Театрализованные игры и упражнения по развитию речи для детей средней группы.
картотека (старшая группа)

Рубанова Марина Дмитриевна

Театрализованные игры и упражнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Театрализованные игры и упражнения для детей средней группы.

  Дидактическая игра «Найди и расскажи»

  1 вариант.

 Цель: развивать воображение и фантазию, развитие образного мышления.

Заранее, в разных местах, разложены вещи и предметы из «волшебных сказок».

 Распределение детей на 3- 4 группы. Каждая группа, вместе, согласованно,

 ищет предмет (вещь) и, определив, что именно этот предмет (вещь) из определенной сказки, забирает его и составляет рассказ (по заданию   воспитателя), как эта вещь им помогла и в чем.

 2 вариант.  

 Цель: учить изображать действия волшебной вещи (действия с воображаемыми             предметами) или по картинке «Волшебные вещи».

 Дидактическая игра «Волшебная корзинка»

  Цель: развивать воображение, фантазию и образное мышление.

1 вариант.

   - Распределение на пары или на микрогруппы

   - Каждая пара (микрогруппа) вытаскивает из корзинки « волшебную вещь» и составляет по ней описательный рассказ.

 2 вариант. Где эта вещь может пригодиться и в каких случаях.

Дидактическая игра «Не остановись!»

   Цель: учить подбирать существительные к прилагательному и наоборот-

   прилагательные к существительному по 2-3 эпитета к предмету).

Расскажи о предмете все, что ты о нем знаешь.

  Дети становятся (садятся) полукругом. При передаче какого – ни будь

материала (ткани, бумаги, дерева и т.п.) дети стараются подобрать -назвать  существительно(бумага - тетрадь, книга, дневник, письмо, коробка  ...).

 А при передаче друг другу предмета - игрушки, подбирают прилагательные (белый, пушистый, трусливый  заяц).

Дидактическая игра «Чья музыка?»

Цель: учить передавать в свободных музыкально – пластических произведениях свой образ, находить персонажи, к которым подходит определенная музыка. Развивать умения использовать   разнообразные движения под определенную музыку.

1 вариант.

 Предлагается слушание музыки и представление под нее - какое животное

 в этой музыке? Представление и изображение.

 2 вариант.  Свое представление и изображение любого танца

 (бальный, спортивный, русский)        

               

 Игровое упражнение «Из какой сказки?»              

   Цель: закрепить знания о русских - народных сказках и волшебных;                           уметь передавать образ сказочных героев внешним видом, движениями и жестами.  

 1 вариант.

 Дети распределяются на микрогруппы (парами, тройками)

В микрогруппах выбирают себе любого героя, любой сюжет из сказки и представляют его другим  детям в микрогруппах.

Условие игры: Выбранного героя изображают пантомимой. Дети других подгрупп стараются угадать, из какой сказки герой.

 2 вариант.

 Узнать и составить свой рассказ об увиденном.

 Игровое упражнение «Волшебная палочка»

Цель: назвать волшебные вещи и название сказки, откуда эти вещи;                         назвать волшебные вещи и их действия; назвать волшебников   и их волшебные действия.

Дети становятся (сидят) полукругом. При передаче «волшебной» палочки, каждый называет волшебную вещь и ее действия (и другие задания, которые предложит воспитатель или ведущий из детей).

                                 

Игровое упражнение «Режиссер»

  Цель: закреплять умения пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, с восторгом, удивленно, сердито, с жестами и движениями.

Дети распределяются на 4 - 5 групп. Первая подгруппа - режиссеры. Остальные подгруппы детей определяют, согласовывают друг с другом в своих группах, какое стихотворение будут читать (или отрывок из сказок), чтобы режиссер

их отметил и принял в свой «театр». Репетируют и, лишь потом, поочередно,

каждая группа показывает свою работу.

 Дидактическая игра «Секрет»

 Цель: учить детей последовательно, логически строить наводящие   вопросы и узнавать быстро героев из сказок.

 Дети распределяются на подгруппы. Каждая подгруппа выбирает персона из сказок. Одной из групп, которая определила свой секрет (персонаж), каждая группа (поочередно) задает, группе с секретом, наводящий вопрос до тех пор, пока какая - то  группа не отгадает  «секрет». Затем, так же, другая группа «выставляет свой секрет», другие группы поочередно задают наводящие вопросы.

 

 Дидактическая игра «Волшебный лепесток»

   Цель: учить составлять интересный диалог, в том числе (грустный,                              веселый, печальный); развитие коммуникативности.

