Доклад для воспитателей
консультация (младшая группа)

Радченко Оксана Николаевна

Невозможно представить себе развитие ребенка без игры, сюжетно - ролевые же игры являются основным видом деятельности дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сюжетно - ролевая игра31.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Долгое

Вейделевского района Белгородской области

Доклад на тему:

 «Сюжетно – ролевая игра в жизни ребенка»

Воспитатель младшей разновозрастной группы:

Радченко О.Н.

2019

Дошкольное детство – это очень важный период в жизни ребенка. В этот период он впервые говорит «я сам» и становится деятелем. Одним  из основных видов деятельности дошкольника является игра. Она занимает особое место в жизни ребенка. Игра, как и любая практическая деятельность является формой познавательной деятельности, то есть средством и способом познания, при условии руководства ею со стороны взрослого.

 Существует огромное количество игр: дидактические, словесные, настольные, подвижные, театрализованные. Сегодня мы поговорим о сюжетно – ролевой игре.

 Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем,  она строиться на взаимодействии ребенка с  взрослыми.

 Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.

Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

Но чтобы игра стала действительно развивающей, ребенка сначала нужно научить играть. Для этого необходимо изучить формирование сюжетно-ролевой игры,  как фактора развития игровых навыков детей младшего дошкольного возраста.

Формирование предпосылок сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте проходит в три этапа:

 • Первый этап — ознакомительная игра. Взрослый организует предметно- игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы. Уже с 3-4 месяцев младенец тянется к игрушкам, которые подвешивают над его грудью (кольца, гирлянды из шариков и т.д.), рассматривает их: случайно натыкаясь на предмет, радуется, пытается повторить движение. В 5-6 месяцев ребенку предлагают игрушки из разных материалов (резиновые, пластмассовые, деревянные), отличающиеся по форме, величине, цвету. Его учат захватывать игрушки, перекладывать из ручки в ручку, размахивать ею, постукивать. Ребенку дают и игрушки-вкладыши, а также различные звучащие игрушки. Взрослый, обращаясь к малышу по имени, показывает игрушку и действия с ней. В процессе самостоятельных манипуляций с игрушкой ребенок познает ее свойства.

 В ознакомительной игре прослеживается намеренность действий ребенка: тянется к погремушке, захватывает ее, рассматривает, стучит по краю манежа, бросает за бортик манежа, слушает, как она загремела и т.д. Такая преднамеренность действий с предметами - предпосылка развития целенаправленности, характерной для сюжетно- ролевой игры

 • Второй этап — отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое предназначение: «Это чашка, из нее пьют. Это простынка, укроем мишку». Внимание 7-8 месячного ребенка обращают на свойства игрушек. Его учат играть с ними в зависимости от этих свойств: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки, сжимать и разжимать резиновую рыбку. Ребенка 9-10 месяцев учат соотносить предметы по форме, по их физическим свойствам: снимать и надевать на стержень колечки, накладывать 2-3 кубика один на другой.

Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка переносить усвоенные действия с одного предмета на другой, т.е. обобщать действия.

 • Третий этап — сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку). Воспитатель учит малышей отражать жизненные ситуации, знакомые им по личному опыту, в игровом (условном) плане.

 Для развития сюжетно-отобразительной игры необходимы разные игрушки, с помощью которых педагог вовлекает детей в решение игровых задач (Мишка устал, уложи его спать и т.д.). Перед ребенком ставится условно-игровая цель деятельности, которую он достигает игровыми способами и средствами, и получает воображаемый результат.

Особенности руководства сюжетно – отобразительной игрой в 1 младшей группе  планируются  в процессе непосредственно – образовательной деятельности, в  форме игрового упражнения, индивидуальной игры, совместной игры с воспитателем, со сверстниками, парной, в малой группе - в ходе режимных моментов - в самостоятельной деятельности детей.

Роль педагога – вовлекать  в игру, предоставлять  детям возможность выбора (вида игры, сюжета, роли) стимулировать  детей к пользованию предметов - заместителей, способствовать эмоционально – насыщенной атмосфере в игре.

