план по самообразованию
учебно-методический материал (младшая группа)

Экало Людмила Викторовна

План по самообразования:

 

«Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx34.53 КБ

Предварительный просмотр:

К  У ХМАО - Югры «Урайский специализированный Дом ребёнка»

Выполнила:

                                                                                                                                        Экало Л. В.

                                                                                                                                       воспитатель

План по самообразования:

«Нетрадиционная техника рисования детей младшего дошкольного возраста»

г.Урай

2020 год

Актуальность темы.

    В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества.

    Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.

     Воспитанию у детей стремления участвовать в преобразовании окружающего мира, развитию у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве – посвящены многие педагогические исследования: Н.А. Ветлугиной, В.А. Сухомлинского, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой и многих других. Исследования Т.С. Комаровой показывают, что изобразительная деятельность способствует развитию познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения.

    Рисование является одним из самых интересны и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.

    Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.

     Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.

   Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!         Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

    Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  •  внимания и усидчивости;
  • изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

  В детском творчестве окружающий его мир открывается по-разному, в зависимости от его внутреннего состояния, только ему одному ощущений и желаний. Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают нас своим необъяснимым сочетанием цвета, формы невероятностью событий. В их рисунках можно увидеть голубого слона, шагающий дом, красный дождь и многое другое. Что же побуждает ребенка к творчеству?

   При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Цель:

• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.  

Задачи:

• формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

• владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

• умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

• активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

• умение находить новые способы для художественного изображения;

• умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

• мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

• пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

• внимания и усидчивости;

• изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Сроки работы: сентябрь 2020г. – май 2021 г.

Педагогическая диагностика

 Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить,

воспользовавшись разработкой д-ра пед. наук профессора Т.С. Комаровой «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества».

Анализ продукта деятельности

1. Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорциисоблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения,движение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма неудалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно,изображение статическое.

2. Композиция: 3балла – расположение по всему листу, соблюдается

пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; всоотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция непродумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передананеверно.

3. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов илиоттенков; 3 балла – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполненов одном цвете.

4. Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла – самостоятельно перерабатываетпятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощивзрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях.

Анализ процесса деятельности

1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеетнавыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затрудненияпри действиях с изобразительными материалами; 1 балл - рисует однотипно, материалиспользует неосознанно.

2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого икритично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла –эмоционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке (завышена,занижена), заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценкевзрослого, самооценка отсутствует; заинтересован (равнодушен) продуктомсобственной деятельности.

3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания

самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельностьзамысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, свопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее

полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция

деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, неинициативен, не стремится к полному раскрытию замысла. Шкала уровней: 0-8 – низкий уровень; 9-16 – средний уровень; 17-21 – высокийуровень.

Перспективное планирование по теме самообразования

на 2018 – 2019 уч. год.

Средняя группа.

Сентябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Осенний  ковер»

Печать листьями

Закрепить умение работать с техникой печати листья. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать красоту осеннего пейзажа, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности.

Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, белая бумага, иллюстрации.

2.

«Веточка рябины»

Рисование пальчиками, печать листьями.

Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Развивать умение планировать расположение отдельных предметов на плоскости при рисовании натюрморта.  Учить передавать в рисунке  характерные особенности рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листиков, овальные грозди)

Гуашевые краски, альбомные листы, кисточки, влажные салфетки, веточка рябины в вазе.

Октябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

2

«Грибы на опушке

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой, рисование крупами.

Создание сюжетных композиций из круп. Развитие чувства цвета и композиции.

Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».  Учить дополнять изображение подходящими деталями.

 Бумага, крупы, акварельные краски, жесткая кисть, салфетки, муляжи грибов.

2.

«Что созрело в огороде»

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения работать над композицией рисунка — равномерно располагать предметы по всему листу бумаги, оставляя между ними немного свободного пространства, находить для предметов величину, соответствующую величине данного листа   бумаги. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Бумага, цветная гуашь, листья, кисти, поролон, штампы овощей.

Ноябрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Дымковская игрушка»

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном, ватными палочками.

Совершенствовать умение детей в различных  нетрадиционных изобразительных техниках. Закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, характер узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков. Развивать чувство композиции.

Бумага, жесткая кисть, поролон, ватные палочки, цветная жидкая гуашь, иллюстрации.

2.

«Мое любимое дерево в разное время года»

Оттиск печатками, листьями, пенопластом, рисование пальчиками.

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Лист бумаги, листья-штампы, пенопласт, цветная гуашь.

Декабрь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Домашнее животное – собака»

Различные

Закреплять умение самостоятельно использовать знакомые нетрадиционные техники рисования. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. Учить наносить отпечатки по контуру рисунка.

Лист бумаги, жесткая кисть, салфетки, гуашь, ватные палочки, поролон, иллюстрации.

2.

«Сказочный лес»

Рисование солью.

Учить создавать рисунки используя клей ПВА и соль. Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета. Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

Альбомная бумага, клей ПВА, соль.

Январь

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Зимний лес»

Рисование восковыми мелками, свечой.

Вызвать интерес детей к выполнению задания невидимыми материалами. Развивать воображение, самостоятельность планирования своего замысла.

Бумага, восковые мелки, кисть, акварельные краски.

2.

«Волшебный аквариум»»

Печать по трафарету, пальцами, листьями.

Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту подводного мира. Развивать чувство композиции.

Краски, листья, трафареты, бумага.

Февраль

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Сюрприз для  папы»

Печать по трафарету, рисование пальчиком

Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования. Учить располагать изображения на листе. Развивать чувство композиции.

Открытка, гуашь разного цвета, трафареты.

2.

«Разноцветные шары»

Рисование мыльной пеной

Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции. Закреплять умения подрисовывать недостающие линии кисточкой.

Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.

Март

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Букет незабудок для мамы»

Рисование ватными палочками

Закреплять умение рисовать ватными палочками. Учить дорисовывать недостающие детали кисточкой. Развивать аккуратность, чувство композиции.

Открытка из цветной бумаги с нарисованной веточкой, гуашь белая, голубая, желтая в мисочках, кисти, ватные палочки.

2.

«Какого цвета весна»

Кляксография

Учить создавать образ  используя трубочку. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данной техники.

Трубочка для коктейлей, краска кисти, вода.

Апрель

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Веселые матрешки»

Граттаж.

Познакомить детей с техникой «граттаж».Учить детей выделять яркий, нарядный колорит, композицию узора.

 Воспитывать детей на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от устного народного творчества.

Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки.

2.

«Море»

Граттаж.

  Закрепить умение передавать в рисунке характерные особенности предмета в  технике «граттаж».Продолжать учить создавать композицию рисунка.

 Развивать чувство ритма.

Раскрашенные листы бумаги, покрытые черной гуашью, зубочистки, одноразовые вилки.

Май

Работа с детьми

№ п/п

Тема занятия

Техника

Программное содержание

Оборудование

1.

«Цветочная поляна»

Печатки из пластилина

Познакомить с техникой печать пластилином.Развивать наглядно-образное мышление. Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.

Иллюстрации цветов, гуашь разных цветов в мисочках, пластилин.

2.

«Нарисуй, что хочешь»

Рисование ватными палочками

Закреплять умение использование техники печать пластилином. Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин. Развивать воображение, художественноевосприятие.

Гуашь разных цветов в мисочках, пластилин, кисти.

Литература:

1. Р.Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008.

2. А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - КАРО, Санкт – Петербург 2010.

3. Г.Н. Давыдова «Детский дизайн – пластилинография» - Москва 2006.

4. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» - Творческий центр «Сфера», Москва 2009

5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005.

6. С.К. Кожохина «Сделаем жизнь наших детей ярче» - Ярославль 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...