Консультация для педагогов "Основы и сущность педагогического мастерства воспитателя"
консультация

Воропай елена Ивановна

Данная статья раскрывает основы и сущность педагогического мастерства.Полезна педагогам ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Основы и сущность педагогического мастерства воспитателя

 «Собери самых лучших детей, поставь около них самых плохих педагогов, и через месяц они разнесут и колонию, и детдом, и школу, и этих педагогов»

                                                                                     А. С. Макаренко

         Антон Семенович был убежден в том, что без профессиональных знаний и направленности, без педагогической техники не может быть педагогического мастерства. Он считал, что многие ошибки в воспитании идут от неумения педагогов  воздействовать на воспитанников, от неумения сказать детям убедительные слова. «Нужно уметь сказать так, чтобы ребята почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность. Этому нужно учиться». Педагог должен обладать высоким авторитетом. Мало одной любви к детям, они симпатизируют тем, кто обладает высокой квалификацией и глубокими знаниями.

        Педагогическое мастерство – это высокое искусство осуществления деятельности педагога на основе его знаний, личностных качеств и педагогического опыта, проявляемое в комплексном решении задач образования, воспитания, развития обучаемых.

       Основы педагогического мастерства должны закладываться изначально при подготовке педагога. Без таких основ нет хорошего педагога, без них нельзя рассчитывать на успех в обучении. Но сами по себе основы могут и быть заложены, но это еще не означает, что человек автоматически становится педагогом-мастером. Педагог-мастер ежедневно подтверждает высокий профессиональный уровень своей деятельностью. И если этого нет, то основы остаются всего лишь «потенциальными возможностями»

Чтобы стать мастером, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции:

а) организаторские способности - способность организовать и развивать коллектив, направлять его на решение важных задач; способность организовать совместную деятельность с воспитанниками;

        

б) коммуникативные способности - способность управлять процессом своего общения с воспитанниками, их родителями, предупреждать и своевременно устранять конфликты;

в) дидактические способности - способность передать свои знания в доступной форме и разъяснить их воспитанникам; способность самостоятельно добывать новейшие знания, учить дошкольников самостоятельно мыслить, высказывать своё мнение и защищать его;

г) наблюдательские способности - умение изучать и понимать внутренний мир каждого воспитанника, раскрыть особенности его поведения и характера.

д) речевые способности - умение точно и содержательно выразить свои мысли и чувства, оценить знания, умения и поведение дошкольников; способность воспитателя говорить точно, доступно, выразительно, эмоционально, образно, без ошибок;

Важнейшие компоненты основ   педагогического мастерства:

1) Педагогическая техника

        Педагогическая техника относится к средствам выразительного воздействия при решении разнообразных задач обучения и воспитания; ее следует рассматривать как одно из слагаемых педагогической технологии.

2) Творческое самочувствие, саморегуляция настроения и эмоциональных состояний.

        Саморегуляция эмоциональных состояний педагога и управление ими в процессе профессиональной деятельности и общения очень важна. Физическая раскрепощенность (отсутствие «мышечных зажимов», свобода движений, легкость пластического выражения) и психологическая свобода (отсутствие страха быть объектом, внимания, свободное изъявление своей воли, выражение мыслей, чувств, психическое равновесие) являются необходимыми условиями продуктивности педагогической деятельности.

3) Обаяние, самовыражение, индивидуальный стиль работы. 

         Не может быть хорошим воспитателем тот, который не владеет мимикой, который не может предавать своему лицу необходимого выражения или сдержать своего настроения. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движение его воспитывало.

Индивидуальный стиль работы, безусловно, отражает особенности характера педагога. На практике встречаются воспитатели жесткие и мягкие, открытые и сдержанные, коммуникабельные и достаточно замкнутые. Все это непосредственно влияет на взаимоотношения с обучаемыми. 

Задача педагога – оказать на них эмоциональное воздействие, вызвать в их душах отклик, определенные переживания, без которых невозможно восприятие жизни, ее понимание. В связи с этим педагог должен внушать к себе симпатию, заинтересовывать обучаемых, овладевать их вниманием.

4) Уравновешенность, внешняя выразительность. 

        Для успешной педагогической деятельности важное значение имеет уравновешенность нервной системы, подвижность процессов возбуждения и торможения.

5) Культура внешнего вида педагога.

        Основными требованиями к внешнему виду педагога являются: эстетическая привлекательность, чувство меры, соответствие условиям деятельности. Эстетически выразительный педагог вправе предъявлять эстетические требования к прическе ребёнка, его обуви, одежде. Осанка, манера стоять, ходить, сидеть, владение взглядом, голосом, жестом, уверенность в себе, успехи своей работы - все это привлекает воспитанников, а также вызывает положительное отношение к воспитателю, готовность к восприятию идущего от него влияния.

         Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Идти  вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методики, но и не должен забывать доброе старое, веками сохраняемое народом, например, устное народное творчество. Каждый воспитатель должен заниматься самообразованием, повышать свой профессиональный интеллект. Необходимы  разнообразные знания, чтобы удовлетворять любознательность современного ребенка, помогать  познавать окружающий мир. Воспитатель не только организует работу детского коллектива в целом, но и формирует личные взаимоотношения детей между собой, в общении с взрослыми, и вообще с окружающим маленького человека миром. Нельзя забывать и самого главного в работе воспитателя детского сада – это его ответственность за каждого малыша. Именно он следит за тем, чтобы в жизни ребёнка не было разбитых коленок  и носов, и чтобы каждое пребывание в саду доставляло ему нескрываемое удовольствие  и приносило радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА "О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ МАСТЕРСТВЕ ВОСПИТАТЕЛЯ "

Тема: «Поделимся опытом» (сценарий )   Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать ...

Педагогический совет "Педагогическое мастерство воспитателя"

выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов........

«Уровень педагогического мастерства воспитателей и организация работы по речевому развитию с детьми дошкольного возраста» /Сценарий педагогического совета ДОУ в формате деловой игры/

В данном материале акцентируется внимание на пополнение знаний педагогов в области теоретических основ развития речи дошкольников; культуры устной речи воспитателей ; уточнение знаний важнейших правил...

«Педагогическое мастерство воспитателя. Обучение русских воспитателей татарскому языку в целях успешного внедрения УМК по обучению двум государственным языкам»

Семинар -практикум для русскоязычных воспитателей: знакомство с татарским алфавитом, с новыми словами на тему: "Знакомство", "Семья", "Продукты", "Школа" и т.д.  прослушивание аудиозаписей....

Педагогический совет на тему: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ.

Педагогический совет на тему: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЯ....

"Педагогическая находка" участницы конкурса педагогического мастерства "Воспитатель года Республики Тыва - 2019"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по художественно-эстетическому развитию "Подснежник"...

Консультация для воспитателей «Повышение педагогического мастерства воспитателя через участие в профессиональных конкурсах»

Консультация для воспитателей «Повышение педагогического мастерства воспитателя через участие в профессиональных конкурсах» расскажет о значении конкурсного движения для профессиональ...