Образовательный маршрут
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Никишина Галина Ивановна

Образовательный маршрут

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imarshrutdocx.docx32.59 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:                                                                                                                                              Утверждаю

Ф.И.О. родителя                                                                                                                               Заведующий МБДОУ

Мухаматгалеева К.А.

___________________

Согласовано:

зам.зав.по ВМР _____Ивлева О.А.

Согласовано:

ст.воспитатель_______ Агаева А.В.

Индивидуальный маршрут развития

 (подготовительная группа)

Ф.И.О.

                                                                          Разработана:

Особенности ребенка

Ф.И.О.

Дата рождения –

Заключение РПМПК – Раннее дефицитарное развитие вследствие нарушений двигательной сферы, зрения и речи.

Заключение невролога – ДЦП (выраженный спастический тетрапарез)

Ребенок посещает ДОУ с 5 лет.

Контакт устанавливает легко (со знакомыми людьми - легче), ухудшается по мере утомления и незаинтересованностью  деятельностью.

Познавательный интерес – достаточно устойчивый, при постоянном удержании внимания, смены видов деятельности –достаточно выраженный.

Навыки имитации выражены достаточно –может с помощью похлопать в ладоши, погладить себя по голове. Вербальная имитация представлена частично – произвольными звуками.

Крупная моторика развита слабо – ходит с помощью, повторять движения, может поднять руки вверх.

Мелкая моторика развита слабо – может самостоятельно черкать, рисует линию с помощью взрослого, наклеивает на лист кусочек, пытается сам приклеить.  Может стучать палочкой по барабану, если дашь инструмент. Трудно пользоваться столовыми приборами. Получает удовольствие от тактильных контактов

Интеллектуальные умения  - соотносит простые вкладыши (круг, квадрат), цвета соотносит неустойчиво. Пары предметов соотносит частично. Находит по слуху пары музыкальных инструментов. Картинки не соотносит, Показывает и узнает отдельные знакомые изображения. Классификацию не проводит. Пирамидку, мисочки собирает без учета величины.

Несформированность всех компонентов речи, есть  8  слов: «мама», «пока», «ко» и  др. и много отдельных звуков, вербальной имитации нет.

Любит слушать определенную музыку, пытается подражать.

Навыки самостоятельности недостаточны – необходима организующая, направляющая, обучающая помощь, порой массивная, поддается организации при условии высокого темпа, смены видов деятельности.

Обращенную речь понимает не всегда – простые бытовые, многократно отработанные фразы.

Работоспособность нестабильная, признаки истощения. Концентрация и устойчивость внимания недостаточные.

Саморегуляция поведения развита недостаточно, но поддается организации, наличие стереотипных движений

Навыки конструктивного взаимодействия сформированы недостаточно, в коммуникацию с детьми  

Учебное поведение сформировано недостаточно,

ЗУН не соответствуют возрасту.

Обучаемость затруднена. Необходимы все виды помощи, которые не всегда эффективны. Обучаемость лучше в ситуации, когда заинтересован, сорганизован на работу.

Навыки самообслуживания недостаточны –в силу ОВЗ.

Игровая деятельность – предметно-манипулятивная

Семья занимается ребенком  активно и целенаправленно.

Особенности группы

В группе 35 человек. Дети очень дружелюбно относятся к мальчику, с удовольствием общаются с ним, вовлекают в совместную деятельность, предлагают помощь.

Цель:

Содействие социализации ребенка с ОВЗ и максимального развития потенциала ребенка

Задачи:

  1. Развитие учебного поведения
  2. Развитие умения подражать
  3. Развитие крупной и мелкой моторики
  4. Стимуляция речевого развития, в  частности наращивания умения понимать обращенную речь
  5. Стимуляция  глубокой чувствительности
  6. Развитие элементарных предметных ЗУН и интеллектуальных умений

Содержание по предметным областям:

Область

Задача

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

Физическое воспитание:

Развитие умения передвигаться самостоятельно. Стимуляция глубокой чувствительности

Самостоятельно ползет 1 метр.

Деятельностные пробы

Художественно-эстетическое

Развитие имитации на музыкальном материале, двигательную активность рук, удерживать музыкальные инструменты и извлекать из них звуки (бубен и погремушка), самостоятельно брать их. Уметь узнавать муз. инструмент по звучанию, указывая рукой. Умение реагировать на музыку разного характера, стимулировать позитивное настроение, учить подражать подпеванию гласных.

