Тематические беседы для детей 5-7 лет «Русские богатыри»
учебно-методический материал (старшая группа)

Калак Олеся Петровна

Беседы  о богатырях русских

Программное содержание:

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче.

Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.

 Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

 Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_o_bogatyryah.odt183.02 КБ

Предварительный просмотр:


Тематическая беседы для детей 6-8 лет «Русские богатыри»

Беседа №1

Дорогие ребята! Видели ли вы картину замечательного русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»? Давайте вспомним, кто изображен на ней.

https://kladraz.ru/images/29(13).jpg

Три могучих богатыря на сильных конях стерегут покой русской земли. Перед ними расстилаются широкие степи, за их спиной — дремучие леса, села и города. В небесах над богатырями сгущаются синевато-серые тучи.

Послушайте стихотворение.

Три богатыря

Вечерняя тает заря,

Клубятся над степью тучи.

Три сказочных богатыря

Коней оседлали могучих.

От силы жестокой вражьей

Народ берегут они

И грозно стоят на страже

Нашей родной земли!

♦ Знаете ли вы, как зовут богатырей?

В самом центре картины на могучем коне — богатырь Илья Муромец. Он широк в плечах, в нем чувствуются громадная мощь и отвага. Приложив руку к глазам, он зорко всматривается в даль: не идет ли на Русь войско вражеское?

(Илья Муромец — самый любимый, родной и близкий сердцу русского человека богатырь. Недаром о нем в народе говорили: «Как одно на небе красно-солнышко, один на Руси Илья-Муромец». Илья Муромец — ярчайшее воплощение русского национального характера, богатырь необыкновенной силы, герой, славившийся своими подвигами, защитник земли русской. Предполагают, что это был реальный человек. Его гробница до сих пор сохранилась в Киево-Печерской лавре.

По одной из былин великий богатырь Святогор, умирая, передал Илье Муромцу свой заветный меч-кладенец.)

Справа от Ильи Муромца на мохнатом белом коне другой богатырь — Добрыня Никитич.

(Добрыня Никитич — сподвижник, правая рука Ильи Муромца. Он наделен не только силой великой, но и многими талантами: лучше всех стреляет из лука, чудесно играет на гуслях и поет. В былинах и сказаниях Добрыня Никитич не только храбрый защитник Отечества, но и носитель народной культуры. Его прообразом историки считают родного дядю князя Владимира.)

А по левую руку от Ильи — самый юный из богатырей — Алеша Попович.

Давайте вспомним, что рассказывают древние русские былины об этих богатырях.

(Алеша Попович — веселый, жизнерадостный и храбрый богатырь.

Врагов он поражал не только силой, но и умом, хитростью и отвагой. Он беззаветно любит Родину, беспощаден к ее врагам и готов пожертвовать жизнью во спасение Руси. Прообраз Алеши Поповича — сын ростовского священника Александр Храбр.)

Илью прозвали Муромцем потому, что родился он в селе Карачарове недалеко от города Мурома.

Просидел Илья Муромец сиднем ровно тридцать лет — ни рукой, ни ногой двинуть не мог. Вот однажды отец с матерью ушли в поле хлеб убирать, а Илья остался в доме один. Проходили в это время по деревне калики перехожие, подошли к избе Ильи и постучали в окошко.

— Отвори нам, добрый молодец, дверь, устали мы с дороги, дай нам водицы испить.

А Илья им отвечает:

— Не могу я, божьи люди, с места сдвинуться, уж тридцать лет сиднем сижу на печи.

А калики не уходят, и все просят Илью в избу их впустить.

Шевельнулся он на печи! Встал на ноги — чувствует, ноги-то его держат, пошевелил руками. Сделал он шаг, другой, подошел к двери и впустил калик в дом.

А калики перехожие и говорят ему:

— Иди в погреб, принеси чашу зелена вина.

— Да я не смогу!

— Иди, иди! Сможешь!

Спустился Илья в погреб, принес вина. Дали ему калики испить чару. И почувствовал Илья, как в нем силушка-то заиграла.

— Принеси-ка еще бражки! — приказали ему калики.

Принес он бражки, выпил чару. И такую великую силу в себе почувствовал, что ни словом сказать ни пером описать!

— Будешь ты, Илья, богатырем великим! Смерть тебя в бою не возьмет! — так сказали Илье странники.

Простились и ушли калики, а Илья уснул богатырским сном и проспал ровно 12 дней.

С той поры стал он помогать родителям лес расчищать — старые деревья с корнем выворачивать, дубы крепкие выдергивать. Распахал он поле великое и запрудил реку быструю. То, чего старики-родители Ильи и в три дня не сделали бы, он тотчас исполнял.

