ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «Играя, познаем окружающий мир». Группа раннего возраста №1
проект (младшая группа)

Шенгелиа Евгения Владимировна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gotovyy.docx35.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей  №8 “Зоряночка»

Утверждаю

        заведующий  МБДОУ

детского сада № 8 «Зоряночка»

 _____________Месикова С. Ю.

«____»_______________2020г

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«Играя, познаем окружающий мир».

Группа раннего возраста №1

Воспитатели:

Ибрагимова З.Г.

Шенгелиа Е.В.

        г. Ессентуки    2020-2021 г.

Содержание проекта:

1. Пояснительная записка………………………………………………...1

2. Цель и задача……………………………………………………………2

3. Предполагаемый результат……………………………………………3

4.Этапы работы над проектом……………………………………………4

5. Перспективный план работы…………………………………………..5

6. Вывод…………………………………………………………………….9

7. Список литературы…………………………………………………….10

        

        ПРОЕКТ «Играя, познаем окружающий мир»

Природа – это единственная «книга, каждая страница,

которой полна глубокого содержания»

И.В. Гёте

В конце XX века на одного из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен. Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек «не чувствует природы», не контактирует с ней. Целью экологического образования является формирование человека нового типа, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник– маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.

Опыт показывает, что уже в младшем дошкольном возрасте дети без усилий осваивает комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе, и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

        

        Пояснительная записка

В период дошкольного детства у детей происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребёнка. Познавательные потребности ребёнка зависят от возрастных и индивидуальных особенностей. Уровень сформированности познавательных процессов (восприятие, внимание, памяти, мышление) определяют возможности ребёнка в познании, в умении получать информацию; переработать и применять её; иметь своё отношение к окружающему миру.

Познавательная сфера младших дошкольников активно пополняется новой информацией о предметах, явлениях, событиях, ближайшего окружения. Но ребёнка 2 года интересует прежде всего внешние характеристики, отвечающие на вопросы: Кто? Что? Какой? С 3 лет малыш пытается осознать взаимосвязи, зависимости, но без помощи взрослого ему этого не осуществить. Поэтому роль взрослого в познание ребёнком окружающего мира очень велика. В процессе общения и взаимодействия с детьми взрослый передаёт им свой богатый опыт. Но очень важно определить меру своего участия в познавательных действиях ребёнка, чтобы не задавить его инициативу, не погасить желание открыть для себя новое.

Глубокий след в душе ребёнка оставляет природа, которая воздействует на все его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. У детей   2-3 года уже начинает появляться поисковые вопросы: «Почему вчера можно было лепить из снега, а сегодня нет?», «Как можно узнать, кто нарисовал следы на снегу?», «Почему снежинка на ладошках тает?» и т.п.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.

Элементарная поисково-познавательная деятельность позволяет ответить на интересующие ребёнка вопросы сформировать у детей представление о явлениях

природы; выявить причины взаимосвязи. Она обеспечивает наиболее высокую степень активности и самостоятельности малыша в познание окружающего мира.

Цель:

Познакомить детей, как можно ближе с окружающим миром, используя методы игровой формы,  формировать любознательность к природе.

Задачи:

1. Развивать наблюдательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы.

2. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру.

3. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.

4. Обогащать развивающую среду по экологическому направлению в группе.

5. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.

Тип проекта: познавательный

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2020-май 2021 г.)

Участники: дети раннего возраста, родители, воспитатели.

Формы проведения реализации проекта

  • I этап. Подготовительный.
  • II этап. Основной.
  • III этап. Заключительный

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2 – 3 года

Ребёнок 2-3 года  очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п.  Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.          

 У детей 2-3 года  недостаточно сформированы механизмы само регуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.          

Актуальность

Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети - эмоциями. Познавательная активность ребенка 1-3 года  выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической (знаковой) функции мышления и осмысленной предметной деятельности.

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Этапы реализации проекта:

I этап. Подготовительный.

Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода. Составление плана проекта, подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.

II этап. Основной.

1.        Проведение тематических занятий с воспитанниками, совместная работа воспитанников, родителей (законных представителей)  по теме проекта.

2.        Разучивание стихов о жителях леса, о природе, временах года.

3.        Отгадывание загадок о животных и растениях.

4.        Прослушивание аудиозаписей с голосами животных и звуками природы.

5.        Слушание музыки «Полёт шмеля, «Вальс бабочек», «Полька»;

6.        Раскрашивание картинок.

