Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Любознайки»
рабочая программа (младшая группа)

Тарасенко Валентина Николаевна

Направленность данной программы социально - педагогическая.

Актуальность Программы состоит в том, что оно является основой по сенсорному воспитания для интеллектуального развития. Развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание. Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Отличительные особенности

  • Дети будут иметь начальные представления о свойствах предметов (форме, цвете, величине).
  • Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
  • Активное участие родителей в сенсорном развитии ребенка. Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.
  • Восприятие мира ребенка младшего возраста идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, познавательную деятельность, с удовольствием манипулирую разными предметами. Поэтому в русле инновационной работы я использовала детское конструирование. Дети очень любят строить разнообразные предметы. Через конструирование они познают окружающий мир.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_sotsialno-pedagogicheskoy_napravlennosti_lyuboznayki.docx71.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                               КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

                                             ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                                             «ДЕТСКИЙ САД №17 «КОЛОСОК»

                                       238350, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Шоссейное,

                           ул. Калининградское шоссе,8, тел/факс 8 (40151) 3-64-19 е-mail: kolosok2011.17@mail.ru

                                                              сайт: kolosok.klgd.prosadiki.ru

ПРИНЯТА

решением педагогического совета

МАДОУ «Детский сад № 17 «Колосок»

Протокол № 1 от 31.08.2020 года

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МАДОУ

«Детский сад № 17 «Колосок»

Марчихина О.И.

Приказ от 31.09.2020 года №

МП

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

                              социально-педагогической направленности

                                                         «Любознайки»

                                                    Возраст обучающихся: 3-4 лет

                                                      Срок реализации: 9 месяцев

                                                                                                      Авторы-составители:

                                                                                                      Тарасенко Валентина Николаевна,

                                                                                                       воспитатель

                                                                                                     

                                                                  пос. Шоссейное

                                                                            2020

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка.

Направленность данной программы социально - педагогическая.

Актуальность Программы состоит в том, что оно является основой по сенсорному воспитания для интеллектуального развития. Развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, развивает внимание. Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Отличительные особенности

  • Дети будут иметь начальные представления о свойствах предметов (форме, цвете, величине).
  • Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
  • Активное участие родителей в сенсорном развитии ребенка. Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и маленьких задач.
  • Восприятие мира ребенка младшего возраста идет через чувства и ощущения. Эти дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, познавательную деятельность, с удовольствием манипулирую разными предметами. Поэтому в русле инновационной работы я использовала детское конструирование. Дети очень любят строить разнообразные предметы. Через конструирование они познают окружающий мир.

 

Адресат программы.

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста (3-4лет).

Объем и срок реализации программы

Срок реализации программы – 9 месяцев.

Объем: 34 часа.

Форма обучения — очная.

Особенности организации образовательного процесса является -

Воспитанники объединены в группы одного возраста. Наполняемость группы от 1 до 25 человек.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий

Режим занятий, периодичность- 1 раз в неделю во второй половине дня.

Продолжительность занятий исчисляется в академических часах. Продолжительность академического часа для данной возрастной категории, согласно рекомендуемому режиму СанПиН 2.4.1.3049-13, длится не более  15 мин.

                                                     1.2 Цель и задачи программы.

Цель программы:  формирование  у детей восприятия отдельных свойств, предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства.

Задачи программы:

Обучающие

  • Учить  детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
  • Познакомить детей с геометрическими формами и их названиями.

Развивающие: 

  • Развивать зрительные ощущения: учить различать цвет, форму, величину предмета.
  • Развивать тактильную чувствительность: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.);
  • Развивать силы рук, мелкой моторики, координации движений.

Воспитательные:

  • Воспитание умения работать
  • Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
  • Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим

                                                     1.3.  Содержание программы

                                                           Учебный план

         дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

                                              «Любознайки» для детей 3-4 лет

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Теория

Практика

Всего

 

Тема 1.

 Цвет.

0,3

0,7

1

Опрос, беседа

Тема 2.

 Цвет, количество

0,3

0,7

1

Опрос, беседа

Тема 3.