Пошел как-то раз Илья на большую дорогу и у мужика перехожего купил жеребца. Кормил его пшеничкой, купал его в утренних росах. И вырос жеребец на диво сильным, статным и красивым. Верным другом и помощником Илье Муромцу стал.

Попросил богатырь благословения у родителей на путь-дорогу, на великие подвиги. Оседлал коня вороного, взял копье булатное, вдел ноги в стремена узорные и поскакал в стольный Киев-град, чтобы у князя служить, землю русскую от врагов защищать.

А вот что рассказывается в былинах о другом богатыре — Добрыне Никитиче.

Пригожий, умный мальчик рано потерял любимого отца. Растила Добрыню матушка — Мамелфа Тимофеевна.

В 12 лет Добрыня почувствовал в себе силу молодецкую. Оседлал он доброго коня и поскакал в чистое поле, искать подвигов богатырских. Поехал Добрыня к высокой горе. Там в глубокой пещере жил Змей Горыныч со своими змеенышами. Часто летал он на русские города, из раскрытой пасти его сыпались искры и вырывалось пламя. Многих он погубил, а других в плен взял.

День стоял летний, жаркий. Захотел Добрыня искупаться в Пучай-реке, слез с коня, снял платье богатое и поплыл по реке. Пучай-река тихой

была, спокойной. Вдруг откуда ни возьмись налетела косматая черная туча, загремел гром, засверкали молнии. Огромные волны поднялись.

Налетел страшный двенадцатиголовый Змей Горыныч и захохотал, закричал:

— Ага! Попался, Добрыня! Задушу тебя, да и съем!

Добрыня не растерялся, нырнул и поплыл под водой. Выбрался на берег, а там ни коня, ни оружия, лишь шапка, жемчугами шитая, валяется. Схватил он шапку, набрал в нее песка да как швырнет в Змея — и отшиб ему двенадцать голов. А потом потоптал всех змеенышей и выпустил из темниц пленников.

Послушайте, ребята, про самого юного богатыря — Алешу Поповича. Прозвище свое Алеша получил потому, что был поповским сыном. Его отец — священник из города Ростова.

Рано научился Алеша на коне скакать, мечом да палицей владеть. Как-то попросил он у отца благословения на путь-дорогу. Хотел он к морю- океану поскакать, гусей-уточек пострелять.

Ехал он, ехал с утра до вечера и доехал до распутья трех дорог. Лежит посредине камень, а на нем высечена надпись: «Одна дорога в Муром ведет, другая — в Чернигов, а третья — в Киев-град».

Подумал Алеша, подумал и решил в Киев ехать, к князю Владимиру Ясное Солнышко.

Приехал он на княжий двор и повстречал там Змея Тугарина. Князь коварному Змею почести оказывает, на лучшее место сажает. А Змей целые караваи проглатывает да полным ведром меда запивает.

— Что за невежа неотесанный к тебе, князь Солнышко, на пир попал? — спросил Алеша.

Принесли на стол блюдо с белым лебедем, взял Тугарин его за шею и разом проглотил. Алеша Попович снова говорит:

— Князь Солнышко, где это видано, чтобы гость по целому лебедю враз проглатывал?

Разозлился Тугарин и бросил в Алешу свой кинжал, да не попал!

— Будем завтра с тобой смертным боем биться! — сказал Змей Алеше да и вылетел в окно.

На другой день вышел Алеша Попович в чистое поле и срубил Змею буйную голову, привязал к седлу и привез князю. И остался в граде Киеве служить верой и правдой народу.

Ответьте на вопросы

1. Каких русских богатырей вы знаете?

2. Расскажите об Илье Муромце.

3. Расскажите о Добрыне Никитиче.

4. Расскажите об Алеше Поповиче.

5. Объясните пословицу «Кто наступит на землю русскую — оступится».

Беседа №2

Дорогие ребята! Вы познакомились с тремя былинными богатырями — Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Узнали об их подвигах из любви к родной земле.

Но были и другие герои.

Святогор — могучий богатырь, в былинах о нем говорится, что ростом он «выше леса стоячего, головой упирается в облако ходячее». Образ Святогора — воплощение могучей исполинской силы, которую если разбудить, она способна будет на великие дела и подвиги.

Микула Селянинович — древний русский богатырь, связанный с землей-матушкой. Он крестьянин-труженик, пахарь, созидатель. Этот богатырь олицетворял в народных былинах величие крестьянского труда.

Авдотья Рязаночка. В былинах созданы и образы женщин-патриоток. Это может быть старушка-мать, благословляющая сына-богатыря на бой, или преданная жена, оберегающая домашний очаг. Авдотья Рязаночка — волевая, непреклонная в достижении своей цели, мудрая и скромная русская женщина, спасшая своих соотечественников из вражеского плена.

