Главные вкладки

    Мастер-класс "Кейс-технология, как условие продуктивного обучения"
    учебно-методический материал (подготовительная группа)

    Хайруш Наталия Олеговна

    Цель: Знакомство педагогов с применением  метода кейсов в учебно-воспитательном процессе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass.docx37.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс

     «Кейс-технология,  как условие продуктивного обучения»

     Цель: Знакомство педагогов с применением  метода кейсов в учебно-воспитательном процессе
    Задачи
    1. Познакомить с  кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном процессе.
    2. Формировать навыки практической работы над кейсом.
    Участники: воспитатели

    Дидактический материал: презентация по теме, кейс для ролевой игры.

    Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран,  презентация, портфель,  карточки для игры, кубики для игры (парковка).
    Ожидаемые результаты:
    Участники получат  знания:

    • что представляет собой кейс-технология;
    • разновидности кейс-технологий, соответствующие разным целям обучения;
    • правила разработки кейсов для обучения;

    Выработают умения:

    • применить метод анализа конкретной ситуации в обучении;

    Ход мастер-класса:

    I этап. Приветствие.

    2 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги! Современный мир диктует свои правила. Динамичный ритм жизни задает тон и мы вынуждены действовать, чтобы все успеть и не остановиться в развитии. «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Джордж Бернард Шоу.

       Организационный момент

    Я предлагаю начать наше мероприятие с упражнения «Поздороваемся ладошками!».

    Пожелаем друг другу здоровья. Вежливость это не просто реклама, А наша жизнь!

    Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами: Желаю (большой)

                                                                              Успеха (Указательный)

                                                                              Большого (средний)

                                                                              Во всем (безымянный)

                                                                              И везде (мизинец)

                                                                              Здравствуй (всей ладонью)

     – А теперь мы подарим вам свои ладошки и пожелаем всем нам интересной и плодотворной работы. (Участники выбирают себе ладошку определенного цвета).

    Нас ждет столько много нового и интересного.

    Скажите, пожалуйста, а что вы ждете от этой встречи?

    На ладошке напишите свои ожидания. Отложите их в сторону, они нам понадобятся позже.

    II этап. Обоснование основных идей кейс-технологии, актуальных при использовании его в работе с педагогами ДОО.

    3 слайд. 1. Самой новой формой эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

    Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

    Метод кейсов – техника обучения, при которой используется описание реальной ситуации. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, изложенной в ситуации, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь выхода из проблемы. Кейс – это метод, который выступает как способ коллективного обучения, дети могут взаимно обменяться информацией, попробовать решить проблемы, поставленные перед ними, самостоятельно.

    Кейс-технология в образовании предполагает осмысление детьми реальной жизненной ситуации, описание которой и отражает конкретную практическую проблему, и актуализирует соответствующий комплекс знаний, необходимых для усвоения в ходе разрешения проблемы.

    4 слайд.В структуру кейс технологии входит:

    • ситуация
    • контекст ситуации
    • комментарий ситуации
    • вопросы или задания для работы с кейсом,
    • приложения.

    5 слайд.  Кейс-технология в образовании – пример, заимствованный из реальной жизни, представляет собой информационный процесс, дающий возможность осмыслить сложившуюся ситуацию. Принято считать, что кейс обязан удовлетворять ряду требований:

    • соответствовать четко сформулированной цели создания;
    • иллюстрировать ряд аспектов именно реальной жизни;
    • быть актуальным;
    • способствовать развитию аналитического мышления;
    • иметь разные вариации решения;
    • располагать соответствующим уровнем трудности;
    • не устаревать быстрыми темпами;
    • отображать типичные ситуации;
    • приводить к дискуссии.

    6 слайд.В процессе освоения кейс – технологии дети научатся:

    В процессе освоения кейс-технологий дети:

    • научатся получать необходимую информацию в общении;
    • смогут соотносить свои устремления с интересами других;
    • научатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
    • научатся отстаивать свою точку зрения;
    • смогут принимать помощь.

