Рабочая программа вокального кружка "Колокольчик"
рабочая программа (средняя группа)

Булатова Светлана Алексеевна

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

 

  1. Пояснительная записка 
  2. Основные цели и задачи реализации программы по дополнительному образованию
  3. Основные принципы обучению пению 
  4. Основные направления образовательной работы вокального кружка «Колокольчик»
  5. Целевые ориентиры освоения программы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №31 п. Мирской муниципального образования Кавказский район

Принято на педагогическом совете                          Утверждено:

МБДОУ д/с № 31                                                         Приказом  №244 от 30.08.2020 г.

протокол №1 от 30.08.2020 г.                                    Заведующий МБДОУ д /с № 31                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                       ____________    Бондарева О.В.

                                                                                                                                 



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА «КОЛОКОЛЬЧИК»

для детей 5 - 7 лет

на 2020/2021 учебный год


Разработчик: руководитель кружка

Булатова С.А.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка 
  2. Основные цели и задачи реализации программы по дополнительному образованию
  3. Основные принципы обучению пению 
  4. Основные направления образовательной работы вокального кружка «Колокольчик»
  5. Целевые ориентиры освоения программы 


  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей от 5 до 7 лет

2.2. Приемы обучения пению

2.3. Формы и методы по реализации основных задач Программы

2.4. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата

2.5. Система педагогической диагностики ( мониторинга)достижения детьми планируемых результатов освоения Программы


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Учебно-тематический план 


IV. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И С ПЕДАГОГАМИ

V. Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процесса 

  1. Литература

ПриложениеПерспективный план вокального кружка «Колокольчик»

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Музыка начинается с пения

Курт Закс (немецкий музыковед)

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальные способности: интонационный звуковысотный слух, без которого музыкальная деятельность просто не возможна, тембровый и динамический слух, музыкальное мышление и память. Кроме того успешно осуществляется общее развитие, формируются высшие психические функции, обогащаются представления об окружающем, речь, малыш учится взаимодействовать со сверстниками. Поскольку пение – психофизический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и других, важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, пел легко и с удовольствием.

Правильный режим голосообразования является результатом работы по постановке певческого голоса и дыхания. Дыхательные упражнения, используемые на занятиях по вокальному пению, оказывают оздоравливающее влияние на обменные процессы, играющие главную роль в кровоснабжении, в том числе и органов дыхания. Улучшается дренажная функция бронхов, восстанавливается носовое дыхание, повышается общая сопротивляемость организма, его тонус, возрастает качество иммунных процессов.

один из самых любимых видов музыкальной деятельности детей. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой вид музыкального жанра. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение дает возможность выразить свои чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи, слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. Пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. В процессе обучения пению развивается детский голос, а так же решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности ребенка.

Рабочая программа дополнительного образования (далее – программаразработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ №1155 от 17.10.2013) (далее – ФГОС ДО), основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности в МБДОУ д/с №31, возрастных особенностей детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет, с учетом :

- Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. 2019г;

В разработке данной программы использовались парциальные программы, авторские методики и технологии:

- «Музыкальное воспитание в детском саду», Н.А.Ветлугиной,

- «Музыкальное воспитание в детском саду. Программа», М.Б. Зацепиной,

- «Ладушки», Праздники каждый день. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста», И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.

Данная программа, в условиях дополнительного образования детей в МБДОУ д/с №31 ,ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 7 лет, составлена с учётом требований, предъявляемых к дополнительному образованию, направлена на развитие у детей старшего дошкольного возраста вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства.

Направленность программы: художественно – эстетическая.

В программе систематизированы средства и методы музыкально - художественной деятельности, обосновано использование разных видов детской музыкально – художественной деятельности в процессе обучения детей пению.

Программа может применяться в дошкольном учреждении как узкоспециализированная в рамках программ: «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. 2019г;


Актуальность

Музыка в нашей жизни занимает большое место. Ни один праздник, ни одно важное мероприятие, торжественное событие не обходится без неё. Общество не стоит на месте. Оно постоянно развивается, поэтому большое внимание уделяется разностороннему развитию дошкольников. Новые образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование потребности в духовной культуре. 

Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле вокальная группа является средством художественно - творческого развития дошкольников, вовлечения их в активную эстетическую деятельность. В вокальном коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результаты общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребенка, помогает ему поверить в свои силы, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов. Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы.

Планирование составлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта. 


Новизна

Программа интегративна, поскольку вокальная деятельность – неотъемлемая часть всех занятий, проводимых в ДОУ, с одной стороны, и все занятия способствуют ее обогащению и развитию с другой, составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

3. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения.

Отличительная особенность. В программе заложено сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, строится с учётом специфических для дошкольников видов деятельности.

Программа осуществляет вокальное развитие детей 5- 7 лет в процессе разнообразной художественной деятельности – танцевальной, художественно-речевой.

Программа может быть использована в регламентированной образовательной деятельности дошкольного учреждения на занятиях:

  • По музыкальному воспитанию
  • По развитию речи
  • По физическому воспитанию.

Цели и задачи

Цель:

Развитие певческих способностей детей в условиях дополнительного образования детей в ДОУ, развитие интереса к эстетической стороне действительности, потребности детей в творческом самовыражении, инициативность и самостоятельность в воплощении художественного замысла в процессе занятий пением в вокальной группе.

Задачи:

  1. Развивать музыкальные способности детей и эмоциональную отзывчивость дошкольников.
  2. Воспитывать у детей чуткость, восприимчивость к музыке, любовь к русским народным песням и интерес к песням современных авторов.
  3. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию, качество звучания голоса (тембра, звукового и динамического диапазона, чистоты интонирования, четкости дикции, подвижности голоса)
  4. Расширять певческий диапазон
  5. Формировать навыки выразительности исполнения вокальных произведений, активному выражению своих чувств и настроений в пении, сопереживанию.
  6. Способствовать пробуждению творческой активности детей.
  7. Укреплять здоровье детей (охранять детский певческий голос) через здоровьесберегающую технологию – дыхательную гимнастику (дыхательные упражнения)
  8. Привлекать родителей к совместному участию и поддержке вокального исполнительства дошкольников.


Основные принципы обучения пению.

Программа соответствует следующим принципам:

Принцип воспитывающего обучения: музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.

Принцип доступности: содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей данной возрастной группы.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности: в начале года даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.

Принцип наглядности: в процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.

Принцип сознательности: сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.

Принцип прочности: выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.

Основные направления образовательной работы вокального кружка «Колокольчик»:

Задачи:

1.При обучении детей пению следить за правильным положением корпуса.

2.Формировать умение петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Развивать протяжное звукообразование через пение песен, написанных в умеренном и медленном темпах.

3.Совершенствовать умение правильно брать дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами.

4.Развивать умение произносить слова внятно, отчетливо, осмысленно, выразительно, подчеркивать голосом логические ударения.

5.Способствовать прочному усвоению детьми разнообразных интонационных оборотов, включающих различные виды мелодического движения и различные интервалы; работать над расширением диапазона детского голоса; выравнивать его звучание при переходе от высоких к низким звукам и наоборот.

6.Совершенствовать умение детей стройному согласованному пению.


Целевые ориентиры освоения программы:


К концу образовательного периода дети могут:

1 . Проявлять интерес к вокальному искусству; стремиться к вокальному творчеству, самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

2. Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать

и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента;

3. Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения;

4. Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание);

5. Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом;

6. Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание;

7. Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него;

8. Активно участвовать в выполнении творческих заданий;

9. Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Особенности слуха и голоса детей 5-7лет.


У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация.

В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким. У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким – это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон. Большинство могут правильно интонировать мелодию в пределах ре-си, а целенаправленная, систематическая работа позволяет расширить диапазон всех детей (до – ре второй октавы). Два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.

Приемы обучения пению

  1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
  2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
  3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
  4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.