 Распределение на пары или тройки. Из них самостоятельно выбирают ведущего, который подходит к «волшебному» цветку и «отрывает» лепесток, на котором изображены персонажи. Предлагается придумать определенный диалог и рассказать его всем детям (поочередно, каждая пара).

Дидактическая игра «Кубик - Рубик»

Цель: учить составлять диалог или рассказ; развитие коммуникативности.  Распределение на подгруппы. Каждая подгруппа выбирает любой кубик, на котором изображены сюжетные картинки по загадке или кто из ведущих в подгруппах вперед возьмет кубик (под музыку танцуют, а по окончании стремятся первыми взять куб и т.п ). Подбрасывают куб и составляют рассказ по той картинке, которая оказалась перед ними.

 Дидактическая игра «Развлекательный цветок»

  Цель: развивать воображение и способность самостоятельно выполнять те задания, которые изображены на лепестке - спеть, станцевать, рассказать стихотворение, отрывок из сказок, показать элементы аэробики, пантомимы).

 Распределение на подгруппы (тройки или парами). Ведущие из групп выбирают лепесток, узнают задание, репетируют его и поочередно каждая группа выступает.

Игры на обогащение словарного запаса.        
В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь,
развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

- Игра «Наоборот».
Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).
Учитель говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее учитель играет с детьми в игру «Наоборот»: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч учителю.
Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать  стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

-Нам с тобой пришёл черёд
-Сыграть в игру «Наоборот».
-Скажу я слово «высоко», а ты ответишь … («низко»).
-Скажу я слово «далеко», а ты ответишь … («близко»).
-Скажу я слово «потолок», а ты ответишь («пол»).
-Скажу я слово «потерял», а скажешь ты («нашёл»)!
-Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты … («храбрец»).
-Теперь «начало» я скажу – ну, отвечай, … («конец»).

- Игровое упражнение «Закончи фразу».
Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).
Учитель называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать слово, которое пропустил учитель, т.е. закончить фразу.

-Сахар сладкий, а лимон … .
-Луна видна ночью, а солнце … .
-Огонь горячий, а лёд … .
-Река широкая, а ручей … .
-Камень тяжёлый, а пух … .

Обыграть это можно следующим образом: учитель говорит, что наш знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте ему поможем.

- Игровое упражнение «Скажи по-другому».
Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).
Учитель говорит: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова – приятели.
Почему он такой? Да потому что на улице
идёт дождь, а мальчик идёт в школу.
Какое слово повторилось два раза? (идёт)
Что значит «дождь идёт»? Скажи по-другому.
Что значит «мальчик идёт»? Скажи по-другому.
Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).
Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

-Чистый воздух (свежий воздух).
-Чистая вода (прозрачная вода).
-Чистая посуда (вымытая посуда).
-Самолёт сел (приземлился).
-Солнце село (зашло).
-Река бежит (течёт, струится).
-Мальчик бежит (мчится, несётся).
-Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный).
очень маленький (малюсенький).

- Игра «Какой предмет?»
Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов –  признаков и правильно их согласовывать.
Содержание игры заключается в следующем: учитель показывает картинку или предмет либо называет слово и задаёт вопрос: «Какой?» Затем участники игры по-очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному объекту. Выигрывает тот, кто назовёт больше признаков.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и игровые упражнения для развития речи у детей среднего возраста.

       Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого...

Игры и игровые упражнения для развития речи у детей среднего возраста.

       Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого...

Конспект ИОС по разделу развитие речи для детей средней группы «Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»

Конспект ИОС по разделу развитие речи  для детей средней группы «Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»...

Развитие речи у детей средней группы через театрализованную деятельность

Благодаря театру ребёнок познаёт мир, не только не только умом , но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу. В работе для повышения уровня речи детей, мы решили использовать теат...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Игры и упражнения по Развитию речи для детей старшей - подготовительной к школе групп Лексическая тема: Весна " ( 13.04- 17.04)

Цель :•Обобщить представление о весне, о типичных явлениях в природе весной. Расширять, уточнять и актуализировать словарь по теме «Весна». Совершенствовать навык анализа и синтеза сл...

Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Игры и упражнения по Развитию речи для детей старшей - подготовительной к школе групп Лексическая тема: Весна "

Цель :•Обобщить представление о весне, о типичных явлениях в природе весной. Расширять, уточнять и актуализировать словарь по теме «Весна». Совершенствовать навык анализа и синтеза сл...

Игры и упражнения по развитию речи для детей 6 - 7 лет ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6 - 7 ЛЕТ)

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого...