Главные вкладки

    Технология использования игровых методов музыкальной деятельности детей в ДОУ
    консультация

    Ракитина Валентина Николаевна

    Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технология использования игровых методов музыкальной деятельности детей в ДОУ

    С появлением ФГОС работа музыкального руководителя наполняется новыми ориентирами – развитие ребенка с определенными социальными и психологическими характеристиками личности. Содержание образования меняется и ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку через игру.

    Повышение роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника положительно, так как в последние годы усиленная подготовка ребёнка к обучению в школе, вытесняет игру. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Поэтому наша педагогическая деятельность призвана вернуть игру в детство. Для этого музыкальное воспитание дошкольников должно быть направлено на целостное развитие личности ребенка, музыка должна стать средством развития интегративных качеств, развития творческого потенциала ребенка.

    По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением (Л.С. Выготский).

    Игровые методы - это система последовательных взаимосвязанных приемов деятельности педагога и детей, направленных на достижение определенных задач и навыков. Это способ организации активной познавательной деятельности, в которой с легкостью и интересом приобретаются творческие умения, закрепляются первоначальные навыки, усваиваются новые понятия, осуществляется умственное, эмоциональное, нравственное развитие личности. К игровым методам относятся: дидактические игры, упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры и др.

    Музыкальная игра - самый органичный из всех видов музыкальной деятельности детей. Потребность в игре заложена в ребенке самой природой. Она развивает его интерес к музыке, побуждает потребность общения с музыкой, желание активно и творчески проявлять себя в музыкальной сфере.

    Музыкальная игра может быть средством активизации творческих способностей детей, а их деятельность в процессе игры можно охарактеризовать как музыкально- игровую.

    Содержанием музыкально - игровой деятельности являются:

    • ценностное отношение детей к миру музыки, накопление опыта восприятия музыкальных произведений с целью осмысления их эмоционально- образного содержания;
    • взаимодействие с миром музыки, нахождение способов передачи музыкально - игровых образов, составление танцевальных композиций, нахождение вариантов инструментальных импровизаций;
    • накопление знаний о мире музыки и самостоятельное применение их в решении новых игровых задач.

    Играя в музыкальные игры, дети получают возможность активного творческого самовыражения, что способствует достижению цели – активизации творческих способностей дошкольников в музыкально – игровой деятельности.

    К задачам, направленных на достижение данной цели, относятся:

    - подбор игр музыкальным руководителем и наполнение ими музыкальной предметно – развивающей среды;

    - накопление музыкального опыта детей в процессе музыкально - игровой деятельности;

    - развитие у дошкольников умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, комбинировать и импровизировать (И.П. Равчеева).

    Основная роль в успешном проведении музыкальной игры принадлежит музыке, которая должна соответствовать принципам художественности и доступности. Педагог должен способствовать тому, чтобы детям было в игре легко и комфортно. Объяснение правил игры желательно начинать с беседы, которая связана с игровой ситуацией. Лучше провести его по ходу игры, учитывая ряд требований: ясность и четкость изложения, эмоциональная выразительность.

    Продолжительность игры зависит от уровня интереса детской аудитории к ней. При подведении итогов необходимо помнить о том, что выйти из игры каждый ребенок должен с чувством эмоциональной удовлетворенности и радости от участия в ней. Поэтому не стоит давать резких оценок качества игровой деятельности ребенка, наоборот – необходимо внушить ему надежду на успех.

    К педагогу – организатору игры предъявляется ряд требований: высокая культура речи, доброжелательное отношение и внимание к каждому ребенку, профессиональный подход к подготовке и проведению игры.

    Музыкальные игры предоставлены в разнообразных типах, видах и формах. Согласно традиционным взглядам ведущих психологов и педагогов на типизацию игры музыкальные игры делятся на дидактические, музыкально-познавательные, развивающие, интеллектуальные, а также сюжетно-ролевые игры.

