документы ДОУ, даёт краткую обзорную характеристику этим документам.

    Вед. Уважаемые коллеги! Уча других, учись и сам! Трудно опровергнуть данное высказывание. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их от посягательств. В противном случае чему мы можем научить других, не обладая знаниями сами?

    Вед.2

    Выполнение педагогами практических заданий.  

    Варианты и задания

    Варианты ответов

    1. Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребёнка:

    У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в своё время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью;

    Ребёнок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам

    Конвенция о правах  ребёнка:

    В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребёнка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по его защите.

    В соответствии со статьёй 9, ребёнок имеет право жить со своими родителями за исключением тех случаев, когда это противоречит его интересам.

    2. Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации и работы, которая

    Не указана в официальных документах

    Может мешать образованию и вредить здоровью

    Не соответствует интересам и склонностям ребёнка

    3. ООН считает человека ребёнком от рождения до

    14 лет

    16 лет

    18 лет

    Вед.3

    3. Игра «Счастливый случай» (фрагмент)

    Вед3. Мы предлагаем вашему вниманию небольшую игру, в ходе которой необходимо ответить на вопросы; к каждому из вопросов будет предложено 4 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный и поднять карточку с нужной буквой (А, Б, В)

    1. Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка?

    А. 45;

    Б. 37;

    В. 54.

    2. Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребёнка?

    А. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

    Б. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.

    В. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.

    3. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?

    А.  Органы управления РФ.

    Б. Органы местного самоуправления.

    В. Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.

    4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?

    А.  Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

    Б. Ребёнок и родители или другие лица, замещающие родителей.

    В. Родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение.

    5. Имеет ли право ребёнок на доходы, полученные им?

    А. Нет, ребёнок не должен работать.

    Б. Да, если они получены не в результате правонарушения.

    В. Нет, имуществом ребёнком должны заниматься родители.

    6. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?

    А. Учредитель.

    Б. Органы управления образовательным учреждением.

    В. Должностные лица образовательного учреждения.

    7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдёт до судебного разбирательства?

    А. Заведующий как представитель образовательного учреждения.

    Б.  Заведующая как должностное лицо этого учреждения.

    В. Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение.

    8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

    А. Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование.

    Б. Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников.

    В. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

    Вед.  

    Каждый ребёнок должен знать свои права, быть юридически грамотным гражданином. Воспитатели, весь педагогический коллектив детского сада являются основными участниками правового воспитания детей. В д/с для решения задачи по правовому воспитанию дошкольников, создаётся план работы, включающий в себя работу с родителями и детьми. Это такие мероприятия, как: заключение договоров с родителями, проведение бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной тематике, создание банка данных семей воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ, оформление наглядно –информационных стендов в группах, анкетирование родителей, проведение консультаций и педсоветов по этой теме, выставки детских и семейных работ. Ведущей деятельностью является совместная деятельность взрослого и ребёнка.

    Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

    В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих  то или иное право, понятие, используются сказки, стихи, пословицы, поговорки. При этом необходимо обратить внимание, что знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, что может привести к обсуждению положительных героев и оправданию злодеев.

    4. Викторина «Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев».

    В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)

    Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? «3 поросёнка», « Заюшкина избушка»)

    Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка –путешественница»)

    В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)

    Литературные герои из каких произведений воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Белоснежка и 7 гномов», басня «Квартет»)

    В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и работнике его Балде»)

     

    Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдёт своего отражения в семье. Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, в психическом и физическом благополучии ребёнка. Если между ребёнком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя не любимыми и очень страдают от этого в статье 18 (п.1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного, и интеллектуального развития ребёнка в раннем и дошкольном возрастах. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.

     

       III. «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».  

    «Проблемные родители» - не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

      Пренебрежение может выражаться в том, что родителе не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, не следят, чтобы ребёнок достаточно спал, был опрятен и ухожен. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

      Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально дезадаптированных, не умеющих создать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

      Жестокое обращение с детьми включает в себя любую фору плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, воспитателями и .т.д.

    Основные формы жестокого обращения с детьми.

    Физическое насилие. –преднамеренное нанесение физических повреждений.

    Сексуальное насилие (или развращение)- вовлечение ребёнка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не может предвидеть все негативные для себя последствия.

    Психическое (эмоциональное насилие)- периодическое, длительное или постоянное воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

    К психической форме насилия относятся:

    Открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;

    Угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;

    Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;

    Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;

    Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

    Однократное грубое психическое воздействие, вызывающие у ребёнка психическую травму.

    Пренебрежение нуждами ребёнка –это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

    К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

    Отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода;

    Отсутствия должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;

    Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение в семье:

    Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными родителями, наличие отчимов и мачех;

    Наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией, или лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;

    Безработица, постоянные финансовые трудности;

    Супружеские конфликты;

    Статус беженцев, вынужденных переселенцев;

    Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;

    Нежеланный ребёнок;

    Умственные и физические недостатки ребёнка;

    Трудный ребёнок.

      IV. Подведение итогов семинара.  

    Вед чтобы подвести итог нашего семинара по правам детей, я предлагаю ознакомиться с такой формой работы с детьми, как игра «Волшебный сундучок», и поиграть

    1. Игра «Волшебный сундучок».

    Правила. Из сундучка по очереди достают предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

    Свидетельство о рождении

    - Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на имя)

    Сердечко

    - Какое право может обозначать сердце? ( право на заботу и любовь)

    Домик

    - Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? ( право на имущество)

    Конверт

    - О чём напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

    Букварь

    -О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учёбу)

    Игрушечный утёнок и утка

    - О чём напоминает эта игрушка? ( о праве ребёнка быть вместе с мамой)

    Вед  Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.

    2. Тренинговое упражнение «Согрей птичку».

     Вед. Сейчас я предлагаю   вам  выполнить упражнение «Согрей птичку», которое поможет выразить свою любовь и подарить кому –нибудь теплоту и нежность своего сердца.

    Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладони, прижмите их к груди…. И выпустите птичку на волю

    ( это упражнение также и как «Волшебный сундучок» можно выполнять с детьми).

    Я надеюсь, что тема семинара никого из вас не оставила равнодушными, и вы почерпнули для себя что –то нужное и новое.

    А закончить этот семинар я хочу очень хорошим стихотворением:

    В жизни можно по –разному жить:

    В горе можно и в радости,

    Вовремя есть, вовремя пить,

    Вовремя делать гадости.

    А можно и так:

    На рассвете встать

    И, помышляя о чуде,

    Рукой обнажённой солнце достать

    И подарить его людям.

    А. Вознесенский


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар- практикум для педагогов " Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников"

    Данная разработка позволяет провести обзор  по российским традициям, одежде, вспомнить русские пословицы и т.д....

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Психоэмоциональное здоровье дошкольника в ДОУ"

    Цель: повышение психологической компетентности педагогов ДОУ.Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений деятельности педагогов в современном детском саду. ...

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ, раскрывающая основные направления работы по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО. Сделан обзор и раскрыты 7 компонентов речевого развития....

    Семинар практикум для педагогов Защита прав - ребенка дошкольника

    Семинар практикум для педагогов Защита прав - ребенка дошкольника...

    Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности».

    Семинар – практикум для педагогов ДОУ : «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности»материал будет интересен воспитателям, методистам ДОУ. Помогает провести семинар интересно и к...

    Семинар-практикум для педагогов «Развитие речи старших дошкольников»

    Материал содержит теоретическую часть и практическую в виде 7 заданий....