Методическая разработка: "Нетрадиционные методы лепки с использованием природного материала".
методическая разработка (старшая группа)

Гуцу Татьяна Николаевна

Методическая разроботка: "Нетрадиционные методы лепки с использованием природного материала".

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Нетрадиционные методы лепки с использованием природного материала".

Актуальность

Стандарт дошкольного образования рекомендует учитывать индивидуальные особенности ребенка, развитие крупной и мелкой моторики обеих рук, поддерживать инициативу и самостоятельность детей, возможность выбора детьми материалов. В целевых ориентирах ФГОС ДО обозначено, что ребенок уже в раннем возрасте должен уметь уверенно пользоваться такими предметами как ложка, расчёска, карандаш и стремиться проявлять самостоятельность. Однако, заметила, что в моей группе некоторые дети с плохо развитой ручной моторикой неловко удерживают ложку, неправильно держат карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, поэтому, чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Некоторые ребята затрудняются раскатать кусочек пластилина, держать в руках кисточку, поэтому они равнодушно относятся к занятиям художественным творчеством: рисованием, лепкой, заранее предполагая отрицательный результат своей работы – все это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.

Поэтому, считаю, проблема развития моторики актуальна для ребят нашей группы. Выявление проблемы способствовало развить данную тему по пластилинографии, для развития мелкой моторики руки, интеллектуального развития дошкольников и развития речи. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме позволило выдвинуть следующее предположение. Использование комплекса художественно–творческой деятельности по пластилинографии способствует развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

В настоящее время с увеличением числа детей с нарушениями речевого развития, слабо развитым вниманием, памятью, мышлением, проблему развития мелкой моторики рук следует считать актуальной и востребованной.

Цель и задачи.

Цель: развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной методики лепки с использованием природного материала.

Задачи:

*Выявить возможности пластилинографии как эффективного и целесообразного средства развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

*Учить детей основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, ощипывание, вдавливание).

*Учить дошкольников работать на заданном пространстве.

*Учить детей принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя действовать по образцу, а затем по словесному указанию.

*Воспитывать умения аккуратной работы с пластилином.

*Мотивировать к участию в создании индивидуальных и коллективных работ.

*Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

*Развивать интерес к процессу и результатам работы.

*Создать условия в развивающей предметно – пространственной среде группы для развития творческих способностей детей.

*Поддержка творческой инициативы дошкольников.

*Привлекать родителей к совместной художественно – творческой деятельности.

Образовательная деятельность с детьми

Пластилинография – это отличный способ весело и с пользой провести время, и кроме того – эффективное средство развития мелкой моторики руки.

Этапы введения пластилинографии, как средства развития мелкой моторики:

Этап 1. Знакомство с техникой пластилинография

Рассматривание картин и иллюстраций, выполненных в этой технике

Этап 2. Обучение детей нетрадиционной технике пластилинографии

Этап 3. Самостоятельная творческая деятельность детей

Этап 4. Отслеживание результатов, рефлексия (вернисаж, выставка, галерея)

Чтобы работа в технике пластилинография была более эффективной, прежде всего, нужно заинтересовать детей, начинать работу следует постепенно от лёгкого к сложному.

В процессе обучения пластилинографии не следует ставить перед детьми очень сложные задачи, чтобы не испугать. Очень важно подкрепить их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания, труда, игры, отдыха. Опыт совместной работы помогает установить взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Этап 1. Знакомство с техникой пластилинография

На начальном этапе дети познакомились с нетрадиционной техникой пластилинографией. Ребята рассмотрели картины и иллюстрации, выполненные в данной технике, узнали, какие материалы и инструменты нужны для создания пластилиновых картин, что нужно для того, чтобы пластилиновая картина не потеряла форму, какие бывают виды пластилиновых работ. Обговорили, что необходимо для подготовки рабочего места, как сделать пластилин мягким, готовым к работе. Вместе разобрали правила техники безопасности при работе с пластилином, с инструментами: стеками, палочками, трубочками, крышечками. Поговорили о том, что после работы следует навести порядок на столе. Поиграли с пластилином, знакомясь с приемами пластилинографии: отщипывали пальчиками, надавливали на пластилин подушечкой указательного пальца; размазывали пластилин по поверхности основы от центра к краям контура. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение. Итак, приступаем к работе в технике пластилинография.

Этап 2. Обучение детей нетрадиционной технике пластилинографии

На этапе обучения ребята освоили правильную постановку пальцев, приемы пластилинографии, научились работать на ограниченном пространстве, не выходить за контур рисунка.

Кроме того, ребята освоили следующие приёмы: размазывать пластилин, будто закрашивая рисунок, вливать один цвет в другой, путем слияния двух цветов получать новый цвет или оттенок. Для большей выразительности работ приступили к использованию природного материала и других вспомогательных предметов: бусинок, стразов, зубочисток, бисера, научились пользоваться стекой - печаткой. Следует отметить, что на данном этапе дети научились выполнять работы по образцу и действовать по словесному указанию воспитателя. Комплекс художественно – творческой деятельности по пластилинографии.

