Консультация для воспитателей: "Проектирование социальной ситуации развития детей дошкольного возраста"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Скворцова Лариса Викторовна

Консультация будет полезна педагогам, работающим с дошкольниками.

Почему сегодня мы так часто говорим о социальной ситуации развития ребёнка – дошкольника?

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_ssr.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Журавушка»

Консультация для воспитателей:


«Проектирование социальной ситуации развития детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Скворцова Лариса Викторовна

Черногорск 2019

Тема консультации: 
Проектирование социальной ситуации развития детей дошкольного возраста

Почему сегодня мы так часто говорим о социальной ситуации развития ребёнка – дошкольника?

Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Впервые понятие «социальная ситуация развития» было введено Л. С. Выготским, по мнению учёного, «Социальная ситуация развития» система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями. Учёный считал, что каждый этап человеческого развития характеризуется своей социальной ситуацией+возрастными новообразованиями.

Дошкольное детство охватывает период с 3 до7  лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг общения: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что тоже важно для его развития.

 Таким образом, без возрастных кризисов развитие не возможно. Выготский вводит представление о двух типах возрастов - критическом и стабильном. Во время кризиса "Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер". Критический период определяется дисгармонией, противоречием между средой и отношением ребенка к ней. Развитие в стабильный период приводит к возникновению новой структуры личности - новообразованию. Это новообразование приводит к нарушению гармонии между ребенком и окружающей его действительностью.

Зачем создавать ССР? Раньше ССР давала представление о том как протекает процесс психического развития, с появлением новых нормативных документов другая функция – управление процессом становления качеств ребенка.

Вопросам социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста уделено внимание в – ФГОС ДО, где указывается на важность условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (Пункт 3.2.5.-5 групп условий): Согласно п. 3.4.2. ФГОС дошкольного образования, педагоги, реализующие программу дошкольного образования, обязаны обладать компетенциями, необходимыми для создания условий развития, обозначенных в 3.2.5. Это фактически означает, что основное содержание деятельности педагога, работающего в дошкольных группах, должно быть связано с созданием успешных социальных ситуаций развития, соответствующих специфике дошкольного возраста и обеспечивающих достижение целевых ориентиров. В «Примерной основной образовательнорй программе (20.05. 2015)», зарегестрированной в госреестре программ, обозначена цель: проектирование ССРР И РППС, обеспецивающее позитивную социальзацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение,  игру, ПИД и другие формы детской активности. Оценка качества ДО тоже заключается в том на сколько качественно создаются ССР. Но пока это открытый вопрос.

Таким образом, целью образовательной деятельности по ФГОС дошкольного образования является проектирование социальных ситуаций развития.

3 УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ (ИЗ ФГОС ДО)

I.Обеспечение эмоционального благополучия.

II.Поддержка индивидуальности и инициативы.

 III.Установление правил взаимодействия в разных ситуациях.

 IV.Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребёнка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.

 V.Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи. 


  1.  ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ 

 УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ(было и до ФГОС) 1. Хорошо развитое чувство индивидуальности 2. Умение общаться. 3. Умение создавать близкие отношения. 4. Умение проявлять активность. 

-Что хочет ребенок в Д/С? (играть со сверстниками). Это ключевая потребность!  Надо построить весь процесс так, чтобы как можно больше времени ребенок мог заниматься своим любимым видом деятельности.

 Эмоциональное благополучие накладывает отпечаток на умение общаться с другими людьми. Для достижения позитивного результата важно, чтобы партнеры обладали двумя качествами: умением ясно, прямо и доходчиво выражать свои мысли и чувства и умением понимать мысли и чувства противоположной стороны. Умение говорить и умение слушать имеют важное значение, так как определяют качество взаимоотношений. Если до 90% реплик воспитателя связаны с управлением детьми – это не общение. Ребенок д. видеть, что воспитатель готов общаться с ним.

