Главные вкладки

    Перспективный план работы по самообразованию "Арт-терапия как способ развития эмоциональной сферы детей" (подготовительная группа)
    проект (старшая группа)

    Ихина Елена Гарифуллаевна

    В перспективном плане по самообразованию представлено несколько арт-терапевтических форм работы с детьми.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МАДОУ детский сад № 149 г.Тюмени

    ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

    2019 – 2020 учебный год

    воспитателя Ихиной Елены Гарифуллаевны

    I. Индивидуальный план самообразования.

    Тема по самообразованию: «Арт-терапия как способ развития эмоциональной сферы детей» (подготовительная группа).

    Актуальность темы.

    Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

    Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Арт-терапия не имеет ни ограничений, ни противопоказаний, являясь безопасным методом снятия напряжения. Это естественный путь исцеления, когда негативные эмоции преобразуются в позитивные.

    Многие педагоги сталкивались с ситуациями, когда дети ссорятся, обижаются, конфликтуют со сверстниками и взрослыми в детском саду, в семье, а затем и в школе.

    Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми, и, послужила выбору темы по самообразованию.

    В перспективном плане представлено несколько арт-терапевтических

    форм работы с детьми (игротерапия, музыкотерапия, танцетерапия, цветотерапия, изотерапия).

    Цель:

    • повысить уровень собственной компетенции о применении арт-терапии в работе с детьми.
    • изучение возможностей метода арт – терапии для работы с проблемами детей дошкольного возраста, вызывающие у них негативные эмоции, которые зачастую дети не могут вербализовать и дать выход творческой энергии.

    Задачи самообразования по теме:

    • разработать систему изучения новых форм и приемов в технологии арт-терапии;
    • дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанникам при использовании всех форм арт - терапии;
    • изучить методическую литературу;
    • провести цикл мероприятий по заявленной тематике.

    Основные вопросы, намеченные для изучения:

    • изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме;
    • изучить методическую литературу;
    • научиться применять методы арт – терапии в зависимости от проблемы;
    • укрепление материально- технической базы;
    • изучить и применить элементы инновационных технологий, задействовать сетевые ресурсы.

    Дата начала работы над темой : сентябрь 2019 года

    Дата окончания работы над темой : май 2020 года

    Ожидаемые результаты:

    У воспитателя:

    • умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
    • овладение одной из техник арт-терапии изотерапией (нетрадиционная техника рисования);
    • применение полученных знаний и умений на практике, распространение полученного опыта в педагогическом сообществе и среди родителей.

    У воспитанников:

    • стабилизация эмоционального состояния детей, формирование положительных взаимоотношений детей, усвоение ими норм и правил поведения, развитие мышления, моторики и других функций;
    • социальная адаптация, проявляющаяся в благоприятном климате в группе детей, уверенности в собственных силах и стремлении к самовыражению, позитивное отношение к себе.
    • развитие не только изобразительных навыков, но речевого и интеллектуального развития детей, через обучение изобразительным навыкам с использованием традиционных и нетрадиционных техник рисования.

    У родителей:

    • психолого-педагогическая компетентность по вопросу гармонизации эмоционально-волевой сферы ребенка посредством методов арт-терапии;
    • коррекция детско-родительских отношений.

    2. План мероприятий

    на 2019-2020 год.

    Срокмеся   Месяц

                  Мероприятие

                              Цель

    Участники

    В течени  в течение

     го         года

    Изучение метод.  литературы

     по теме самообразования.

    Подбор необходимых музыкальных произведений, фонограмм.

    Организация предметно-развивающей среды.

     

    Повысить уровень собственной компетенции.

    Повышение качества воспитательно-образовательного процесса, при помощи инновационных методов и приемов использования музыки: музыкальные минутки, фоновая музыка, музыкальное сопровождение режимных моментов, релаксационные занятия с музыкальным сопровождением.

    Способствовать эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

    воспитатель

    воспитатель,

    музык.руководитель

    воспитатели группы

     

    сентябрь

    Мастер-класс на родительском собрании

    «Арт-терапия как средство сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников»

    Разработка картотек:

     игр и упражнений по психогимнастике, по изотерапии; арт-терапевтических игр, упражнений, этюдов по развитию эмоционально-личностной сферы.

    Диагностическое обследование:

    -эмоционально-личностной сферы детей;

    - межличностных отношений в группе.