Величина, цвет

0,3

0,7

1

Опрос, беседа

Тема 4.

 Величина, цвет

0,3

0,7

1

Опрос, Беседа

Тема 5.

 Цвет, количество

0,3

0,7

1

Опрос, беседа

Тема 6.

 Величина, цвет

0,3

0,7

1

Опрос, Беседа

Тема 7.

 Ориентировка в пространстве

0,3

0,7

1

Опрос, беседа

Тема 8.

 Форма, цвет.

0,3

0,7

1

Опрос, Беседа

Тема 9.

 Количество, форма

0,3

0,7

1

Опрос, беседа

Тема 10.

 Цвет

0,3

0,7

1

Опрос, Беседа

Тема 11.

 Форма, величина

0,3

0,7

1

Опрос, беседа

Тема 12.

 Величина

0,3

0,7

1

Опрос, Беседа

Тема 13.

 Форма, цвет

0,3

0,7

1

Опрос, беседа

Тема 14.

 Цвет

0,3

0,7

1

Опрос, Беседа

Тема 15.

 Цвет.

0,3

0,7

1

Опрос, беседа

Тема 16.

 Цвет

0,3

0,7

1

Опрос, Беседа

Тема 17.

 Форма, цвет.

0,3

0,7

1

Опрос, беседа

Тема 18.

 Форма, цвет

0,3

0,7

1

Опрос, Беседа

Тема 19.

Ориентировка в пространстве.

0,3

0,7

1

Опрос, беседа

Тема 20.

 Цвет.

0,3

0,7

1

Опрос, Беседа

Тема 21.

 Ориентировка во времени.

0,3

0,7

1

Опрос, беседа

Тема 22.

 Форма

0,3

0,7

1

Опрос, Беседа

Тема 23.

 Цвет

0,3

0,7

1

Опрос, беседа

Тема 24.

 Форма

0,3

0,7

1

Опрос, Беседа

Тема 25.

 Количество

0,3

0,7

1

Опрос, беседа

Занятия 26

 Количество

0,3

0,7

1

Опрос, Беседа

Тема 27.

 Цвет

0,3

0,7

1

Опрос, беседа

Тема 28.

 Величина

0,3

0,7

1

Опрос, Беседа

Тема 29.

 Ориентировка в пространстве

0,3

0,7

1

Опрос, беседа

Тема 30.

 Цвет

0,3

0,7

1

Опрос, Беседа

Тема 31.

 Величина

0,3

0,7

1

Опрос, беседа

Тема 32.

 Количество

0,3

0,7

1

Опрос, Беседа

Занятия 33

Закрепление пройденного материала.

0,3

0,7

1

Опрос, беседа

Занятия 34

Закрепление пройденного материала.

0,3

0,7

1

Опрос, Беседа

Всего:

10,2

23,8

34

                                                                         

Содержание

                               дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

                                                   «Любознайки» для детей 3-4 лет

Сентябрь

Тема

Цели и задачи

Методы и приемы

Наглядность

Примечания

Занятие 1

Тема 1

Цвет

Диагностика по сенсорному развитию

  Определить уровень развития на начальном этапе работы.

Познакомить с основными цветами, учить сравнивать предметы по цвету, прикладывая, их друг к другу - зрительное соотнесение цветов. Показать нахождение выбора цвета по образцу.

Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действия с предметами.  

  Цветные шарики, цветные кубики (по количеству детей)

Занятие 2

Тема 2.

Цвет, количество.

Домик для игрушек

Учить выполнять постройку из кубиков и призмы. Закрепить знание понятия «много»,  «один», « ни одного», цвет.  Побуждать обыгрывать постройку.

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков.

 Кукла , 4 кубика, призма, мелкие игрушки

Занятие 3

Тема 3.

Величина, цвет.

Башня для игрушек

 Закрепить умение накладывать детали, наращивая постройку в высоту, подбирать флажок, соответствующий цвету постройки. Закреплять знание зеленого цвета. Познакомить с понятием «один», закрепить знание понятия «много».

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков.

 5 кубиков, флажки, укрепление на пластмассовых пробках, плоские фигурки птиц

Занятие 4

Тема 4.