Еще об одном богатыре послушайте, пожалуйста, поэму, написанную по мотивам русской народной сказки.

Никита Кожемяка

Тихо Осень бредет по жнивью,

Нижет капли на паутинки,

Осторожно подходит к жилью

И стоит у крыльца на тропинке.

 

Видит Осень: крестьяне с полей

Убирают снопы за рекой,

Провожают на юг журавлей

И, прощаясь, им машут рукой.

 

Видит Осень, как ребятня

На лужайке играет в лапту.

А березка грустит у плетня,

Золотую роняя листву.

 

Молодица крутою тропой

С коромыслом идет за водой.

День погожий.

Прозрачно, светло,

Мирно дремлет родное село.

 

Вдруг откуда-то черная тень

Высоко над землей поднялась,

Заслонила сияющий день,

Словно вихрь, над селом пронеслась.

 

То над светлым простором полей

Пролетел огнедышащий Змей.

У него семь огромных голов,

Искры сыплют раскрытые пасти

Растерзать Змей любого готов,

Нет спасенья от лютой напасти!

Молодицу он мигом схватил

В поднебесье с добычею взмыл!

 

Бабы машут руками, кричат,

Слезы капают малых ребят.

Камни, колья летят Змею вслед,

Змей Горыныч хохочет в ответ:

— Не боюсь ни воды, ни огня,

Чешуя у меня, как броня,

Камни, колья — мне все нипочем,

Не пробить ни копьем, ни мечом!

Много красных девиц я сгубил,

Много кровушки русской попил,

Вот осталася царская дочь,

И никто ей не сможет помочь!

 

На холмах, над рекою привольной

Город Киев раскинулся стольный.

Стали жители думать-гадать

Как царевну от Змея спасать.

— А пойдем-ка мы в лес золотой

И отыщем там терем резной.

В этом тереме Осень живет,

Встречи с зимушкой снежною ждет.

Обошла Осень весь белый свет,

У нее мы попросим совет.

 

Терем пестрый бояре нашли,

Поклонились до самой земли:

— Златокосая Осень, скажи,

Как нам царскую дочку спасти,

Как Горыныча нам извести?

 

Вышла Осень-краса на крыльцо,

Обернула к боярам лицо,

Как у павы, у Осени шаг,

И сказала премудрая так:

— Где полей бесконечная ширь

Средь еловых лесов и дубрав,

Там живет великан-богатырь.

Знаю я его ласковый нрав.

Сердцем добрый, душою открытый,

А зовут Кожемяка Никита.

Змей поганый его сторонится,

С ним одним он боится сразиться!

Кожемяка — сильнее, чем Змей,

Он отважней его и умней.

 

К Кожемяке пошли на поклон,

Удивился несказанно он:

— Чем помочь вам, скажите, могу?

Я ведь кожи ломаю и гну.

Я работой своею доволен,

Но, поверьте, я вовсе не воин!

 

— На Руси ты храбрей всех, сильнее,

Нас спаси от проклятого Змея!

Кожемяка в ответ: — Не могу,

Я ведь кожи ломаю и гну,

У меня очень много работы.

Мне сражаться идти неохота!

Шью из кож я тулупы и шапки,

Ведь зима — это вредная бабка!

 

Заморозит, застудит всех вас,

Лютым ветром и снегом обдаст!

Потому не могу я помочь

Вам спасти раскрасавицу дочь

Самого самодержца-царя.

Не теряйте вы времени зря!

 

Змей Горыныч царевну унес,

Посадил на высокий утес —

Окружил ее мощной стеной —

Хочет сделать царевну женой!

 

Снова к Осени люди пришли:

— Что нам делать, родная, скажи!

Плачут в избах у нас малыши,

Змей становится злее и злее,

Наши села совсем опустели.

Он и малых и старых сожрал,

Кости их по земле разбросал.

 

Молвит Осень:

— Возьмите детей,

Потерявших своих матерей,

Да ведите скорей к Кожемяке,

Их увидев, он тут же размякнет,

Пожалеет несчастных сирот

И со Змеем сражаться пойдет!

 

Так и вышло. Собрали детей,

Привели их к Никите скорей.

Он их слезы и жалобы слушал,

И они его тронули душу:

— На свою, на его ли беду

Я проклятого Змея найду!

Оторву я ему семь голов,

С ним сразиться я нынче готов!

 

Он к высокой горе подошел,

Здесь он логово Змея нашел.

Стал он кликать поганого Змея:

— В поединке сразимся скорее!

 

Долго прятался Змей и молчал,

Наконец жарким пламенем стал,

Взвился Змей, словно демон крылатый.

Чешуя его тверже, чем латы.

Золотая корона на нем.

Сыплет искры, пылает огнем.

Бьет хвостом он, рычит и шипит.

Дым клубами за Змеем летит.

