ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР.
статья

В статье рассматривается проблема общения дошкольников со своими сверстниками.Проанализированы коммуникативные компетенции детей дошкоьного возраста.Показано , что через коммуникативны игры можно решить проблемные задачи

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР.

Общение является важной составляющей жизни человека, его сущностной характеристикой. С его помощью осуществляется взаимодействие с окружающими, накопление знаний о мире, усвоение норм и правил поведения. Генезис общения представлен последовательной сменой ведущих форм общения, совершенствованием его средств, усложнением мотивов. В концепции генезиса общения М. И. Лисиной развитие общения рассматривается как смена качественно своеобразных форм общения, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к общению и основными средствами общения.

Данные детской психологии свидетельствуют о том, что ребенок постепенно учится преодолевать трудности общения, усваивает его нормы и правила, овладевает социокультурными средствами установления и поддержания контактов со сверстниками и взрослыми.

Здесь важную роль играют коммуникативные умения - качества субъекта общения, позволяющие ему осуществлять общение на оптимально высоком уровне. Выделяют такие виды умений как информационно-коммуникативнык умения  -  умения вступать в процесс общения ; ориентироваться в партнерах и ситуациях общения; соотносить средства вербального и невербального общения, регуляционно- коммуникативные умения - умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению, доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься, применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач и аффективно-коммуникативные умения - умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Сформированные навыки общения помогают личности осуществить процесс собственной социализации и адаптации в обществе, создает условия для расширения межличностных контактов, наконец, сказывается на развитии психических процессов, таких как речь, память, мышление, воображение, восприятие. Дети, способные к общению, как правило, легко ориентируются в жизненных ситуациях, довольно быстро расширяют свои социальные связи, формируют межличностные отношения, преодолевают коммуникативные барьеры, находят способы выхода из конфликтной ситуации, наконец, они испытывают намного меньше стрессов, чем те люди, которые не владеют техникой межличностного общения.

Для формирования навыков общения у дошкольников используются разнообразные методы и формы работы. Особая роль в этом принадлежит коммуникативным играм. В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы. Разработкой коммуникативных игр занимались такие авторы как, О.Хухлаев, О.Хухлаева, Е.В.Карпова, Е.К.Лютова, Н.Л.Кряжева, К.Фопель, Н.Клюева, Ю.Касаткина.

Общение - самая значительная часть отношений между людьми, предполагающая любые формы их совместной деятельности. Изучение особенностей общения и его значения для социализации человека - вечная проблема психологической науки.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный - лат. слова "устный, словесный") и неречевой (невербальный).

Главное в общении - передача мысли, но важно и как она передается. Существует много средств передачи мыслей. Однако среди них особое место занимает язык. Он является наиболее полноценным средством передачи мыслей, так как генетически первичен, возник и развивается естественно, и в то же время представляет собой единственную «непосредственную действительность мысли». Все другие средства общения основаны на языке, ибо самостоятельно выразить мысль они не могут. Язык непосредственно выражает мысль и в то же время передает ее людям. Общение как особый вид деятельности выполняет ряд функций. Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.

Дети, способные к общению, как правило, легко ориентируются в жизненных ситуациях, довольно быстро расширяют свои социальные связи, формируют межличностные отношения, преодолевают коммуникативные барьеры, находят способы выхода из конфликтной ситуации, наконец, они испытывают намного меньше стрессов, чем те люди, которые не владеют техникой межличностного общения. При этом следует иметь в виду, что существуют особенности речевых коммуникаций, связанные с особенностями возраста.

Формой общения называется коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая по нескольким параметрам.

 Основными среди них являются следующие 5 параметров:

1) время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства;

 2) место, занимаемое ею и системе более широкой жизнедеятельности ребенка;

3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения (что именно ищет ребенок в других людях, ради чего он к ним обращается и что с их помощью желает понять в самом себе);

 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми;

5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми.

Для детей дошкольного возраста общение со сверстниками приобретают особую значимость. В этот период возникают коллективные связи, формируется общественное мнение, взаимная оценка, требовательность и другие феномены общественной жизни. На этой основе начинает формироваться и определяться направленность, появляются новые нравственные чувства, усваиваются нравственные требования.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие.

Примерная образовательная программа «От рождения до школы» указывает, что социально-коммуникативное развитие направлено на то, чтобы:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.
  • Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим.
  • Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.
  • Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.
  • Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
  • Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
  • Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе. Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей.  Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций.  

В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах с взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам.

Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам.  

Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.  

Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, «кто с кем дружит», или «водится».  

Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна.  Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды. Такова в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте.  

Коммуникативные игры направлены на развитие коммуникативных навыков, т.е. навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умения слушать и слышать другого человека, развитие эмоциональной сферы. Коммуникативные игры предполагают совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

      С помощью коммуникативных игр у детей:

- Снимаются телесные зажимы;

- Происходит эмоциональная разрядка;

- Развиваются воображение, мимика и жестикуляция;

- Активизируется внимание;

- Легче осваиваются правила поведения;

- Повышается самооценка.