Величина, цвет.

 Наша группа

   Учить класть кирпичики на поверхность стола широкой гранью, плотно приставляя узкими гранями

их друг к другу. Побуждать рассказывать о своих действиях. Закрепить навыки приветствия и прощания.

Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков

 Игрушка курочка; раздаточное: 6-8 кирпичиков, мелкие игрушки, плоскостные изображения курочки на подставках

Октябрь

Занятие 5

Тема 5.

Цвет, количество.

Грядки для овощей.

 Учить приставлять кирпичики друг к другу широкими гранями. Закреплять понятия «много - один». Закрепить знание названий цветов: зеленый, красный.

Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков

 6-8 кирпичиков, 5-6 муляжей моркови и огурцов.

Занятие 6

Тема 6.

Величина, цвет

 Овощи-фрукты.

Закреплять умение приставлять кирпичики друг к другу узкими короткими гранями. Учить строить по словесному описанию

Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков, художественное слово.

 Игрушки-кукла, ежик, ваза с фруктами; раздаточный материал: кирпичики, 2 кубика, пластина, мелкие игрушки.

Занятие 7

Тема 7.

 Ориентировка в пространстве

Домик для матрешки.

 Учить умению анализировать постройку, определять пространственное расположение частей. Упражнять в использовании пространственных понятий: снизу, сверху. Побуждать обыгрывать постройку.

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков

 Готовая постройка, матрешка; раздаточный материал: 4 кирпича, кубики, 2 призмы, пластина, матрешка- для каждого ребенка.

Занятие 8

Тема 8.

Форма, цвет.

 Посуда.

Маша обедает.

Учить выполнять несколько построек, объединяя их одним содержанием.

Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков, художественное слово.

 Образцы постройки стола, стула, дивана; раздаточный материал; кубики, кирпичики, мелкие игрушки.

Ноябрь

Занятие 9

Тема 9.

Количество, форма.

Домашние животные и птицы.

Кто в домике живет?

 Закрепить знание названий детенышей домашних животных. Упражнять в сооружении построек по образцу. Закреплять умение обыгрывать постройку, сопровождая речью.

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков, художественное слово.

 Игрушки - котенок, щенок, образец постройки;

Раздаточный материал: 7 кубиков, призма, игрушки для обыгрывания.

Занятие 10

Тема 10.

Цвет.

Зима.

Зимние картинки.

 

 

 Упражнять в действиях с мозаикой. Учить выбирать соответствующие цвета для создания узора. Развивать мелкую моторику. Активизировать речь.

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков

художественное слово.

 Картина «Домик в снегу»; раздаточный материал: мозаика - грибочки с выложенной фигурой домика, игрушки для обыгрывания.

Занятие 11

Тема 11.

Форма, величина.

 Детский сад для

зверят.

Уточнять представление о мебели и ее назначении. Закреплять умение строить несколько предметов мебели по словесному указанию, обыгрывать постройки, сопровождая высказываниями о своих действиях.

 Сюрпризный момент, игровой метод, вопросы,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков, театрализованные игры.

Игрушки дикие животные, образцы постройки мебели, раздаточный материал: кубики, кирпичики, игрушки животных.

Занятие 12

Тема 12.

Величина.

Рыбка плавает в водичке.

 Познакомить со свойствами воды: мокрая, льется. Закрепить знание слов: плавает, льется, мокрая. Побуждать играть с водой, имитируя действия рыбки.

Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков, экспериментирование.

 Мини – бассейн, аквариум без рыб, заводная игрушка рыбка; раздаточный материал: пластмассовые емкости, игрушки рыбки, клеенчатые фартуки с рукавами.

Декабрь

Занятие 13

Тема 13.

Форма, цвет.

Транспорт

«Грузовик»

 Закреплять знание названий частей машины. Учить создавать постройки по заказу. Побуждать активно, обыгрывать постройку, сопровождая игру речью.

Воспитатель ввозит машину с кубиками и кирпичиками. Работа по вопросам.

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков, художественное слово.