    В процессе музыкального образования целесообразно использовать стремление детей к сюжетно-ролевым играм. Разыгрывая определенную роль или участвуя в определенной игровой ситуации, ценной в воспитательном отношении, ребенок переживает разыгрываемые события, добровольно вступает в отношения с окружающими и совершает действия, которые в обычной обстановке кажутся ему непривлекательными или недоступными. При этом он, увлекаясь игрой, проявляет активность, организаторские способности, волю, целеустремленность, находчивость, смелость, эмоциональность, артистизм, более высокий уровень специальных (музыкальных) и общих (мыслительных) способностей и другие личностные качества.

    Опираясь на анализ музыкально-педагогической литературы, можно предложить следующие классификации музыкальных игр:

    1. Сюжетно-ролевые:

    – хороводные;

    – подвижные;

    – вокальные;

    2. Игры с предметами:

    – с музыкальными инструментами;

    – настольные.

    Другая классификация делит музыкальные игры на:

    – музыкально-дидактические;

    – ассоциативные;

    – медитативные;

    – интерактивные.

    Обширна типология игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

    Я применяю в своей практической деятельности игры имитационные, ролевые, сюжетные.

    Игра «Музыкальное приветствие».

    Цель: помочь осваивать способы песенной импровизации; закреплять певческие умения.

    Первый шаг освоения импровизации – приветствие, когда ответы детей чаще дублируют интонацию педагога. Со временем дошкольники становятся более уверенными в своих возможностях, а также приобретают певческие умения. Сначала педагог поет на одной ноте, затем варьирует мелодию приветствия:

    Педагог: Добрый день! Или Здравствуйте, ребята!

    Дети: Здравствуйте!

    Игра «Музыкальное знакомство»

    Цель: сформировать умение использовать песенные импровизации в новой игровой ситуации, расширять певческий диапазон детей.

    В начале игры можно использовать задание спеть свое имя. Пример демонстрирует педагог, затем обращается с просьбой дать ответ на музыкальный вопрос «Как тебя зовут?». Ребенок нараспев поет свое имя.

    Игра «Музыканты»

    Цель: побуждать детей экспериментировать в подборе музыкальных инструментов, добиваясь созвучия с музыкальным произведением, способствовать накоплению музыкальных впечатлений.

    Педагог предлагает детям назвать , лежащие перед ними инструменты, и показать способы игры на них. Затем дается задание – подобрать инструменты для сопровождения знакомого музыкального произведения. Выбрав инструменты дети исполняют свой вариант сопровождения под аудиозапись. К каждому музыкальному произведению осуществляется свой подбор музыкальных инструментов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование ИКТ в музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

    В статье описаны  некоторые музыкально-дидактические  игры   с применением современных компьютерных программ, а также варианты использования икт в разных видах и формах  музык...

    Схема использования здоровьесберегающих технологий в разных видах музыкальной деятельности детей.

    Схема использования здоровьесберегающих технологий в разных видах музыкальной деятельности детей....

    "Инновационные технологии в различных видах музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста"

             Дошкольный возраст способствует успешному творческому развитию детей. Вкус к творчеству лучше всего формируется в активной творческой эстетической деятельности...

    Игровые методы музыкальной деятельности детей в детском саду

    Речь идет о применении игровых методов в музыкальной деятельности детей-дошкольников...

    Технология использования игровых приемов при обучении детей дошкольного возраста

    Технология использования игровых приемов при обучении детей дошкольного возраста Целевое назначение игровых приемов: элементы игры во время отработки различных плавательных умений, навыков делают п...

    Технология использования игровых методов в формировании представлений основ пожарной безопасности у детей младшего дошкольного возраста

    Безопасность жизни ребенка и охрана его здоровья - одна из актуальнейших задач дошкольного воспитания.За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые в той или иной степени проис...

    Методическая разработка "Педагогическая технология «Лэпбук» для организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

    Методическая разработка «Педагогическая технология «Лэпбук» для организации  музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» в сопровождении презентации.Цел...