     Показать способы коррекции негативных эмоциональных состояний детей дошкольного возраста с помощью средств арт-терапии.

    Пополнение методической копилки, повышение методического мастерства

    Определить эмоциональное и психологическое состояние ребенка.

    Изучение взаимоотношения детей в группе.

    Родители, воспитатель

    воспитатель

    воспитатель

    Сентябрь   октябрь

    Слушание песен к любимым сказкам, мультфильмам (музыкотерапия)

    Физкультминутки с показом движений под музык. фонограмму («Зарядка для зверят», «Слушай, солнышко, давай дружить».)

    Игра «Связующая нить»            

    (игротерапия)

    Коллективный рисунок «Весёлая семейка»

    (изотерапия)

    Релаксация с использованием музыки.

    Акция «Мудрая мысль на каждый день»

    (выбираем афоризм)

    Создать положительную установку на режимные моменты.

    Снять напряжение, гармонизировать эмоциональное состояние.

    Помочь детям узнать и научиться выражать свои мысли, чувства, желания. Способствовать сплочению детского коллектива.

    Развитие навыков психологической саморегуляции в ситуации одиночества, совершенствование навыков межличностной коммуникации,  развитие эмпатии (способности сопереживать).

    Успокоение, расслабление детей.

    Формировать у родителей положительные установки с опорой на философские суждения.

    Дети, воспитатель

    Дети, воспитатель

    Дети, воспитатель

    Дети, воспитатель

    Дети, воспитатель, музык.руководитель

    Родители, воспитатель

    Октябрь

              ноябрь

               ноябрь

    “Дидактическая игра «Покрывала Феи»

    (цветотерапия)

    Игра «Кто позвал?»

    (игротерапия)

    Психогимнастические упражнения по отрывкам из сказок К.И.Чуковского «Мойдодыр», «Муха-цокотуха».

    Беседа по прочитанным отрывкам

    Кляксография

    «Волшебные краски»

    (изотерапия)

    Психологическая акция «Дерево добрых пожеланий»

    Развивать цветовосприятие и цветоощущение. Настроить детей на позитивный лад, развивать воображение и фантазию.

    Развивать слуховое внимание, ориентировку в пространстве. Научить детей определять товарища по голосу.

    Настроить детей на активную совместную деятельность, на общую беседу, игру.

    Познакомить с элементами выразительных движений, мимикой, позой».

    Продолжать учить детей анализировать поступки героев, высказывать свою точку зрения, находить творческое решение.

    Создать условия для развития произвольности. Выяснить, сочетания каких цветов при рассматривании вызывает ощущение радости, а какие грусти.

    Научить создавать цельность цветового впечатления путём разнообразия оттенков для выражения определенного настроения.

    Формировать эмоциональное восприятие к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.

    Формировать позитивное настроение.

    Дети, воспитатель.

    Дети, воспитатель

    Дети, воспитатель

    Дети, воспитатель.

    Дети, воспитатель.

    Родители, воспитатель.

    Ноябрь

                Декабрь

               декабрь

    Мастер-класс с родителями Нетрадиционная техника рисования «Монотипия» - оттиск со стекла для детей с ОВЗ

    Упражнение «Здороваемся ладошками» (ритуал приветствия)

    Рисование сыпучими материалами (манная крупа)

    «Зимний пейзаж»

    Игра-танец «Лёд-огонь» под музык.фонограмму (А.Хачатурян. «Танец с саблями»)

    Вызвать у родителей интерес к необычным (нетрадиционным) техникам рисования. 

    Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми  дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

     Развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение.

    Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.

    Создать психологическую готовность к занятию, установить в группе атмосферу доверительности, доброжелательности.

    Способствовать развитию творческих способностей ребёнка, полёту фантазии.

    Снимать эмоциональное напряжение.

    Развивать слуховое внимание. Учить преодолевать двигательный автоматизм.

    Родители, воспитатель

    Дети, воспитатель

    Дети, воспитатель

    Дети, воспитатель

    Декабрь

              январь

    Игры с использованием карточек с рисунками-пиктограммами и словами-ассоциациями на них.

    Развивающее арт-терапевтическое занятие «Дружба»

    Развивать ассоциативное и образное мышление, внимание и память. Учить сосредоточенности и усидчивости.

    Продолжать развивать личностные качества у воспитанников.

    Дети, воспитатель.

    Дети, воспитатель.

