Проект по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Сохраним природу»
проект (старшая группа)

Татьяна Дмитриевна Ефимова

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути развития экологического воспитания детей. Лэпбук позволяет нам использовать различные формы и методы работы, реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii.docx32.56 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад комбинированного вида № 43 «Колокольчик»

Проект

по экологическому воспитанию дошкольников

на тему:

«Сохраним природу»

Разработчик проекта:

Ефимова Татьяна Дмитриевна.


Пояснительная записка

Если ребенка учат добру, в результате будет добро,

Учат злу - в результате будет зло  -

ибо ребенок не рождается  готовым человеком,

человеком его надо сделать!

 (В.А.Сухомлинский).

Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности, период закладывания основ личностной культуры, в том числе и экологической. Одна из основных задач ФГОС ДОУ - формирование общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности. Что же является главной целью экологического воспитания? Главная цель экологического воспитания - это создание условий для формирования основ экологической культуры дошкольников через разные виды деятельности, формирование правильного отношения ребёнка к природе его окружающей, к себе и людям, как к части природы. Что является ведущим видом деятельности дошкольника? Игра. Поэтому одним из важных компонентов экологического воспитания и развития ребенка, является развивающая предметно - пространственная среда, при создании которой учитываются требования ФГОС ДОУ. Игры на экологическую тему являются эффективным и интересным средством экологического воспитания. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях окружающей природной среды; учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природы.

Не стоит считать, что  дети с ОВЗ не нуждаются в экологическом воспитании. Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества , обладают равными правами и потребностями в приобщении к различным формам образования, культуры и труда. Эти дети являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а, став взрослыми, способны влиять на нее. Образовательные  учреждения готовят своих воспитанников к самостоятельной жизни и деятельности в естественном социальном окружении. Значит, и  дети с ОВЗ должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.

Особенно важно это для  детей с ОВЗ, которые не в состоянии самостоятельно отделить плохое от хорошего, составить себе шкалу нравственных ценностей. Системный подход  при формировании экологических представлений у проблемных детей позволяет снизить силу цинизма, бездуховности, дурного примера и, наоборот, усилить ориентацию на развитие интересов и способностей.   Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. 

Актуальность темы

Экологическое воспитание дошкольников в условиях современной жизни становится одним из приоритетных направлений. Целью экологического образования становится формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Дошкольный возраст самый благоприятный период для формирования экологических представлений. Экологические знания, преподнесенные детям в увлекательной форме, с учетом их интересов будут усвоены гораздо быстрее.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ориентирует педагогов, на создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром.

Одной из форм организации образовательной деятельности, которая охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО и способствует достижению поставленных целей путем объединения совместных усилий, является лэпбук.

Лэпбук (lapbook) в дословном переводе с английского языка значит "наколенная книга", которая представляет собой тематическую папку с кармашками, блокнотами и окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

Лэпбук – это методическое пособие, которое может быть разработано либо педагогами, либо в совместной деятельности взрослых и детей. Лэпбук может быть посвящен экологической теме. Она может быть конкретизирована, например, «Раздельный сбор мусора», «Кому нужна вода?», «Редкие животные» либо отражать тему более широко, например, «Экология», «Времена года» которая может охватывать несколько тем. Наполняя папку материалом экологического содержания, не следует забывать о возрастном принципе. Лэпбук является заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую педагог совместно с детьми проделал в ходе изучения определенной темы. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы. Лэпбук представляет собой систему общеизвестных знаний, которые станут новыми для дошкольников. Экологические представления, имеющиеся у ребенка, будут уточнены, дополнены новыми интересными фактами.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

  • информативен;
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения. Пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);
  • обладает дидактическими свойствами;
  • является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста.

Актуальность проекта

Данные методические рекомендации предназначены для работы с детьми старшего дошкольного возраста, в том числе для детей с ОВЗ. Использование инновационной игровой технологи «лэпбук» является успешным шагом на пути развития экологического воспитания детей. Лэпбук позволяет нам использовать различные формы и методы работы, реализовывать основные принципы: быть открытыми для семьи, сотрудничать с родителями в воспитании детей, создавать единую развивающую среду, обеспечивать одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду.