Но Никита его не боится:

— Ишь летает поганая птица!

Стал он Змея ломать да душить,

Стал змеиные головы рвать

И ногами терзать и топтать.

Змей взмолился:

— Никита, постой!

Лучше Русь мы разделим с тобой.

До небес возведем мощный вал,

Чтоб он землю твою прикрывал!

Но тверда у Никиты рука!

Зашатались реки берега.

Змея бросил с обрыва в волну,

И пошел Змей Горыныч ко дну!

Обагрилася кровью река,

Залила и поля и луга,

И пришел тут злодею конец;

Победил его наш молодец,

Сердцем добрый, душою открытый

Богатырь Кожемяка Никита!

Тут пошел Кожемяка к пещере,

Стал ломать он тяжелые двери,

Сбил крюки, и замки, и засовы.

Люди стали свободными снова!

На высокий поднялся утес,

В Киев стольный царевну принес,

Дочь родную вернул он царю.

Слава русскому богатырю!

♦ Кто летал над землей и уносил людей?

♦ У кого люди спросили совета, как победить Змея Горыныча?

♦ К кому обратились бояре с просьбой победить Змея?

♦ Почему Никита Кожемяка вначале отказался сразиться со Змеем?

♦ Кто уговорил Никиту сразиться со Змеем?

♦ Кого освободил Никита?

♦ Каким вам представляется Никита Кожемяка?

Беседы  о богатырях русских

Программное содержание:

Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемякине, Микуле Селяниновиче.

Сформировать представление о Богатыре – Стихии и о Богатыре – Человеке.

 Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.

 Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Активизация словаря:

Ратник, богатырь. Богатырь – стихия, былина, сказитель, нараспев, витязь, оратай, кольчуга, сбруя, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, уздечка, упряжь, булава, пахарь, ножны, оберёг.

Предварительная работа:

Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».

Рассматривание панно «Русские богатыри» с художественным материалом о былинных героях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005).

Чтение отрывков о былинных богатырях (вкладыш из журнала «Сибирячок» № 6–2005).

Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Книжная выставка:

О. Тихомиров «На поле Куликовом». Изд. «Малыш», Москва, 1980.

Чтение отрывков о былинных героях (см. вкладыш-панно «Русские богатыри»).

Л.Обухова «Званко – сын Добрилы». Изд. «Малыш», Москва, 1998.

Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова «Моя страна – Россия». Москва, изд. «Просвещение», 2005.

Г.В.Сёмкин, Атлас «Страна, в которой я живу». Изд. «Росмэн», Москва, 2004.

Альбом «Россия».

Картина В.М.Васнецова «Богатыри».

В занятии использованы отрывки стихотворений, молитв, оберёгов, сведения о символах солнца, растительности из методического пособия авторов – составителей

Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова «Как научить детей любить Родину». – М.: АРКТИ, 2003.

Методическая литература:

Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре. – М.: ТЦ «Сфера», 2004.

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: «ЦГЛ», 2004.

Новицкая М.Ю., Науменко Г.М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. Русский детский игровой фольклор, книга для учителя и учащихся. – М.: Просвещение, 1995.

Оформление «Мини-Музея»:

щиты, мечи, шлемы;

родовое дерево дуб (нарисованное);

панно «Русские богатыри»;

рисунки детей.

1-я беседа . Предлагаю детям прочитать название плаката на доске. Что здесь написано? Правильно, на плакате написано «Русские богатыри».

– Ребята, не так давно мы отмечали праздник «День защитника Отечества», а сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах, как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли.

– Ребята, а кто такой богатырь? Как о нём можно рассказать словом, рассказом или стихотворением?

Силён, как вольный ветер,

Могуч, как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей! (Никита Морозов, г. Иркутск)

Вопросы:

1. Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами и делами?

– Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг.

2. Что такое Былина?

– Былина произошла от слова быль, было.

3. Кто слагал Былины о богатырях?

– Сказитель.

4. Как сказитель рассказывал Былину?

– Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.

Сказитель так и говорил:

Расскажу я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские!

– Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

В давние–давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов (татар, печенегов). Об этом мы с вами прочитали в книге «Званко – сын Добрилы». Они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, города, забирали в плен женщин и детей, увозили с собой награбленное добро.

И каждый раз вставали на защиту своей земли русские богатыри. Герои – богатыри сделали целью своей жизни служение своей Родине – Руси.

Много песен и былин сказывал народ о их силе и подвигах, мужестве и отваге.

– Какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев.

Смелость силе воевода.

Кто смел, тот на коня сел.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

На Руси не все караси, есть и ерши.

Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

2-я беседа. Беседа о Богатыре – Стихии.

– Ребята, по преданиям и былинам какие существовали богатыри? (Богатыри – стихии и богатырь – человек).

