Развитие культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
проект (старшая группа)

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указано, что развитие культуры общения у детей дошкольного возраста является одной из важных задач в рамках развития их личности в целом. Исходя из этого, перед педагогами встает необходимость поиска наиболее эффективных средств развития культуры общения старших дошкольников, поскольку, именно через общение у детей формируются первые представления об окружающем, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kultury_obshcheniya_detey.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие культуры общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре».

В федеральном государственном образовательном  стандарте дошкольного образования указано, что развитие культуры общения у детей дошкольного возраста является одной из важных задач в рамках развития их личности в целом.

Исходя из этого, перед педагогами встает необходимость поиска наиболее эффективных средств развития культуры общения старших дошкольников, поскольку, именно через общение у детей формируются первые представления об окружающем, о своих возможностях и отношениях с окружающими людьми.

Одним из средств развития культуры общения у дошкольников может выступать сюжетно-ролевая игра. Вопросы развития культуры общения детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх  затрагивались в исследованиях Р.И. Жуковской, Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова.

Данные авторы считают, что сюжетно-ролевая игра предоставляет старшим дошкольникам возможности для установления ролевых и реальных отношений, которые выступают основой для развития их общения в целом, а также его культурного аспекта.

Наиболее полную разработку теоретических аспектов проблемы развития основных компонентов культуры общения у дошкольников  раскрывают труды Д.Б. Эльконина, А.П. Жуковской, Д. Мей, Е. Петерсона, Р. Хоппе и др.

Идея проекта состоит в создании сборника методических материалов, который обеспечит воспитателя теоретическими и методическими материалами необходимыми для организации работы по развитию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Цель проекта: изучить теоретические основы развития культуры общения у детей старшего возраста, составить методический сборник материалов по развитию культуры общения у старших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр и частично его апробировать в дошкольной образовательной организации.

Объектом проектирования выступает процесс развития культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1.Определить теоретические основы проектной деятельности:

- изучить различные взгляды психологов и педагогов по вопросу развития культуры общения у детей старшего дошкольного возраста;

- рассмотреть влияние сюжетно-ролевой игры на развитие культуры общения у детей старшего дошкольного возраста;

2. Конструирование методических материалов на основе выделенных теоретических и методологических подходов:

- провести отбор и компоновку сюжетно-ролевых игр;

- разработать пояснительную записку проектной части;

- провести частичную апробацию составленного методического сборника по развитию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.

Методы проектирования:        

1.Изучение и анализ специальной литературы: психолого-педагогической, учебно-методической, исторической.

2.Моделирование проектной части.

3.Эмпирическая проба.

Практическая значимость состоит в том, что сборник методических материалов позволит воспитателям эффективно осуществлять образовательный процесс через включение детей в различные виды детской деятельности; раскрывать и развивать творческий потенциал. Для собственного профессионального становления в ходе работы над проектом будут получены аналитические умения и навыки, приобретён опыт отбора и компоновки сюжетно-ролевых игр для создания методического сборника, его внедрения и презентации.

В психологии общение рассматривается как особая деятельность (Т.В. Драгунова, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина и др.)

По мнению М.И. Лисиной культура общения - умение взаимодействовать с партнерами и коллективом с помощью выразительного оформления своих мыслей.

В настоящем исследовании мы опираемся на мнение Л.И. Островской, С. В. Петериной, Н. И. Формановской, что культура общения у дошкольников состоит из:

         - знаний норм и правил общения;

         - умений общаться с окружающими;

         - желаний ребёнка вступать в контакт;

         - предупреждения негуманных проявлений эмоций.

Проведенный нами в ходе исследования анализ психолого-педагогической литературы  подтверждает, что непосредственно с развитием культуры общения у детей воспитатель воспитывает и такие нравственные качества как вежливость, деликатность, предупредительность, скромность, общительность и также не маловажно навыки коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением.

Сюжетно-ролевая игра, как одна из видов игр детей дошкольного возраста является одним из средств развития культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

По мнению Д.Б. Эльконина в процессе сюжетно-ролевой игры развиваются речевые способности; духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, в игре формируются все стороны личности ребенка. Этим объясняются огромные воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры, которую многие ученые считают ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрос-лого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

В совместной игре дети учатся культуре общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, проведенный нами по данной проблеме, позволяет нам заключить, что сюжетно-ролевая игра является одним из средств развития  культуры общения детей старшего дошкольного возраста.

