Конструктивно-модельная деятельность как основа творческого развития дошкольников
статья

Овсянникова Ирина Анатольевна

Конструктивно-модельная деятельность относится к области "Художественно-эстетического развития" дошкольников. Эта деятельность реализуется на всех этапах дошкольного образования - от младшей группы до подготовительной. Конструирование - это хороший способ развивать в детях творческие способности, т.к. соединяет в себе все формы создания конструкций, моделей и построек из строительного материала и деталей конструктора, природного и бросового материала, бумаги, картона и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Конструктивно-модельная деятельность как основа творческого развития дошкольников»

Современная система дошкольного образования переходит на качественно новый уровень. ФГОС ДО не только предъявляют широкий ряд требований к организации педагогического процесса, но и предоставляют новые возможности для дошкольного образования, педагогов, родителей и конечно же для детей.

Деятельность детей в детском саду многообразна. Это позволяет поддерживать у детей интерес к творческой деятельности, осуществлять их всестороннее развитие. Одним из видов деятельности является конструирование, относится к области «Художественно-эстетического развития».

Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций, моделей и построек из строительного материала и деталей конструктора, бросового и природного материала, бумаги и картона и др.

В процессе конструирования, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивой постройке, которую он создал сам, огорчается, если что-то не получается.

Но самое главное то, что создавая постройку, ребенок приобретает различные знания: уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и название деталей, овладевать конструктивными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. В процессе конструирования происходит:

-развитие мелкой моторики;

-знакомство с формой и способность тактильного восприятия текстурой предметов на практике;

-развитие фантазии и воображения;

-обогащение речи новыми понятиями (пирамида, куб и т.д.);

-выработка технических навыков в процессе задумки и реализации поставленной задачи;

-стимуляция образного и логического мышления.

 Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструктора, крупногабаритных модулей, а также конструирование на базе компьютерных программ.

К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги, бросового и природного материала.

Рассмотрим поэтапное «взросление» конструктивно-модельной деятельности дошкольников.

Первая младшая группа. Для конструирования во всех возрастных группах используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал. Дети продолжают знакомиться с понятиями кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр.

На протяжении всего раннего возраста конструирование слито с сюжетно - отобразительной игрой, выступает и как её элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов.

Основной задачей в этом возрасте является побуждение интереса к конструированию, приобщение к созданию простейшие конструкций (дорожка, ворота…).

Основные постепенно усложняющие конструкции воспитатель задает через образцы.

Занятия по сюжетному конструирование проводят по подгруппам (4-5 человек). Инициатива всегда принадлежит воспитателю.
Каждая предлагаемая детям тема должна быть представлена несколькими усложняющимися конструкциями одного и того же объекта (например, домик с окошками) (через образец).

Необходимые материалы:

Наборы деревянного строителя (геометрические фигуры: кубики, призма, пластины, кирпичики…)

 При обыгрывания сюжетов можно использовать разнообразные игрушки со масштабные строительному материалу.

Можно использовать разнообразные элементы из сюжетно — ролевых наборов «Зоопарк», «Домашние животные», «Пожарные и спасатели» и др.
Сюжеты необходимые в раннем возрасте:

  • «Куклы спят и гуляют»
  • «Куклы кушают»
  • «Машины едут по улице и въезжают в гараж»
  • «Прилетели птички и сели на башенку…»
  • «Маленькая матрешка живет в маленьком домике, а большая в большом»

Поощряется самостоятельная конструктивная деятельность.

Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет). Детей подводят к простейшему анализу созданных построек. Совершенствуются конструктивные умения, дети продолжают использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трехгранные призмы), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание).

Конструирование отделяется от игры (не включается в игровой сюжет) и выступает как самостоятельная продуктивная деятельность.
Все основные конструкции дети учатся строить по образцу под руководством воспитателя: располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырехугольника), ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии (заборчик, ворота).

Дети побуждаются к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали (на столбики ворот ставить трехгранные призмы, рядом со столбами — кубики и др.). Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

Особое внимание уделяется организации обследования образцов по определенной схеме.

Дети продолжают знакомиться со свойствами основных деталей (Например, все стороны куба одинаковы по форме поэтому куб одинаково устойчив, на какую бы грань его ни поставили).

Модели необходимые в младшем дошкольном возрасте (3-4 лет): мебель, ворота, заборчик.

Необходимо развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Дети продолжают  обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома—улица; стол, стул, диван —мебель для кукол. После игры аккуратно складывают детали в коробки.

Средняя группа (от 4 до 5 лет). Взрослые обращают внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их дома, детского сада. На прогулках в процессе игр рассматривать с детьми машины, тележки, автобусы и другие виды транспорта, выделяя их части, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части.

Дошкольники учатся анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах —стены, вверху —перекрытие, крыша; в автомобиле —кабина, кузов и т.д.). Учатся самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).

В средней группе дети обучаются конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому—окна, двери, трубу; к автобусу—колеса; к стулу—спинку).

Приобщаются дети к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Учаться использовать для закрепления частей клей, пластилин; применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

Старшая группа (от 5 до 6 лет). Дошкольники продолжают развивать умение связь между создаваемыми постройками и тем, что они видят в окружающей жизни; создают разнообразные постройки и конструкции (дома, спортивное и игровое оборудование и т. п.).

