Главные вкладки

    Содействие и сотрудничество детей и взрослых в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
    статья

    Лагуточкина Ольга Сергеевна

    Содействие и сотрудничество детей и взрослых в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

    …Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится, там и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру в юности своей, – добр во всей жизни будет. «Научится ли злу – и зол всю жизнь будет; ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит», - говорил Свят. Тихон Задонский.

    В современной ситуации значимых изменений в обществе поиск путей и способов повышения эффективности процесса воспитания приобретает особую актуальность. Рассмотрение категории «воспитание» связано с изменением педагогического сознания, принятием классических ценностей с их основополагающими понятиями духовности и гуманности, любви и добра, мира и блага.

    Развивающийся творческий потенциал педагогического сообщества опирается на идеи, которые служат целям духовно-нравственного становления подрастающего поколения в атмосфере гуманности и личностного подхода к ребенку. Эти идеи переданы нам выдающимися учеными, учителями В.А.Сухомлинским, А.С.Макаренко, Ш.А.Амонашвили.

    В основании воспитания в XXI веке, по словам В.И.Ашикова, должна лежать триада красоты: Красота природы, Красота Искусства и внутренняя красота Человека [1]. Без воспитания чувства прекрасного невозможно говорить о духовной эволюции. Следовательно, одна из первостепенных задач взрослых – открыть ребенку мир гармонии и красоты.

    Важность духовности процесса воспитания, ярко представленная в высказываниях педагогов, усиливается пониманием сензитивности дошкольного периода во всей дальнейшей жизни человека.

    Действительно, все начинается с детства…. В детстве закладываются основы личности… Эти психолого-педагогические истины знает каждый педагог. В этот ответственный период значительное время ребенок проводит в детском саду. И педагоги, безусловно, стремятся воспитывать ребенка правильно, прививая ему нормы и ценности, однако в образовательном процессе ДОУ до сих пор преобладают занятия, основная цель которых заключается в «передаче» воспитанникам знаний, умений и навыков. Предполагается, что личностные качества, ценностное отношение ребенка ко всему, что его окружает, непременно появится на основе этих ЗУНов. Воспитательной компоненте уделяется недостаточно внимания, тогда как она – и это отражено во всех последних документах – является главной в образовательном процессе дошкольного учреждения. Так ежедневно воспроизводится традиционная модель со всеми ее отрицательными аспектами и ежегодно из детских образовательных учреждений выходят дети, недополучившие «положительный заряд» осознанного творческого отношения к окружающему миру, основанного на соблюдении нравственных норм.

    Субъект-объектные отношения, в результате которых у ребенка появляется закрытость, страх, безволие, пассивность, сопротивление, агрессия и др., должны уйти в прошлое вместе с традиционной образовательной моделью. На это нас ориентируют и исследования ученых, и современные программы, и опыт педагогов-новаторов, и нормативные документы.

    Приоритетным должно стать субъект-субъектное взаимодействие, предполагающее интерес друг к другу и общему делу, искренность и открытость в отношениях, проявление человечности, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимание ценности человека и всего того, что создается его трудом – все это способствует формированию позитивного взгляда на мир. И источником такого отношения является взрослый.

    Подобные мысли отражены и в Концепции дошкольного воспитания, которая, к сожалению, не принята педагогическим сообществом, как руководство к действию. На первый план в ней выдвигаются задачи становления у ребенка базиса личностной культуры, соответствующего общечеловеческим духовным ценностям, подчеркивается мысль о формировании основ доверия ребенка к миру природы, людей, предметному миру и самому себе, что является важнейшим условием его успешной социализации, индивидуализации и интеграции в жизнь социума [2] .

    Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.

    Воспитательное пространство в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка – детском саду № 394 «Парус» мы строим, исходя из именно этих позиций.

    Любое мероприятие, проводимое педагогами, будь то совместное накрывание на стол, или раскладывание по местам игрушек, или чтение книги, или рисование, или складывание пазлов, или подвижные игры – должно нести в себе нравственное воспитание ребенка. Поэтому и тематика игр, и выбранные книги, и предложенные рисунки – все тщательнейшим образом отбирается. Очень важен не просто пример взрослого и упражнение в нравственном поступке, но и речевое обсуждение с воспитанниками, организация диалога по каждой проблеме хорошего и плохого, доброго и злого, веселого и грустного момента детсадовской жизни.

    Отмечая первостепенную роль семьи в процессе воспитания ребенка, важнейшим принципом в построении образовательного процесса мы считаем содействие и сотрудничество взрослых: педагогов, родителей в духовно-нравственном становлении личности дошкольников. Это соотносится с требованиями современных федеральных документов, в частности Стандарта дошкольного образования [3].