7.        Дидактические, экологические, подвижные игры.

8.        Просмотр мультфильма, презентации.

9.        Познавательные занятия.

10.        Целевые прогулки по территории детского сада.

11.        Наблюдение за животным и растительным миром, за трудом взрослых.

12.        Трудовая деятельность в уголке природы, на участке и на огороде.

13.        Рассказывание  детям  о животных, растениях, неживой природы.

14.        Беседы о правилах поведения на улице, в лесу, на природе.

15.        Изобразительная деятельность по теме проекта.

III этап. Заключительный

  1.Подготовка презентации по работе с детьми в течение проекта

  2.Проведение досуга с детьми.

  3.Дальнейшая работа над проектом.

Предполагаемый результат:

   У детей появится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы.

   Различать живую природу (растения, грибы, животные, человек) и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

    У детей будут сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.  Ребята научатся вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы: все живые организмы имеют равное неживую природу (воздух, почва, вода).

    Ребята узнают особенности природы родного края.  Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному, изобретут свои собственные знаки.  

    У ребят сформируется стремление к исследованию поведению и отношению к миру природы.  Дети овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе. Познакомятся с запрещающими и разрешающими экологическими

знаками объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.  Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.

   Ребята узнают значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства. Ребята узнают значение воздуха в жизни живых объектов природы.              

    Дети исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

    Дети закрепят представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, животных и птиц полярных районов земли, животных и птиц жарких стран, зимующих и перелетных птиц, о насекомых.

Средства необходимые для реализации проекта

Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода. Составление плана проекта, подбор методического и дидактического материала для реализации идеи, иллюстративного материала, литературных произведений по теме проекта. Разработка конспектов занятий.

План работы

Месяц

Работа с родителями

Совместная деятельность педагога с детьми

Сентябрь

1.Расширять знания детей об осени, характерных признаках.

2.Закрепить знания об овощах, фруктах, о месте их произрастания.

3.Закрепить умение описывать овощ или фрукт по характерным признакам.

1 неделя - Рассматривание картинок с изображением овощей и фруктов.

2 неделя - Сюжетно-ролевая игра: «Собираем урожай».

3 неделя - Художественная продуктивная деятельность: рисование «Весёлые овощи и фрукты».

4 неделя - Интеллектуально-развивающая игра «Разложи фрукты».

Октябрь

   Расширить знания детей об осени, ее признаках и явлениях.

1 неделя -  Пальчиковые игры: «Мы капусту рубим», «Осенние листья», «Вышел дождик на прогулку».

2 неделя -  Беседы: «Осень в гости к нам пришла».

3неделя - Аппликация: коллективная работа «Осеннее дерево».

4 неделя-Наблюдение за красотой осени

Ноябрь

1.Сформировать представление о дожде и капельках.

2. Продолжить изучать окружающий мир

1 неделя - Д/и: «Кому и чему нужна вода», «Разрезанные картинки».

2 неделя - Беседа: «Дождик, дождик кап-кап-кап…», «Как капелька гулять отправилась».

3 неделя-Рисование  пальчиками: «Капельки дождя».

4 неделя - Чтение художественной литературы: «Капелька и дождик».

Декабрь

1.Продолжать развивать интерес к живой и неживой природе.

2. Сформировать  представление о небе.

3.Продолжать проводить экскурсии и целевые наблюдения с фиксацией изменений происходящих в природе.

1 неделя - Наблюдения за небом.

2 неделя - П/игры:  «Тучка», «Небо хмурое».

3 неделя - Лепка «Веселая улитка»

4 неделя - Беседы: «Небо зимой», «Облако и тучка».

Январь

        

1.Развивать интерес к явлениям природы во всех её проявлениях.

 2.Создавать условия для овладения элементарными способами ухода за обитателями живого уголка.

1 неделя - Наблюдения: за снегом. Д/игры: «Кто где живёт?», «Кого не стало?»

2 неделя -Чтение: В. Бианки Синичкин календарь», В.Пришвин» Ребята и зверята», загадки  о природных явлениях. Подвижные игры.

3 неделя-Аппликация: «Снежинки»

4 неделя - Беседы: «Как живут звери  в лесу?», «В гостях у зайца».

Февраль

1.Продолжать формировать простейшие связи  между сезонными изменениями в природе.

2.Развивать интерес ко всему живому.