Мы пришли к выводу, что составление сборника материалов по развитию культуры общения детей старшего дошкольного возраста, является актуальным и практически значимым, так как с его помощью педагоги смогут повысить эффективность проводимой в дошкольном образовательном учреждении работы по развитию культуры общения детей старшего дошкольного возраста.

В предлагаемый нами сборник вошли:

- сюжетно-ролевые игры;

- методические аспекты организации и проведения сюжетно-ролевых игр способствующих развитию культуры общения у старших дошкольников;

- материалы для взаимодействия с родителями в развитии культуры дошкольников.

Сюжетно-ролевые  игры, предлагаемые в сборнике, внесут разнообразие в процесс развития речи старших дошкольников, а сформулированные нами  в ходе исследования методические  аспекты по организации и проведению сюжетно-ролевых  игр направленных на развитие культуры общения помогут начинающим педагогам в практической деятельности и студентам в ходе педагогической практики.

В содержание сюжетно-ролевых игр настоящего сборника вошли сюжетно-ролевые игры, основанные на мнении Л.И. Островской, С. В. Петериной, Н. И. Формановской о том, что компонентами культуры общения у старших дошкольников являются:

            - знания норм и правил общения;

- желание ребёнка вступать в контакт с окружающими и уметь общаться;

- проявление гуманных эмоций к партнеру по общению.

Так, в сборник вошли сюжетно – ролевые игры способствующие усвоению норм и правил общения: «Магазин», «Швейное ателье», «Парикмахерская», «Салон красоты», «Правила движения». Также сборник пополняют сюжетно-ролевые игры способствующие развитию желания вступать в контакт и умений общаться с окружающими: «Семья», «Детский сад», «Школа», «Библиотека».  И сюжетно-ролевые игры способствующие развитию гуманных эмоций: «Скорая помощь», «Больница», «Аптека», «Ветеринарная лечебница».

В процессе исследования нами были выделены методические  аспекты по организации  сюжетно-ролевых игр направленных на развитие культуры общения детей старшего дошкольного возраста: игровая задача в сюжетно-ролевых игра должна ставится таким образом, чтобы обучить детей умениям выражать свои мысли, чувства, понимать эмоциональное состояние другого человека; обучить детей внимательно слушать друг друга, и культурно реагировать на просьбы и поступки партнера в игре; воспитывать у детей такие качества, как взаимовыручка, взаимопомощь, эмпатия, сочувствие, понимание, взаимоуважение.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. Это наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Важную роль здесь играют родители. Родители должны в первую очередь поддерживать культуру общения дома не только с детьми, но и между собой. Потому что дети, слушая речь родителей, стараются использовать ее, не понимая хорошие это слова или нет.

Так, в целях педагогического просвещения родителей по вопросам развития культуры общения дошкольников нами предлагаются такие материалы, как консультации, игры, стихи, художественная литература, рекомендуемая к прочтению с детьми.

Частичная апробация сборника показала, что дети стали чаще употреблять в речи слова, основанные на уважении и доброжелательности, стали чаще совершать положительный нравственный выбор в разных ситуациях общения сверстниками.

Таким образом, материалы данного сборника могут быть полезны педагогам дошкольных образовательных организаций в развитии культуры общения детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно- ролевой игры.

Игра занимает важное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая оч...

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры.

Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой  игры необходимо для развития духовных и физических сил ребенка: его внимания, памяти, речи, ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Развитие коммуникативных навык детей старшего дошкольного возраста через сюжетно- ролевую игру»

В старшем дошкольном возрасте ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Дошкольник очень остро реагирует на отрицательные оценки и...

Статья «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх»

Культура поведения - важная часть общей культуры человека. Культура поведения, культура человеческих отношений, общение людей между собой играет важную роль в жизни каждого человека....

Проект «Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Развитие творческого потенциала, эмоций и чувств в игровой деятельности — актуальнейшая проблема современной психологии и педагогики. В современных условиях в педагогической науке большое место ...

Проект "Развитие общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр".

ПроектТема: Развитие общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых  игр....