План по самообразованию.
проект (средняя группа)

Егорова Алевтина Николаевна

План по самообразованию в средней группе «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_v_sredney_gruppe.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию в средней группе «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей»

Егорова А.Н.
Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений. Рассуждать - значит связывать между собой разные знания для того, чтобы в итоге получить ответ на стоящий перед нами вопрос решить мыслительную или внутренней речи - словесное обозначение выполняемых движений и их результатов, словесную характеристику используемых образов.

Цель: развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств.

Задачи: Способствовать развитию у дошкольников логического и комбинаторного мышления, аналитических способностей.

Развивать умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, рассматривать объекты по одному или нескольким свойствам.

В процессе обучения и воспитания детей в детском саду состоит задача всестороннего развития ребенка. Наша задача- развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, и в частности математического, мыслительные умения можно используя дидактический материал «логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем. Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, которые помогают перейти от наглядно - образного к наглядно- схематическому мышлению.

Процесс формирования логического мышления в каждый возрастной период:

Во второй младшей группе используются блоки Дьенеша для организации простого манипулирования геометрическими фигурами. Для этого мы предоставляется детям возможность самостоятельно знакомиться с логическими блоками, используя их по своему желанию в различных видах деятельности. В процессе манипулирования дети замечают, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину. Сначала выбираются игры и упражнения на развитие умения обобщать и классифицировать, сравнивать объекты по одному свойству. Когда ребенок без больших затруднений справляется с подобными заданиями, ему предлагаются игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, а затем тремя и четырьмя.

С простейшими геометрическими фигурами (круг и квадрат) знакомим детей в экспериментальной деятельности. Они прокатывают через воротики эти фигуры и определяют предмет, который не катится (квадрат, и предмет, который катится (круг). Еще до проведения систематически организуемой совместной с педагогом деятельности используются блоки Дьенеша как строительный материал и как мозаику.

Для закрепления знаний об этих геометрических фигурах проводятся игры - поручения с двумя обручами, например:

• «Положи в красный обруч красные круги, а в синий обруч - синие квадраты!»;

 «Положи в красный обруч круги, а в синий обруч - квадраты!»;

• «Положи в красный обруч маленькие круги, а в синий обруч - большие круги!»;

• «Положи в красный обруч большие квадраты, а в синий обруч - маленькие квадраты!».

В средней группе закрепляется умение различать и правильно называть круг, квадрат, треугольник и прямоугольник, выделять цвет, форму, размер, толщину. Полученные знания дети применяют в дидактических играх по группировке предметов (фигур) с использованием обручей. Большой интерес вызывает дидактическая игра «Клад», которая проводится со второй половины учебного года и позволяет формировать знания обо всех четырех свойствах предмета.

С детьми 5-6 лет можно проводить дидактические игры: «Найди, что спрятано!»,  «Восстанавливаем разрушенный город», «Лабиринт», игры с 1-2 обручами. Они развивают такие психологические процессы, как память, внимание и мышление.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д., несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством, другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами, третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков(оперирование одновременно тремя свойствами) .

Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку.

Интеллектуальное путешествие будет более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.

Работа по развитию у детей логического мышления должна проводиться по плану в образовательной деятельности в режимных моментах в виде совместных игр и индивидуальных упражнений. Условно назовем их - занятия. В структуру каждого занятия включаем игру или упражнение, если дети устают.

Блоки Дьенеша мы используем в соответствии с ФГОС ДО как в образовательной деятельности, так и в режимных моментах.

Тренировочные задания:

Цель: продолжать закреплять знания детей о геометрических фигурах, развивать внимание, логическое мышление, воспитывать усидчивость.

Первый уровень сложности.

1. Сосчитай, сколько красных, сколько синих, сколько желтых фигур.

2. Сосчитай, сколько треугольных фигур, сколько круглых, сколько квадратных, сколько прямоугольных фигур.

3. Достань из коробки только тонкие блоки и, подумав, скажи каких из них нет в таблице.

Второй уровень сложности.

1. Сосчитай, сколько красных и синих фигур в таблице. Считай так:

одна красная, одна синяя, две красных, одна синяя и т. д.

2. Как ты думаешь, сколько еще красных и синих фигур (тонких) не

вошли в таблицу. Объясни, почему ты так думаешь.

3. Выложи из блоков (тонких или толстых, символы которые даны в

таблице 1), что хочешь. Придумай название своей работе.

Третий уровень сложности.

1. Сосчитай, сколько красных, сколько синих, сколько желтых фигур в

таблице. Считай так: одна красная, одна желтая, одна синяя, одна красная, две желтых, одна синяя и т. д.