Цель: использование лэпбука как средства обучения экологической грамотности детей и детей  с ОВЗ дошкольного возраста.

Задачи, выполняемые лэпбуком, как методическим пособием:

  • развитие воображения, творческой инициативы, в том числе речевой;
  • возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения;
  • создание условий для участия родителей в образовательной деятельности.
  • возможность для ребенка научиться самостоятельно собирать и организовывать информацию.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип проекта:

Познавательно - творческий.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы (коррекционная, логопедическая), воспитатель, родители.

Сроки реализации:

Долгосрочный (Январь-март)

Интеграция образовательных областей:

Социально - коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Взаимодействие с семьей:

Консультации с родителями; индивидуальные беседы с родителями; совместное с детьми, изготовление книжек малышек по теме «Красная книга».

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

Предполагается получить результаты в области экологического воспитания дошкольников, а значит, развития ребенка: воспитание эмоционального, бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира, формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту; умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению. Непосредственное изготовление лепбука на экологическую тему.

Зачем нужен лэпбук?

1. Он помогает по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал.

2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

3. Ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию.

4. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. Может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.

5. Лэпбук может быть содержательным элементом развивающей предметно-пространственной среды группы.

6. Лэпбук можно использовать как особый вид детско-родительского проекта.

 Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования. Использование лэпбука обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка, независимо от места жительства, пола, национальности, социального статуса, в том числе и для детей с особыми образовательными потребностями. Работа над лэпбуком достаточно разнообразна. Одной из многих положительных сторон лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную. Сам по себе лэпбук очень интерактивен, начиная от процесса его создания до готового результата. И каждый компонент лэпбука дает ему возможность сконцентрировать свое внимание на определенном аспекте более глобальной темы. Лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширение кругозора, формирование навыков и умения.

Организация работы:

I этап: Подготовительный (информационно-аналитический)

1. Знакомство с темой по экологии;

2. Опрос родителей по выявлению знаний по данной теме;

3. Выявление особенностей развития детей по данной теме (наблюдение в

режимных моментов, бесед, выполнения продуктивной деятельности).

4. Выявление проблемы, цели, задачи;

5. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;

6. Подбор методического материала по данной теме;

7. Разработка и составление комплексных занятий по данной теме;

8. Создание развивающей среды для работы;

9. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать

положительный эмоциональный фон.

II этап: Основной 

(практическая деятельность по решению проблемы)

Основной этап работы над лэпбуком:

  1. Совместно с воспитанниками происходит определение темы лэпбука;
  2. Выбирается материал того, что можно разместить в кармашках, продумывается содержание мини-книжечек, рисунков, а так же развивающих мини игр;
  3. Проведение бесед, занятий - путешествий, викторин, игровых приемов, экспериментальной деятельности по заданной  теме: «Сохраним природу»:

- «Бросим умный взгляд на мусор»

- «Лекарственные растения»

- «Покормите птиц зимой»

- «Деревья зимой»

- «По страницам «Красной книги»»

- «Заповедники России»

- «Условия необходимые для выращивания семян фасоли»

  1. Совместно разрабатывается макет лэпбука;
  2. Все детали, кармашки, заготавливаются и приклеиваются;
  3. После создания основы лэпбука,  для организации интересной мыслительной деятельности, происходит его наполнение лексическим и грамматическим материалами:

- дидактическая игра «Собери картинку» (по временам года)

- дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»

- дидактическая игра «Распредели мусор по контейнерам»

- ознакомительные картинки «Явления природы», «Лекарственные растения», «Заповедники».

- изготовление (рисование) знаков по правилам поведения в природе

- животные и растения, занесенные в красную книгу

- стишки и загадки о природе (животные, растения)

- изготовление книжек-малышек «Красная книжка» (совместно с родителями)

- изготовление рисунков на тему: «Сохраним природу» (для оформления выставки по экологии).