    Февраль

               февраль

    Игра «Нехочуха».

    Рисование пластилином.

    (Картины-фантазии из пластилина)

    Помочь детям снять мышечное и эмоциональное напряжение, раскрепоститься. Развивать чувство юмора.

    Учить детей создавать различные изображения. Продолжать работу по выработке таких качеств, как усидчивость и длительное сосредоточение внимания.

    Дети, воспитатель.

    Дети, воспитатель.

    Март

            март

    Игра»Рисование на спине».

    Рисование в технике «набрызг».( Животные).

    Развивать тактильную чувствительность,коммуникативность

    Развивать творческие и коммуникативные способности.

    Дети, воспитатель.

    Апрельа   апрель

     апрель

    . Диагностическое обследование:

    -эмоционально-личностной сферы детей;

    - межличностных отношений в группе.

    Определить эмоциональное и психологическое состояние ребенка.

    Изучение взаимоотношения детей в группе.

    Май              

         май

    Результаты проведенной работы по самообразованию

    Отчет

    воспитатель

    3. Диагностическое обследование.

    эмоционально – личностной сферы детей

    в  подготовительной группе

    1. Методика «День рождения» - диагностика потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении Панфиловой М.А.
    1. Графическая методика «Кактус» - направлена на выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии Панфиловой М.А.
      При интерпретации выполненных рисунков обязательно учитывается изобразительный опыт «художника». После завершения работы ребенку предлагают вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков.
    1. Методика «Паровозик» - позволяет определить особенности эмоционального состояния Велиева С.В


    Методика «День рождения» М.А. Панфиловой

    hello_html_6180f244.pngТест предназначен для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для исследования отношения ребёнка к детям и взрослым, потребности в общении; выявление эмоциональных предпочтений в общении. Время проведения 10-15 мин.

    Инструкция. В тест погружают постепенно: вначале лучше побеседовать о дне рождения, нарисовать атрибуты дня рождения, поиграть в рисунки. Поэтому желательно не использовать заготовки, а создать образ праздничного стола вместе с ребёнком: «давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором лежит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки – что это? Конечно, стулья. Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим – звёздочкой или снежинкой? (Ответ ребёнка позволяет отметить сформированность половой идентификации: мальчики выбирают звёздочку, а девочки – снежинку.) 
    hello_html_6180f244.pngКого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?» (Около кружочка пишется имя, а в кружочке – порядок выбора.) Ребёнок называет имена людей, игрушки, животных… Их располагаем в порядке называния или усаживаем на «стульчики», которые предлагает ребёнок. 
    hello_html_6180f244.pngПосле четвёртого выбора можно предложить повторяющийся вопрос: «Ты будешь ещё кого-то сажать, или уберём (зачеркнём) стульчики?» (Ответ ребёнка даёт возможность предположить его потребности в общении.) 
    hello_html_6180f244.pngКогда ребёнок заполнит все десять «стульчиков», задаём вопрос о необходимости добавить «стульчики»: «Если хочешь кого-то посадить, то мы можем добавить (дорисовать) «стульчики».                                                 

    Анализ результатов

    1.Потребность в общении: 
    а) желает общаться в широком кругу – используются все «стульчики» или добавляются новые; 
    б) желает общаться, но с близкими людьми, в ограниченном кругу – «убираются» (зачеркиваются) «стулья»; 
    в) несформированная потребность в общении – выбор игрушек, предметов, животных. 
    2. Эмоциональные предпочтения в общении: близкие, доверительные, приятные отношения – люди располагаются рядом с «именинником». 
    3. Значимость социальных окружений: 
    а) количественное преобладание взрослых, детей, предметов – наличие опыта общения с ними; 
    б) преобладание какой-то группы ( семья, детский сад, школа, двор, дача и т. д.) – значимая среда в общении; 
    в) половое преобладание в общении – наличие мальчиков и девочек, женщин, мужчин.

    hello_html_6180f244.pngАнализируя результаты, необходимо учитывать вспомогательную задачу теста и ситуативность ребёнка.

    «Кактус» 
    графическая методика М.А. Панфиловой

    Тест проводится с детьми с 4-х лет.

    Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

    Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

    Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию: 
    1. Кактус домашний или дикий? 
    2. Его можно потрогать? Он сильно колется? 
    3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют? 
    4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 
    6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

    Обработка результатов и интерпретация

    При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

    • пространственное положение
    • размер рисунка
    • характеристики линий
    • сила нажима на карандаш

    Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. 
    Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим 
    Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа 
    Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа 
    Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм 
    Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса 
    Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов 
    Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии 
    Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм 
    Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов 
    Интровертированность - изображен только один кактус 
    Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка , изображение домашнего кактуса 
    Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус

    «Паровозик» Велиева С.В

    hello_html_6180f244.pngМетодика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребёнка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет. 
    hello_html_6180f244.pngСтимульный материал: белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.

    Инструкция: "Рассмотри все вагончики. Давай построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д." Необходимо, чтобы ребенок удерживал все вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.

    Фиксируются: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка. 

    Обработка данных

    hello_html_6180f244.png1 балл присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на третью; красный, желтый, зеленый - на шестую. 
    hello_html_6180f244.png2 балла присваивается, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую. 
    hello_html_6180f244.png3 балла присваивается, если черный, серый или коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный, желтый, зеленый - на восьмую позицию. 
    hello_html_6180f244.pngЕсли в результате суммирования полученных данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс); при 7 - 9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС высокой степени.

    Оценка результатов 
    4 балла - позитивное психическое состояние 
    3 балла - негативное психическое состояние низкой степени 
    2 балла - негативное психическое состояние средней степени 
    1 балл - негативное психическое состояние высокой степени

    hello_html_6180f244.pngНаряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество детей и умножается на 100 %. 
    Оценка результатов: 
    70 % и выше - высокая степень благоприятности психологического климата (сБПК); 
    42 - 69 % - средняя сБПК; 
    26 - 41,9 % - незначительная сБПК; 
    0 - 25 % - начальная степень неблагоприятного психологического климата (сНПК); 
    -1 до - 25% -средняя сНПК; 
    - 26 % и ниже - сильная сНПК.

    Исследование межличностных отношений                           в  подготовительной группе

    Перед исследованием  проанализировать микроклимат в группе по следующим вопросам:

    А. Обстановка в группе:

    - какова атмосфера в моей группе;

    - какие аспекты в моей группе я оцениваю как положительные;

    - какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные.

    Б. Взаимоотношения между детьми:

    - между какими детьми существуют хорошие отношения;

    - чем это вызвано;

    - какие дети часто ссорятся между собой;

    - почему это происходит;

    - каких детей часто обижают;

    - как это объяснить.

    Изучение взаимоотношений детей в подготовительной группе (по диагностической карте Г. А. Урунтаевой «Практикум по дошкольной психологии»).

    Коэффициент взаимности, уровень благополучия отношений, индекс изолированности, предпочитаемые, принятые, не принятые, изолированные.

    Социальные статусы детей.

    Предпочитаемые – эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным, за уверенность в себе, за способность, не колеблясь брать на себя ответственность, не боятся риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут «заразиться» звездной болезнью.

    Принятые – эти дети особенно не выделяются, не имеют никаких замечаний, это дети с доброй душой, им доверяют, с ними советуются сверстники, с ними хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего примечательного.

    Пренебрегаемые, не принятые – эти дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их неприязнь. Не принятые дети чаще всего драчуны, забияки, с ними не хотят играть именно из-за этого.

    Изолированные – это обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают. Такого ребенка могут даже не заметить, если он не пришел в детский сад.

    «Два дома». Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, большой светлый, а другой – маленький, черный и невзрачный. Его просят представить, что красивый дом принадлежит ему и что туда можно приглашать друзей и всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят твоей группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого бы поселил подальше, в черный дом».

    «Капитан корабля». «Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты бы взял в помощники, когда отправился в дальнее путешествие? Кого бы ты не взял с собой в плаванье, кого бы оставил на берегу?»

    «Три открытки». «Подари эти три картинки тем детям, кому хочешь. Если бы у тебя было много таких картинок, и ты бы раздал всем детям в группе, но кому-то троим, не хватило бы – кому бы ты не дал?»

    «Выбор партнеров для общения». «С кем бы ты хотел рисовать (играть, читать и т. д. ?»

    Дети, которые получают наибольшее число отрицательных выборов и которых избегают и отвергают сверстники, должны стать объектом пристального внимания и практической работы.

    В этом случае главная работа  заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам, увидеть в них не противников и конкурентов, а близких и связанных с ним людей.  