– Богатырь – стихия был богатырём – великаном. Вспомните, кто из богатырей – великанов был Богатырь – Стихия? (Это богатырь – стихия Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня).

– Расскажите об этих богатырях. Кто такой был Горыня, Дубыня, Усыня и Святогор?

Горыня ходил по горам, выворачивал камни, ломал горы, валил деревья. Горыня был горным великаном.

Дубыня был лесной великан. В своих лесах он вёл себя как заботливый хозяин – дубы выравнивал. Который дуб высок был, того в землю вталкивал, а который низок – из земли вытянет.

Усыня – речной великан. Сам – то Усыня с ноготок, борода с локоток, а вот усы невероятной длины, по земле тащатся. Усыня спёр реку ртом, на языке варит да кушает, одним усом реку запрудил, а по-другому усу словно по мосту пешие идут, конные скачут, обозы едут.

Святогор. Это тоже богатырь – стихия. Как былина рассказывает о нём?

Святогор – русский богатырь, огромного роста, невероятной силы. Ростом выше тёмного леса, головой облака подпирает. Скачет по Святым горам – горы под ним шатаются, в реку заедет – вода из реки выплёскивается. Не с кем Святогору силой померяться. Поездить бы по Руси, погулять бы с другими богатырями, побиться бы с врагами, растрясти бы силу богатырскую, да вот беда: не держит его земля, только каменные утёсы под его тяжестью не рушатся, не падают. Тяжко Святогору от своей силы.

– С кем поделился своей силой богатырской Святогор?

С Ильёй Муромцем. Они с ним побратались. Что значит побратались? (стали как братья)

– Чему научил Святогор Илью Муромца? (Ухваткам богатырским, как мечом владеть, копьём колоть, палицей бить).

– Что отдал Святогор Илье Муромцу? (часть своей силы).

– Что подарил Святогор Илье Муромцу? (свой меч-кладенец, чтобы он владел силой богатырской).

– Куда же исчезли богатыри – великаны?

В сказаниях говорится о том, что они погибли в борьбе с гигантскими змеями, другие погибли от голода, не в силах себя прокормить. Все они стали героями героических сказок. На смену богатырям – великанам пришли новые богатыри. Вот почему в былинах Святогор погибает. На смену богатырю – стихии пришёл Богатырь – человек.

Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри – великаны».

3-я беседа. Беседа о Богатыре – Человеке.

– Ребята, на смену богатырям – великанам пришёл богатырь – человек.

– Каких богатырей вы ещё знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Никита Кожемякин, Вольга Всеславьевич, Микула Селянинович).

– Откуда мы узнали об этих богатырях? (Из былин).

– Расскажите об одном из этих богатырей. (Рассказы детей о богатырях).

– Из какой былины мы узнали об Илье Муромце? (Это былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).

– Послушайте, как сказитель сказывал былину об Илье Муромце.

Прослушивание фрагмента былины в грамзаписи «Илья Муромец и Соловей-разбойник», или чтение отрывка из былины:

Подъехал он ко городу Чернигову.

У того ли города Чернигова

Нагнано врагов черным-черно,

Он как стал-то эту силу великую

И конём топтать и копьём колоть

– И побил он эту силу великую.

– Какой подвиг совершил Никита Кожемякин?

– Кто из всех богатырей был богатырём-пахарем? (Микула Селянинович).

Это был любимый былинный герой, богатырь-пахарь.

– Как звали в народе на Руси богатыря-пахаря?

Богатыря-пахаря на Руси называли Оратай, Оратаюшко. Так называли того, кто пахал землю, сеял семена, чтоб родился хлеб. Микула Селянинович обладал невероятной богатырской силой. Былина о нём так говорит:

Он одной рукой камень вывернет,

А двумя – то руками быка свалит,

Зовут его Микула Селянинович.

Когда воинам-ратникам нужна была помощь, они звали Микулу Селяниновича:

«Ой же ты, оратай – оратаюшко

Ты поди – ка с нами во товарищах

Микула Селянинович помогал защищать свою землю от врагов, но труд свой земледельческий не бросал. Он говорил: «Кто ж тогда Русь кормить будет?»

– Как вы думаете, ребята, какой труд легче: ратный или земледельческий, а какой тяжелее?

Былина поучает: «Воевать легче, чем пахать, а пахарь – оратай сильнее воина». Былина воздвигает земледельческий труд перед любым трудом, и даже ратным. В старину говаривали: «Деревенским людом Русь кормится». Когда Микула Селянинович землю пахал, ходил по полю да приговаривал:

Динамическая пауза: Нивка, нивка (дети идут по кругу, взявшись за руки).

Яровая жинка.

Уроди пшеничку

Горох да чечевичку. (делают взмахи руками снизу вверх).