  С помощью игр на развитие партнерства и сотрудничества и обучения эффективным способам общения, ребенок учится взаимодействовать с окружающим его миром и обществом, а с помощью игр на снятие конфликтности – учится ненасильственному способу решения конфликтной ситуации и ведению переговоров.

Проблема коммуникативного развития, формирования навыков общения, установления межличностных отношений со сверстниками является в настоящий момент одной из самых актуальных для специалистов, работающих с детьми. Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков позитивного общения. Для своевременного формирования определенных коммуникативных умений должна быть организована соответствующая педагогическая работа.

Вот поэтому особое место в формировании   коммуникативных умений отводится использование коммуникативных игр. С помощью коммуникативных игр у детей снимаются телесные зажимы,  происходит эмоциональная разрядка,  развиваются воображение, мимика и жестикуляция,  активизируется внимание, легче осваиваются правила поведения, повышается самооценка.

 Проведение игр на формирование навыков общения способствует развитию коммуникативных навыков (вербальных и невербальных), улучшает отношения между детьми, повышает уровень комфортности и эмоционального состояния детей в группе.



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР.

Общение является важной составляющей жизни человека, его сущностной характеристикой. С его помощью осуществляется взаимодействие с окружающими, накопление знаний о мире, усвоение норм и правил поведения. Генезис общения представлен последовательной сменой ведущих форм общения, совершенствованием его средств, усложнением мотивов. В концепции генезиса общения М. И. Лисиной развитие общения рассматривается как смена качественно своеобразных форм общения, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к общению и основными средствами общения.

Данные детской психологии свидетельствуют о том, что ребенок постепенно учится преодолевать трудности общения, усваивает его нормы и правила, овладевает социокультурными средствами установления и поддержания контактов со сверстниками и взрослыми.

Здесь важную роль играют коммуникативные умения - качества субъекта общения, позволяющие ему осуществлять общение на оптимально высоком уровне. Выделяют такие виды умений как информационно-коммуникативнык умения  -  умения вступать в процесс общения ; ориентироваться в партнерах и ситуациях общения; соотносить средства вербального и невербального общения, регуляционно- коммуникативные умения - умения согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению, доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься, применять свои индивидуальные умения при решении совместных задач и аффективно-коммуникативные умения - умения делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнерам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.

Сформированные навыки общения помогают личности осуществить процесс собственной социализации и адаптации в обществе, создает условия для расширения межличностных контактов, наконец, сказывается на развитии психических процессов, таких как речь, память, мышление, воображение, восприятие. Дети, способные к общению, как правило, легко ориентируются в жизненных ситуациях, довольно быстро расширяют свои социальные связи, формируют межличностные отношения, преодолевают коммуникативные барьеры, находят способы выхода из конфликтной ситуации, наконец, они испытывают намного меньше стрессов, чем те люди, которые не владеют техникой межличностного общения.

Для формирования навыков общения у дошкольников используются разнообразные методы и формы работы. Особая роль в этом принадлежит коммуникативным играм. В игре ребенок учится подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы. Разработкой коммуникативных игр занимались такие авторы как, О.Хухлаев, О.Хухлаева, Е.В.Карпова, Е.К.Лютова, Н.Л.Кряжева, К.Фопель, Н.Клюева, Ю.Касаткина.

Общение - самая значительная часть отношений между людьми, предполагающая любые формы их совместной деятельности. Изучение особенностей общения и его значения для социализации человека - вечная проблема психологической науки.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный - лат. слова "устный, словесный") и неречевой (невербальный).

Главное в общении - передача мысли, но важно и как она передается. Существует много средств передачи мыслей. Однако среди них особое место занимает язык. Он является наиболее полноценным средством передачи мыслей, так как генетически первичен, возник и развивается естественно, и в то же время представляет собой единственную «непосредственную действительность мысли». Все другие средства общения основаны на языке, ибо самостоятельно выразить мысль они не могут. Язык непосредственно выражает мысль и в то же время передает ее людям. Общение как особый вид деятельности выполняет ряд функций. Под функциями общения понимаются те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека.

Дети, способные к общению, как правило, легко ориентируются в жизненных ситуациях, довольно быстро расширяют свои социальные связи, формируют межличностные отношения, преодолевают коммуникативные барьеры, находят способы выхода из конфликтной ситуации, наконец, они испытывают намного меньше стрессов, чем те люди, которые не владеют техникой межличностного общения. При этом следует иметь в виду, что существуют особенности речевых коммуникаций, связанные с особенностями возраста.

Формой общения называется коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, взятая в целостной совокупности черт и характеризуемая по нескольким параметрам.

