Сенсорное развитие детей младшего возраста.
статья (младшая группа)

Гнилокост Евгения Александровна

Значение сенсорного развития для детей младшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_detey_mladshego_vozrasta.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие детей младшего возраста

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В.А.Сухомлинский

Познание окружающего мира начинается с первых минут жизни и продолжается всю жизнь, является неотъемлемой частью формирования личности. Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их освоения. Поэтому нормальное развитие ребёнка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие – это способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа).

Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребёнка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

Всем известно, какое огромное место в развитии детей раннего возраста отводится сенсорике. Это направление деятельности предусматривается любой программой для работы с детьми раннего возраста. И не удивительно – значимость сенсорного воспитания детей раннего возраста  является признанным фактом в дошкольной педагогике.

М.Монтессори, Я. Коменский, Ф. Фребель, О. Декроли, занимались разработкой дидактических игр и упражнений по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.   Важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли отечественные авторы: Е.И.Тихеева,  А.П. Усова, А.В. Запорожец, А.Г. Рузская, Н.А. Ветлугина, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, В.П. Зинченко и многие другие.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Существуют следующие виды сенсорных ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые.

Ребёнка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений.

Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представление о сенсорных эталонах.

Сенсорные эталоны – это представления о чувственно воспринимаемых свойствах объектов. Эти представления характеризуются обобщенностью, так как в них закреплены наиболее существенные, главные качества (А.В. Запорожец).

Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю развития.

Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов.

Каждый человек, в процессе своего индивидуального развития осваивает системы эталонов и учится  ими пользоваться как мерками качества для анализа воспринимаемой окружающей действительности и для систематизации своего сенсорного опыта.

Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложиться на годы школьного обучения. Нужны ли сенсорные эталоны дошкольнику?

Обеспечить усвоение детьми сенсорных эталонов — это значит сформировать у них представления об основных разновидностях каждого свойства предмета.

Таким образом, основное содержание сенсорного воспитания в детском саду — это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования предметов.

В раннем возрасте еще нет возможности необходимости знакомить детей с сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако занятия с детьми должны строиться так, чтобы они могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усваивать общепринятые сходства и различия свойств предметов.

Поскольку эталонная система включает в себя основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также черный и белый. Пять форм (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал). Три величины (большая, средняя, маленькая), то целесообразно в первую очередь формировать у ребенка представления именно об этих формах, цветовых тонах, величинах.
Также свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии (это фонемы родного языка, звуковысотные отношения), свои — во вкусовом, обонятельном восприятии.

Дети третьего года жизни активнее и плодотворнее работают за счет более устойчивого внимания и более совершенной координации движений рук. В связи с этим на занятиях возникает возможность больше времени уделять именно сенсорным задачам.
Поэтому, начиная с двух лет, основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.

а) Сенсорные эталоны в области восприятия цвета.
Вначале у детей формируют представления о хроматических («цветных») цветах, белом и черном цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а 6 цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом. Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представления об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их делении на группы теплых и холодных.

в) Сенсорные эталоны формы.
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними происходит в процессе формирования элементарных математических представлений. Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее может быть введена также форма трапеции. Главное, дети должны узнавать эти формы, называть их и действовать с ними, а не производить их анализ.

Важный  вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета — его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба и др.) может вызвать лишь дополнительные трудности.

в) Сенсорные эталоны величины.

Величина предметов обычно устанавливается в зависимости от места, занимаемого им в ряду однородных предметов. Так, большая собака — это собака, которая больше большинства других собак. Но при этом она намного меньше маленького слона. Т.о., в качестве эталонов величины выступают представления об отношениях по величине между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других («большой», «маленький», «самый большой» и т.д.). Усложнение этих представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух-трех предметов к сравнению многих предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь с развитием мышления ребенка.

Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно. Эти особенности возраста не позволяют строить занятие с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала. Авторитет взрослого также не может побудить малышей к действиям, которые им неинтересны.

В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать следующие технологии: информационно-коммуникативные,  здоровьесберегающие, игровые, личностно- ориентированные, исследовательские. На  занятиях всех видов: музыкальных, физкультурных, познавательных и др. Однако, для упорядочения опыта необходимы занятия с преобладанием сенсорных задач. При подборе дидактических игр обязательно учитываются утверждения  современных психологов о том,  что при обследовании любого предмета необходимо воздействовать на все виды анализаторов: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, что обеспечит более успешное усвоение детьми знаний. Для этого необходимо создание условий для разнообразного  развития органов чувств у детей.

  • Тактильные коробки (материалы для развития осязания: шершавые и гладкие доски, бумага различного качества для ощупывания, мех ткани (тонкие плотные гладкие)).
  • Шумовые цилиндры,  колокольчики (для развития слуха).
  • Цветовые таблицы по основным цветам, полоски различных 3 - 4 оттенков (для закрепления цвета). Особое внимание при подборе предметов следует отдавать предпочтение натуральным природным объектам - шишки, крупа, мех, ткань, кора дерева, камешки.

В играх с натуральными природными объектами дети посредством осязания учатся различать предметную структуру, у них развиваются  тактильные ощущения. На основе тактильной информации по средствам осязания, они познают окружающий мир.

         Используемые игры на тему: «Наши органы чувств» учат ребенка воспринимать и анализировать информацию через органы чувств и соответствующие анализаторы

  • «Удивительный мир запахов»;
  • «Определи по вкусу»;
  • «Звуки нашего мира»;
  • «Угадай по звуку».

Дидактические игры для тренировки различных видов восприятия:

  • «Разложи предметы правильно» (Закреплять знания соотносить разнородные предметы по величине, развивать зрительное восприятие).
  • На что похожа фигура» (Закреплять умение соотносить разнообразные предметы по форме).
  • «Веселые матрешки» (Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие).
  • «Укрась елочку» (Упражнять в различии основных цветов, формы, круг, шар).
  • «Разложи предметы по цвету» (Обучать детей выбирать и соотносить предметы двух заданных цветов из четырех возможных).

Таким  образом, правильно созданные педагогические условия, планомерное развитие сенсорной сферы, способствуют повышению уровня развития восприятия и  ощущения, являющихся основой сенсорного воспитания младших дошкольников.

Список используемых источников:

  1. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. -  Москва:  МОЗАЙКА-СИНТЕЗ 2009
  2. https://www.baby.ru/blogs/post/413316585-30981759/
  3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/12/02/opyt-raboty-na-temu-sensornoe-vospitanie-kak-sposob
  4. https://mirznanii.com/a/178575-4/sensornoe-vospitanie-v-istorii-pedagogiki-4/.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего возраста

Задачи, значение сенсорного воспитания...

Статья из опыта работы "Сенсорное развитие детей младшего возраста"

Материал из опыта работы по сенсорному развитию дошкольников....

Обобщение педагогического опыта "Сенсорное развитие детей младшего возраста, через дидактические игры".

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорные эталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельност...

Проект "Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки"

Данной работой хочется показать эфективность взаимодействия колектива ДОУ,родителей и детей в совместной работе.  Это универсальное дидактическое пособие для сенсомоторного развития детей в ...

Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки».

Сенсорная коробка  — это ёмкость с наполнителем, предназначенная для игры, главное назначение которой – дать возможность детям трогать, пересыпать, выкапывать, переливать, исследовать...

МПГУ Сенсорное развитие детей младшего возраста через сенсорно –дидактические игры и упражнения

Для современной образовательной системы проблема умственного,интеллектуального развития чрезвычайно важна.Современный педагог ставит своей целью воспитаниеребёнка-дошкольника – творчески развито...