На поле копнами (руки вверх).

На столе пирогами (лепят пироги).

Нивка золотая (идут по кругу).

Добра, медовая

Принеси нам хлеба

Стебелёк до неба. (руки вверх).

Матушка рожь,

Встань стеной сплошь (взявшись за руки, поднимают вверх).

Стебель в оглоблю

Колос в дугу. (наклоны вправо–влево).

Встань рожь большая

Вот такая. (руки вверх).

Расти копна золотая, –

Вот такая. (присели, медленно встают, поднимая руки вверх).

4-я беседа. Беседа по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

– Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим и побеседуем о ней.

Вопросы:

Кто изображён на картине художника Васнецова?

Три богатыря.

Кто находится в центре картины?

Илья Муромец.

Как вы догадались, что это Илья Муромец?

Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь.

Кто слева от Ильи Муромца?

Добрыня Никитич.

Расскажите о нём.

Кто справа от Ильи Муромца?

Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей.

Какими качествами обладал Алёша Попович?

Хитростью, смекалкой, дерзостью.

Куда смотрит каждый из богатырей?

Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.

Что охраняют богатыри?

Землю русскую, её границы.

Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь. Что сюда относится?

Уздечка, стремена, седло.

Как одним словом можно назвать этих богатырей?

Витязи! Крепкие духом, прославившиеся делами.

Русский писатель Алексей Толстой так написал про богатырей:

«О Витязь! Делами твоими

Гордится великий народ.

Твоё громоносное имя

Столетия все перейдёт».

Тысячу лет прошло, ребята, а мы гордимся делами и подвигами этих витязей – богатырей: Ильи Муромца, Алёши Поповича, Микулы Селяниновича и других. Если бы сказители не сказывали былины, мы бы о них не узнали.

Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят. Как в пословицах говорится о русских богатырях?

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

Слушание музыкального произведения А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

 Продолжение беседы по картине «Богатыри».

Вопросы:

1. Как одеты богатыри?

На тело надета кольчуга – железная рубашка.

Зачем она нужна богатырям?

Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

2. Что надето на головы богатырей?

Шлем.

На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

3. Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч – булава.

Меч был главным оружием воинов – богатырей и воинов – ратников в ту пору на Руси. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел (показ меча и ножен, изготовленных из бумаги и плотного картона, украшенные орнаментом; меч обклеен фольгой). Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом.

5-я беседа. Беседа о знаках, оберёгах, поклонении, родовом дереве, обрядах.

Ребята, мы знаем, что рукоятка меча и ножны для меча украшались орнаментом и узором.

– Что означал на щите и на ножнах меча знак Солнца. Почему именно этот знак красно-солнышко наносили на щит, на рукоятки меча и на ножны.

Знак солнца был призван помогать богатырю отражать удары врага, сохранять ему жизнь.

– Что означали знаки растительности: трава, поле, дерево, колосья, зёрна пшеницы?

Если украшали растительностью, значит меч должен был быть как живым, сильным, помогать в бою. Эти знаки были ещё и оберёгами для богатырей и воинов – ратников.

Ребята, в Древней Руси солнце имело особое почитание. Люди поклонялись Богу солнца – Даждьбогу и летнему Богу солнца – Яриле. Вот почему его наносили на ножны и рукоятки меча. А растения – живые существа. И люди в Древней Руси это знали. Нужно было сражаться за свою родную землю и побеждать, чтобы продолжить свой род.

Чтобы оружие (показываю меч) в руках богатыря было сильным, богатыри обращались к Богу и говорили:

«Дай, великий Бог, булатный меч мне по рукам! Поделись своею силою, яростью, гневом праведным. Пусть стрелы в моих руках будут также метки, как стрелы огненные в твоих руках». Это было обращение к Богу небес, создателю вселенной – Сварогу.

Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву – оберёг: «Надеваю я сбрую богатырскую. Не убьёт меня в ней ни копьё, ни стрела, ни враг. Заговариваю я ратного человека Добрыню крепким заговором. Чур, слову конец, делу венец».

Собираясь на службу, в поход на подвиги ратные, просили богатыри благословение у отца, матери или у старшего по роду. Вспомните, как благословлял Илью Муромца его отец Иван Тимофеевич: «Я на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела нет моего благословления. Защищай землю русскую не для золота, не для корысти, а для чести, для славушки богатырской».

Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай – брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далёких времён от наших предков.

Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь. Мы читали об этом в книге «Званко – сын Добрилы». (Лидия Обухова. – М.: Малыш, 1998.)

А теперь давайте встанем в круг и сделаем хороводный обряд – поклонение дубу.

Дети встают в круг и выполняют движения.

У нас рос дубок – (сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх).

Вот таков!

