Доклад для воспитателей "Краеведение"
статья по теме

Воспитателям на заметку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_dlya_vospitateleykraevedenie.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Краеведение на сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии и методы и формы работы с детьми в направлении краеведения существенно изменились. Педагоги нашего учреждения пришли к выводу, что организация краеведческих студий в возрастных группах, позволит повысить качество работы с детьми в области ознакомления с историей, традициями родного края.

Работая в студиях, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий в, парк, по Черемшану..

Цель создания студий краеведения – всестороннее изучение родного края, России.

В качестве задач определено следующее:

  1. научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
  2. пробудить у детей чувство любви к своему краю(Черемшану), уважение к его традициям и обычаям;

Цель создания студий краеведения – всестороннее изучение родного края, России.

В качестве задач определено следующее:

  1. научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
  2. пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
  3. воспитывать уважение к культуре других народов;
  4. формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
  5. пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
  6. развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:

  1. приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
  2. создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
  3. практические действия с предметами;
  4. музыкально-театрализованная деятельность;
  5. самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
  6. проведение экскурсий самими детьми.

Специально организованная студия краеведения в детском саду должна соответствовать определенным требованиям:

  1. хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
  2. целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;

Работа в такой студии развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному , краю, России.

Студии краеведения в группах.

Содержание материалов в студии краеведения зависит от возраста детей.

Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).

  1. Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
  2. Художественная литература: стихи о родном крае.
  3. Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш село во все времена года”.
  4. Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
  5. Совместные работы из бросового и природного материала.
  6. Куклы в русских костюмах.

Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).

  1. Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”
  2. Папки - передвижки: “Я Черемшанец”, “Праздники нашего района.
  3. Листки активности “Мое настроение”,  “Моя улица”, “Моя семья”
  4. Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д. ).
  5. Аудиои видеокассеты о природе родного края.
  6. Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Старший возраст (6-7-й годы жизни).

  1. Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).
  2. Художественная литература (стихи, рассказы).
  3. Флаг, гербы и другая символика Черемшана, России.
  4. Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.

Выставки работ родителей и детей “Мы живем в черемшане”, “Моя Родина Россия”.Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным селом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т.д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности. 

   Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:

  1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного села, его памятниках и архитектуре;
  2. Дать представления о размерах нашей области и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
  3. Познакомить и дать представление о защитниках Отечества;
  4. Познакомить с бытом и традициями русского, татарского  народа, народными праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.

Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

 В группе оформили патриотический уголок с российской символикой. Проводим наблюдения на прогулках за явлениями природы, растениями, птицами способствуют обогащению знаний о родном крае.

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.

Цель создания студий краеведения – всестороннее изучение родного города, края, России.

В качестве задач определено следующее:

  1. научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
  2. пробудить у детей чувство любви к своему краю(Черемшану), уважение к его традициям и обычаям;
  3. воспитывать уважение к культуре других народов;
  4. формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
  5. пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
  6. развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

       В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш Черемшан. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.

       С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение , местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то ,что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем село отличается от города.

       В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим  с историей Черемшана и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города. Таких как, Ларионова , Кабирова М., Б.Габдрахманова

       Знакомство с родным селом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному селу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

       На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников: “День защитника Отечества”, “День России”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др.

       Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства). 

     Так в ДОУ функционируют: площадка природы,  экологическая комната – зимний сад ; комната “Татарская изба” - где знакомят детей с бытом татарского человека, рассказывают о его устройстве, воспитывают интерес к особенностям татарского характера, к традициям ; мини-музей “Жилища человека” - где даются детям общие представления о доме, знакомят дошкольников с национальными жилищами  оформлен патриотический уголок с Российской символикой ;

       Работа ДОУ по краеведческому образованию дошкольников строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Так в детском саду была проведена детско-родительская конференция “Мой родной край –Черемшан, проводятся совместные праздники, походы в памятники природы. Дети совместно с родителями и воспитателями участвуют в различных творческих конкурсах и выставках, проводимых учреждениями района:       Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что педагоги смогли привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, а также гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране как Россия!

               

Выступление

на районном семинаре

по теме:

«Использование исторического краеведения в работе с дошкольниками».

                                                           Воспитателя

                                                             Никоновой И.В.

1 квалификационной категории

                                                           МБДОУ «Ландыш»