Этап 3. Самостоятельная творческая деятельность детей

Когда дети уже освоили приемы пластилинографии, они самостоятельно выбирают рисунок по сложности и сюжету, подбирают необходимые цвета и материалы, которые доступны детям для самостоятельного творчества в уголке изобразительной деятельности. Поддерживаю стремление, детскую инициативу, не ограничивая детей только задачей изображения отдельных предметов, выдумывание сюжета своей работы доставляет детям удовольствие.

Этап 4. Отслеживание результатов, рефлексия

Выполнив творческие работы, устраиваем вместе с ребятами в группе выставки и вернисажи, где дети рассматривают свои произведения, отмечают лучшие, подробно рассказывают о сюжете, о том, какими приемами выполняли работу, какими инструментами и материалами пользовались, что использовали для украшения, замечая, что в этот раз получилось лучше, чем в прошлый раз.

Приглашаем на выставки детей родителей. Наблюдая, за тем как ребята охотно делятся впечатлениями, испытываю чувство удовлетворения и гордости за проделанную работу. Ребята научились не только правильно выполнять задание, но и отслеживать результат.

Работа с родителями

Мир современных технологий значительно облегчил жизнь сегодняшних детей, если раньше развитие мелкой моторики во многом протекало естественным путём, детям приходилось застёгивать пуговицы, завязывать шнурки - теперь существуют молнии, липучки. А ведь ещё не так давно, родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать. Поэтому, развитие навыков мелкой моторики, сегодня ложиться на плечи современных педагогов и родителей. Многие родители нашей группы отмечают моторное отставание у детей и проявляют озабоченность. Но, к сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребёнка: кроме освоения новой информации, приходится ещё удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому очень важно приобрести в лице родителей заинтересованных и понимающих партнёров. Для того, чтобы заинтересовать родителей начала с раздаточной информации педагогического просветительского характера в форме брошюр "Пластилинография – это интересно, весело, полезно!", далее оформила стендовую информацию на тему: "Пластилинография, как средство развития мелкой моторики". Организуя беседы, консультации, стараюсь показать, какую важность имеет своевременное развитие мелкой моторики руки. В работе с родителями применяю самые разнообразные формы работы.

1. Индивидуальные консультации

2. Стендовая информация

3. Раздаточная информация (брошюра)

4. Совместная творческая продуктивная работа родителей и детей

Результативность

С целью отслеживания результативности деятельности детей по развитию мелкой моторики средствами пластилинографии провела педагогическую диагностику в начале и в конце года, которая выявила положительные результаты работы. Результаты исследования показали положительную динамику в развитии мелкой моторики воспитанников в сравнении с предыдущими показателями.

По итогам проведения обследования выявлены следующие результаты:

на начало учебного года:

Высокий уровень: - 0%

Средний уровень: 44%

Низкий уровень: -56%

на конец учебного года:

Высокий уровень: 28%

Средний уровень: 72%

Низкий уровень: 0%

Результаты позволяют говорить о том, что использование нетрадиционной техники с природным материалом способствуют развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста. Дети освоили различные технологические приёмы и способы работы, у ребят повысился интерес к работе с пластилином, они проявляют усидчивость и стремление к успешному завершению своих творческих работ, формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца. Детям предоставляется возможность самим решить, как будет оформлена их картина, дается возможность выбрать подходящий на их взгляд материал, что соответствует стандарту дошкольного образования.

Анализ проведённой работы с детьми позволил сделать вывод, что пластилинографияс использованием природного материала  является одним из эффективных средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Перспектива видится в продолжении работы над развитием мелкой моторики рук средствами пластилинографии и создании комплекса художественно – творческой деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Привлекает в рамках данной темы возможность в составлении коллективных лепных картин, в создании более сложных композиций с помощью разнообразных и комплексных приёмов, пластилиновых театров по мотивам знакомых сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по художественному творчеству (лепка) с использованием природного материала

Связь с другими занятиями:беседы о диких животных леса;рассматривание иллюстраций;чтение рассказа Е.Чарушина «Еж»;лепка грибов для ежика....

НОД по лепке с использованием природного материала "Черепашки"

Дети учатся лепить черепашку по представлению,добиваясь выразительной передачи образа.Совершенствуются умения скатывать комок круговыми движениями.В ходе НОД развивается чувство сопереживания персонаж...

Лепка с использованием природного материала.« Как Ёжик шубку менял»

Познакомить детей с обитателями осеннего леса: где     живут, чем питаются, какую шубку носят, что делают зимой. Продолжать развивать интерес к художественным произведениям о живой...

Проект «Увлекательная лепка с использованием природного материала»

Я пришла к выводу, что занятия лепкой необходимо детям, она помогает раскрыть индивидуальные способности, способствуют всестороннему развитию личности. Во время лепки развивается мелкая моторика пальц...

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по лепке с использованием природного материала для детей первой младшей группы на тему "Ежики"

План-коспект непосредвенно образовательной деятельности с использованием природного материала для детей первой младшей группы на тему "Ежики"...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по художественно-эстетическому развитию в средней группе Тема: «Весенний цветок - Подснежник» лепка с использованием природного материала (тыквенные семечки), ИКТ

Развитие восприятия целостной картины мира, познавательных и творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных способов конструирования из природного материала...