Второй год жизни. В течение второго года жизни ребенок должен научиться следующему: выполнять разные игровые действия (укладывать куклу, кормить ее, катать в коляске, варить еду, перевозить в машине игрушки, грузы и т.д.), дополнять или заменять игровые действия первыми речевыми высказываниями («Ляля бай-бай» и т.д.) Детям предлагают для игры разнообразный материл: образные игрушки, предметы-заместители. Основное условие для развития сюжетно-ролевой игры - это совместные игры взрослого и ребенка. Чтобы научить детей развивать содержание игры, педагог обыгрывает жизненные ситуации, привлекая их к активному участию. Например, видоизменяет игровую ситуацию кормления, которую так любят изображать дети раннего возраста: вводит новые персонажи («Пришел в гости зайка, давай покормим его»), новые блюда («Будем угощать пирогом, дадим гостям конфеты»), новую посуду (яблоки в вазе, конфеты в конфетнице). Следует побуждать детей воспроизводить ранее усвоенные действия в новых вариантах игры. Педагог создает ситуации, стимулирующие ребенка к использованию предметов-заместителей (ножа нет, чем же резать хлеб?), к действиям в воображаемой ситуации. Такие игры обычно сопровождаются речью, которая помогает созданию образа (каша вкусная; зайка любит морковку; молодец мишка - вытер рот салфеткой).

 Для развития сюжетно-отобразительной игры эффективны показы-инсценировки. Педагог показывает, как одна игрушка умывается, вытирает лицо и руки полотенцем, садится за стол, пьет молоко, т.е. демонстрирует цепочки последовательных разнородных действий с одной игрушкой. В следующий раз демонстрируются однородные действия, которые выполняют различные игрушки: мишка, кукла, зайка. Они по очереди поют знакомую малышам песню, читают стихотворение, пляшут, играют в мяч. Детям показывают также инсценировки с использованием настольного, кукольного театров, сюжетно-дидактические игры. Они с удовольствием смотрят, как разыгрывается знакомая сказка, стихотворение, бытовые сценки, созвучные их опыту. После показа педагог предлагает малышам поиграть с игрушками, вызывает желание подражать тому, что они видели на занятии. Включаясь в игру детей, воспитатель подсказывает, как выполнить игровое действие, ставит перед ними игровые задачи («Спой с куклой песенку!»), помогает при затруднениях («Давай вместе с куклой прочитаем стихотворение про зайку»). Естественно, что дети не смогут повторить все демонстрировавшиеся им действия. Однако показ необходим для уточнения представлений ребенка, формирования умения следить за действиями взрослого, слушать объяснения. Педагог активизирует речь воспитанников, обращаясь с просьбой (спеть вместе с игрушками, помочь кукле прочитать стихотворение, назвать действие). Чтобы обучающие занятия, разнообразные показы-инсценировки приносили положительные результаты, целесообразно повторять их, вводя новые элементы, вызывая у малышей эмоциональные реакции, повышая их активность

 В небольшой группе детей легче вовлечь в совместное выполнение игровой задачи («Кукла заболела, плачет. Что делать?»)  Для обучающих игр, показов подбираются игрушки среднего размера (15-20 см), привлекательно оформленные, устойчивые, с подвижными частями (сгибающиеся ручки, ножки), что дает возможность демонстрировать разные движения, изменять положение в пространстве.

 Итак, на втором году жизни развиваются игры, посредством которых ребенок знакомится с предметами, удовлетворяет потребность ориентироваться в окружающем мире. Меняется характер подражания: ребенок в игре передает те действия взрослых, которые видел сам, а не только те, которым его обучали. К концу этого периода в играх детей видны ростки сюжетно-ролевой игры, а именно: подражание взрослым, создание воображаемых образов, стремление активно действовать, познавать окружающий мир.

 Третий год жизни.  Сюжетно-ролевые игры в их собственном смысле возникают к концу третьего года жизни ребенка. Как уже было отмечено выше, их появление связано с рядом условий: наличием разнообразных впечатлений от окружающего мира, накоплением предметных игровых действий, наличием игрушек, частотой общения с  взрослыми, развитие самостоятельности детей. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющую жизненный смысл. Эта цепочка, состоящая из 2-х 3-х действий, многократно повторяется. Основным содержанием, как в предметной игре, являются разнообразные действия с предметами. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно, и основания для объединения еще нет. Совместные игры возможны лишь при участии взрослого. Дальнейшее формирование игры связано с развитием сюжета. Более сложный сюжет, включающий 2-3 звена из двух трех действий, возникает тогда, когда взрослые подбирают для детей игрушки, вызывающие разнообразные, связанные между собой действия. Это определяется тем, что на данном этапе развития игры в центре ее находится предмет и действия с ним.