3.Продолжать формировать доброжелательное и осторожное отношение ко всему живому.

1 неделя - Наблюдения за птицами Д/игры: «Времена

года», «Не сорока не ворона».

2 неделя - Лепка: «Птички»

3 неделя - Чтение художественной литературы.

Экскурсии: по территории ДОУ.

4 неделя - Беседы: «Зима - это хорошо или плохо?», «Как живётся птицам зимой?».

Март

1.Продолжать развивать  интерес ко всему живому и дать представление о солнышке.

2.Формировать доброжелательное и осторожное отношение ко всему живому.

1 неделя - Наблюдения за солнцем.

2 неделя - П/игры: «Солнышко и дождик».

3 неделя - Аппликация: «Солнышко».

4 неделя - Беседы: «Солнышко лучистое», « Что происходит  с приходом весны»,

Апрель

1.Расширять представления детей о многообразии насекомых, рассказать о пользе насекомых.

 2.Упражнять в различении и назывании насекомых;  формировать связную речь,  развивать эмоциональность речи, сообразительность, в процессе отгадывания загадок; воспитывать желание заботиться о природе.

1 неделя - Наблюдение за насекомыми на участке (божья коровка, муравьи, бабочки).

2 неделя - Чтение В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

3 неделя - Рисование ладошками «Бабочка».

4 неделя - Сюжетно -ролевая игра: «День рождения Мухи-Цокотухи».

Май

1.Познакомить  детей с цветами.

2. Расширить знания и представление детей о цветах, растущих в цветнике нашего детского сада, а также о полезных свойствах цветов; создать условия для повышения творческой активности детей; развивать воображение, мышление, коммуникативные навыки; воспитывать бережное отношение к природе.

1 неделя - Дыхательная гимнастика «Ах! Как пахнет!». Рассматривание картинок с цветами.

2 неделя - Слушание стихов:

Бегут ромашки по полю (А. Барто).

3 неделя -  Лепка «Ромашки».

4 неделя -  Прогулка и наблюдение за цветами.

Список литературы:

1. Дрязгунова В. А.  Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1981.

2. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. М.:АРКТИ, 2005.

3. Кондратьева Н.Н. и другие. «Мы» Программа экологического

4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1990.

5. Журнал «Дошкольное воспитание». 1990г. № 6, 1996г. №7, 1998г. № 1, №2, № 5, № 7, 1999г. № 7, №11, № 12,2001г. № 9, 2002 № 5, 2004 № 7.

6. Журнал «Ребёнок в детском саду», 2006г. № 4 – 7.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно – образовательной деятельности “Ознакомление с окружающим” II группа раннего возраста “ В гости к Белке”.

Данная деятельность направлена на реализацию новых форм взаимодействия в системе “ взрослый-ребенок “, направленных на полноценное развитие и адаптацию детей раннего возраста к условиям детских образо...

Проектная деятельность по теме "Листопад"в группе раннего возраста от 2 до 3 лет

Данный проект направлен на:* формирование элементарных представлений о признаках осени;* воспитания у детей умение любоваться осенней красотой природы;* развитие пальчиков рук во время лепки;* фо...

Конспект организованной образовательной деятельности «Воспитание культуры поведения дошкольника в окружающем мире» группа раннего возраста

Программное содержание: - ввести в активный словарь предметы посуды, слова благодарности; - закреплять основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий; - развивать: моторику пальцев рук, память, воспр...

Проект по сенсорному развитию "Я играю, я познаю." для детей группы раннего возраста (2-3 лет).

Сенсорное развитие ребенка младшего дошкольного  возраста – это формирование новых, не существующих у ребенка ранее сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений); это ...

Проектная деятельность «Чудеса из мыла» в группе раннего возраста №2

Развивать тактильные ощущения, осязательные чувства, воображение и фантазию, творческое мышление, эмоциональные восприятие, наблюдательность, навыки экспериментальной деятельности. Знакомство с мылом,...

Конспект организованной образовательной деятельности (игры-занятия) во второй группе раннего возраста (с 2 до 3 лет) «Ознакомление с окружающим: ознакомление с предметным и социальным миром» Тема: «Научим куклу Машу умываться»

ЦеЦель:Продолжать формировать культурно-гигиенические навыки: умение намыливать руки и вытирать насухо полотенцем; мыть лицо, не разбрызгивая воду. Предварительная работа: чтение произведени...