 ПРАВИЛА АКТИВНОГО СЛУШАНИЯ практически не работают в ДОУ. Чаще воспитатель сам спросил и сам ответил. 1. Разговаривать лицом друг к другу. Контакт глаз. 2. Дать ребёнку обратную связь: Задать уточняющие вопросы, например: «Ты решил…». Назвать чувства ребёнка: «Ты рассердился?» 3. Держать паузу после каждой реплики ребёнка. 4. Повторить то, что вы услышали от ребёнка, обозначить его чувства.

Что хорошего? 1. Ослабнет отрицательное переживание ребёнка. 2.Ребёнок будет больше рассказывать о себе. 3.Ребёнок продвигается в самостоятельном решении своей трудности. 

- Что вы чувствовали в детстве, когда вступали в контакт с взрослыми? Были ли в детстве взрослые, с которыми был хороший неформальный контакт и они уделяли вам внимание (что вам нужно было для хорошего контакта с взрослыми) Как в вашей семье относились к проявлению вами ярких эмоций? Что вам говорили при этом? Как это сказалось в вашей жизни? Выводы: Если ребёнок на «голодном пайке», он тянет «одеяло внимания» на себя, пусть это даже отрицательное внимание. 

    Одно из основных условий сохранения эмоционального благополучия даже в сложных ситуациях - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ПЕДАГОГА Причины проявления эмоциональной неустойчивости:

1 место - материально-бытовые условия; повышенная ответственность за жизнь, благополучие и здоровье ребёнка; низкая престижность профессии воспитателя.

2 место – субъективные факторы (что свидетельствует о недооценке педагогами собственных личностных особенностей для проявления эмоциональной устойчивости): индивидуально-типологические особенности (не зависящие от человека); эмоциональная неуравновешенность и возбудимость; неумение управлять проявлениями эмоционального состояния.
УМЕНИЕ СОЗДАВАТЬ БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ: Близкие отношения определяются доверительностью, вниманием, заботой друг о друге и позволяют: - свободно высказывать свои сокровенные мысли и чаяния и при этом не бояться быть неправильно понятыми и непринятыми; - чувствовать себя комфортно и свободно, расслабиться, снять внутреннее напряжение; -повышать самооценку и развивать чувство собственного достоинства. Налаживание близких отношений проходит через ряд условий: способность раскрыться (довериться); принять другого таким, каков он есть, без желания его переделать; оказывать поддержку и помощь друг другу и на словах, и на деле. 

 Особое место в эмоциональном благополучии занимает потребность быть любимым и способность человека любить других. Однако прежде чем человек научится любить других, он должен научиться уважать и любить себя. Неспособность к этому - показатель неуважения к самому себе

ПЕРЕСМОТРЕТЬ РЕЖИМ ДНЯ, чтобы хватало времени на общение.

  1. ПОДДЕРЖКА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И ИНИЦИАТИВЫ (самые проблемные сейчас условия в ДОУ) 

Развитие и становление чувства индивидуальности происходит к юношескому возрасту. Однако у многих людей становление индивидуальности идет всю жизнь. Процесс ощущения самого себя (самопознание) изменяется по мере роста и взросления. Индивидуальность человека включает в себя целый комплекс элементов: возраст, пол, этническая принадлежность, вероисповедание, профессия, способности, увлечения, взаимоотношения с другими людьми, особенности осознания себя как личности. 

 РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ маленького ребёнка выражается в действии, в первом непослушании, первом упрямстве, а затем в словах: «Я сам». Развитию индивидуальности способствуют: 1) способность человека взаимодействовать с другими – формируется по подражанию так называемым «значимым другим» (в дошкольном возрасте это родители); 2) способность понимать неоднозначность действия (замахиваться на маму нельзя, а отмахиваться от мухи можно); неоднозначность свойств вещей (палочку можно использовать в игре как ложку и как градусник); 3) способность противостоять шаблону, стереотипу поведения (разный стиль поведения в конфликте); 4) способность вставать на точку зрения другого человека (в сюжетно-ролевой игре; 

 АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ Активность (поведение, деятельность) - способность производить преобразования материальной и духовной среды. Активность личности проявляется в творческой деятельности, воле, общении. Активные действия могут преследовать гуманистические и антигуманистические цели, иметь как общественно полезную, так и антисоциальную направленность. 

  • Создавать условия свободы выбора деятельности, партнеров в деятельности . Например: аппликация и в-ль не сказал поменять фон, а сказал а будет ли заметен на этом фоне колокольчик? Ребенок может сначала выбрать спонтанно, но потом подумать и исправится.
  • Создавать условия для принятия детьми решений, выражения чувст и мыслей.
  • Недерективная помощь, поддержка инициативы, самостоятельности
  • обеспечить сочетание плана деятельности взрослого и ребенка
  • найти баланс между регламентированной и свободной деятельность.

Соблюдение режимных моментов – это деятельность по присмотру и уходу за детьми и мы не обсуждаем вопросы связанные с жизнью и здоровьем ребенка!

  1. УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАЗНЫХ СИТУАЦИЯХ

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЗИТИВНЫХ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ

 РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

 С какого возраста можно вводить правила взаимодействия? Деление на микрогруппы в НОД.

  1. ПОСТРОЕНИЕ ВАРИАТИВНОГО РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ, ПРОЯВЛЯЮЩИЙСЯ У РЕБЁНКА В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ВЗРОСЛЫМ И БОЛЕЕ ОПЫТНЫМИ СВЕРСТНИКАМИ, НО НЕ АКТУАЛИЗИРУЮЩИЙСЯ В ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НАЛИЧИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ 1. В организованной образовательной деятельности 2. В самостоятельной деятельности детей 

 Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребёнка, через: Создание условий для овладения культурными средствами деятельности; Организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей Поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства Оценку индивидуального развития детей 

Зона активного развития – это то, что ребенок уже умеет. Сейчас большая часть НОД – зона АР, а должна быть ЗБР, чтобы ребенок нждался в чьей-то помощи для решения ситуации.

В эти же условия входит овладение культрными способами деятельности (по Выготскому).

И здесь же поддержка спонтанной игры, ее обогащение, выведение на более высокий уровень, обеспечение игрового времени и пространства. Через такую игру активно формируются возрастные новообразования. Чем выше уровень игры, тем выше уровень готовности к школе. Сейчас некому передать детям игровой опыт.

- Что делает воспитатель, когда дети самостоятельно играют?

МОНИТОРИНГ –оценка инд. Достижений.

  1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

По вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи 

Соотношение целевых ориентиров и условий по созданию социальной ситуации развития, соответствующей специфике дошкольного возраста

Целевой ориентир

Условия для создания социальной ситуации развития п.3.2.5.

Приемы и средства, позволяющие реализовать условия п.3.2.5.

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности

Обеспечение эмоционального благополучия

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Поддержка индивидуальности и инициативы детей

 

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)

Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка)

создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

 

организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

 

оценка индивидуального развития детей;

 

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность

в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты

Обеспечение эмоционального благополучия

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Установление правил взаимодействия в разных ситуациях

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность

в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам

Обеспечение эмоционального благополучия

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка)

организация видов деятельности, способствующих развитию воображения и детского творчества;

 

поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

 

оценка индивидуального развития детей;

 

Установление правил взаимодействия в разных ситуациях

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность

в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности

Обеспечение эмоционального благополучия

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка)

Организация видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения.

 

оценка индивидуального развития детей;

 

Поддержка индивидуальности и инициативы детей

 

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

 

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность

в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

 

Обеспечение эмоционального благополучия

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка)

Организация видов деятельности, способствующих развитию личностного и физического развития детей;

 

оценка индивидуального развития детей;

 

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность

в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

 

Обеспечение эмоционального благополучия

непосредственное общение с каждым ребенком;

уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка)

Организация видов деятельности, способствующих развитию личностного, физического развития детей;

 

оценка индивидуального развития детей;

 

Установление правил взаимодействия в разных ситуациях

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья

развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

развитие умения детей работать в группе сверстников;

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность

в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Обеспечение эмоционального благополучия

непосредственное общение с каждым ребенком;уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка)

организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

 

оценка индивидуального развития детей;

 

 

Поддержка индивидуальности и инициативы детей

 

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности

создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей

недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность

в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

Цель, сформулированная как создание социальной ситуации развития. Этот вариант целеполагания образовательной деятельности соответствует требованиям к постановке образовательных целей и требованиям ФГОС к организации образовательной деятельности. Данная цель соотносится с целевыми ориентирами дошкольного образования и позволяет педагогу постоянно удерживать их при организации работы с детьми. Через планомерное, систематическое, целенаправленное создание педагогом социальных ситуаций развития в процессе общения игровой, познавательно-исследовательской деятельности, в процессе разных форм творческой активности становится максимально возможным достижение целевых ориентиров.

Цель структурирована, то есть, «разбита» на задачи (цель – создание социальной ситуации развития; задачи – выполнение условий, необходимых для создания социальной ситуации развития).

Кроме того, такая постановка цели связана с компетенциями и трудовыми умениями, которыми педагог обязан обладать в соответствии с ФГОС дошкольного образования (п. 3.4.2. и 3.2.5) и с профессиональным стандартом педагогической деятельности по программам дошкольного образования. Степень овладения данными компетенциями может быть зафиксирована только в процессе наблюдения за взаимодействием педагога и детей.

Цель состоит из инвариантной и вариативной части. Инвариантная часть связана с созданием социальной ситуации в рамках организуемых игр, бесед, экскурсий, занятий, проектов, тематических недель, праздников и т.д. Вариативная часть включает в себя указание на форму реализации и предмет обсуждения.

Таблица 3. Структура образовательной цели

Инвариантная часть (неизменяемая)

п. 3.2.5.

Вариативная часть (изменяемая)

указывается форма реализации программы (п. 1.2.)

указывается название организуемой деятельности

Создание социальной ситуации развития в процессе

игровой деятельности

познавательно-исследовательской деятельности

творческой активности (музыкальной, художественной и т.д.)

«Прятки с водой»

«По морям, по волнам»

Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности «Прятки с водой»

В некоторых случаях (например, при проектировании продуктивной деятельности) цель может быть задана через конечный продукт. В этом случае она может быть сформулирована следующим образом: «Создание социальной ситуации развития в процессе изготовления новогодних украшений для группы (елки, музыкального зала)».

Задачи рассматриваются как шаги по реализации поставленной цели, формулируются в конкретных действиях педагога, поэтому также состоят из инвариантной и вариативной часть. Инвариантная часть включает действия педагога, связанные с созданием социальной ситуации развития. Вариативная часть включает задачи, связанные с видом и содержанием организуемой деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия необходимые для создания социальной ситуации развития детей дошкольного возраста

В философской методологии, а так же в ряде конкретных общественных наук, прежде всего в социологии, образ жизни характеризуется как совокупность типичных для данного общества, социальной группы или ин...

Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Консультация «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» будет полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений, реализующих ФГОС ДО....

Консультация для педагогов Тема : " Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста" Социально-личностное развитие детей дошко-льного возраста.

Социализация - это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, ...

Консультация для педагогов «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста анна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возраста Влияние художе

Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психологическое развитие детей дошкольного возрастаанна логинова Влияние художественно-эстетической деятельности на социально-психолог...

«Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста» «Задачи социально-коммуникативного развития дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

laquo;Социально-коммуникативноеразвитие детей дошкольного возраста»«Задачи социально-коммуникативного развития  дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...

План по самообразованию на 2023 -2024 учебный год " Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством образовательных ситуаций"

Каждый малыш по своей натуре первооткрыватель мира и его любопытство не знает границ, особенно на раннем этапе развития. По мере взросления и под воздействием таких факторов как семья, окружение, детс...