  1.  Этот процесс происходит постепенно, по мере изучения материала в рамках данной тематики.

III этап: Заключительный (Обобщение и анализ результатов работы)

1. Освещение результатов проведенной деятельности по проекту на родительском собрании.

2. Выставка работ детей совместно с родителями;

3. Анкетирование родителей;

4. Анализ результатов реализации;

5. Подведение итогов работы по данной теме;

6. Определение перспектив.

Ожидаемые результаты:

  1. Изготовление лепбука по экологии;
  2. У детей формируется осознание ответственности за мир, в котором мы живем;
  3. Появилась заинтересованности у взрослых и детей по данной теме;
  4. Родители вовлечены в педагогический процесс группы и являются активными помощниками, укрепляется их заинтересованность в сотрудничестве с детьми и педагогами;
  5. Много интересных работ сделанных совместно с родителями;
  6. Расширился словарный запас и кругозор у детей по теме экология.
  7. Использование лепбука как дидактического материала для бесед, занятий и игр детей.

Заключение

Организация такой работы способствует формированию у детей позитивно-деятельного отношения к природе, развитию собственного познавательного опыта, расширению перспектив развития поисково-познавательной деятельности. Когда перед ребенком в доступной форме поставлена проблемная ситуация, когда он увлечен событиями, когда он по собственной инициативе решает задачу в контексте общей для детско-взрослого коллектива цели и привлекает к сотрудничеству членов своей семьи и товарищей, когда получает хотя и ожидаемый, но столь желанный продукт своей деятельности и срывает свою «долю аплодисментов» во время презентации этого продукта, тогда можно сказать, что мы действительно организовали увлекательную детскую жизнь в условиях детского сада, а ребенок выбирает для себя задачи из своей зоны ближайшего развития и восходит по лестнице достижений. В результате реализации данной темы подтвердилось, что лэпбук – это отличный способ получения, расширения и закрепления знаний по определенной теме. У детей расширяется кругозор, совершенствуется  мыслительная и речевая деятельность. Сам процесс исследования, а результат доставил детям радость, родителям – удовлетворение.


Список литературы

1. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2015. — С.164.

2.Вахрушев А.А., Акимова Ю.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! Методические рекомендации для воспитателей.- М.: Баласс, 2016.

3. Мартынова Н.Т. “Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей”.- https://infourok.ru/proekt-lepbuk-prednaznachen-dlya-sovmestnoy-deyatelnosti-vospitatelya-s-detmi-512880.html

4. Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
5. Список литературы Букина В.О. и др. Пространство детского сад: познание, экология / Под ред. А. 

6. Масленникова. О.М. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград. Издательство «Учитель», 2009г.
7. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания дошкольников». Учебное пособие. – М.: Академия, 2009.
8. Николаева С.Н. «Теория и методика экологического образования детей». – М.: Академия, 2009г.
9. Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с. Николаева С.Н. Юный эколог: программа и условия её реализации в детском саду/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН в старшей группе по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Знатоки природы»

КВН в старшей группе по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Знатоки природы»...

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края"

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, ярки...

Литературный обзор по теме «Повышение экологической воспитанности дошкольников через ознакомление с природой родного края»

Статья подготовлена для воспитателей с целью ознакомления методической литературы по теме "Повышение экологической воспитанности дошкольников"....

Консультация для родителей по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Воспитание любви к природе»

Консультация для родителей о том, как приобщить детей к миру природы, воспитать гуманное отношение...

Конспект открытого мероприятия по экологии в старшей компенсирующей группе "Веселинки» по экологическому воспитанию с участием родителей: «Сохрани природу» подготовила воспитатель Семенова Г.П.

Цель: Обобщить и закрепить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологического КВНа совместно с родителями.Задачи:• формировать у детей элементы экологического сознания и...

План по самообразованию по экологическому воспитанию дошкольников на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста бережного отношения к природе посредством дидактических игр».

В документе предтавлен план по самообразованию на год во второй младшей группе на тему: «Воспитание у детей младшего дошкольного возраста бережного отношения к природе посредством дидактических ...