План по самообразованию.
методическая разработка

Павлова Наталья Александровна

План по самообразованию по теме: «Развитие связной речи у дошкольников посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».

Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно – ролевых игр. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2020g.docx30.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное

автономное  учреждение Детский сад  «Тополек»

МО Ясненский городской округ

ПЛАН

профессионального самообразования

 старшего воспитателя 1 кв. категории

Павловой Натальи Александровны

на 2020-2021 учебный год

Ясный,

2020

Тема:  «Развитие связной речи у дошкольников посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр».

Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактических и сюжетно – ролевых игр. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста.

Задачи:
1. Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы, интернет источников.
2. Создать условия для успешного развития речи детей через игровую деятельность.
3. Разработка занятий и игр по речевому развитию.
4. Развивать речь детей, обогащать словарный запас через игровую деятельность.
5. Воспитывать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.
6. Проведение консультативной помощи педагогам, родителям на тему «Формирование речи детей в игровой деятельности».

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. При систематической работе над развитием связной речи значительно увеличится словарь детей, речь станет предметом активности детей, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью.

Актуальность темы:

 Развитие речи ребёнка имеет исключительное значение. С развитием речи связанo  фoрмированиe кaк личности в целом, так и всех основных психических процессов. Воспитание творческой личности в условиях детского сада возможно через создание развивающей среды, побуждающей детей к творческой деятельности. У детей младшего дошкольного возраста плохо развита речь, выразительность (интонационная речь, эмпатия (умение распознать эмоциональное состояние человека по мимике, движениям). Помочь им в этом можно через игровую деятельность, которая помогает у детей развивать речь, память, внимание, мышление, преодолевать робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Игровая деятельность творит чудеса: веселит, обучает, развивает творческие способности дошкольников, корректирует их поведение, приковывает внимание, развивает умение сосредоточиваться. Она никого не оставляет равнодушным, потому что напоминает малышу те привычные игрушки, с которыми он играет в повседневной жизни.
Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: ребёнку нужно помочь перейти к игровой, сюжетно-ролевой, дидактической игре. В период смены ведущей деятельности педагог должен прийти ребёнку на помощь. Психолого-педагогическое внимательное воздействие облегчит малышу становление и развитие речи, через игровую деятельность, а значит и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нём.
Тема моего самообразования – «Развитие связной речи дошкольников посредством дидактических и сюжетно-ролевых игр», которую я обозначила для себя. Тема выбрана мной не случайно.

Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.

Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со

взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи

дошкольников очень сложное и важное дело.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно

отражает уровень готовности ребенка к школе. Что касается игры? Игра –основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети

обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать связную речь детей. Я решила строить свою работу по двум направлениям: с помощью дидактических и сюжетно - ролевых игр. 

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д.

В процессе игры воспитатель  много разговаривает с детьми, в результате чего у  ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Дата

Тема

Этап

Содержание работы

Результат, форма отчётности

Сентябрь-октябрь  2020г.

- Изучение научной и педагогической литературы по развитию эмоционально – волевой сферы дошкольников.

Диагностическо-

прогностический

- Обзор учебно-методической литературы, а также интернет ресурсов по дидактическим играм.

по образовательным областям.

- Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий  коллег, обмен опытом с коллегами по теме самообразования.

- Изучение новых технологий и методик по теме самообразования.

- Подбор инструментария по выявлению уровня развития речи по средствам дидактических игр.

- Изучить требования к организации предметно – развивающей среды в группе по развитию речи по средствам дидактических игр.

- Обзор учебно-методической литературы, а также интернет ресурсов по дидактическим и сюжетно-ролевым  играм.

по образовательным областям.

- Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий  коллег, обмен опытом с коллегами по теме самообразования.

- Изучение новых технологий и методик по теме самообразования.

- Подбор инструментария по выявлению уровня развития речи по средствам дидактических игр.

- Изучить требования к организации предметно – развивающей среды в группе по развитию речи по средствам дидактических игр.

Ноябрь-Декабрь  2020г.

Систематизация изученного материала

Практически-

Обобщающий

-Систематизация изученного материала

- Программа по теме самообразования

Январь-Февраль 2021г.

