Особенности психологического развития детей дошкольного возраста 6-7 лет
методическая разработка (подготовительная группа)

Седьмой год жизни – продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам.

Первое новообразование детей возраста 6-7 лет – развитие произвольности – способности целенаправленно управлять своим поведением и своими психическими процессами (внимание, память и пр.). Данная особенность имеет решающее значение для готовности ребенка к школьному обучению. Ведь одно из основных требований школы – делать не то, что тебе в данный момент хочется, а то, что делает весь класс, действовать без отвлечений, следовать инструкциям, контролировать получаемый результат и пр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности психологического развития детей дошкольного возраста 6-7 лет

Седьмой год жизни – продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам.

Первое новообразование детей возраста 6-7 лет – развитие произвольности – способности целенаправленно управлять своим поведением и своими психическими процессами (внимание, память и пр.). Данная особенность имеет решающее значение для готовности ребенка к школьному обучению. Ведь одно из основных требований школы – делать не то, что тебе в данный момент хочется, а то, что делает весь класс, действовать без отвлечений, следовать инструкциям, контролировать получаемый результат и пр.

Второе изменение в личности ребенка связано с изменениями его представлений о себе и осознании им отношения к нему окружающих. Напомним, что после пяти лет у детей начинают появляться представления не только о том, какие они есть, но и о том, какими они хотели бы быть и какими бы они стать не хотели. Образ-Я ребенка распадается на Я-реальное, то есть качества, которые предположительно развиты, и Я-потенциальное, куда входят как положительные черты, которые ребенку хотелось бы у себя видеть, так и отрицательные, которые он не хотел бы иметь. Таким образом, образ-Я ребенка к шести годам приобретает сложное строениеЯ-реальное, Я-потенциальное плюс и Я-потенциальное минус. Содержание этих трех частей во многом будет определять соблюдение ребенком норм морали и существенно влиять на все стороны его поведения.

Источником отношения ребенка к себе являются оценки и отношение к нему окружающих взрослых. «Лучшие в мире» полагают, что все близкие оценивают их подобным образом. «Плохие», наоборот, считают, что кто-то из самых близких оценит их не очень высоко. После шести лет дети начинают отдавать себе отчет в том, как к ним относятся окружающие. Различие с болееотчет в том, как к ним относятся окружающие. Различие с более младшими детьми состоит в том, что те чувствуют отношение других. Шестилетние дети - это уже понимают, осознают и могут его сформулировать.

Дошкольный возраст детей 6-7 лет является чувствительным для морального развития. Этот период во многом предопределяет будущий моральный облик человека и исключительно благоприятен для педагогических воздействий. Само же моральное поведение в данном случае определяется как соблюдение норм морали вопреки собственной выгоде и интересам при отсутствии внешнего контроля и принуждения.

Работы отечественных психологов показали, что дети 6-7 лет способны сами отказаться от того, что им приятно или интересно ради соблюдения понятного и принимаемого морального принципа. Какая же внутренняя психологическая работа может обеспечить правильный моральный выбор без внешнего контроля? Во-первых, нужно знать нормы и принимать их, то есть одобрять их соблюдение и осуждать нарушение. Однако этого недостаточно. Должен быть мотив, побуждающий ребенка предпочесть менее приятный, но морально более ценный поступок. Если ребенок, представив себе, что он сейчас нарушает норму, оценит себя отрицательно, почувствует плохим, а представив себе, что он все же последует норме и будет хорошим, у него появляется реальный мотив сделать верный моральный выбор. Эксперименты с детьми 6-7 лет показали, что отрицательная оценка себя в случае возможного нарушения нормы и желание сохранить высокую самооценку являются тем внутренним стержнем, который побуждает ребенка преодолеть сиюминутное желание и удерживает от нарушения норм морали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция на тему: ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Лекция на тему:ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

.Консультация для родителей "Особенности психологического развития детей дошкольного возраста"

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА                     ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ    Игра — основной в...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

Статья "Особенности психологического развития детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями"

Для детей с речевыми нарушениями характерны следующие особенности развития:нарушение внимания, памяти, гиперактивное поведение.Кроме психических процессов у детей данной категории часто страдает эмоци...