план самообразования
методическая разработка

Мардамшина Ленара Идиаловна

План самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_samoobrazovaniya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

                    «Детский сад комбинированного  вида №8»

г.Нижнекамск

План   работы по самообразованию

Мардамшиной Ленары Идиаловны

Тема:

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Содержание:

Введение ………………………………………………………………………...….. 3

Пояснительная записка …………………………………………………………..... 5

Личный план педагога …………………………………………………………......  9

Работа с детьми ………..………………………………………………………….. 10

Работа с родителями …………………………………………………………….... 12

Анализ темы по самообразованию …………………………………………….... 13            

Список использованной литературы…………………………………………….. 14

Приложение 1 (картотека развивающих игр)…………………………………

Приложение 2 (диагностика)  …………………………………………

Приложение 3 (доклад для педагогов) ……………………………………….

Приложение 4 (консультация для родителей) …………………………

Приложение 5 (памятка для родителей) …………………………………………

«Без игры нет,  и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений, понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

                                                                                                   В.А.Сухомлинский                                              

                                                      Введение

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет экология. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Основная цель занятий по экологии – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».

Значит, задача педагога  – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.

Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс

решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объясняется значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. В ходе игр и упражнений с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.

       В связи с этим меня заинтересовала проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных экологических  представлений посредством использования развивающих игр.

Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

Исходя из этого, я сформулировала следующую рабочую гипотезу: развитие элементарных экологических представлений у дошкольников посредством развивающих игр  будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.

Объект исследования – элементарные экологические представления у дошкольников;

Предмет исследования – развивающие игры при формировании экологических  представлений у дошкольников;

Цель: изучение влияния экологизированных игр на процесс экологического образования.

Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры  и природоохранного создания. А так же практические умения.

Задачи:

  • проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
  • изучить игровые технологии  в обучении экологии детей дошкольного возраста;
  • составить  подборку дидактических  игр, заданий  игрового содержания по развитию  экологии у детей дошкольного возраста;
  • использовать разработанный материал на занятиях  по окружающему миру с детьми дошкольного   возраста.

                                                  Пояснительная записка.

В дошкольном возрасте, на мой взгляд, игра имеет важнейшее значение.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игры экологического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию экологических представлений.

Можно выделить следующие особенности занимательных игр  предлагаемые детям для усвоения экологических представлений.

  1. Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
  2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
  3. Все психологические новообразования берут начало в игре.
  4. Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
  5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.

В формировании у детей экологических представлений в моей работе широко используется занимательный  материал. Игровой материал  включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. В непосредственной образовательной деятельности по формированию экологических представлений применяю различные дидактические игры: со цветами, на ориентацию в пространстве, с использованием  песка, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о временах года, суток  и применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры,

которые строятся на словах и действиях играющих. Применяю  задачи, загадки-шутки в формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на  вопросы.  В работе мне помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.

Игры экологического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей  по формированию элементарных математических представлений.

 Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок  дает основание для их классификации. Классифицировать их можно по разным признакам по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

В группе создан уголок  «Экологическое воспитание детей». В него вошли развивающие игры, которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с окружающим миром, цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. В центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру.

       Осуществляю свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями:

- знакомлю с занимательными и развивающими играми;

- провожу консультации, индивидуальные беседы;

- привлекаю родителей к пополнению центра  «Экологическое воспитание детей»

Тема: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности». Занимаюсь ей несколько лет, так как считаю, что дети должны видеть и понимать красоту родной природы и бережно к ней относиться.

Цель и задачи:

  1. Изучение актуальности использования игровых приёмов при формировании элементарных экологических представлений у дошкольников.  
  2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:  

обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).

Этапы работы:

  1. Личный план педагога
  2. Работа с детьми
  3. Работа с родителя

                                                Личный план педагога

Направления работы

Месяц

Планировать работу  с детьми на новый учебный год.

Подготовить консультацию для родителей на тему «Роль экологических игр в воспитании детей дошкольного возраста»

Сентябрь

Изучить литературу:

С.Н. Николоева  «Создание условий для экологического воспитания детей», М.: ТЦ Сфера, 2001.

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»

Октябрь

Изучить литературу:

Н.А. Рыжова « Наш дом природа»

С.Н. Николаева «Юный эколог»

Ноябрь

Подготовить доклад для воспитателей

Декабрь

Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы  на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maaam.ru», «Pro.Школу.ru».

Разработать картотеку развивающих игр по экологии

Январь

Работа над модернизацией предметно-развивающей среды в группе (пополнение уголка «Занимательная математика»)

Февраль

Подготовить памятку для родителей детей подготовительной группы «Нам пора в школу»

Март

Подготовить анализ темы по самообразованию

Апрель

Посещение городских  методических объединений.

В течение года

Подобрать материал для разработки плана по самообразованию на новый учебный год.

Май

  1. Работа с детьми

Сроки выполнения

Формы работы с детьми

Примечание

Сентябрь

Поделиться воспоминаниями о лете.

Фоторепортаж «Воспоминания о лете»

 Заинтересовать лучшими местами отдыха на следующий год

Выставка

Октябрь

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей

Акция « Наши меньшие друзья»

Превлекание к совместному труду: сплочение детского и взрослого коллектива

Ноябрь

Развивать творческие способности детей и родителей

Мастер-класс «Лебединое озеро»

Декабрь

Знакомство с животным миром

Показ  презентаций

Знакомство с растительным миром.

Использование ИКТ

Январь

Разработать методические рекомендации «Труд в природе»

Приложение № 16

Сроки выполнения

Формы работы с детьми

Примечание

Февраль

Подбор материала к картотеке « Деревья», «Растения», «Птицы»

Папка – передвижка «Природа – общий дом»

Март

Консультация «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников»

Изготовление дидактических игр

Апрель

Знакомство детей с растениями, уход за ними.

Создание огорода на подоконнике

Май

Подготовка участка к летнему периоду

Озеленение участка

Мониторинг.

  1. Работа с родителями

Формы работы

Сроки выполнения

Проведение консультации для родителей детей подготовительной группы на тему «Роль экологических игр в воспитании детей дошкольного возраста».

Сентябрь

Проведение индивидуальных бесед с родителями.

В течение года

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного  материала.

Февраль

Памятка для родителей «Экологическое воспитание детей»

Март


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»

Отчет по плану самообразования Тема самообразования:   «Здоровье сберегающие технологии в работе с детьми»...

Отчет по плану самообразования Тема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»

Отчет по плану самообразованияТема самообразования: «Развитие индивидуальных способностей дошкольников-посредством использования метода куклотерапии»...

Творческий план самообразования педагога Черемухиной С.Ю. в группе общеразвивающей направленности детей 4-5 лет на 2019-2020гг Тема самообразования: Математические развлечения как средство формирования элемент

В этом году я взяла новую тему по самообразованию. Разработала план по самообразованию для детей 4-5 лет. Придерживаясь плана, мы работаем в системе. Он очень помогает мне в моей работе....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования: Формирование математических представлений через дидактические игры

Цель: изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников....

Индивидуальный план самообразования воспитателя Тема самообразования : « Речевое развитие детей в младшей группе через сказку »

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранни...

Самообразование. План самообразования. Консультация для педагогов

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога «Мастерство учителя – это специальность, которой надо учиться» А.С. МакаренкоПедагогу самостоятел...