Создание методического сопровождения

Конструктивный

Рабочие программы, перспективные планы работы с детьми, проекты,  создание и оснащение творческих центров в группе, сценарии праздников, пакеты диагностических методик, методические рекомендации, технологические карты, циклы конспектов ОД, программы работы с родителями; видеозаписи,  пособия, методическая копилка  (примерные перспективные планы или перечень занятий по данной теме, картотека игр, стихов…)

- педчас, педсовет, семинар, МО, конференция, круглый столе;

- информации на профессиональных сайтах

- конкурс, выставка;

- открытый показ, мастер-класс.

Март-Апрель 2021г.

Формирующий

Реализация своих разработок в практике: подготовка и проведение открытых мероприятий (занятий, мастер-классов, выступлений и т.д.),

оформление результатов диагностики,

оформление конспектов ОД,  участие в конкурсах различного уровня. Участие в конкурсах

Пополнение картотеки по развитию речи.

Картотека презентаций по развитию речи;

Картотека игр по развитию речи.

Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии.

Разработка и проведения занятий С использованием ИКТ.

на профессиональных сайтах

- конкурс, выставка;

- открытый показ, мастер-класс.

Май 2021г.

- Апробация программы по развитию речи по средствам дидактических и сюжетно-ролевых игр.

Итогово -контрольный

- Апробация программы по развитию речи по средствам дидактических игр.

- Отслеживание результативности работы

-Проверка программы по теме самообразования в детском саду научным руководителем.

-Публикация методического материала на интернет сайтах.

- Заполнение сайта и электронного портфолио воспитателя по теме самообразования.

- Получение рецензии на программу.

- Внедрение программы в образовательный процесс.

-Сертификаты и дипломы.

- Участие в педагогических советах, методических объединений, семинарах и конференциях,

Форма отчета по проделанной работе.

В результате работы над проблемной темой предусмотрены такие формы отчетности:

картотека дидактических игр, упражнений и методических приемов по развитию речи у дошкольников;

памятка для родителей по работе над развитием связной речи у детей;

открытое занятие по развитию речи;

выступление на заседании методического объединения с отчетом о проделанной работе.

Работая над данной темой самообразования, сделала следующие

выводы:

Игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ

усвоения общественного опыта.

Игра призвана решать общевоспитательные задачи, среди которых задачи

формирования нравственных, общественных качеств ребёнка являются

первоочерёдными.

Игра, в старшем дошкольном возрасте должна носить самодеятельный

характер и всё более развиваться в этом направлении при условии

правильного педагогического руководства.

Важной особенностью игры как формы жизнедеятельности детей является её

проникновение в различные виды деятельности: труд и игра, учебная

деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с

выполнением режима, и игра.

Игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Наша

задача состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни,

раскрыть детям многообразие мира игры.

Обучение детей наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра

является основной формой и содержанием занятий.

Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры.

Обучение требует применения разнообразных методов. Игра - один из них, и

она даёт хорошие результаты только в сочетании с другими методами:

наблюдениями, беседами, чтением и др.

Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может

решить более трудную задачу, чем на занятии.

Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В

игровой деятельности формируются многие положительные качества

ребёнка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его

интеллектуальные способности. В игре отражаются и развиваются знания и

умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Используя игру как форму организации жизни детей, я буду стараться

добиться того, чтобы эта жизнь была интересна, содержательна, легка для

всего детского коллектива. Чтобы в ней были ситуации, побуждающие детей

к более высоким формам общественного поведения и чувствам. Ценность

игры заключается не только в том, что она расширяет возможности познания

сфер действительности, но и подготавливает подрастающее поколение к

жизни в обществе

Игра сама по себе универсальный стимулятор.

Главное, в поддержании игрового интереса – чуткость, наблюдательность

педагога, проявление творческого подхода в организации игры, умение

заинтересовать ребенка игровым сюжетом.

Список литературы
1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155
2. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозаика – Синтез» 2010г.
3. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
4. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г
5. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
6. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М:Школьная Пресса. 2013г Периодические издания
7. Ушакова О. С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет»изд. Вентана-Граф-2012г.
Интернет –ресурсы.
htt:|\\detsad-kitty.ru, htt: \\ www.i-deti.ru
http://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования
https://nsportal.ru/
https://infourok.ru/user/infourok
razvitie_detei_doshkolnogo_vozrasta_v_usloviyah_vvedenia_fgos/.
Периодические издания:
1. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
2. О. С. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.
3. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребёнком. – М. : Обруч, 2012г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...