Расширились умения имитации: хлопает,

самостоятельно берет музыкальный инструмент, играет на нем.

пропевает гласные звуки, отличает  разные муз. произведения.

Пробы, участие в итоговом событии

Речевое развитие и социально-коммуникативное развитие

Расширение степени понимания обращенной речи, стимуляция вербальной имитации, обучение умениям работать с картинным материалом,введение способов альтернативной коммуникации

Появилось не менее 2-3 новых инструкций, которые понимает.

Появление 2-3 имитационных вербальных актов

Показывает на карточке 2 действия.

Система тестов и проб, создание ситуаций применения в реальной жизни

Интеллект (познавательное развитие)

Обучение умениям соотносить, конструировать по образцу, обучение навыкам элементарной классификации, формирование способа действий с учетом величины, умения собирать простые разрезные картинки из 2 частей.

Соотносит цвета, не менее 3 форм, раскладывает предметы на 2 группы

Строит постройку из 2-3 элементов по образцу

Собирает вкладыш из 3 частей.

Деятельностные пробы

Мелкая моторика (познавательное развитие)

Формирование умения  рисовать элементарные элементы, приклеивать, лепить простые предметы из пластилина

Приклеивает, мажет клеем , лепит шар, колбаску из пластилина, рисует простые элементы с дозированной помощью взрослого по подражанию

Деятельностныепробы, анализ продуктов деятельности

Учебное поведение (социально-коммуникативное)

Формирование умения работать за столом не менее чем 15 минут, коммуницировать с педагогом, удерживать контакт с педагогом и со сверстниками.

Работает за столом не менее 15 минут, удерживает контакт

Наблюдение, фиксация времени

Саморегуляция деятельности (социально-коммуникативное)

Формирование элементарного самоконтроля, умения выполнить самостоятельно многократно отработанное действие

На сенсорном материале может проверить себя при указании на ошибку

Деятельностные пробы, наблюдение

Игровая деятельость (социально-коммуникативное)

Повторение игровых  действий по образцу, манипуляция игрушками, Формирование интереса к игровой деятельности

Элементарные попытки самостоятельной игры

Деятельностные пробы, наблюдение

Навыки самообслуживания (социально-коммуникативное)

Обучение умению есть ложкой самостоятельно, одеваться

Есть ложкой крупные овощи, суп, гарнир, одевает не менее 1 предмета гардероба сам, снимаем 2 предмета гардероба сам

Деятельностные пробы, наблюдение

Глубокая чувствительность и восприятие собственного тела

Формирование умения давать адекватный тонический ответ на раздражитель

Увеличивается скорость тонического ответа, улучшается качество тонического ответа

Улучшение целостности ответа

Деятельностные пробы, наблюдение

Система работа узких специалистов

узкие специалисты

области

проблема

пути решения

Ожидаемые результаты

Форма оценивания

педагог-психолог

учитель-дефектолог

музыкальный руководитель

инструктор по физической культуре

учитель-логопед

Виды деятельности, через которые идет реализация:

  • восприятие музыки, детских песен и стихов,
  • двигательная активность,
  • тактильно-двигательные игры
  • предметно-манипулятивная деятельность
  • предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками
  • самообслуживание
  • действия на основе образца, конструирование
  • музыкальная
  • изобразительная

За счет чего достигаем результатов?

  • Использование методов моторной коррекции
  • элементы ABA
  • элементы Floortime
  • обучение работе по образцу и навыкам имитации от простого к более сложному
  • многократное повторение
  • стимулирование речи
  • метод замещающего онтогенеза
  • игровая деятельность
  • реабилитация через искусство
  • метод от простого к сложному

Условия реализации индивидуального маршрута

1.Режим посещения – полный день /ГКП

Задачи тьютора:

  • Помощь ребенку в решении  задач самообслуживания
  • Помощь в освоении программы на основе заданий педагога
  • Сопровождение жизнедеятельности ребенка в детской саду

2. Сопровождение узких специалистов:

  • Дефектолога-логопеда
  • Психолога
  • Дополнительные индивидуальные занятия по музыке  и физкультуре

Сопровождение узких специалистов осуществляется в индивидуальной форме

График индивидуальных занятий

Специалист

График

дефектолог

Понедельник, четверг –

с 10.00 до 10.30

психолог

Понедельник, четверг

музыка (инд)

Понедельник, четверг

физкультура

Понедельник, четверг

3. Условия в реализации инклюзивного образования на групповых занятиях

- адаптация содержания по  типу упрощения

-активное включение ребенка в групповые формы работы на доступном материале

-чередование занятий и отдыха, гибкие занятия исходя из состояния ребенка

-при  проектировании занятия учитывать индивидуальные задачи ребенка

-планируя проектную деятельность в рамках общей темы ставить индивидуальные задачи для ребенка с ОВЗ

-многократное повторение материала

-использование специальных методических комплексов, которые облегчают овладение навыками у детей с интеллектуальными нарушениями.