 Образец постройки грузовика; раздаточный материал: 4 кубика, 2 кирпичика, 2 плоскостных колеса на липучке, мелкие игрушки.

Занятие 14

Тема 14.

 Цвет, величина.

Комнатные растения.

«Полочки для комнатных растений»

 Закреплять умение создавать постройки из коротких брусков и кирпичиков. Закреплять умение строить по словесному указанию без показа. Побуждать обыгрывать сооружения, сопровождая игровые действия речью.

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков, художественное слово

 Картина «В уголке природы», образец постройки; раздаточный материал: бруски, кирпичики, имитация комнатных растений

Занятие 15

Тема 15.

Цвет, форма.

Бусы для куклы.

 Закреплять представление о свойствах бумаги. Учить создавать простейшие поделки из бумаги, развивать мелкую моторику. Закрепить знание цветов и их названий

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков, художественное слово

 Кукла,   коробки четырех цветов, бумажные шарики; раздаточный материал: двухсторонние цветные бумажные квадраты со стороной 7-10 см

Занятие 16

Тема 16.

Цвет и форма.

«Плоскостная лестница».

 Закреплять умения устанавливать соотношения величин плоских и объемных предметов, располагать предметы в порядке убывания величины. Активизировать речь.

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков, художественное слово

 4 бруска напольного строительного материала, различающиеся по высоте, игрушка - матрешка, птичка, дерево;

Раздаточный материал: 4 прямоугольника, различающиеся по высоте, маленькие матрешки

Январь

Занятия 17

Тема 17.

  Форма, цвет.

Праздничный концерт для игрушек

 Побуждать самостоятельно, строить предметы мебели. Учить обыгрывать постройки, сопровождая свои действия речью.

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков, художественное слово

 Образцы вариантов постройки стула, кресла, дивана, фонограмма плясовой мелодии; раздаточный материал: кубики, кирпичики, игрушки.

Занятие 18

Тема 18.

Форма, цвет.

 Косынка для куклы.

 Упражнять в сгибании квадрата ткани и бумаги по диагонали. Закреплять навыки изображения знакомых предметов и геометрических фигур.

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков, художественное слово

 Кукла, иллюстрации к сказкам «Гуси – лебеди», «Маша и медведь», лоскут ткани квадратной формы

Занятие 19.

Тема 19.

Ориентировка в пространстве.

 

«Где что стоит».

Учить детей   воспринимать характеристики пространства: далеко, близко, здесь, там,   верх, низ, справа, слева, впереди, сзади, вокруг

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков, художественное слово, просмотр мультфильмов.

 Демонстрационный материал: набор мягких  игрушек.  

Февраль

Занятие 20.

Тема 20.

 Цвет, форму, размер.

Игры с блоками Дьенеша «Большой и маленький парусники» «Грузовик»

Развивать у детей умения выявлять свойства предметов – цвет, форму, размер.

Развивать внимание, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, речь.

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков,

 

Занятие 21

Тема 21.

Величина.

«Построй ворота»

 Научить различать предметы по толщине (толстый и тонкий).

Развивать мелкую моторику пальцев

Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков, Использование малых форм устного народного творчества (потешка).

Подвижная игра.

 Счетные палочки, строитель на каждый стол.

Занятие 22

Тема 22.

Форма.  

Игра «Угадай-ка»

Закрепить умение распознавать изученные геометрические фигуры.

Находить их в предметах окружающей обстановки.                    Развивать логическое мышление.

Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Чудесный мешочек, геометрические фигуры на каждого ребенка

Занятие 23

Тема 23.

Цвет, количество.

Игры с палочками Кюизенера «На лесной дорожке зайчики – трусишки», «На желтой дорожке угадай, чьи это ножки»

 Продолжать учить

различать цвет, размер, количество предметов. Развивать мелкую моторику рук.

Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков

 Набор Палочек Кюизенера.

Март

Занятие 24

Тема 24.

Цвет, форма.

«Мама – солнышко мое»

Цветок для мамы.

 Учить располагать детали на плоскости в соответствии с формой и цветом плоскостного образца. Воспитывать желание делать близким приятное.