    Схема «Оценка неблагополучия ребенка в группе»

    Фамилия, имя ребенка ___

    Возраст ___ Дата проведения наблюдения ___

    № п/п Показатели О Ч И Р Н

    1. Играет в одиночестве

    2. Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми

    3. Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу

    4. Играет только с одним и тем же партнером

    5. Не отходит от воспитателя, избегает других детей в группе

    6. Вступает в конфликт с другими детьми

    7. Ссорится, обижает других детей

    8. Плачет

    9. Жалуется воспитателю

    10. Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игр, пр.)

    О – очень часто, Ч – часто, И – иногда, Р – редко, Н – никогда

    3. Практическая часть.

    Для того чтобы преодолеть отчужденную позицию в отношениях со сверстниками, разрушить у ребенка страх, что его отвергают, необходимо проводить игры, в которых дети должны говорить ласковые имена, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараться сделать друг для друга приятное. Такое внимание помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив от общения со сверстниками. Попробуем и мы сегодня в них поиграть, чтобы потом включить их в работу с детьми.

    «Добрые волшебники». Дети садятся в круг, и взрослый рассказывает им сказку:

    «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать».

    Из желающих детей воспитатель выбирает непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь ему:

    «Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами». Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.

    «Волшебные очки». Взрослый объявляет:

    «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки. … Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!»

    Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство.

    «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали».

    Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

    «Комплименты». Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

    «Подарки». Перед игрой воспитатель готовит различные привлекательные для детей мелочи: маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки и т. д., которые детям приятно было бы получить в подарок. В группе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки.

    «Давайте сделаем так: пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет», – говорит педагог.

    По очереди дети с подарками подходят к тем, кому хотят подарить. Звучат слова благодарности.

    «Конкурс хвастунов». Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет:

    «Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравиться. Не забывайте, что это конкурс и что выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств».

    Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.

    4. Список изученной психолого-педагогической литературы по теме самообразования.

    1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь в помощь психологам и педагогам. - М.:ТЦ Сфера, 2003.
    2. Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики: практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов. М.: ГНОМ, 2011.
    3. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.,1997.
    4. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: (руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми). С-П.: Речь, 2006.
    5. Люшер М. Какого цвета ваша жизнь. Закон гармонии в нас. Практическое руководство. М.,2003.
    6. Чистякова М.И. Психогимнастика.-М.: Просвещение, Владос, 1995.
    7. Электронный журнал. Справочник педагога-психолога.  За 2017, 2018 г.
    8. Интернет-ресурсы:

    infourok.ru;

    www.maam.ru;

    ped-kopilka.ru.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Проект «Неделя арт-терапии» Работу выполнила Ихина Е.Г. воспитатель МАДОУ детский сад № 149 г.Тюмени

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект НОД по развитию эмоциональной сферы в подготовительной группе "Развеселите царевну Несмеяну"

    Конспект НОД предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Комплексное НОД направлено на закрепление у детей представлений об эмоциях: "радость", "грусть". Целью является тренировка смены эмоц...

    Отчет работы педагога-психолога по теме самообразования «Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста» за 2015-2016 учебный год

    Отчет  работы педагога-психолога по теме самообразования "Развитие эмоциональной сферы и познавательных способностей у детей дошкольного возраста" за 2015-2016 учебный год.«...

    Проект Тема: «Мир эмоций и чувств» (Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной к школе группы )

    Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть - семь   лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремител...

    Цикл ООД к проекту Тема: «Мир эмоций и чувств» (Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной к школе группы)

    организованная образовательная деятельность  на развитие эмоционально - волевой сферы у детей...

    Развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы (детей 6-7 лет)

    Цель: развитие эмоциональной сферы детей подготовительной группы (детей 6-7 лет)...

    План-конспект открытого занятия педагога-психолога по развитию эмоциональной сферы «Наше настроение»

    Цель: развитие эмоциональной сферы и создание положительного эмоционального настроя. Задачи:- учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние; - знакомить детей с разными спо...

    Статья. Мульттерапия как метод работы с детьми с ВОЗ по развитию эмоциональной сферы.

    Статья.Мульттерапия как метод работы с детьми с ВОЗ по развитию эмоциональной сферы.Метод мульттерапии, в силу своей новизны, универсальности, доступности и привлекательности, по праву может считаться...