"Воспитание у дошкольников любви к родному краю. Знакомство с народной культурой"
консультация

Голдина Елена Григрьевна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhregionalnyy_seminar.docx19.61 КБ

Предварительный просмотр:

                  «Воспитание у дошкольников  любви к родному краю.

                                  Знакомство с народной культурой».

                                                МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №95».

                                                        Воспитатель Голдина Е.Г.

Период дошкольного образования — важная ступень в развитии ребенка. Именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности, и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта.

Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Воспитание патриотических, духовно- нравственных, социально - коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется  через познание детьми народной культуры своей Родины, родного края, той общественной среды, в которой они живут. Потенциал детей дошкольного возраста уникален,  именно в этом возрасте  дошкольник воспринимает  окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту,  где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою страну. Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном  городе, стране,  особенностях русских традиций, от того и  равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке, с любви к своему родному  дому, улице, городу, стране. В устном народном творчестве, сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности,  представления о добре, красоте,  правде, храбрости, трудолюбии, верности.  Необходимо широко использовать все виды фольклора : сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы .

Задача педагога - донести детям и зародить в их сердцах любовь и уважение к своей Родине. Очень важно, чтобы дети на эмоциональной основе получили первоначальные знания, которые бы вызвали интерес к теме уже в дошкольном возрасте, что способствовало бы их нравственному становлению в будущем. Мы, педагоги, стремились создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка. Создавая предметно – развивающую среду для развития устного народного творчества, мы уделили  внимание созданию мини – музея «У лукоморья…».

Роль нашего  мини – музея устного народного творчества  «У лукоморья» -  это способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Очень важно рассказать ребёнку именно в дошкольном возрасте о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, как велика его страна. Из истории и складывается любовь к Отечеству.

Музей  способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал, да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представления о мире.

Важная особенность мини – музеев, участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность, участвуя в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его мама, папа, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.

В нашем музее, мы разместили различные виды театра:

«Театр на фланелеграфе»,  «Кукольный театр»,  «Пальчиковый, варежковый театр»,

«Театр игрушек своими руками».

Атрибуты к инсценировкам, дидактические игры, дидактические пособия и литература, художественную литературу, музыкальные инструменты. Для ознакомления детей с народным творчеством были подобраны художественные и литературные произведения, сценарии  для постановки спектаклей и инсценировок. Создавая, для мини-музея устного народного творчества, мы  сделали музыкальные инструменты своими руками. В решении этой задачи нам помогали дети, и родители воспитанников. Музыкальные инструменты изготовлены из подручного материала, из которого можно извлечь звук. Немного фантазии и желания, и в результате получаем «шумелки», «стучалки», «шуршалки», «звенелки». Эти загадочные музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, а дошкольники познают мир через игру. Главное создать атмосферу  радости, обеспечить  право детей на выдумку и творчество. Только в такой атмосфере может рождаться и совершенствоваться личность. Для развития патриотического воспитания, мы уделили большое внимание изготовлению дидактических игр своими руками.

В нашей группе оформлен уголок патриотического воспитания, его содержание помогает нам воспитывать у детей любовь к Родине, к ее традициям и достижениям. Благодаря материалам, представленным в уголке, у детей развивается интерес и уважение к семье, труду людей, трудовым и гражданским подвигам известных людей города и страны.

Материалы, размещенные в уголке, можно разделить на несколько направлений по патриотическому воспитанию, они включают в себя направления:

  • «Моя семья». У нас есть альбом с семейными фотографиями, который помогли нам сделать родители. Мир ребёнка начинается с его семьи. Рассматривая альбом с фото «Моя семья», подчеркиваем ценность семейных отношений, воспитываем уважительное отношение к членам семьи, приглашаем родителей рассказывать о семейных традициях.
  • «Народные костюмы России»: д/игры «Из бабушкиного сундука», «Маша – растеряша», «Собери матрешку».
  • «Наши предки – славяне» - созданы д/игры: «Восенушка – осень», «Готовь сани летом», «Ремесла», «Чем пахнут колосья?».
  • «Мой родной город» - созданы д/игры: «Собери Герб города, страны», «Промышленный Воронеж», «Знаменитые места», «Городские загадки. Заколдованная тень», «Наш старинный город Воронеж», «Строительство. Флот. Корабли», «Кто, кем и где работает?».
  • «Природа нашего края. Заповедник» - сделаны д/игры: «Рыбный промысел», «Возле леса жить, голодному не быть», «Лекарственные травы», «Узнай птицу нашего края», «Собери герб заповедника», «Где живет капелька?».

Дидактическая игра «Заколдованная тень»

Цель: Закреплять представления  об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города Воронежа.

Закреплять профессии людей: библиотекарь, путешественник – исследователь, актер, артист, клоун, скрипач.   Развивать восприятие, внимание, память, речь, «расколдовать» тень.

Игровой материал: Иллюстрации с цветными изображениями достопримечательностей. Карточки с изображением силуэтов достопримечательностей, каждая из которых включает в себя только один силуэт. Карточки с изображением людей, определенной профессии, их силуэт.

Дидактическая игра «Прошлое и настоящее нашего города».

«Мы в профессии играли. Ремесленники слободы. Гончар. Кожевник – сапожник. Ткачиха. Столяр».

Цель: познакомить детей с летописью нашего города.

Знакомство с профессиями: столяр, ткачиха, сапожник, гончар.

Игровой материал: карточки – иллюстрации с профессиями людей, маленькие карточки, кому, что нужно для работы.

Разнообразные игры в интеграции с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.

Свою любовь  к родным местам, представление о том, чем они знамениты,  чрезвычайно важно при воспитании порастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по реализации концепции содержания дошкольного образования Кубани в части воспитания у дошкольников любви к родному краю

Буклет "Методические рекомендации по реализации концепции содержания дошкольного образования Кубани в части воспитания у дошкольников любви к родному краю"...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у дошкольников любви к родному краю» Подготовила: Сысоева С.И.

laquo;С чего начинается Родина?»С чего начинается Родина?С картинки в твоём букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А может, она начинаетсяС той песни, что пела ...

Консультация для родителей «Воспитание у дошкольников любви к родному краю»

Цель: Раскрыть значимость воспитания у дошкольников  чувства патриотизма, любви к Родине....

Консультация для родителей "Воспитание у дошкольников любви к родному краю"

Данный материал предназначен для родителей с целью воспитания у старших дошкольников любви к родному краю....

Консультация для родителей "Воспитание у дошкольников любви к родному краю"

Данный материал предназначен для родителей с целью воспитания у старших дошкольников любви к родному краю....