Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с разными материалами
опыты и эксперименты

Астанина Елена Александровна

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с разными материалами

Цель мастер-класса:

  • распространение собственного педагогического опыта по экспериментально - поисковой деятельности.
  • продемонстрировать педагогам некоторые виды экспериментирования с бумагой, магнитом, водой, воздухом.

 Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности с детьми.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен   педагогам, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый педагог проводит опыты, определяет свойства, делает выводы, анализирует.

 Ход мастер-класса.

 Воспитатель: Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется. Дети очень любят слушать сказки, играть и поэтому я решила все опыты показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме -  сказки. И сегодня в форме сказки я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора».

 Сказка «Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора»

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утёнок. Его братья и сестры были очень послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он отправился по тропинке, и вдруг он заметил красивых насекомых. Ему захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать? (Предположения педагогов.)

 

Опыт №1.

Поместим насекомых в емкость. А теперь сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло? (Предположения педагогов).

Вывод: Если смотреть на насекомых через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.

 

Продолжаем путешествие по сказке…

Неподалеку утёнок увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов. Утёнок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться, но боялся, не утонет ли лодочка. Лодка не тонула. Почему лодка не тонула? (Предположения педагогов).

Гипотеза: Соленая вода имеет большую плотность. И сейчас мы это проверим в следующем эксперименте.

 

Эксперимент №2.

Перед вами 2 емкости с водой. Аккуратно, при помощи ложки, опустите сырое яйцо в одну емкость, а затем в другую. Что вы видите? Почему оно плавает?

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И поэтому лодка не тонет.

 

Сказка продолжается…

Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются прекрасные цветы. Какие это были цветы? (Кувшинки). Почему они распускаются? (Предположения педагогов). Давайте проверим.

 

Опыт № 3.

На столах у Вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на Ваших глазах лепестки цветов распускаются. Почему это происходит?

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

 

Опыт № 4.

Утёнок, качаясь на лодочке, не заметил, как обронил булавочки в воду. Как мы можем достать их, не замочив руки? (Предположения педагогов). Ваши способы очень интересные, а я предлагаю магниты (Пробуют достать булавочки магнитом).

Рефлексия.

- Что Вы сегодня приобрели нового?

- Что для Вас было интересно?

- Что для Вас было трудно?

- Я поняла, что……

- Я попробую……

 Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир с другой стороны.  Он может увидеть новое и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

 Уважаемые, педагоги, надеюсь, что   вы узнали, что-то новое для себя и будете вместе со своими воспитанниками проводить экспериментально-исследовательскую деятельность с различными материалами.

 Изучение и анализ литературы по теме работы:

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-7 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Использовала интернет-ресурсы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с разными материалами

Цель мастер-класса:

  • распространение собственного педагогического опыта по экспериментально - поисковой деятельности.
  • продемонстрировать педагогам некоторые виды экспериментирования с бумагой, магнитом, водой, воздухом.

 Задачи:

1. Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности с детьми.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен   педагогам, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый педагог проводит опыты, определяет свойства, делает выводы, анализирует.

 Ход мастер-класса.

 Воспитатель: Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется. Дети очень любят слушать сказки, играть и поэтому я решила все опыты показать в виде сказки и игры. Считаю это эффективным методом, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них форме -  сказки. И сегодня в форме сказки я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется «Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора».

 Сказка «Путешествие утенка или мир за забором птичьего двора»

В деревушке, на птичьем дворе жил очень любопытный утёнок. Его братья и сестры были очень послушными, а он хотел все знать. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он отправился по тропинке, и вдруг он заметил красивых насекомых. Ему захотелось разглядеть их поближе. Как можно это сделать? (Предположения педагогов.)

 

Опыт №1.

Поместим насекомых в емкость. А теперь сверху наденьте на горлышко пищевую пленку, натяните, и аккуратно сделайте пальцами небольшое углубление и в углубление налейте воды. Что вы видите? Почему это произошло? (Предположения педагогов).

Вывод: Если смотреть на насекомых через воду сквозь пищевую пленку, то получим эффект увеличительного стекла.

 

Продолжаем путешествие по сказке…

Неподалеку утёнок увидел небольшое озеро, в нем плавало много загадочных цветов. Утёнок думал, как же до них добраться? На берегу озера он заметил качающуюся на волнах небольшую лодочку. Он очень хотел добраться, но боялся, не утонет ли лодочка. Лодка не тонула. Почему лодка не тонула? (Предположения педагогов).

Гипотеза: Соленая вода имеет большую плотность. И сейчас мы это проверим в следующем эксперименте.

 

Эксперимент №2.

Перед вами 2 емкости с водой. Аккуратно, при помощи ложки, опустите сырое яйцо в одну емкость, а затем в другую. Что вы видите? Почему оно плавает?

Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. И поэтому лодка не тонет.

 

Сказка продолжается…

Солнышко уже начало всходить, когда добравшись на лодке до середины озера, утенок увидел, как распускаются прекрасные цветы. Какие это были цветы? (Кувшинки). Почему они распускаются? (Предположения педагогов). Давайте проверим.

 

Опыт № 3.

На столах у Вас лежат заготовки кувшинок, при помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на Ваших глазах лепестки цветов распускаются. Почему это происходит?

Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

 

Опыт № 4.

Утёнок, качаясь на лодочке, не заметил, как обронил булавочки в воду. Как мы можем достать их, не замочив руки? (Предположения педагогов). Ваши способы очень интересные, а я предлагаю магниты (Пробуют достать булавочки магнитом).

Рефлексия.

- Что Вы сегодня приобрели нового?

- Что для Вас было интересно?

- Что для Вас было трудно?

- Я поняла, что……

- Я попробую……

 Вывод: Главное достоинство экспериментов, опытов, которые мы проводим с детьми, позволяют ребенку взглянуть на окружающий мир с другой стороны.  Он может увидеть новое и поменять точку зрения на предметы, явления, ситуации. Это расширяет границы познавательной деятельности, нужно лишь придать им необходимую направленность. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

 Уважаемые, педагоги, надеюсь, что   вы узнали, что-то новое для себя и будете вместе со своими воспитанниками проводить экспериментально-исследовательскую деятельность с различными материалами.

 Изучение и анализ литературы по теме работы:

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-7 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с разными материалами

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, его можно использовать в экспериментировании с детьми, где каждый найдет для себя что-то новое и поймет, насколько это увлекательное занятие....

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с разными материалами

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с разными материалами...

Мастер-класс по экспериментированию с разными материалами для педагогов (родителей)

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты снекоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения....

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию с разными материалами «Интересные опыты с детьми»

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию с разными материалами...

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с разными материалами

Данный мастер класс может быть интересен педагогам тем, что его можно использовать в  экспериментировании  с детьми, где каждый  найдет для себя что-то новое и поймет,  насколько э...

Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию разными материалами в технике "набрызг"

        Современное общество имеет потребность в творческой личности.          Лучшим средством для формирования творческой личности является изобра...

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с разными материалами

Цель мастер-класса: распространение опыта работы, повышение уровняпрофессиональной компетенции участников мастер – класса по развитиюпознавательной активности дошкольников Задачи: продемонс...