 Во второй половине третьего года жизни в развитии сюжетных игр детей происходит значительный скачок - в игре появляется роль. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным возрастом, еще не называет себя именем взрослого. Затем свою роль в игре ребенок обозначает словом (мама, врач, шофер), но только после того, как им был совершен ряд соответствующих действий. И наконец, уже в самом начале игры ребенок берет роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с этой ролью. Появление роли связано с изменением направленности сознания ребенка (по мере накопления впечатлений и опыта) с предмета и действия с ним на того, кто действует, - на человека. Благодаря умению переносить действие с одного предмета на другой развивается способность отождествлять свои действия с действиями других людей.

 Это и служит основанием для появления роли в играх детей. Игры становятся сюжетно- ролевыми. Содержанием первых сюжетно-ролевых игр по-прежнему остаются разнообразные действия с предметами: мама готовит обед, укладывает дочку спать, врач ставит градусник и т.д. но наличие роли в игре приводит к быстрому увеличению разнообразных действий; обогащается и эмоциональное содержание игры: ребенок переживает чувства, связанные с конкретной ролью. По форме первые ролевые игры чаще всего продолжают оставаться играми рядом: дети чаще всего осуществляют действия независимо друг от друга. Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей постепенно приводит к появлению совместных игры, объединяющей вначале двух-трех, а затем и большее количество детей. Вначале они группируются на основе действия, по его направленности: ведет машину шофер, а пассажир едет в ней и т.д. Эти объединения еще очень кратковременны, быстро распадаются. Сюжет игры по-прежнему несложен: дети преимущественно отражают жизнь семьи, детского сада.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры как таковые возникают к концу третьего года жизни ребенка вследствие накопления различных впечатлений от окружающей действительности и складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая будет интенсивно развиваться в дошкольном детстве. Перечислим эти предпосылки: - ребенок вовлекает в игру предметы, замещающие реальные, и называет эти предметы- заместители в соответствии с их игровым значением;

- усложняется организация действий, приобретая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;

- действия обобщаются и отделяются от предмета; - ребенок начинает сравнивать свои действия с действиями взрослых и в соответствии с этим называть себя именем взрослого;

- происходит эмансипация от взрослого, при которой взрослый выступает как образец действий, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, но как взрослый.

Подчеркнем особенности развития игровой деятельности в раннем возрасте:

 - формируются первые игровые умения;

 - складывается способность ставить и решать игровые задачи;

- начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;

 - формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

 Значение сюжетно – ролевой игры на развитие детей очень велико!

• В игре придумывается сюжет – значит развивается фантазия.

• В игре ведутся диалоги между играющими – значит развивается речь. В создании образа особенно велика роль слова. Слово помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ними свои действия. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой, сама игра развивается под влиянием развития речи.

• Используются заместители предметов – развивается воображение. Для осуществления замысла сюжетно – ролевой игры ребёнку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии с взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем дети старше и более развиты, тем требовательнее они относятся к предметам игры, тем больше сходства ищут с действительностью.

• Придумываются костюмы – дети проявляют творчество.

• В игре познается окружающий мир.

• В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.

Развивается самооценка (оценка своих возможностей, качеств и места среди других детей. От самооценки зависит отношение к успехам и неудачам).

Необходимо помочь детям овладеть ролевыми играми. Для начала предложить несложные сюжеты игр, поощрять в ребенке все проявления инициативы и фантазии, проводить театрализованные представления, читать сказки. Детям младшего дошкольного возраста близки и понятны сказки о взаимодействиях животных с людьми, дети этого возраста охотно берут на себя роль животных.

Наблюдая за детской игрой можно сделать определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру – ведь в игре ребенок наделен силой, которой лишен в реальном мире. Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрение.

 Изучив литературу, я пришла к выводу, что своеобразие детской игры, конечно же, требует от взрослого большой деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Важно, чтобы взрослый был рядом, вместе с играющими детьми, не давил бы на них «сверху». Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или не берет.