 

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков. Использование малых форм устного народного творчества (потешка).

Подвижная игра.

Фланелеграф, рисунок цветка, геометрические фигуры для его составления; раздаточный материал: крупная мозаика, рисунки- образцы цветка.

Занятие 25

Тема 25.

Количество.

 «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет?»

«Назови, какие предметы гладкие, твердые, колючие».

 Дать представления о таких качествах поверхности, как гладкая, колючая, шершавая, мягкая, твердая, скользкая, сухая и мокрая, пушистая.

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Чудесный мешочек, набор предметов: гладких твердых, колючих.

Занятие 26

Тема 26.

Цвет, форма.

 «Счетные палочки».

 

Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки.

 Закрепить цвет, геометрические фигуры.

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков

   Набор счетных палочек.

Занятие 27

Тема 27.

Цвет, форма.

  Игры с  блоками Дьенеша

Тема: «В гости к Мишке»

Формировать представления о цвете, форме, величине.

Развивать у детей внимание, мыслительные операции: умение детей общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую деятельность.

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков

 картина с изображением леса, блоки Дьенеша; игрушка медведя; обручи (красного, синего, желтого, зеленого цветов).

Апрель

Занятие 28

Тема 28.

Величина, цвет.

 «Собери пирамиду»

 Закреплять у детей умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине при собирании пирамидки.

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Пирамидка-образец из пяти равномерно уменьшающихся колец и такая же для каждого ребенка.

Занятие 29

Тема 29.

Ориентировка в пространстве.

 Игра «Что сначала, что потом

 Продолжать учить детей ориентировке во времени: утро, день, вечер, ночь. Логическая задача.

 беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков. Использование малых форм устного народного творчества (потешка).

Подвижная игра

 Набор картинок частей суток для каждого ребенка.

Занятие 30

Тема 30.

Цвет, величина.

Игры с блоками Дьенеша

 «Чудесные коробочки».

Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, шар, куб. Закрепить цвет, размер. 

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков.

3 коробочки, мягкая игрушка - ежик, блоки Дьенеша, карточки с изображением геометрических фигур, карточки - схемы,

цветные восковые карандаши, карточки с изображением животных из геометрических фигур.

Занятия 31

Тема 31.

Цвет, величина.

Игры с блоками Дьенеша и палочек Кюизенера по сказке «Курочка Ряба

Продолжать закреплять навыки счета в пределах 4.
Закрепить названия основных цветов, размеров предметов.
Закрепить названия геометрических фигур - круг и треугольник.
Развивать зрительное и слуховое восприятие

Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков

 Распечатки заданий, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, цветные карандаши.

Май

Занятие 32

Тема 32.

Цвет, величина, форма.

«Гости».

 Закрепление пройденного материала.

 

Продолжать закреплять названия основных цветов, величину,
  названия геометрических фигур.

 Сюрпризный момент, игровой метод,

беседы, работа с наглядным материалом;

практические упражнения для отработки необходимых навыков.

Демонстрационный материал: два больших листа бумаги с контурным изображением круга и вала – «домики» фигурок-человечков. Раздаточный материал: круги и овалы разных цветов и размеров по 3-4 шт. на каждого ребёнка.

Занятие 33

 

Диагностика.

Закрепление пройденного материала.

 

  Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

 

 Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

 Игрушки  и игры с уголка сенсорики.

Занятие 34

Диагностика

Закрепление пройденного материала.

 

   Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

 Игровой метод (дидактические игры).

Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).

Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

 Игрушки  и игры с уголка сенсорики.

                                     1.4. Планируемые результаты и способы их проверки.

К концу обучения ребенок может:

  • различать по образцу геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал;
  • узнавать знакомые предметы по форме и величине;
  • группировать предметы по образцу;
  • различать основные цвета спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, белый и чёрный;
  • узнавать знакомые предметы по цвету;
  • различать большие и маленькие предметы, длинные - короткие, толстые-тонкие, широкие-узкие;
  • счет в пределах 5;
  • умение проводить прямые и изогнутые линии;
  • ориентироваться в пространстве, знать понятия «вверху», «внизу» «справа», «слева», «над», «под», и т.д.