-частая смена видов деятельности

-быстрый темп

-визуальная поддержка инструкций, медленный темп

Организация пространства

Параметр

исполнение

Ресурс для исполнения

ответственный

Организация пространства

Построение комфортной среды: место в группе, организация места, освещение и уровень шума

Дозированное сочетание индивидуальной и групповой работы, дозированное присутствие на занятиях

Музыка, шум без ограничений

 специалисты, воспитатель

Изменение в помещении

Наличие мата, где ребенок может отдыхать

Детский сад

Старший воспитатель, дефектолог

Материалы для нормализации тонуса

Мат, фитбол, музыкальные диски, комплекс упражнений

Детский сад, ОД «Право на счастье»

 воспитатель, дефектолог

Визуальная поддержка

Подкрепление на доске

Детский сад

воспитатель, дефектолог

Организация оптимального временного режима

Время пребывания –полный день/ГКП. Дозированное сочетание групповых и индивидуальных форм

Присутствие на общих занятиях частично, музыка и физкультура –сколько способен воспринимать

Чередование отдыха и работы

Детский сад

воспитатель, дефектолог, специалисты

Срок реализации программы -6 месяцев. Пересмотр программы – май 2017г.

Работа  с родителями

Целевая группа

Задача

Форма

Работа с родителями ребенка с ОВЗ

Формирование адекватной родительской позиции в отношении поддержки ребенка в домашних условиях

Обучение мамы технологиям сопровождения ребенка с ОВЗ

Индивидуальное консультирование

Совместная работа по простраиванию индивидуального маршрута ребенка и его реализации в домашних условиях

Работа с родителями группы, где обучается ребенок с ОВЗ

Формирование адекватной позиции и адекватных способов общения  в отношении ребенка с ОВЗ

Групповое и индивидуальное консультирование

Работа с детьми группы

- работа по формированию у детей адекватных способов  общения с ребенка с ОВЗ

- формирование умение видеть ситуации, где ребенку с ОВЗ нужна помощь и оказывать ее

- объяснение детям тех или иных особенностей поведения ребенка и причин их вызывающих

Организация оценки индивидуального развития ребенка:

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за ребенком в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Диагностика проводится через:

  • Наблюдение
  • Беседа
  • Анализ продуктов деятельности
  • Анализ карт развития
  • Использование специализированных диагностических комплексов
  • Деятельностные пробы

Оценка становления основных (ключевых)  характеристик развития личности ребенка осуществляется с помощью заполнения педагогами карт оценки индивидуального развития (карта развития).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Алгоритм сценария образовательного маршрута для дошкольников на фестиваль «Я покажу тебе Москву». Образовательный маршрут для дошкольников «Я на реченьке Десна – это Новая Москва».

Сценарий был создан с целью предложить родителям и педагогам посетить интересные уголки родного города, а также предложить детям не просто быть в качестве так называемых «наблюдателей», а ...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет "Образовательный маршрут "Волшебный мир магнитов"

laquo;ВОЛШЕБНЫЙ МИР МАГНИТОВ» Образовательный маршрут для организации совместной деятельности дошкольников с родителями в сети Интернет.Целевая аудитория: дошкольники  5 -6 лет.Автор:...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет «Образовательный маршрут «Что такое песок?»

Этот образовательный маршрут посвящен песку. Песок - с одной стороны такой знакомый всем и простой материал, а с другой - такой загадочный и таинственный. Смотришь на него и не можешь оторвать взгляд....

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогов с использованием ресурсов Интернет «Образовательный маршрут». Тема:«Путешествие в мир роботов и робототехники».

Уважаемые родители!Этот образовательный маршрут посвящен робототехники роботостроению. Наша жизнь, активна, информатизирована, компьютеризирована. Технические достижения молниеносно проникают в сферы ...