    7 слайд. Также Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:
    •смогут работать в команде;
    • смогут вести диалог со взрослыми и сверстниками;
    • смогут адекватно реагировать в конфликтных ситуациях;
    • обеспечится  взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
    • смогут применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

    8 слайд. В зависимости от целей обучения кейсы могут отличаться по содержанию и организации представленного в них материала:

    а) кейсы, обучающие анализу и оценке.

    б) кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений.

    в) кейсы, иллюстрирующие проблему и ее решение.

    Практическая часть мастер-класса

    9 слайд. Разберем коротко теперь каждый вид кейс - технологии:

    Приглашаю за столы 6 человек

    Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации. Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.
    Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Кейс знакомит детей с реальной проблемой и сейчас мы с Вами попробуем найти из неё выход. Вы будите в роли детей, а я воспитателя.
     10 слайд  технолологическая карта кейса

    Рассмотрим пример кейс – иллюстрации:

    11 слайд Ситуация (картинка) рядом предполагаемые варианты ответов

    Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите ее.

    Второй этап – сформулируйте проблему, исходя из данной иллюстрации (ребенок не уступает место старших в транспорте)

    Третий этап – каковы могут быть последствия данного поступка

    Четвертый этап – какой выход можно найти из сложившейся ситуации? Предложите свои варианты решения исходя из данной ситуации

    Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет многозначность. Необходимо просто найти оптимальные выходы из сложившийся ситуации и выбрать для себя самый оптимальный.  Иными словами, решение кейсов каждый выбирает для себя индивидуально.

    12 слайд  Кейс- иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Кейс – иллюстрация – это картинки, которые вы сможете скачать с интернета, а фото- кейс – это фото из реальной жизни.

    13 слайд в фото кейс входит

    14 слайд Рассмотрим пример кейс – фото:Ситуация  (картинка)

    Вот такая ситуация произошла в нашем детском саду. Давайте разберем теперь с вами. Погружаемся опять в мир детства.

    Решение ситуации по этапам:

    • Первый этап – перед вами фотография, рассмотрите её. Послушайте ситуацию.

    Текст: «Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника»

    Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной фотографии.. «Как вы думаете, в чем проблема?» (Ребенок мешает).

    Задание: «Какие действия предпринять, чтобы ребенок не мешал остальным».

    Третий этап – «Почему девочка так поступает?». Дети высказывают свои варианты (хочет привлечь внимание; хочет показать, что все знает; хочет, чтоб ее похвалили).

    Решение:  

    - Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь».

    - Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист».

    • Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации. 
    • Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).

    - Итак ребята, какой же можно сделать вывод из данной ситуации?

    Составить технологическую карту фото кейса

    Название этапа

    Деятельность взрослого

    Деятельность детей

    Подготовительный

    Мотивационный

    Мозговой штурм

    Оценочно-рефлексивный

    Для зрителей Технология кейс – стадии.

    Слайд 15 Технология кейс – стади (ситуация)- это кейс, в котором  описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти пути решения данной проблемы.

    Технология кейс – стади направлена на:

    - Освоение знаний, формирование новых качеств и представлений.

    - Развитие способности детей научиться работать с информацией (поиск, анализ, синтез, классификация и т.д.), прорабатывать различные проблемы, находить их решение.

    - Ориентированное обучение детей с индивидуальными данными.

    - Формирование навыков коммуникативного взаимодействия.

    - Использование приобретенных в процессе решения кейса знаний и навыков в жизненных ситуациях.

    Тематика кейсов может быть заимствована из знакомых детям литературных произведений или основана на реальных событиях. Удачность выбора ситуации определяется степенью ее соответствия изучаемому знанию, наличием в ней нестандартности, некоторой интриги, что придает ей

    16 слайд  На слайде представлена технологическая карта деятельности по технологии кейс – стади.

    Рассмотрим например Кейс «Разговор по телефону» (старшая группа)

    Цель: Закрепление знаний о правилах и нормах речевого этикета.

    Продолжение формирования культуры общения.

    Воспитание потребности использования речевых формул в повседневной жизни.

    17 слайд ТЕКСТ Аня звонит Маше по телефону.

    - Маш, привет.

    - Это не Маша. Это ее мама.

    - А мне Маша нужна.

    - Сейчас я ее позову.