Формы и методы реализации основных задач Программы

Решение поставленных задач предполагается через следующие виды деятельности:

  • Диагностика;
  • Игровая развивающая работа;
  • Вокальная деятельность;
  • Просвещение и консультирование;
  • Работа над номерами.
  • Коллективная работа;
  • Индивидуальная работа ;
  • Беседа;
  • Распевание по голосам;
  • Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
  • Дыхательная звуковая гимнастика;
  • Артикуляционные упражнения;
  • Игра на детских музыкальных инструментах;
  • Музыкально-дидактические игры и упражнения;
  • Концертные выступления;
  • Участие в творческих районных и республиканских конкурсах


Работу по программе необходимо осуществлять по четырем основным направлениям: работа с детьми, с родителями, с педагогами, организация художественно – эстетической творчески развивающей среды.

В содержание работы с детьми мы включаем следующие направления:

1. основы вокальной культуры;

2. культура и техника речи;

3. участие в проведении праздников, досугов и развлечений.


Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства:

  • песни хором в унисон
  • хоровыми группами (дуэт, трио и т.д)
  • тембровыми подгруппами
  • при включении в хор солистов
  • пение под фонограмму.


Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу.


Для того, чтобы научить детей правильно петь (слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий:

- игровой характер занятий и упражнений,

- активная концертная деятельность детей,

- доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях

- атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия),

звуковоспроизводящая аппаратура (ноутбук, музыкальный центр, микрофон, СD-диски – чистые и с записями музыкального материала)

- сценические костюмы, необходимые для создания образа.

Программа включает подразделы:

- восприятие музыки;

- развитие музыкального слуха и голоса;

- песенное творчество;

- певческая установка;

- певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоционально-выразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции.


Методические приемы:

1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам:

  • знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения)
  • работа над вокальными и хоровыми навыками;
  • проверка у детей качества усвоения песни (исполнение песен по одному, пение хором).

2. Приемы работы над отдельным произведением:

  • пение песни с полузакрытым ртом;
  • пение песни на определенный слог;
  • проговаривание согласных в конце слова;
  • произношение слов шепотом в ритме песни;
  • выделение, подчеркивание отдельной фразы, слова;
  • настраивание перед началом пения (тянуть один первый звук);
  • остановка на отдельном звуке для уточнения правильности интонирования;
  • анализ направления мелодии;
  • использование элементов дирижирования;
  • пение без сопровождения;
  • зрительная, моторная наглядность.

3. Приемы звуковедения:

  • выразительный показ (рекомендуется аккапельно);
  • образные упражнения;
  • оценка качества исполнение песни


Структура занятия.

  1. Приветствие, распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата.
  2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка).
  3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками.
  4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением.


2.4. Направления работы по совершенствованию голосового аппарата

Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка, и способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности. Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решению следующих задач:

1. Певческая установка 0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое звучание происходит при пении стоя.

2. Дыхание Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра. Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания. Практикой выработаны три основных правила по формированию певческого дыхания:

1) вдох делается быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч);

2) после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание;

выдох производится ровно и постепенно (как будто нужно дуть на зажжённую свечу).

С приёмами дыхания дети знакомятся без пения, по знаку педагога. Певческий вдох формируется естественно, непринуждённо. С помощью дыхательных упражнений следует научить детей делать вдох через нос. Это способ не только физиологически верно организует певческое дыхание, но способствует общему правильному развитию дыхательной функции. Вдох через нос стимулирует использование при голосообразовании головного резонатора, а это служит показателем правильной работы гортани, что способствует раскрепощению челюсти. Навык брать дыхание через нос при пении упражнений даёт ребёнку возможность при исполнении песен пользоваться комбинированным вдохом (через нос и рот). Вдох становится почти незаметным и в то же время полноценным.

К тому же привычка делать вдох через нос имеет здоровьеоберегающую функцию (общегигиеническое значение, предохранение от заболевания среднего уха, которое вентилируется только при вдохе через нос).

