Технология портфолио дошкольника
методическая разработка (старшая группа)

Диана Тагировна Чеботарева

Педагогическая технология 

портфолио дошкольника

 


«Основной смысл портфолио –  показать всё,

 на что способен ребёнок»

                                          Новикова Т.Г.

 

Большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

 

На наш взгляд именно технология портфолио позволяет увидеть  и  оценить эти индивидуальные достижения всем участникам образовательных отношений – родителям, педагогам  и в первую очередь самому ребёнку.

 

С особым трепетом родители предвкушают тот день, когда малыш пойдет первый раз в первый класс. И вот, когда настает этот момент, все поздравляют дорогого первоклашку, в поздравлении непременно отмечают, что "начинается новая жизнь" и "теперь ты будешь учиться", "пройдет время, и ты многого достигнешь"… А ведь ребенок растет, развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни! Родители, записывают в альбомы, снимают на видеокамеру, фотографируют, т. е. всячески стараются сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, в основном, фиксируются физический рост и внешние изменения детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания? Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы детей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в цирк или на праздник и многое-многое другое. Хорошим решением для исправления этой "печальной ситуации" вполне может стать детское портфолио.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_portfolio_doshkolnika.docx49.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пушкинского муниципального района

Детский сад № 15 «Аистенок»

Технология портфолио дошкольника

Подготовила воспитатель:

Чеботарева Диана Тагировна

Подготовительная группа № 11

Пушкино, 2018 г.

Педагогическая технология 

портфолио дошкольника


«Основной смысл портфолио –  показать всё,

 на что способен ребёнок»

                                          Новикова Т.Г.

Большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

На наш взгляд именно технология портфолио позволяет увидеть  и  оценить эти индивидуальные достижения всем участникам образовательных отношений – родителям, педагогам  и в первую очередь самому ребёнку.

С особым трепетом родители предвкушают тот день, когда малыш пойдет первый раз в первый класс. И вот, когда настает этот момент, все поздравляют дорогого первоклашку, в поздравлении непременно отмечают, что "начинается новая жизнь" и "теперь ты будешь учиться", "пройдет время, и ты многого достигнешь"… А ведь ребенок растет, развивается, умножает свои знания и умения уже с первых недель жизни! Родители, записывают в альбомы, снимают на видеокамеру, фотографируют, т. е. всячески стараются сохранить для истории драгоценные мгновения. Но как-то так получается, в основном, фиксируются физический рост и внешние изменения детей. А их внутренний мир? Их интересы, их удивительные открытия, их забавные словечки и смешные высказывания? Жаль, но порой остаются "за кадром" творческие работы детей: рисунки, башни из кубиков, снежные крепости и песочные замки, пластилиновые фигурки и так далее. А с ними и впечатления от прогулок, путешествий, походов в цирк или на праздник и многое-многое другое. Хорошим решением для исправления этой "печальной ситуации" вполне может стать детское портфолио.

Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений за какой-то определённый период.

Причём, портфолио может составляться как на одного человека, так и на группу, на  детский сад, спортивный коллектив, детский музыкальный коллектив. Портфолио может составляться и на педагогический коллектив детского сада, и на конкретную семью.

Но как бы там, ни было, портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь, не умеешь.

Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Понятие «Портфолио»

Портфолио –

  • Способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период его развития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии «педагог – ребенок – родитель», метод оценивания реальных достижений дошкольника.

  • Коллекция работ воспитанников, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной области.

  • Своеобразная выставка работ детей, задачей которой является отслеживания их личностного роста.

  • Инструмент комплексной оценки уровня индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания дальнейшей траектории развития.

Важная цель портфолио – увидеть картину значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресс ребенка в широком образовательном контексте, показать его способность практически применять приобретенные знания и умения. Формирование личности ребёнка.

 Таким образом, портфолио – это, прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.


Содержательная часть технологии портфолио дошкольника.

Актуальность использования в практике работы с детьми технологии портфолио переоценить трудно. Реализация стандарта дошкольного образования и современная социокультурная ситуация стимулируют нас к поиску новых форм, методов работы с детьми и,  конечно,  технологий. Всё чаще мы слышим о  таких понятиях как «качество дошкольного образования» и «индивидуальные образовательные достижения».

Цель технологии детского портфолио – создать условия для формирования личности ребёнка, открытия им своего образа «Я», отслеживание индивидуального развития ребёнка, его прогресса в образовательном контексте.

Задачи:

•        создать  ситуацию успеха для ребёнка,

•        содействовать максимальному  раскрытию его индивидуальных особенностей,

•        развивать и расширять круг познавательных интересов,

•        формировать  установку на творческую деятельность,

•        формировать положительные  нравственные качества личности,

•        способствовать приобретению и развитию  умений рефлексии,

•        создать условия  практического применения  приобретённых знаний и умений,

•        наблюдать  картину  значимых образовательных достижений ребёнка.