Особое внимание в своей группе в работе с детьми  я уделила развитию предметно-пространственной среды. Как правило, ребенок отражает в игре то, что видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек и детских фильмов. Пространство группы организовала так, чтобы малыши четко понимали тему предлагаемой мной сюжетно-ролевой игры. Игровые зоны пополнила новыми игрушками, внесла настольные игры «Профессии», «Что лишнее?», лото «Зайкина больничка».

 Привлекая родителей, пополнили гардероб для кукол, полки магазина. Игровая среда группы так же пополнилась игрушками-заместителями (палочками, используемыми вместо градусников или ножей; колечками, кирпичиками, шариками - конфеты, яблоки и т.д.). В группе появились сюжетные картинки, рассказывающие о деятельности взрослого, с изображением каких-либо действий (кукла кормит собачку, куклы катаются на санках, машины стоят в гараже, построенном из строителя и т.д.). В группе почти все игрушки реалистичны, это способствует развитию у детей воображение, фантазия, воплощению способностей в их игровых действиях. Для того чтобы закрепить интерес детей к сюжетно-ролевым играм организовывала чтение художественной литературы, рассматривание фотографий и иллюстраций из книг.

 Любимым сюжетом у детей моей группы была и остается игра в больницу, в которой ребятам наиболее легко воплотить свой жизненный опыт. Игру во «врача» мы начинали с игры-занятия. Утром я обращала внимание детей на то, что кукла долго не встает, и дети предполагали, что она, видимо, «заболела». Вызывали врача или медсестру детского сада,  она осматривала «больную», ставила диагноз. Такие игры-занятия как «Выздоровление куклы и встреча ее детьми», способствовали повышению интереса у детей к куклам и вызывали желание самим выступать в роли врача или медсестры. В них всегда есть простор для самостоятельного творчества, отражения личного опыта.

 В игровой копилке моих воспитанников много игр. Они любят играть в «Семью», «Парикмахера», «Водители автобусов» и т.д. Хотелось бы рассказать еще об одной игре, которую мои воспитанники особенно любят. Игра «Прогулка по реке». Эту игру мы начинали с рассматривания иллюстраций и построения корабля. Наш корабль обычно мы строили из стульев. Роль капитана, сначала, я брала на себя, но со временем дети стали самостоятельно справляться с этой ролью. Затем предлагала детям совершить прогулку по реке. В процессе игры дети обычно действовали по моей инструкции, которую я давала в игровой форме, как прямо, так и косвенно. Капитан предлагает пассажирам, желающим прокатиться на корабле, подняться на палубу и занять свои места. Через некоторое время корабль причаливает к берегу, там красивая цветочная поляна, пассажирам предлагается погулять, нарвать цветов. Пассажиры выходят на берег, имитируют сбор цветов, организовываются игры средней и малой подвижности, лежат и загорают на полянке. Через некоторое время капитан приглашает всех подняться на корабль, сообщает, что корабль возвращается в детский сад. Пассажиры поднимаются, рассаживаются по своим местам.

По мере развития игровых навыков,  игровые действия моих воспитанников становились более разнообразными, дети более охотно стали использовать предметы-заместители, передавали в игре поведение окружающих их людей. Если в начале года дети в игре называли себя своим именем (Саша  везет поезд), то теперь, они научились отождествлять себя с тем взрослым, действия которого изображают ( «Я - машинист поезда», «Я – доктор» и т.д.).

 Дети осознанно играют в игры на бытовые темы,  пользуются предметами - заместителями.

 Внимание и интерес к игровым действиям возросли, улучшилась речь детей, повысился уровень развития игровых навыков, уровень знаний в следующих областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Таким образом, с помощью системной работы по развитию игровых навыков у детей младшего возраста, я получила организацию содержательной эмоционально окрашенной деятельности детей с видимыми результатами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей "Краеведение"

Воспитателям на заметку....

Доклад для воспитателей "Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников"

Использование дидактических игр  на практике -  как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью в формировании навыков безопасного поведения дошкольников....

Доклад для воспитателей Сюжетно - рорлевые игры

Сюжетно-ролевая игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах,  а в самом процессе. Это один из видов человеческой деятельности, самовыражение человека, сп...

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

Доклад для воспитателей на тему: "Детские неврозы"

Существует крылатое выражение, что физиология – душа медицины. Она вскрывает истинные механизмы различных заболеваний, в том числе и невротических расстройств....