Работой над экономным и более или менее продолжительным выдохом достигается протяжённость дыхания. Для продолжительного выдоха необходимо научить детей делать достаточно глубокий, но спокойный вдох. Дети должны знать, что при небольшом вдохе дыхание расходуется быстро, а слишком глубокий вдох приводит к неровному и напряжённому выдоху, что вредно отражается на красоте звука. Для развития навыка продолжительного выдоха следует предложить детям петь на одном дыхании всю фразу, если она не очень длинна.

3. Артикуляционная работа. Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком.

При выработке певческого «а» опускается нижняя челюсть, полость рта раскрывается широко, глотка становится узкой. Использование упражнения для раскрепощения голосового аппарата, освобождает его от зажатости напряжения. Звук «а» требует округлённости звучания. Гласный «о» близок к «а», но более затемнён по тембру. Глоточная полость округлой формы и несколько более расширена, чем при пении на «а».

Гласный «и» обладает собранностью и остротой звучания, что способствует нахождению так называемой «высокой позиции», а также наименьшей природной громкостью из-за узости формы рта при пении. Педагог использует в работе над «и» приёмы для устранения тусклости и глухости звучания голоса. При обучении детей вокальным навыкам начинать работу с гласной «у», при исполнении которого ротовое отверстие сужается и расширяется глотка. Этот гласный способствует выравниванию звучания других гласных. Звук «у» даёт возможность детям легче и быстрее перейти от речевой к певческой форме подачи звука. В работе над гласными следует:

а) добиваться округлённости звука, его высокой позиции;

б) использовать пение закрытым ртом, при котором поднимается мягкое нёбо и во рту создаётся ощущение присутствия небольшого яблока;

в) для достижения остроты и звонкости звучания применять использование йотированных гласных и слогов с наличием полугласного «й», который ставится позади гласной: ай, ой, ий;

г) тщательно следить не только за формой, но и за активностью артикуляционного аппарата.

Важная задача - научить детей связному и отчётливому исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции. Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х» образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой). Для «размягчения» звука применяются слоги с согласным «л», а при звуковой вялости - слоги с согласным «д».

4. Выработка подвижности голосаЭто качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой дикции. Подвижность или гибкость голоса - искусство исполнения произведения с необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением или ослаблением звучности. В работе над подвижностью соблюдается постепенность: прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в умеренном темпе и с умеренной силой звучания.

5. Расширение певческого диапазона детейЭтому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового аппарата. Для определения ширины диапазона следует выявить примарные звуки, которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.

6. Развитие чувства метроритма.Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре. Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей. Соответственно преодолению таких трудностей подбираются специальные конкретные упражнения

7. Выразительность и эмоциональность исполненияЛюбое исполнение песни - эмоциональное переживание. Следует дать детям прочувствовать содержание, определить характер исполнения, распределить кульминационные зоны. Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед детьми сложные исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога.

8.Работа над чистотой интонированияВ целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранеподобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего интонирования мелодии стимулируется тихое пение. Работа над трудно вокализуемыми местами решается с помощью специальных тренировочных упражнений. Использовать пропевание мелодии в форме легато и стаккато.

9.Формирование чувства ансамбляВ хоровом исполнении учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию. Чувство ансамбля воспитывается путём одновременного начала и окончаниия пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.

10. Формирование сценической культурыПодбирать репертуар для детей согласно их певческим и возрастным возможностям. Необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимическупражнений развиваются артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. hello_html_af84889.pnghello_html_18ec5ad2.pnghello_html_18ec5ad2.pnghello_html_18ec5ad2.pnghello_html_18ec5ad2.pnghello_html_18ec5ad2.pnghello_html_18ec5ad2.pnghello_html_18ec5ad2.pnghello_html_m5d7f3fc.pnghello_html_18ec5ad2.pnghello_html_m6c2b13e0.png

Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.


Система педагогической диагностики ( мониторинга)достижения детьми планируемых результатов освоения Программы

Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению расширяет музыкальные представления каждого ребенка, способствует развитию музыкальных способностей, положительно влияет на общее развитие ребенка.