Функции технологии портфолио:

• мотивировать к совместной деятельности самого ребёнка, его родителей (мотивационная),

• в процессе работы над портфолио охватывать разнообразное образовательное содержание и различные виды детской деятельности (содержательная),

• использовать огромный развивающий потенциал технологии (развивающая),

• уметь самому и учить ребёнка видеть цель (для чего ему нужно портфолио) и стремиться к её достижению (целеполагающая),

• портфолио показывает ребёнка не только в группе сверстников в детском саду, но и за его пределами (в бассейне, на танцах, с родственниками), тем самым способствует его успешной социализации (социообразующая),

• портфолио нужно для того, чтобы посторонний взрослый (учитель, психолог) смог составить представление о ребёнке, его семье, о том, как он развивался в дошкольном детстве (диагностическая),

• и,  наконец, иметь сегодня портфолио – это престижно (рейтинговая).

Задачи технологии «Портфолио дошкольника»:

  • Расширять возможности развития и саморазвития.
  • Поощрять активность и самостоятельность.
  • Развивать навыки оценочной (самооценочной) деятельности детей.
  • Формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.

Решение этих задач способствует формированию у дошкольников – будущего первоклассника – универсальных учебных действий при переходе на новую образовательную ступень – НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ.

Виды портфолио:

  1. Электронный портфолио. 

Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.

  1. Портфолио-раскраска.

Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.

Пример странички из портфолио-раскраски. Рубрика «Мир вокруг нас». Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить по своему усмотрению: может нарисовать, как он ходил в зоопарк, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.

  1. Печатное портфолио.

Одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора. Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.


Структура портфолио.

Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.

Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника.

Раздел 1. «Давайте познакомимся». 

В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравится...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка.

Раздел 2. «Я расту!».

 В раздел вносятся антропометрические данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой».

Раздел 3.

«Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше.

Раздел 4. «Я мечтаю...». 

В разделе фиксируются высказывания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я вижу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?».

Раздел 5. «Вот что я могу». 

В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки).

Раздел 6. «Мои достижения». 

В разделе фиксируются грамоты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

Раздел 7. «Посоветуйте мне...». 

В разделе даются рекомендации родителям воспитателем и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Раздел 8. «Спрашивайте, родители!».

В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. 

Автором предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фиксируется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

 Раздел 1. «Познакомьтесь со мной». Содержит вкладыши «Полюбуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

 Раздел 2. «Я расту». Включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др.

 

Раздел 3. «Моя семья». В содержание этого раздела включаются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).

Раздел 4. «Чем могу — помогу». Содержит фотографии ребенка, на которых он изображен за выполнением домашней работы.

Раздел 5. «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся небольшие творческие работы ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

 

Раздел 6. «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал на утреннике и др.

 В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

Раздел 1. «Информация родителей». Котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами родители.

Раздел 2. «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: социальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование различных источников информации и деятельность как таковая.

Раздел 3. «Информация ребенка о себе» содержит информацию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты).

Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:

 

Блок «Какой ребенок хороший». Содержит информацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе неформальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогическую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в содержание которой входят благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание ребенка;

Блок «Какой ребенок умелый». Содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятельность;

Блок «Какой ребенок успешный». Содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творческие работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.


Процессуальная часть технологии портфолио.

План работы воспитателя по подготовке портфолио дошкольника.

Как же запускается технология детского портфолио?

Начинается всё с мотивации к работе над портфолио, осознание ребенком и взрослыми, зачем оно нужно;

затем определяется срок работы над портфолио (как правило, до выпускного бала);

вместе с ребёнком и родителями намечается  структура портфолио, которая, обычно, меняется в процессе работы (появляются новые рубрики и т.д.).

Два последних шага (определение критериев, способов  оценивания и того, как будет презентоваться детское портфолио)  необходимы  для того, чтобы данная работа стала именно технологией.

Алгоритм работы над портфолио:

  1. Постановка цели: должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
  2. Определить вид портфолио.
  3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.
  4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.
  5. Презентация портфолио.

Этапы работы:

I – постановочный (мотивация, структура портфолио, сроки работы, место хранения)

II – поисковый (сбор информации, её отбор, взаимодействие с семьёй, специалистами детского сада)

III – презентация портфолио родителям, сверстникам, детям другой группы и т.д.

Рубрики в портфолио могут быть самыми разнообразными, всё зависит от желания и креативности ребёнка и взрослых.

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
  2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио.

 Она может быть различной:

- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.).

- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д.).

- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, лето-весёлая пора и т. д.