Корень да его –

Вот так глубок! (наклоняются вниз, показывая корень)

Листья да его –

Вот так широки, (развести руки в стороны)

Ветки да его –

Вот так высоки! (руки вверх)

Ах ты, дуб–дубок, ты могуч (медленно поднимают сцепленные руки вверх)

На ветру ты, дубок, скрипуч. (покачивание руками)

Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)

Чтобы землю родную

Защищать от врага!

Наша беседы о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

– Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри

на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит – не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

А сейчас я подарю вам талисманчик «Листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской.

Данный цикл бесед можно провести перед Днём защитника Отечества


 

Тема: «Богатыри-защитники земли русской»

Цель: познакомить с образами защитников Отечества, богатырями.

Программное содержание:

1. Формировать представление о героическом прошлом русского парода Древней Руси, великих русских богатырях защитниках земли русской.

2. Оживить представление о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.

3. Вызвать интерес к истории Нижегородского края через знакомство с нижегородскими былинными героями.

4. Активизировать в речи слова, относящиеся к теме: Русь, ратник, богатырь, кольчуга, щит, меч, шлем, снаряжение, доспехи, булава, ножны, колчан со стрелами, палица, копьё.

5. Упражнять в словообразовании существительных и прилагательных с помощью  суффиксов

6. . Воспитывать чувство гордости за историческое прошлое России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Предварительная работа:

1.       Рассматривание иллюстраций с русскими богатырями.

2.       Чтение отрывков о былинных богатырях

3.       Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник.

Оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, презентация

Ход занятия

Педагог. Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя. Как называется паша страна? (Россия). Много чудесных стран па Земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина значит родная. Как мать и отец. Посмотрите на карту, кто покажет её па карте? (слайд) Какая она наша Родина?

 

Дети. Большая, огромная, необъятная, красивая, богатая. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы, леса и поля. Россия самая большая страна в мире.

Педагог. Правильно, Россия самая большая страна.

Сегодня мы с вами будем говорить о прошлом нашей Родины. О наших предках. Кто такие предки?

Дети. Это люди, которые жили много-много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек.

Педагог. Правильно! Наши предки называли себя славянами. Славяне были светловолосые, голубоглазые, высокого роста, добрые, гостеприимные, смелые. Но когда надо было, становились отважными воинами и не жалели жизни за матушку-землю и отчий дом, за Родину.

А война в те далёкие времена была делом обычным. Народная мудрость гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело тех, кто ест хлеб, пьет воду, любуется красотой родной земли. Вспомните, пожалуйста, как назывались наши предки - защитники земли Русской?

Дети. Богатыри.

Педагог. Кто такие богатыри?

Дети. Силачи, воины, борцы.

Педагог. А какие они были?

Дети. Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, доблестные, храбрые, мужественные, их не страшат ни несметные силы врага, ни даже смерть.

Педагог.  Силён, как вольный ветер.

Могуч, как ураган.

 Он защищает землю

От злобных басурман!

Он силой доброю богат,

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей

И стариков и матерей!

(Никита Морозов, г. Иркутск)

Подвиги русских богатырей отражены в былинах, в стихах, в творчестве композиторов и художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте её рассмотрим.

Вопросы:

-Кто изображён на картине художника Васнецова?  (Три богатыря).

-Как зовут этих богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич. Алёша Попович).

-Кто находится в центре картины? (Илья Муромец)

-Как вы догадались, что это Илья Муромец? (Он самый старший, могучий, мудрый и опытный богатырь).

-Кто слева от Ильи Муромца? (Добрыня Никитич).

-Кто справа от Ильи Муромца? (Алёша Попович)

Правильно, Алёша Попович. Он самый молодой из этих богатырей. Врагов побеждает не силой, а Хитростью, смекалкой, дерзостью. А вот Илья Муромец считается самым главных из русских богатырей. Он самый сильный , рассудительный, за ним всегда последнее слово, он идёт на самые трудные битвы.

-Куда смотрит каждый из богатырей? Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов).

-Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы, Жителей этой земли.)

 -Как одним словом можно назвать этих богатырей? (Защитники Родины!)

 - Как одеты богатыри? (На тело надета кольчуга - железная рубашка).

 -Зачем она нужна богатырям?

Кольчуга защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча и весила 7 килограммов.

-Что надето на головы богатырей? (Шлем).

Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина-богатыря от ударов.

-Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

Щиты, лук, колчан со стрелами, кистень, палица, топор, меч, булава.

Меч был главным оружием.

А теперь, ребята, давайте соберем богатыря в дорогу, на подвиг героический.

Игра«Собери богатыря в дорогу» - дети выбирают соответствующие картинки с изображением оружия, одежды, объясняя значение каждой детали

Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо.

Физминутка.