Обследования детей проводятся 2 раза в год- в октябре, и в мае .

Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком дополнительной Программы и влияние непосредственного образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

Результаты работы будут отслеживаться следующими способами:

Мониторинг

1. Пение

Задание: №1

Цель: выявить умение чисто интонировать с музыкальным сопровождением.

Проведение: подпевание знакомых песен, попевок «Горошина»; «Я пою»; «Ворон», дразнилок, прибауток под музыкальное сопровождение.

Низкий уровень (1 балл)

Ребёнок поёт на одном звуке, дыхание поверхностное, звук резкий, мелодия искажается. Имеет слабые навыки вокального пения. Слабо развиты музыкальные способности.

Средний уровень (2 балла)

Ребенок интонирует несложные мелодические обороты, но не солист, может петь неестественным голосом, не удерживает дыхание до конца фразы, ожидает помощи взрослого. Ошибается при передаче ритмического рисунка.

Высокий уровень (3 балла)

Ребенок различает звуки по высоте, поет без напряжения, плавно легким звуком, произносит отчетливо слова, своевременно начинает и заканчивает песню. Может спеть знакомую песню с музыкальным сопровождением.

2.Восприятие музыки

Задание: №2

Цель: выявить умение внимательно слушать и устанавливать простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его выразительности.

Проведение: прослушиванием музыкального произведения  и беседа с ребенком по произведению.

  • Какой характер у музыкального произведения (грустный, весёлый)?
  • Колыбельная для куклы – какая?  (Медленная)

Низкий уровень (1 балл)

Ребёнок затрудняется в определении характера музыкальных образов и средств их выражения. Неустойчивое внимание.

Средний уровень (2 балла)

Ребёнок понимает средства музыкальной выразительности,  но не проявляет активность, иногда ошибается, ждет помощи педагога.

Высокий уровень (3 балла)

Ребёнок двигательно интерпретирует метроритм (плясовая, марш), различает контрастные музыкальные регистры (высоко-низко), определяет простой характер музыки (веселая-грустная). Проявляет эмоциональную отзывчивость,

Задание: №3

Цель: выявить умение определять музыкально-ритмический рисунок песни

Проведение: музыкальный руководитель исполняет песню, ребенку предлагается прохлопать ритмический рисунок песни.

Низкий уровень (1 балл)

Ребёнок затрудняется в исполнении музыкально-ритмического рисунка. Неустойчивое внимание.

Средний уровень (2 балла)

Ребёнок с помощью педагога прохлопывает музыкально-ритмический рисунок, ошибается при воспроизведении музыкально-ритмического рисунка.

Высокий уровень (3 балла)

Ребёнок самостоятельно воспроизводит музыкально-ритмический рисунок. Активен. Проявляет интерес к музыкальным занятиям.

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в основной форме подведения итогов работы вокального кружка - концертные выступления в ДОУ, в МБУК СКЦ ДК п. Мирского, участие в районных конкурсах.


Формы и виды контроля

Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы  проверки:

-беседа по пройденному материалу;

- выполнение практического или теоретического задания.

Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.

- анализ проделанной работы;

- участие в массовых мероприятиях.

Итоговый контроль подведение итогов обучения за год

- персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии) - участие в итоговом отчетном концерте.

Таблица освоения планируемых результатов программы

Пение без сопровождения

Пропевание звука точность и чистота

Выразительность исполнения, дикция

Определять направления движения мелодии

Сколько звуков звучит одновременно

Подбор знакомых мелодий

Узнать знакомую мелодию по ритму

Повторить ритмический рисунок мелодии

Движения под музыку (сильная и слабая доли)

Определять высоту регистра:

Низкий

Средний

Высокий


III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план:

Программа вокального кружка « Колокольчик» по развитию певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях дополнительного образования детей в МБДОУ  д/с №31 ориентирована на обучение детей пению в возрасте от 5 до 7 лет. Состав вокального кружка формируется с учётом желания детей и результатов диагностики их вокальных навыков. Наполняемость группы на занятиях – до 15 детей.