 

           Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

                                         2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель: 34

Количество учебных дней: 34

Продолжительность каникул: с июня по август

Дата начала учебного периода: 1 сентября

Дата окончания учебного периода: 31 мая

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

09

1-неделя

15 мин

очная

1

Тема 1.

 Цвет.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

2

09

2-неделя

15 мин

очная

1

Тема 2.

 Цвет, количество

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

3

09

3-неделя

15 мин

очная

1

Тема 3.

Величина, цвет

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

4

09

4-неделя

15 мин

очная

1

Тема 4.

 Величина, цвет

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

5

10

1-неделя

15 мин

очная

1

Тема 5.

 Цвет, количество

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

6

10

2-неделя

15 мин

очная

1

Тема 6.

 Величина, цвет

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

7

10

3-неделя

15мин

очная

1

Тема 7.

 Ориентировка в пространстве

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

8

10

4-неделя

15 мин

очная

1

Тема 8.

 Форма, цвет.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

9

11

1-неделя

15мин

очная

1

Тема 9.

 Количество, форма

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

10

11

2-неделя

15 мин

очная

1

Тема 10.

 Цвет

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

11

11

3-неделя

15 мин

очная

1

Тема 11.

 Форма, величина

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

12

11

4-неделя

15 мин

очная

1

Тема 12.

 Величина

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

13

12

1-неделя

15 мин

очная

1

Тема 13.

 Форма, цвет

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

14

12

2-неделя

15 мин

очная

1

Тема 14.

 Цвет

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

15

12

3-неделя

15 мин

очная

Тема 15.

 Цвет.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

16

12

4-неделя

15 мин

очная

1

Тема 16.

 Цвет

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

17

01

1-неделя

15 мин

очная

1

Тема 17.

 Форма, цвет.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

18

01

2-неделя

15 мин

очная

1

Тема 18.

 Форма, цвет

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

19

01

3-неделя

15 мин

очная

1

Тема 19.

Ориентировка в пространстве.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

20

02

1-неделя

15 мин

очная

1

Тема 20.

 Цвет.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

21

02

2-неделя

15 мин

очная

1

Тема 21.

 Ориентировка во времени.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

22

02

3-неделя

15 мин

очная

1

Тема 22.

 Форма

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

23

02

4-неделя

15 мин

очная

1

Тема 23.

 Цвет

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

24

03

1-неделя

15 мин

очная

1

Тема 24.

 Форма

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

25

03

2-неделя

15 мин

очная

1

Тема 25.

 Количество

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

26

03

3-неделя

15 мин

очная

1

Занятия 26

 Количество

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

27

03

4-неделя

15 мин

очная

1

Тема 27.

 Цвет

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

28

04

1-неделя

15 мин

очная

1

Тема 28.

 Величина

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

29

04

2-неделя

15 мин

очная

1

Тема 29.

 Ориентировка в пространстве

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

30

04

3-неделя

15 мин

очная

1

Тема 30.

 Цвет

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

31

04

4-неделя

15 мин

очная

1

Тема 31.

 Величина

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

32

05

1-неделя

15 мин

очная

1

Тема 32.

 Количество

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры,

практические занятия

33

05

2-неделя

15 мин

очная

1

Занятия 33

Закрепление пройденного материала.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры, практические занятия

34

05

3-неделя

15 мин

очная

1

Занятия 34

Закрепление пройденного материала.

Группа

Опрос, Беседа

Самостоятельная работа, Игры,

практические занятия

                   2.2 Организационно - педагогические условия реализации программы

Материально- техническое обеспечение:

наименование

количество

 Чудесный мешочек

1 шт.

Мольберт с набором  геометрических фигур.

1 шт.

 Блоки Дьенеша

 По кол-ву детей

 Блоки Кюизенера

 По кол-ву детей

 Пирамидки из 5 колец

 По кол-ву детей

 Счетные палочки

 По кол-ву детей

 Набор мелкого строительного материала

 По кол-ву детей

      8.