  1. Количество разделов и рубрик, их  тематика  определяется  индивидуально для каждого случая.
  2. Удобство хранения. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать.
  3. Если портфолио дошкольника, то вид, структуру и содержание определяет, либо педагог, либо члены семьи. Нельзя сбор информации пускать на самотёк, но считаться с мнением ребёнка обязательно.
  4. Систематичность в сборе информации. Портфолио подразумевает постоянное пополнение и анализ имеющихся материалов. Можно заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.).

Практика работы выявила типичные ошибки при работе с портфолио:

  • нарушение принципа добровольности: работа над портфолио ведётся вместе с ребёнком, материалы отбираются с учётом его мнения;
  • перенасыщение материалами и документами: папка «личных достижений» превращается в «зачётную книжку»;
  • превращение портфолио в накопительную папку рисунков, аппликаций и т.д.;
  • изоляция ребёнка от работы с портфолио; нельзя забывать о том, что ребёнок – активный участник формирования своего портфолио, а воспитатель отвечает за сбор и систематизацию материалов;
  • хранение портфолио в недоступном для детей месте;
  • перенасыщение текстом; мы знаем, что дошкольники еще не умеют читать или читают плохо, поэтому оптимальное соотношение текста и визуальных объектов (рисунков, фотографий) 20 на 80, то есть 20 % - текста,  а 80% всего остального;
  • портфолио – это не законченный документ, с которым уже не надо работать: мы стремимся к соблюдению  принципа преемственности между детским садом и начальной школой, школа как преемник дошкольного уровня должна подхватить достижения дошкольника и продолжать развивать накопленный им потенциал; портфолио дошкольника – портфолио школьника.

Взаимодействие с родителями

Немаловажную роль в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку, но и непосредственным участником, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Отношение к портфолио у родителей двоякое. С одной стороны, многие считают это неоправданной тратой времени и бесполезной затеей: мол, если плохое портфолио у дошкольника, то что, его исключат из сада или не примут в школу? Противники портфолио аргументируют свою точку зрения тем, что детский сад должен заниматься воспитанием ребенка, вне зависимости от его статуса, благосостояния или эпистолярных умений родителей, а здесь получается какое-то бумажкотворчество или видеотворчество (при электронном портфолио).

Другой лагерь поддерживает наличие портфолио у детей. Родители понимают всю важность составления папки – характеристики. Портфолио нередко требуют в помощь воспитателям. Узнав из портфолио, в какие игры любит играть ребенок, какие игрушки ему нравятся, какие поручения он охотнее всего выполняет, педагог сумеет правильно и грамотно выстроить линию поведения с дошкольником, поможет ему быстрее адаптироваться в коллективе.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить родителей наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Получив от воспитателя в качестве домашнего задания подготовить портфолио дошкольника, родителям придется вспомнить и собрать воедино основные моменты, связанные с жизнью малыша: его предпочтения, хобби, первые творческие работы, фотографии. В садике портфолио дополнят наиболее удачными рисунками и поделками и на выпускной утренник вы получите обратно папку с достижениями ребенка.

Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспитателя: часто она бывает заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся семинары-практикумы. Беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, т.к. в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «ребёнок – родитель». А работа над его составлением – интереснейшим духовным взаимообогащением.

Портфолио может храниться дома, как воспоминания о славном дошкольном периоде. Портфолио могут попросить принести в начальную школу. Исходя из данных, содержащихся в папке, учителя составят свое представление о ребенке и решат, с кем его лучше посадить, на какие предметы следует обратить внимание — то есть к приходу малыша будет готова уже психологическая база для обучения в классе.

Нами были подготовлены консультации для родителей на тему «Портфолио дошкольника»:

- «Для чего нужно портфолио? »;

- «Как правильно его составить? ».

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их.

Самое главное, что работа с родителями дала положительные результаты:

- расширилось представление родителей о необходимости ведения портфолио

детей дошкольного возраста;

- в процессе бесед с воспитателями у родителей повысилась коммуникативная компетентность;

- при решении сложных педагогических ситуаций проявлялись толерантные отношения между родителями.

Мы систематически советуем родителям, как правильно вести и дополнять разделы в портфолио. Совместная работа педагогического коллектива и семьи по данному вопросу помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга. А когда достигается единство действий семьи и дошкольного учреждения, у ребёнка формируются нравственные понятия и представления о жизни. Именно тогда воспитательный процесс будет проходить с наименьшими трудностями, а ребёнок будет легче воспринимать окружающий его мир через портфолио.

Формы работы с детьми в технологии детского портфолио:

  • самостоятельное рассматривание портфолио всеми детьми группы, возможность ребёнка ещё раз пережить приятные моменты, моменты успеха, радости, гордости  с опорой на материальные объекты: грамоты, сертификаты и т.д.  (детское портфолио хранится в группе в доступном для детей месте);
  • мини-презентация рубрик портфолио детям группы с целью формирования навыков публичного выступления.