    - Маш, Это ты? Привет! Слушай, принеси мне завтра книгу со стихами.

    - Хорошо.

    - Ну ладно, пока! 

    Вопросы для осмысления ситуации, мотивирования детей.

    • Можно ли назвать Аню  вежливой  и воспитанной?
    • Почему?
    • Умеет ли Аня  разговаривать по телефону?
    • О каких правилах речевого этикета забыла девочка?
    • Предложите свой вариант разговора по телефону.

    18слайд. Кейс - Проигрывание ролей (ролевое проектирование его ещё называют). Проигрывание ролей – это когда кто – то берет на себя какую – то роль и проигрывает её.

    19 слайд - Вот сейчас я вам уважаемые участники продемонстрирую как проигрывается такой кейс с детьми младшего возраста, вы будете играть роль лесных жителей, а я буду играть роль медведя. Раздаю маски, участники их одевают.

    Медведь: Ой-ой-ой, какой же я больной.

    Болит живот и голова,

    Болят и лапки, хвостик,

    Болят и зубы у меня –

    Теперь больной совсем уж я.

    Воспитатель: - А теперь дайте совет медведю как укрепить и сохранить здоровье. Что нужно делать, чтобы не болеть? (Лесные жители дают советы медведю.)

     Медведь подводит итог:Спасибо, вам ребята, теперь я знаю, что бы быть здоровым нужно…..(что предложат перечислить)

    Ситуация для детей старшего возраста  « Коле купили новую парковку. Он очень обрадовался и начал с ней играть. Дима проходил мимо, задел парковку ногой, она упала и сломалась…»

    Обсуждение ситуации: что произошло?

    Обыгрывание ситуаций: Предлагаю вам разбиться на пары:  один  ребенок– мальчик, который играл с парковкой, другой ребенок – мальчик, который сломал парковку.  Взять по карточкам. На карточках написаны ваши роли в паре. Детям естественно предлагаются карточки с картинками, характеризующими героя.

    Воспитателям  обыгрывают ситуации.

    В конце приходят к выводу: Кому же удалось договориться? Почему?

    Кейс – проигрывание ролей - эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике. В данном случае дети вспомнили, что входит в ЗОЖ, что нужно делать если заболел, высказались, предположили несколько вариантов решений, выбрали для себя самый оптимальный вариант и дали совет медведю. Главное, что все варианты верны и индивидуальны.

    Создать сами кейсы.  Для этого нужно:

    20 слайд. Считаю, что кейс – технология – это и есть наша жизнь, ведь сколько в нашей жизни сейчас трудностей и не было людей, которые бы не сталкивались с проблемами. И чтобы не сломаться, чтобы выдержать человек должен знать и уметь, как: углубляться в свою проблему, правильно анализировать, искать различные варианты решения и выбирать для себя самое оптимальное, что будет по силам человеку.  Важно, чтобы ребенок умел проблему принимать – но не отпускать, чтобы ребенок перейдя в школу, не делал глупостей, не бросался в какие – то крайние меры из – за какой – то двойки или из – за того что его дразнят одноклассники, а смог устоять на своем жизненном пути.

    Возьмите ладошки – оправдались ли ваши ожидания от мастер-класса.

    Желаю Вам успехов в работе! Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Специфика разработки индивидуальных маршрутов развития для детей-инвалидов в условиях интегрированного обучения в образовательных учреждениях

    Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания в...

    Подготовка детей к школе – необходимое условие успешного обучения.

    Школа  не только новые  условия жизни и деятельности человека – это новые отношения, новые обязанности, новые контакты. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учёбе, школе, новым забо...

    Формирование коммуникативной активности дошкольников в условиях продуктивной деятельности

    Продуктивная деятельность, являясь одним из действенных средств эстетического развития, стоит на позициях развивающего обучения, помогая ребенку осваивать духовный и материальный мир, одновременно соз...

    Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности

    Данная статья раскрывает современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников....

    Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС

    Кейс-технология как условие продуктивного обучения в условиях реализации ФГОС Кратко об истории технологии «Родиной» являются Соединенные Штаты Америки. Впервые кейс-метод был применен в у...

    «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

       Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создани...