Дети выделяют основные части и характерные детали конструктора. Они анализируют сделанные воспитателем поделки и постройки и на основе этого анализа планируют и создают собственные постройки.

Знакомятся с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами и др. Учатся заменять одни детали другими.

Учится строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Важно развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

В обучении старших дошкольников оказалось возможным использовать все основные формы конструирования в следующей последовательности:

  • Конструирование по образцу
  • Конструирование по модели (Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отделены; составляющих её элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Это модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительную задачу, но не дают способа её решения.)
  • Конструирования по условиям (Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое её назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т.п). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку, способов их решения не дается.)
  • Конструирования по простейшим чертежами и наглядными схемам (Простейшие чертежи — в качестве средства самостоятельного познания новых объектах)
  • Конструирование по теме (Детям предлагают общую тематику конструкций («птицы», «город» и т.п) и они сами создают замыслы конкретных построек, поделок, выбирают материал и способы их выполнения.)
  • Конструирование по замыслу (Такая форма конструирования обладает большим возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.)
  • Каркасное конструирование (В конструировании такого типа ребенок, гладя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали. В соответствии с этом «каркасное» конструирование является хорошим средством формирования воображения, обобщенных способов, конструирования образного мышления).

Конструирование из бросового материала очень интересное и полезное занятие для развития мелкой моторики детей. Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, так приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Ещё Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Бумага – доступный для ребёнка и универсальный материал — широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям. Ребёнок радуется тому, что созданная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плавает, самолётик, змей взлетают ввысь и т. д.

Существует разная техника работы с бумагой: сминание, разрывание, разрезание, сгибание, скручивание, оригами.

Сминание – самая простая техника, позволяющая ребёнку изменить форму бумаги и увидеть в ней целостный образ: облако, цветок, бантик, рыбку, птичку. Эти образы рождаются в рассуждениях: На что или на кого похоже? На что похоже, если повернуть и посмотреть с другой стороны? А если соединить фигурки? Смятые комочки бумаги «превращаются» в пушистых цыплят, яблоки, одуванчики, новогодние игрушки.

Разрывание и надрывание – одно из самых любимых детских занятий. Поначалу дети просто с удовольствием разрывают бумагу на кусочки, а взрослые помогают увидеть в получившихся формах что-то из окружающего мира: листок, жучок, макароны, конфета… Затем дети и сами постепенно осваивают технику.

Скручивание (квиллинг). Такой способ помогает ребёнку создавать объёмные и фактурные поделки. Чудесно получаются как цельные образы – змея, червячок, гусеница, шарфик, улитка, колосок, розочка, травинка, кукольная бижутерия, так и некоторые части поделок или изображений – косы, уши, бантики, стволы деревьев. Разрезание и сгибание являются более сложными и одновременно более распространёнными в педагогической практике. Начиная с пяти лет, дети успешно овладевают ими.

Киригами и оригами. Техника киригами пришла к нам из Японии. Она включает в себя складывание бумаги и вырезание её в разных направлениях. Так создаются различные фигурки животных, забавных человечков, всевозможные снежинки и цветы.

Надо сказать, что традиционное конструирование из бумаги – оригами и киригами – это достаточно сложный вид деятельности. Важно не учить созданию конкретных поделок, а формировать обобщённые способы конструирования.

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первичных трудовых навыков.

Конструирование из природного материала является более сложным видом конструирования в детском саду. Также природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это, прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и многое другое.

Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и других подручных материалов.

В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает.
Природный материал, наверное, один из самых распространенных материалов для творчества и рукоделия и что самое приятное, так это то, что он находится у нас прямо под ногами.

Все формы конструктивной деятельности ребенка дошкольного возраста имеют большое значение в подготовке детей к школе, развитию у них мышления, памяти, воображения, способности к самостоятельной поисковой и творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – КАК ОСНОВА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Дзен - графика в изобразительной деятельности как средство творческого развития дошкольников.

Развитие творческого потенциала и создание условий для развития творческих способностей у дошкольников через изобразительную деятельность, путём техники рисования «Дзен – графика»...

Презентация «Основы организации и проведения непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников в ДОУ: изобразительная деятельность»

Художественно-эстетическое развитие детей включает:опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности и опыт художественно-творческой деятельности.Ребе...

Театрализованная деятельность как средство творческого развития дошкольников

В статье обсуждается актуальность организации театрализованной деятельности в детском саду, положительные аспекты применения театрально-игровой деятельности во всех образовательных областях в соответс...

Проект «Театрализованная деятельность как основа всестороннего развития дошкольника»

Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, усвоение знаний и представлений об окружаю...

Консультация для педагогов «Конструктивно-модельная деятельность как основа творческого развития дошкольников»

Консультация для педагогов «Конструктивно-модельная деятельность как основа творческого развития дошкольников» Автор: Семидетнова А. В., воспитатель первой квалификационной категории, руко...

Самообразование: «Конструктивно-модельная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»

Самообразование: «Конструктивно-модельная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»   Актуальность выбранной темы:   На сегодняшний день активность...