Итак, портфолио – это:  

  • технология, обеспечивающая личностно-ориентированный подход воспитания и образования детей;
  • способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений за определённый период развития ребёнка;
  • коллекция работ ребёнка, которая демонстрирует его усилия, прогресс, личные достижения, возможность для ребёнка ещё раз пережить моменты успеха;
  • инструмент комплексной оценки уровня развития индивидуальных качеств, возможностей и способностей ребёнка, способ анализа индивидуальных достижений для выстраивания траектории развития;
  • форма работы с детьми;
  • форма работы с семьёй.

Работа в технологии детского портфолио позволяет воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъективные проявления детей, что особенно важно для дошкольного возраста.

Результаты и выводы

Подводя итоги двухлетней работы (2018-  2020 гг.) технологии  «Портфолио дошкольника» можно с уверенностью сказать, что цель: «собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей» была достигнута.

У детей повысилась самооценка и уверенность в собственных возможностях, сформирована установка на творческую деятельность, приобретены навыки рефлексии, умение анализировать собственные интересы.

У каждого воспитанника была создана ситуация переживания успеха, максимально раскрыты индивидуальные способности, что привело к формированию положительных нравственных качеств личности, готовности к самостоятельному познанию и заложены дополнительные предпосылки и возможности для их успешной социализации.

Портфолио становится важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «педагог - ребенок - родители», а работа над его составлением - интересным духовным взаимообогащением. Успех совместной работы зависит от общего настроя на подобный вид сотрудничества всех участников процесса, от выбора форм работы, от учета индивидуальных особенностей ребенка.

Трудно подвести итоги работы с портфолио с помощью цифр, т.к. она нацелена на долгосрочный результат, который, возможно, найдет отклик в душе ребенка, когда он станет старше и начнет оценивать себя с позиции успешности и реальных жизненных достижений. Вот тогда, мысленно вернувшись в детство, он поймет, что первые шаги к воспитанию своей уверенности он заложил еще в дошкольном возрасте под руководством близких и любящих взрослых – родителей, педагогов.

Создание портфолио  привели к следующему результату: 

  • Увеличилось количество детей готовых раскрыться в общении со сверстниками и взрослыми;
  • Повышение интереса родителей к ребёнку, как личности;
  • Активизировано взаимодействие «педагог – ребёнок - родитель»;
  • Реализовано мониторинговое слежение за выполнением целей и задач;
  • Создана система комплексной оценки развития индивидуальных качеств и способностей ребёнка. 

И в завершении хочется напомнить, так что же такое портфолио.

Портфолио - это собственность ребёнка. Его любимая книга, которую воспитанник сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил, свои интересы, желания, мечты. Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители".

А работа над его составлением - интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.

Портфолио дошкольника – это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаимодействия педагогов между собой, педагогов, родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливом детстве. Это своеобразный отчет определенного жизненного пути маленького человечка. Работа над созданием портфолио – это продвижение вперед, это стимул к чему-то более важному и значимому.

Вывод:   Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.


Список литературы:

  1. Пономарева, Е. Педагогический совет на тему: "Портфолио образовательного учреждения" /Е. Пономарева //Методист. – 2006. - № 7. - С.26.
  2. Прутченков, А. Ролевая игра "Портфолио", или папка личных достижений ученика / //Методист. – 2005. - N2. - с.11.
  3. Прутченков А. Типичные ошибки и затруднения при формировании портфолио в практике российской школы.//Методист. - N6. - с.33.
  4. Руденко И. Портфолио дошкольника //Обруч. – 2005. - N6.
  5. Сулейманова З. Портфолио ученика //Зам.директора по воспитательной работе. – 2005. - N3. - с.84.
  6. Федотова Е. Зарубежный опыт использования портфолио //Методист. –2005. - N5. - с.27.
  7. Материалы вебинара издательства «Учитель» «Портфолио дошкольника как инновационная технология в образовательном процессе и реализация преемственности между ДОО и начальной школой», ведущая вебинара Черноиванова Н.Н., старший методист издательства «Учитель» (2016 г.)
  8. Материалы вебинара Межрегионального центра поддержки творчества и инноваций  «Микс» использования технологии «Портфолио» в практике работы ДОО», ведущая вебинара Михайлова И.В., ассистент кафедры психологии и педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО ПИ «ИГУ» (2016 г.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология "Портфолило дошкольника"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6850784","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"219","width":"480"}}]]...

Технология портфолио дошкольника

Технология портфолио дошкольника...

технология "Портфолио дошкольника"

Материал предназначен для педагогов ДОУ...

«Педагогическая технология портфолио дошкольника»

Понятие портфолио различно. Чаще всего оно применяется как портфолио творческой личности. Однако из всех определений понятия портфолио можно выделить, что это способ фиксации, накопления индивидуальны...

Технология "Портфолио дошкольника"

Для родителей и педагогов...

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА»

Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с д...