Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с разными материалами
опыты и эксперименты (старшая группа)

Гончарова Елена Александровна

Данный мастер класс может быть интересен педагогам тем, что его можно использовать в  экспериментировании  с детьми, где каждый  найдет для себя что-то новое и поймет,  насколько это интересное и увлекательное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eksperiment.doc30.55 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов по экспериментированию с разными материалами

Цель  мастер-класса:   распространение  собственного  педагогического  опыта  по экспериментально - поисковой деятельности; создание условий для осмысления педагогами роли детского экспериментирования в речевом развитии дошкольников

Продемонстрировать    педагогам  некоторые  виды  экспериментирования  с  разными материалами.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам тем, что его можно использовать в  экспериментировании  с детьми, где каждый  найдет для себя что-то новое и поймет,  насколько это интересное и увлекательное занятие.

В  ходе  проведения  мастер  класса  будут  продемонстрированы  опыты  с  некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Каждый педагог проводит опыты, определяет свойства, делает выводы, анализирует.

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Мы рада вас видеть на своем мастер - классе по теме:

«Развитие речи посредством опытно - экспериментальной деятельности».

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом.

Развитие речи и экспериментирование тесно связаны между собой. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимоотношениях с другими объектами в окружающей среде. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Игры-эксперименты развивают мелкую моторику, тактильные анализаторы. Всё это стимулирует развитие речи.

Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы.

Дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, ответить самому на сто тысяч «почему? зачем? как?

Детское экспериментирование оказывает большое влияние и на речевые умения ребенка, такие как:

1. Развитие коммуникативных навыков.

2. Обогащение словарного запаса детей (путём его пополнения существительными, обозначающими материалы, из которых сделаны предметы, прилагательными, обозначающими признаки, свойства и качества материалов, глаголами, обозначающими действие с этим предметом и т. д.)

3. Формирование связной речи (т. е., содержательной, логичной, последовательной, организованной, ведь в процессе эксперимента возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения, уметь рассказать об этапах и результатах эксперимента).

4. Развитие речевого творчества (в процессе совместной деятельности и поиска идет проверка речевых высказываний как других детей, так и самого себя).

Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

Дети очень любят слушать сказки, играть и поэтому немаловажно придать процессу экспериментирования творческий характер.

И сейчас я предлагаю вам окунуться в волшебный мир экспериментов, где  все интересно и необычно.

И поможет нам один сказочный герой.  А кто это, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?..

-Вы узнали героя?

 (Буратино)

Буратино нужен золотой ключик, который находится у Тортиллы, но она живет на другом берегу озера. Он просит  нас помочь ему перебраться на другой берег.

Буратино принес с собой несколько предметов, но как они с их помощью  переплыть не знает. Поможем?

Опыт № 1 . Пластилин.

У нас есть  пластилин.  Положите его  в  воду. Что с ним произошло? (он  тонет). 

- А теперь выньте  пластилин  из воды.  Пластилин  расплющьте  и  сделайте  из  него  плоскую  с  закруглёнными  краями лодочку. Спустите лодочку на воду.  - Что Вы видите? (пластилин плавает на поверхности воды, в него даже можно положить предмет).

Воспитатель: Какой вывод можно сделать из данного опыта?

Вывод:  пластилин обладает большей плотностью и тяжестью, чем вода, а потому тонет в ней. Но когда из него делается лодка, он наполняется воздухом. Вместе пластилин и воздух не такие плотные и тяжёлые, именно поэтому «лодка» держится на воде. И на этой лодке Буратино сможет переплыть озеро.

Опыт № 2. Надуватель для шарика

Воспитатель: У нас еще есть воздушный шарик, на котором можно перелететь озеро, но как надуть его Буратино,  ведь ему мешает нос, все шарики лопаются?

Понадобится: воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода, уксус

Насыпаем в шарик две чайные ложки соды.

В пластиковую бутылку аккуратно наливаем уксус (примерно три-четыре столовые ложки; удобнее всего это делать с помощью воронки).

Надеваем шарик с содой на горлышко бутылки и высыпаем соду из шарика в уксус.

Шарик начинает постепенно надуваться.

Воспитатель: Какой вывод можно сделать из данного опыта?

 Вывод: При смешивании соды и уксуса возникает химическая реакция, в результате которой выделяется углекислый газ. Этого газа становится всё больше и больше, он не может уместиться в бутылке и выходит из неё, попадая в шарик. Именно поэтому шарик и надувается.

Опыт № 3. Мыльные пузыри

Воспитатель: У нас есть еще - миска, глицерин, мыло жидкое

Давайте  нальем  в миску воду, мыло, глицерин  и всё хорошо размешиваем. 

Получается мыльная вода. Пробуем мыльные пузыри подуть.

 А мыльные пузыри могут помочь Буратино? Мы сделаем мост из мыльных пузырей.

Через нос вдохните воздух, а теперь выдыхаем воздух через рот,  опускаем конец трубочки в банку с водой и дуем в мыльную воду. Мыло растворяется в воде, пенится, образует много пузырьков.

Вывод: Мыльные пузыри легко сделать, но обычно они  недолговечны, существуют лишь несколько секунд и лопаются при прикосновении или самопроизвольно. Поэтому Буратино нужно как можно быстрее передвигаться  через такой мост.

Опыт № 4.  Два апельсина

Воспитатель:  Посмотрите,  какой у нас апельсин.

Погрузим  в миску с водой апельсин и увидим, что с ним произойдет. Как хорошо он умеет плавать. А теперь очистим тот же апельсин и положим его в воду: он тут же опустится на дно. Почему?

Вывод: Потому  что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке». Переплыть через озеро Буратино сможет только на неочищенном апельсине.

Опыт № 5. Магнит

Воспитатель: Позвонила Тортилла, она услышала, что ее разыскивает Буратино. Но вот беда, золотой ключик утонул.

У нас на столе есть различные предметы. Это палочка, ленточка, магнит, камень. Можем ли мы  их как то использовать, что бы достать ключик? (выдвигаются  предположения). 

Воспитатель: Какой вывод можно сделать из нашего опыта?
Вывод: магнитная сила может действовать через стекло и воду.

Мы чудесно поэкспериментировали, показали Буратино множество способов, как перебраться через озеро. Но пора с ним  прощаться.

Скажем, до свидания!

Рефлексия

Уважаемые, педагоги, надеюсь, что вы узнали, что- то новое для себя.

    Экспериментируйте и придумывайте интересные задания для детей, побуждая их к творческому поиску, ведь детское экспериментирование располагает большими возможностями для формирования доказательной речи у дошкольников.

Спасибо за участие в мастер – классе! Творческих успехов!