Режим работы

Работа вокального кружка строится на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Непосредственно образовательная деятельность кружка проводятся в соответствии с рекомендуемыми: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.2660-10.

Занятия проводится во второй половине дня, по специально составленному расписанию.

Учебный план состоит из 64 занятий, 4 из которых отводятся на мониторинг: в октябре 2 занятия и в мае 2 на 3-4 рабочей неделе,  и 60 занятий обучающего характера:

Продолжительность занятий в  неделю -2

Продолжительность занятий в  месяц -8

Продолжительность занятий в  год -64

Группа детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Время отведенное на занятие -30 мин

Расписание  (занятий)

Вторник - пятница

2 пол.дня

17.00 – 17.30

Музыкальный зал

  1. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И С ПЕДАГОГАМИ

Для успешной реализации поставленных задач программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами

Предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей, проведение мастер-классов, семинаров-практикумов.

Работа с родителями

Формы работы с родителями осуществляются по следующим направлениям:

1. Консультации по вопросам вокально – эстетического воспитания детей;

2. Домашние задания;

3. Совместные праздники, досуги и развлечения;

4. Информация достижений ( фотографии, дипломы, грамоты, видео).


План работы с родителями:

Мероприятия

Анкетирование с целью выявления уровня осведомления родителей о вокальном кружке «Колокольчик»

сентябрь

Руководитель кружка, воспитатели

Родительские собрания по ознакомлению родителей с работой вокального кружка цели и задачи

октябрь

Руководитель кружка, воспитатели

Распространение информационных материалов: папки- передвижки , памятки, буклеты на информационных стендах в МБДОУ д/с №31

В течение года

Руководитель кружка, Старший воспитатель


1.Оказание информационной поддержки родителям и заинтересованность в проявлении таланта детей

2.Помощь родителям по созданию предметно- развивающей среды в

семье и соблюдение охраны детского голоса

3. Участие в совместных праздниках, выступлениях и конкурсах

4. Совместное подпевание, инсценирование и исполнение знакомых песен, просмотр презентаций и видеороликов к песням вместе с родителями

5. Создание фото - альбома «Наша творческая жизнь» - в детском саду

Привлекать родителей к изготовлению костюмов к выступлениям

В течение года

Музыкальный руководитель воспитатели ,родители

Отчетный концерт вокального кружка « Колокольчик»

май

Руководитель кружка, Старший воспитатель, Воспитатели, Родители


V. Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процесса.

Для успешной реализации данной Программы необходимо:

Технические средства обучения

  1. Музыкальный центр, проектор
  2. Компьютер
  3. Мультимедийное оборудование
  4. Микрофоны
  5. Музыкальные инструменты
  6. CD, DVD диски, видео, фото материалы.


Учебно- наглядные пособия

  1. Плакаты, схемы, иллюстрации, игрушки, музыкально-дидактические игры, упражнения используются при разучивании песен, при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
  2. Комплексы дыхательной гимнастики – при работе над песней.
  3. Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев, ладоней, что помогает при игре на детских музыкальных инструментах.
  4. Артикуляционная гимнастика.
  5. Программы, сценарии концертов.
  6. Сборники песен, подпевок.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155
  2.  «Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией: Вераксы Н. Е., Комаровой Т.С., Васильевой М. А. Москва.:- Мозаика- Синтез, 2019 г
  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  4. Каплунова И., Новоскольцева И. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки». «Невская НОТА», С-Пб, 2010.
  5.  «Музыкальное воспитание в детском саду», Н.А.Ветлугиной,
  6.  «Музыкальное воспитание в детском саду. Программа», М.Б. Зацепиной,






ПРИЛОЖЕНИЕ:

Перспективный план 

вокального кружка «Колокольчик»

Октябрь

Тема:

1.Вводное занятие,  мониторинг (1-2 неделя, прослушивание) детей.

2.Певческая установка.

3.Знакоство с песней «Праздник осенью в лесу» музыка и слова Е.Гомоновой.

4.Речевые распевки.

5.Разучивание песни.