    К сожалению, на современном этапе развития общества наблюдаются негативные моменты в развитии семьи. Это искажение отношений между мужем и женой, детьми и родителями, нарушение нравственных устоев, утрата семейных ценностей, что в свою очередь не может не повлиять на уровень воспитания подрастающего в такой атмосфере поколения.

    Поэтому важнейшей задачей педагогов, работающих с детьми, является вовлечение родителей в единое социокультурное воспитательное пространство. Таким пространством для нас является дошкольное образовательное учреждение, обеспечивающее пребывание воспитанников в атмосфере красоты, любви, сотрудничества, соблюдении нравственных ценностей. Мы убеждены, что нахождение родителей в благоприятном воспитательном пространстве, создание с их участием значимых социальных ситуаций развития детей способствует повышению их педагогической культуры, снижает деструктивные проявления в общении поколений, способствует установлению позитивных детско-родительских отношений.

    Организация ежедневного общения с детьми и родителями помогает нам понять психологическую обстановку каждой семьи. Мы видим родителей, которые уделяют своему ребенку время, создают эффективное пространство его развития. Однако, есть и другие семьи, которые по словам А.Г. Асмолова, «отгораживаются от вопросов ребенка зонтиком», считают дошкольное детство лишь определенным этапом подготовки к будущей взрослой жизни.

    Поэтому в дошкольном учреждении все мероприятия, особенно в младшей группе, проводятся при активном участии родителей.

    Важно подчеркнуть, что каждое мероприятие имеет нравственную направленность, затрагивает проблемы воспитания духовных качеств: дружбы, доброты, честности, смелости, помогает понять чувства других, пробуждает способность сопереживать.

    Так, в рамках проведения проекта «Книжкина неделя в детском саду» родители вместе с детьми выпускали стенгазету, рисовали рисунки с полюбившимися героями, описывали любимые книги. Главным достоинством данного проекта считаем возвращение в круг семьи замечательной традиции домашнего чтения с последующим обсуждением прочитанного на предмет понимания детьми и взрослыми основных нравственных ценностей, заложенных в художественном произведении.

    Общеизвестно, что овладение ребенком социальным опытом, накопленным человечеством, осуществляется поэтапно: через знания, умения, опыт практической деятельности и выражение своего отношения к нему. Поэтому знания воспитанников правил культурного поведения, этикета и вежливого общения, усвоенные ими в процессе непосредственно образовательной деятельности и повседневной жизни, актуализировались нами в ходе игровых ситуаций в проведении КВН с участием родителей.

    Игра способствовала созданию творческой обстановки, в которой воспитанники совершали добрые поступки, общались в проблемных ситуациях, давали оценку действиям игровых персонажей.

    Проведение показательного занятия по произведениям Носова, Л. Толстого, где дети оценивали не только поступки героев, но и свои поступки с помощью «лесенки поступков», способствовало очень решению очень важной задачи: развития саморефлексии воспитанников. Вопросы, побуждающие к установлению причинно-следственных связей: Почему ты себя поставил на эту ступень? Почему твой родитель (воспитатель) поставил тебя на эту ступень? – способствовали осмыслению детьми своих действий и поступков, утверждению ими в правильности тех или иных форм и методов взаимодействия с миром.

    Одним из направлений сотрудничества с семьей является воспитание любви и бережного отношения детей к природе. В рамках реализации проекта «Братья наши меньшие» была организована познавательно-исследовательская деятельность под девизом отношения к природному миру: «Не навреди, полюбуйся, береги, помоги». Повышению интереса к природному миру, развитию любознательности способствовала организация семейного конкурса поделок из природного материала и фотографий домашних питомцев.

    Приобщению к русским традициям способствовали праздники, проведенные вместе с родителями – «Осенняя прогулка», «День матери», «Новый год», совместные развлечения «Рождественские забавы», «Проводы зимы», выставка пасхальных сувениров.

    Участие родителей в данных мероприятиях проявилось в изготовлении костюмов, атрибутов, декораций, подготовке и исполнению совместной с ребенком и самостоятельной роли. Участие взрослых вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей. Да и для родителей участие в совместных мероприятиях помогает стать ближе к своему ребенку, позволяет больше понимать его, узнавать его интересы.

    И с каждым годом крепнут товарищеские отношения между детьми, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу.

    Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

     

    Список литературы:

    1.​ Ашиков В.И. О воспитании // Дошкольное воспитание. 2000. № 6. С. 60-64.

    2.​ Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. - № 5. - с. 10-23.

    3.​ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Содействие и сотрудничество детей и взрослых в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста

    Видим, что малое деревце ко всякой стороне удобно преклоняется, и куда преклонится, там и растет. Так и малое дитя. Научится ли добру в юности своей, – добр во всей жизни будет. «Научится ли злу – и зол всю жизнь будет; ибо от воспитания, как от семени плоды, все прочее время жизни зависит», - говорил Свят. Тихон Задонский.