Дружно встанем – раз, два, три –

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек,

И направо, и еще, через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце руки в боки.

Наклонились влево, вправо -

Получается на славу!

{Дети садятся на места, занятие продолжается)

-Крепкие духом, прославившиеся делами. Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно. Об этом и пословицы говорят.

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Моё богатство - сила богатырская, моё дело — Руси служить, от врагов оборонять.

В русском сердце прямая честь да любовь к Руси - матушке.

Ребята, как мы с вами уже говорили, народ любил богатырей. Они казались людям ещё сильнее, могучее, чем были на самом деле. Говорили о них так:

У них не сила, а силища, силушка. Давайте и мы попробуем так сказать:

Большой - большущий

Сильный-сильнущий

Крепкий-крепкуший

Рука- ручища

А теперь попробуем сказать ласково:

Голова-головушка

Дорога дороженька

Сторона-сторонушка

Молодцы!

Как вы думаете, а на нашей Нижегородской земле были богатыри? О ком вы знаете легенду? (Алёна, Коромыслова башня)

Легенда.

«Жила-была когда-то давным-давно в Нижнем Новгороде девица- красавица. И звали её Алёной. Как-то раз понадобилось ей сходить на Почаину-реку за водой. Вот взяла она вёдра на коромысло, а коромысел-то был железный, два пуда весил, и пошла за город. А в это время стояли под Нижним Новгородом разбойники-враги. Заметили они Алёну возле башни и напали на неё, и в плен хотели взять. Вот она, завидя беду, поставила вёдра на землю, взяла коромысел в руки и всех татар девица уложила возле башни спать непробудным сном. Уж этих врагов она била-била, а их всё ещё много было. Одолели, наконец, они девушку, убили её, похоронили у башни вместе с коромыслом. Разбойники подумали-погадали и решили убраться их Нижнего Новгорода подобру-поздорову. Если девицы такие сильные - говорили они - что же будет, если ратные люди на нас выступят. Вот отчего одна из башен нашего Кремля называется Коромысловой. Возле неё было это побоище»

Можно ли назвать Алёну народной героиней? Почему?

А вот ещё одна легенда о силаче-богатыре бурлаке Никитушке Ломове.

Кто такие бурлаки? (пояснить детям)

«Давным-давно ходил на Волге бурлак Никитушка Ломов. Плыл он раз по морю. Выпало ему быть дежурным на палубе. Кругом пошаливали разбойники, грабили русских. Товарищи уснули, а

Никита ходит по палубе и посматривает. Вдруг видит лодку с разбойниками, человек 20. Он подпустил их поближе, и, как только полезли разбойники из лодки на борт, Ломов взял шест (большую палку толщиной в руку), размахнулся вдоль борта и смёл их в воду. Те, что в лодке остались, пошли наутёк. Но и их Ломов в покое не оставил: взял якорь, который был пудов 15 (5 мешков песка) и кинул в лодку, лодка с разбойниками утонула».

Похож ли Никита Ломов на былинных богатырей, которых мы видели на картине? Почему?

Вот такие богатыри, защитники, силачи жили давным-давно на нашей земле. А как вы думаете, есть ли в наше время богатыри- защитники? Как мы их теперь называем? (защитники Отечества).

Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой наказ оставили богатыри нам, своим потомкам:

- Защищать свою Родину, беречь её. Защищать слабых, бедных, стариков и детей, Быть сильными, храбрыми, мужественными, отважными. Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням Землю Русскую

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь - не шатается!

И века простоит — не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы в старшей группе «Кто такой русский богатырь?»

Воспитывать в детях любовь к своей Родине, уважение к ее истории, славным традициям, отважным защитникам посредством знакомства с русским устным народным творчеством (былинами, пословицами и поговорка...

Тематические беседы для детей 5-7 лет «Русские богатыри»

Беседы  о богатырях русскихПрограммное содержание:Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Ожи...

Тематические беседы для детей 5-7 лет «Русские богатыри»

Беседы  о богатырях русскихПрограммное содержание:Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Ожи...

Музыкально-тематическая беседа для детей старшего дошкольного возраста «Это русская сторонка, это Родина моя»

Материал из цикла музыкально-тематических бесед, комплексных и интегрированных занятий для детей старшего дошкольного возраста. Преследуются задачи по созданию условий для решения задач нравственно - ...

Тематические беседы для детей 5-7 лет «Русские богатыри»

Беседы  о богатырях русскихПрограммное содержание:Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Ожи...

Тематическая беседы для детей 6-8 лет «Русские богатыри»

Тематическая беседы для детей 6-8 лет «Русские богатыри»...

Тематическая беседа по патриотическому воспитанию на тему: «Русская берёзка — символ России»

Тематическая беседа  по патриотическому воспитанию на тему: «Русская берёзка — символ России»...