6.Выработка диапазона.

7.Разучивание скороговорок.

8.Закрепление песни.

Ноябрь

Тема:

1.Дидактическая игра для развития голоса.

2. Знакомство с песней «Мама»

3.Работа над текстом.

4.Речевые распевки.

5.Выработка (расширение) диапазона.

6.Работа над интонацией.

7.Техника беглости.

8.Закрепление песни.

Декабрь

Тема:

1.Разогрев или разминка.

2. Знакомство с песней «Белые снежинки» сл. И. Шефрана

3.Скороговорки.

4.Дыхательная гимнастика.

5.Артикуляционные упражнения.

6.Работа над текстом.

7.Скороговорки.

8.Закрепление песни.

Январь

Тема:

1.Дидактические игры для развития слуха

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Знакомство с песней «Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина

4.Скороговорки.

5.Выработка ощущения звуковой опоры.

6. Игры на развитие чувства ритма.

Февраль

Тема:

1.Знакомство с песней «Все мы моряки» муз.Л.Лядова.

2.Разучивание подпевок.

3.Скачки – интервалы.

4.Работа над текстом песни.

5.Работа над характером произведения.

6. Знакомство с песней «Лучше папы друга нет» Слова: М. Пляцковский,
Музыка: Б. Савельев

7.Работа над текстом.

8.Работа над интонацией.

Март

Тема:

1. Сглаживание регистров.

2. Закрепление песни.

3. Скороговорки.

4. Игры на развитие слуха.

5.Дыхательная гимнастика.

6.Дидактические игры на развитие памяти.

7.Знакомство с песней «Дарит мама мне игрушку» Сл. и муз. Елены Обуховой

8.Работа над текстом.

Апрель

Тема:

1.Работа над характером песни.

2.Игры на развитие чувства ритма.

3.Дыхательная гимнастика.

4.Упражнения на расширение диапазона.

5. Знакомство с песней  про Весну.

6.Работа над текстом.

7.Скачки – интервалы.

8.Знакомствот с целой паузой.

Май

Тема:

1.Работа над характером песни

2. Знакомство с песней

3.Работа над текстом.

4.Игры на развитие диапазона.

5.Речевые распевки.  Мониторинг (3-4 неделя, прослушивание) детей.

6.Закрепление песни «В садике на празднике»

7.Психологический тренинг перед выступлением детей.

8.Концерт.


Группа детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

 Продолжительность занятий в  неделю -2

Продолжительность занятий в  месяц -8

Продолжительность занятий в  год -64

Время отведенное на занятие -30 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа вокальной группы "Веселые нотки" в детском саду.

Мною разработанна рабочая программа вокальной группы в детском саду....

Рабочая программа вокального кружка «Весёлые нотки» для детей 6-7 лет

Программа по дополнительному образованию для детей 6-7 лет. Новизна программы заключается в реализации здоровьесберегающих и игровых технологий в непосредственно образовательной деятельности. Программ...

Рабочая программа вокального кружка «Кукушечка».

Содержание:1. Пояснительная записка.   1.1. Актуальность данного вида деятельности.   2.2. Цель кружка.   2.3. Задачи кружка.   2.4. Формы организации кружка....

Рабочая программа вокального кружка « Колокольчики»

    Совершенствование системы музыкального образования — не только задача педагогов-практиков,  но и актуальная проблема фундаментальной педагогической науки,  динамично мен...

Рабочая программа вокального кружка "Колокольчики" для детей в возрасте 5 - 7 лет

Рабочая программа вокального кружка "Колокольчики" является авторской разработкой. Программа расчитана на 2 года обучения.  Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, ...

Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька».

Рабочая программа вокально-хорового кружка «Домисолька» разработана  на основе программы Э.П. Костиной «Камертон» и программы  по  музыкальному воспитанию детей ...

Рабочая программа вокального кружка "Весёлые нотки" для детей старшего дошкольного возраста"

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности, обладающий большим потенциалом эмоционального, музыкального, познавательного развития. Благодаря пению у ребенка развивается эмоцио...