2. Какие тонкие из комплекта «Логические блоки Дьенеша» не вошли в

таблицу. Выскажи предположение, проверь и приведи разные способы доказательства.

3. Выбери из коробки с «Логическими блоками Дьенеша» блоки со

свойствами, указанными в таблице (только толстые или только тонкие). Раздели их на 2 кучки. Объясни, по каким свойствам ты их распределял. Сколько разных способов, выполнения задания ты можешь предложить (красные – не красные, большие - маленькие, треугольные – не треугольные и т. д.).

После успешного выполнения задания проводятся дидактические игры: «Житейские истории», «Я загадаю - вместе отгадаем», игры с обручами и другие. Данные тренировочные задания учат детей классифицировать блоки по трем признакам, позволяют закрепить умение определять признаки геометрических фигур с помощью знаков, выполнять раскодирование блоков, развивать логическое мышление.

Методика проведения игры:

Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, как показано на рисунке, т. е. чтобы образовалось 8 областей.

После того, как все области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т. д., предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего- все квадратные, а внутри желтого- все большие.

После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры с тремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат:

1. Внутри всех трех обручей;

2. Внутри красного и синего, но вне желтого обруча;

3. Внутри синего и желтого, но вне красного обруча;

4. Внутри красного и желтого, но вне синего обруча;

5. Внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча;

6. Внутри синего, но вне желтого и красного обруча;

7. Внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча;

8. Вне всех трех обручей?

В этой игре дети не только самостоятельно учатся решать логические задачи, но и следить за ответами товарищей, проверяют правильность ответов, рассуждают, доказывают. Педагогам дошкольного учреждения предлагаем следующие рекомендации:

1. Уровень овладения математическими знаниями будет успешнее, если использовать логические блоки Дьенеша в игровых условиях;

2. Непосредственное участие взрослого будет вызывать наибольший интерес к предлагаемым играм и упражнениям на основе применения блоков Дьенеша;

3. Процесс ознакомления детей с логическими блоками Дьенеша должен происходить постепенно, поэтапно.

4. Планируя педагогический процесс и организуя предметно - игровую среду нужно ориентироваться на возможности детей.

Диагностика в средней группе.

1. Сгруппировать фигуры по признакам (цвет, размер и тд)

2. Сортировать блок по двум признакам

3. По схеме сложить из блоков ДОМ-СТОЛ-СТУПЕНЬКИ

4. Выложить блоки в ряд так, чтобы каждый блок отличался от предыдущей по одному признаку

5. Выложить по цвету: красный, желтый, синий. Продолжить ряд чередуя оттенки в заданном порядке

Результат диагностики в средней группе

ФИО 1 2 3 4 5 Общий итог

1 Олеся

2 Даша

3 Валерия

4 Маша

5 Матвей

Высокий- %

Средний- %

Низкий-%

Подборка игр с Блоками Дьенеша с детьми 4-5 лет.

1 игра. "Найди дом для блока".

Ход игры: Перед ребёнком выставляются "дома" для блоков (коробочки разной формы и размера). Ребёнку предлагается найти дом для каждого блока в соответствии с размером и формой блока.

2 игра. Чудесный мешочек-2.

Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

3 игра "Четвёртый лишний"

Ход игры: На стол выкладывается 4 фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

4 игра "Найди клад"

Ход игры: Выкладываем перед ребенком карту клада с расположенными на ней 9 блоками, заранее под одним из блоков прячем «клад» (вырезанную картинку). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, называя описание блока ("Клад под большим синим квадратом?" и т. д.) Названный блок поднимается, потом следующий, который опишет ребёнок, и так до тех пор, пока клад не будет найден.

5 игра "Построй дорожку".

Ход игры: Ребёнку предлагается построить дорожку, используя заданную схему. (Например, сначала синий, потом красный, потом жёлтый блок; или сначала круг, потом квадрат, потом треугольник, потом прямоугольник и т. д.)

6 игра "Заселим домики".

Ход игры: Перед ребёнком выкладывается изображение дома и подсказки на каком этаже, какой блок живёт, в каком ряду, какой цвет блока.

7 игра "Сварим компот- 2"

Ход игры: Ребёнку предлагается положить в банку "ягодки", которые указаны на крышке (Например, жёлтые, не квадратные, или синие, не круглые, не прямоугольные) Можно использовать обозначение отрицания (зачёркнутую фигуру).

8 игра "Художники".

Ход игры: Перед детьми выкладывается эскиз картины, которую надо "закрасить" блоками в соответствии с подсказками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...