    В современной ситуации значимых изменений в обществе поиск путей и способов повышения эффективности процесса воспитания приобретает особую актуальность. Рассмотрение категории «воспитание» связано с изменением педагогического сознания, принятием классических ценностей с их основополагающими понятиями духовности и гуманности, любви и добра, мира и блага.

    Развивающийся творческий потенциал педагогического сообщества опирается на идеи, которые служат целям духовно-нравственного становления подрастающего поколения в атмосфере гуманности и личностного подхода к ребенку. Эти идеи переданы нам выдающимися учеными, учителями В.А.Сухомлинским, А.С.Макаренко, Ш.А.Амонашвили.

    В основании воспитания в XXI веке, по словам В.И.Ашикова, должна лежать триада красоты: Красота природы, Красота Искусства и внутренняя красота Человека [1]. Без воспитания чувства прекрасного невозможно говорить о духовной эволюции. Следовательно, одна из первостепенных задач взрослых – открыть ребенку мир гармонии и красоты.

    Важность духовности процесса воспитания, ярко представленная в высказываниях педагогов, усиливается пониманием сензитивности дошкольного периода во всей дальнейшей жизни человека.

    Действительно, все начинается с детства…. В детстве закладываются основы личности… Эти психолого-педагогические истины знает каждый педагог. В этот ответственный период значительное время ребенок проводит в детском саду. И педагоги, безусловно, стремятся воспитывать ребенка правильно, прививая ему нормы и ценности, однако в образовательном процессе ДОУ до сих пор преобладают занятия, основная цель которых заключается в «передаче» воспитанникам знаний, умений и навыков. Предполагается, что личностные качества, ценностное отношение ребенка ко всему, что его окружает, непременно появится на основе этих ЗУНов. Воспитательной компоненте уделяется недостаточно внимания, тогда как она – и это отражено во всех последних документах – является главной в образовательном процессе дошкольного учреждения. Так ежедневно воспроизводится традиционная модель со всеми ее отрицательными аспектами и ежегодно из детских образовательных учреждений выходят дети, недополучившие «положительный заряд» осознанного творческого отношения к окружающему миру, основанного на соблюдении нравственных норм.

    Субъект-объектные отношения, в результате которых у ребенка появляется закрытость, страх, безволие, пассивность, сопротивление, агрессия и др., должны уйти в прошлое вместе с традиционной образовательной моделью. На это нас ориентируют и исследования ученых, и современные программы, и опыт педагогов-новаторов, и нормативные документы.

    Приоритетным должно стать субъект-субъектное взаимодействие, предполагающее интерес друг к другу и общему делу, искренность и открытость в отношениях, проявление человечности, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимание ценности человека и всего того, что создается его трудом – все это способствует формированию позитивного взгляда на мир. И источником такого отношения является взрослый.

    Подобные мысли отражены и в Концепции дошкольного воспитания, которая, к сожалению, не принята педагогическим сообществом, как руководство к действию. На первый план в ней выдвигаются задачи становления у ребенка базиса личностной культуры, соответствующего общечеловеческим духовным ценностям, подчеркивается мысль о формировании основ доверия ребенка к миру природы, людей, предметному миру и самому себе, что является важнейшим условием его успешной социализации, индивидуализации и интеграции в жизнь социума [2] .

    Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей.

    Воспитательное пространство в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении центре развития ребенка – детском саду № 394 «Парус» мы строим, исходя из именно этих позиций.

    Любое мероприятие, проводимое педагогами, будь то совместное накрывание на стол, или раскладывание по местам игрушек, или чтение книги, или рисование, или складывание пазлов, или подвижные игры – должно нести в себе нравственное воспитание ребенка. Поэтому и тематика игр, и выбранные книги, и предложенные рисунки – все тщательнейшим образом отбирается. Очень важен не просто пример взрослого и упражнение в нравственном поступке, но и речевое обсуждение с воспитанниками, организация диалога по каждой проблеме хорошего и плохого, доброго и злого, веселого и грустного момента детсадовской жизни.

    Отмечая первостепенную роль семьи в процессе воспитания ребенка, важнейшим принципом в построении образовательного процесса мы считаем содействие и сотрудничество взрослых: педагогов, родителей в духовно-нравственном становлении личности дошкольников. Это соотносится с требованиями современных федеральных документов, в частности Стандарта дошкольного образования [3].

    К сожалению, на современном этапе развития общества наблюдаются негативные моменты в развитии семьи. Это искажение отношений между мужем и женой, детьми и родителями, нарушение нравственных устоев, утрата семейных ценностей, что в свою очередь не может не повлиять на уровень воспитания подрастающего в такой атмосфере поколения.