 Набор крупного строительного материала

 1 набор.

      9.

 Групповая комната

 

 Муляжи овощей и фруктов

 1 набор

 Карандаши цветные

 По кол-ву детей

Кадровое обеспечение:

Минимально допустимая квалификация педагога:

Профессиональная категория: нет требований

Уровень образования педагога: среднее профессиональное

Уровень соответствия квалификации: педагогом пройдено повышение квалификации по профилю программы 

                                                               2.3. Формы аттестации

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов

Сертификат об обучении по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Открытое занятие для родителей;

- журнал посещаемости;

- фотоотчет;

- диагностика;

- отзывы родителей.

                                                              2.4. Оценочные материалы

Дата проведения __________________

Педагог дополнительного образования: ______________________________

 

Фамилия, имя ребёнка

 Величина

 Количество

 Цвет

 Форма

 Ориентировка в пространстве

 Ориентировка во времени

н

к

н

к

н

к

к

н

к

н

к

итог

примечание

 

 

Оценка знаний: Для определения уровня развития у ребенка каждого раздела показатели оценивались по 3-х балльной системе.

1 балл – ребёнок не выполняет задания, не следует инструкциям воспитателя и не принимает помощь;

2 балла – ребёнок выполняет задания в основном с помощью воспитателя;         

3 балла – ребёнок выполняет задания  правильно, самостоятельно.

Подсчёт результатов:

5 –8 баллов – низкий уровень

9 – 12 баллов – средний уровень

13 – 15 баллов – высокий уровень.

  1. Методические материалы

Процесс обучения предполагает применение различных форм (фронтальная, групповая) организации обучения.

Особенности организации образовательного процесса - очная форма.

На занятиях используются следующие методы организации педагогической деятельности:

- наглядный (демонстрация наглядных пособий);

- практический (упражнение, экспериментирование, моделирование);

-объяснительно - иллюстративный;

-  репродуктивный;

- частично - поисковый;

- исследовательский проблемный;

-воспитательный (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.)

- игровые (дидактические игры, ролевые игры, дискуссии);

- словесные (рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы).

Форма организации образовательного процесса - групповая.

Форма организации учебного занятия:

- беседа;

-игра;

- наблюдение;

- практическое занятие;

- презентация;

- экспериментирование;

- моделирование.

Кроме того, занятия математикой организуются с учетом взаимодействия содержания данных занятий с содержанием других предметов, входящих в программу дошкольного образовательного комплекса

Поскольку основным видом деятельности ребенка-дошкольника является игра, обучение математике ведется через игровые проблемные ситуации (деловые игры), совместное выполнение заданий, взаимоконтроль, взаимобучения в созданной детьми игротеке.

  1.  Список литературы
  1.  Основная литература

п/п

Авторы

Заглавие

Город,

издательство,

год издания.

Количество

экземпляров

 Болтненко Т.Ю.     

Начинаем считать : для детей 3-4 лет

 

М.: «Эскмо», 2016.

1

 Володина Н.В.  

Узнаю цифры:  для детей 3-4 лет

М.: ООО « Издательство «Эскмо», 2017.

 

1

3

 Володина Н.В.  

Развиваю мелкую моторику:  для детей 3-4 лет. Часть 1-2.

 М.: ООО « Издательство «Эскмо», 2017.

1

4

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б.  

 Воспитание сенсорной культуры ребёнка

 М., 1988. – 144 с.

1

  1. Дополнительная литература

п/п

Авторы

Заглавие

Город,

издательство,

год издания.

Количество

экземпляров

1

 

Артамонова О.  

 Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности

 Дошкольное воспитание. – 1995. – № 4. – С. 37-42

1

2

Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С.  

 Дошкольная педагогика.

 М.: Академический проект, 2005. – С. 98-99.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Выразительное чтение»  для детей 5-7 лет ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».

Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....

Программа "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по ранней профориентации дошкольников «ПРОФигра в детском саду» Возраст обучающихся: 5-7 лет"

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка – детский сад №10 «Аленушка» с.Варны. Принято: на заседании педсовета...