 Основными среди них являются следующие 5 параметров:

1) время возникновения данной формы общения на протяжении дошкольного детства;

 2) место, занимаемое ею и системе более широкой жизнедеятельности ребенка;

3) основное содержание потребности, удовлетворяемой детьми при данной форме общения (что именно ищет ребенок в других людях, ради чего он к ним обращается и что с их помощью желает понять в самом себе);

 4) ведущие мотивы, побуждающие ребенка на определенном этапе развития к общению с окружающими людьми;

5) основные средства общения, с помощью которых в пределах данной формы общения осуществляются коммуникации ребенка с людьми.

Для детей дошкольного возраста общение со сверстниками приобретают особую значимость. В этот период возникают коллективные связи, формируется общественное мнение, взаимная оценка, требовательность и другие феномены общественной жизни. На этой основе начинает формироваться и определяться направленность, появляются новые нравственные чувства, усваиваются нравственные требования.

В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило, неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками. Очевидно, что общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие.

Примерная образовательная программа «От рождения до школы» указывает, что социально-коммуникативное развитие направлено на то, чтобы:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, заниматься самостоятельно выбранным делом, договариваться, помогать друг другу.
  • Воспитывать организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим.
  • Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.
  • Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.
  • Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
  • Воспитывать уважительное отношение к окружающим. Формировать умение слушать собеседника, не перебивать без надобности. Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.
  • Обогащать словарь формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
  • Расширять представления детей об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе. Формировать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложный и порой драматичный сценарий межличностных отношений детей.  Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашены массой разнообразных эмоций.  

В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становится эмоциональнее, чем в контактах с взрослыми. Дошкольники активно обращаются к сверстникам по самым различным причинам.

Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам.  

Между тем опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребёнка.  

Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемы возникают в основном в связи с тем, «кто с кем дружит», или «водится».  

Ребенок может серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях. Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна.  Ребенку необходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное и сочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенку пережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что дети ссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды. Такова в общих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольном возрасте.  

Коммуникативные игры направлены на развитие коммуникативных навыков, т.е. навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умения слушать и слышать другого человека, развитие эмоциональной сферы. Коммуникативные игры предполагают совместную деятельность, самовыражение и взаимное сотрудничество, формирование доброжелательных отношений. В процессе этих игр ребенок переживает неподдельную радость вместе с другими детьми, что в дальнейшем обращается в жизнерадостность, оптимизм, умение ладить с другими людьми, способность преодолевать жизненные трудности и добиваться поставленных целей.

      С помощью коммуникативных игр у детей:

- Снимаются телесные зажимы;

- Происходит эмоциональная разрядка;

- Развиваются воображение, мимика и жестикуляция;

- Активизируется внимание;

- Легче осваиваются правила поведения;

- Повышается самооценка.

  С помощью игр на развитие партнерства и сотрудничества и обучения эффективным способам общения, ребенок учится взаимодействовать с окружающим его миром и обществом, а с помощью игр на снятие конфликтности – учится ненасильственному способу решения конфликтной ситуации и ведению переговоров.

Проблема коммуникативного развития, формирования навыков общения, установления межличностных отношений со сверстниками является в настоящий момент одной из самых актуальных для специалистов, работающих с детьми. Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков позитивного общения. Для своевременного формирования определенных коммуникативных умений должна быть организована соответствующая педагогическая работа.

Вот поэтому особое место в формировании   коммуникативных умений отводится использование коммуникативных игр. С помощью коммуникативных игр у детей снимаются телесные зажимы,  происходит эмоциональная разрядка,  развиваются воображение, мимика и жестикуляция,  активизируется внимание, легче осваиваются правила поведения, повышается самооценка.

 Проведение игр на формирование навыков общения способствует развитию коммуникативных навыков (вербальных и невербальных), улучшает отношения между детьми, повышает уровень комфортности и эмоционального состояния детей в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр подобранная для развития навыков общения старших дошкольников с ЗПР со сверстниками посредством игры

Данная подборка игр направлена на обучение детей речевому этикету (приветствие, прощание, благодарность), развитие умения понимать настроение окружающих, понимать свое эмоциональное состояние и у...

Дипломная работа на тему "РОЛЬ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ 6- ГОДА ЖИЗНИ"

Общение ребенка со сверстниками - это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения со взрослыми. Опыт первых отношений со сверстниками и является тем фундаментом, на к...

Формирование навыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры (из опыта работы)

В статье рассказывается о работе над формированиемнавыков общения со сверстниками у младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры, прилагается картотека игр по данной теме....

Практикум для педагогов «Формирование и развитие у дошкольников навыков общения посредством коммуникативных игр»

Проведение практикума организовано на содержании педагогического опыта образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Из опыта работы: «Роль взрослого в формировании у ребенка навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности»

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группах имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с друг...

Картотека игр, направленныx на развитие коммуникативных навыков, формирование у дошкольников позитивного общения со сверстниками.

Картотекаигр, направленныx на развитие коммуникативных навыков, формирование у дошкольников позитивного общения со сверстниками....

Рекомендации для педагогов о возможности использования коммуникативных игр в формировании навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте

Рекомендации для педагогов о возможности использования коммуникативных игр в формировании навыков общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте:Подобрать игры – приветствия для положител...