    Поэтому важнейшей задачей педагогов, работающих с детьми, является вовлечение родителей в единое социокультурное воспитательное пространство. Таким пространством для нас является дошкольное образовательное учреждение, обеспечивающее пребывание воспитанников в атмосфере красоты, любви, сотрудничества, соблюдении нравственных ценностей. Мы убеждены, что нахождение родителей в благоприятном воспитательном пространстве, создание с их участием значимых социальных ситуаций развития детей способствует повышению их педагогической культуры, снижает деструктивные проявления в общении поколений, способствует установлению позитивных детско-родительских отношений.

    Организация ежедневного общения с детьми и родителями помогает нам понять психологическую обстановку каждой семьи. Мы видим родителей, которые уделяют своему ребенку время, создают эффективное пространство его развития. Однако, есть и другие семьи, которые по словам А.Г. Асмолова, «отгораживаются от вопросов ребенка зонтиком», считают дошкольное детство лишь определенным этапом подготовки к будущей взрослой жизни.

    Поэтому в дошкольном учреждении все мероприятия, особенно в младшей группе, проводятся при активном участии родителей.

    Важно подчеркнуть, что каждое мероприятие имеет нравственную направленность, затрагивает проблемы воспитания духовных качеств: дружбы, доброты, честности, смелости, помогает понять чувства других, пробуждает способность сопереживать.

    Так, в рамках проведения проекта «Книжкина неделя в детском саду» родители вместе с детьми выпускали стенгазету, рисовали рисунки с полюбившимися героями, описывали любимые книги. Главным достоинством данного проекта считаем возвращение в круг семьи замечательной традиции домашнего чтения с последующим обсуждением прочитанного на предмет понимания детьми и взрослыми основных нравственных ценностей, заложенных в художественном произведении.

    Общеизвестно, что овладение ребенком социальным опытом, накопленным человечеством, осуществляется поэтапно: через знания, умения, опыт практической деятельности и выражение своего отношения к нему. Поэтому знания воспитанников правил культурного поведения, этикета и вежливого общения, усвоенные ими в процессе непосредственно образовательной деятельности и повседневной жизни, актуализировались нами в ходе игровых ситуаций в проведении КВН с участием родителей.

    Игра способствовала созданию творческой обстановки, в которой воспитанники совершали добрые поступки, общались в проблемных ситуациях, давали оценку действиям игровых персонажей.

    Проведение показательного занятия по произведениям Носова, Л. Толстого, где дети оценивали не только поступки героев, но и свои поступки с помощью «лесенки поступков», способствовало очень решению очень важной задачи: развития саморефлексии воспитанников. Вопросы, побуждающие к установлению причинно-следственных связей: Почему ты себя поставил на эту ступень? Почему твой родитель (воспитатель) поставил тебя на эту ступень? – способствовали осмыслению детьми своих действий и поступков, утверждению ими в правильности тех или иных форм и методов взаимодействия с миром.

    Одним из направлений сотрудничества с семьей является воспитание любви и бережного отношения детей к природе. В рамках реализации проекта «Братья наши меньшие» была организована познавательно-исследовательская деятельность под девизом отношения к природному миру: «Не навреди, полюбуйся, береги, помоги». Повышению интереса к природному миру, развитию любознательности способствовала организация семейного конкурса поделок из природного материала и фотографий домашних питомцев.

    Приобщению к русским традициям способствовали праздники, проведенные вместе с родителями – «Осенняя прогулка», «День матери», «Новый год», совместные развлечения «Рождественские забавы», «Проводы зимы», выставка пасхальных сувениров.

    Участие родителей в данных мероприятиях проявилось в изготовлении костюмов, атрибутов, декораций, подготовке и исполнению совместной с ребенком и самостоятельной роли. Участие взрослых вызывает у детей много эмоций, обостряет чувства гордости за родителей. Да и для родителей участие в совместных мероприятиях помогает стать ближе к своему ребенку, позволяет больше понимать его, узнавать его интересы.

    И с каждым годом крепнут товарищеские отношения между детьми, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу.

    Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

    Список литературы:

    1.​ Ашиков В.И. О воспитании // Дошкольное воспитание. 2000. № 6. С. 60-64.

    2.​ Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - М.: Просвещение, 1989. - № 5. - с. 10-23.

    3.​ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

    Мини-музей - средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

    Мини-музей: "Главная улица Росии - река Волга" создан в детском саду с целью ознакомления детей с малой Родиной....

    консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

    Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

    Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 4-5 лет «Воспитание любовью»

    Всем известно, что  дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал....

    Выступление "Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"

    Выступление на научно-практическом семинаре "Духовно-нравственное воспитание в дошкольных образовательных организациях в условиях реализации ФГОС дошкольного образования" в КОИРО из опыта ра...

    Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

    ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...