Методическая разработка
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Егель Екатерина Сергеевна

"Формы работы педагога с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx75.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24 «Солнышко» г. Красный Кут Саратовской области»

Методическая разработка:

«Формы работы педагога с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Социальный педагог: Е.С. Егель

Содержание:

1. Введение                                                                                                                    3

2.Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС                                                   4

3. Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье       6

4.Выявление степени удовлетворенности уродителей

  организацией образовательного процесса(Анкетирование)   8                                                                      

5.Формы работы с родителями (традиционные и нетрадиционные)                       11

Введение

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности.         Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу опыта, ценностей и стереотипов поведения. Родители нуждаются в помощи со стороны специалистов, хотя некоторые из них не осознают этой потребности. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей, понимание того, что он должен знать и уметь в данном возрасте. Здесь могут оказать профессиональную помощь педагог дошкольного учреждения. Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные учреждения, можно условно разделить на три группы.

1 группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад жизненно необходим, но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только присмотра, но и качественного обучения и воспитания. Эта родительская группа вряд ли сможет активно посещать семинары и тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии, придут на субботник.

2 группа – это родители с удобным графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишить ребенка общения со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта группа родителей оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

3 группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от сада интересного общения со сверстниками, соблюдения правильного режима дня, задачи воспитателя – выделить из родительской группы общительных, энергичных мам в родительский комитет.

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС

        Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребѐнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребѐнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребѐнка в жизнь является СЕМЬЯ.

                Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

        В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

        В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьѐй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учѐтом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

        В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

- обеспечить открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в  образовательной деятельности;

- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьѐй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.

Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье

          За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни. Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности. Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что создается впечатление, будто характер родителей полностью передается детям по наследству. Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека является воспитание. Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание. В исследовании Т.А. Марковой (Воспитание и обучение в детском саду /Под ред. А.В.Запорожца и Т.А.Марковой. – М., 1979) систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания: ·воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей  к родителям; · воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день; ·семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).

     Выражение «дети – это зеркало семьи» точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости. Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагога. Работа воспитателей с семьями – труд нелегкий, но необходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характер ребенка. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении, каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании возможности выше, чем возможности детского сада. Детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

        Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К. Котырко, С.А.Ладыви). Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Формы работы могут быть самые разные, - это посещения семьи и ребенка, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания, родительские конференции, совместные праздники, встречи с психологом, социальным педагогом и администрацией дошкольного учреждения. Но приоритет остается за индивидуальной формой.

          Таким образом, работу с родителями необходимо строить по следующим направлениям:

    1. Работу, как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с отдельными семьями можно успешно проводить только на основе знания особенностей быта и воспитания детей в семье.

     2. Фактический материал по изучению воспитания детей в семье дает возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь между условиями воспитания, формированием особенностей поведения и спецификой их проявления.

      3. Положительные результаты в работе с семьей могут быть достигнуты только в том случае, если между родителями и воспитателями достигнуто единство требований в отношении к детям и вся работа проводится по плану и систематично.

     4. Необходимо давать родителям конкретные сведения по вопросу о возрастных и индивидуальных особенностей детей, учить их видеть в своих детях хорошее, и плохое, анализировать их поступки.

     5. Наряду с общей и индивидуальной формами работы с семьей можно проводить и работу с несколькими семьями, имеющими сходные условия воспитания детей.

     6. Изучение особенностей семейного воспитания, так же, как и изучение особенностей физического развития ребенка, является необходимым условием начала планомерной работы по осуществлению индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их, в различных видах деятельности.

Изучение удовлетворённости родителей работой

образовательного учреждения

Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения проводилась по методике Е. Н. Степанова, с целью выявления уровеня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

     Родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

        После анкетирования проводится обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (x) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент (x) равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности;  если же коэффициент (x) меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Анкета для родителей

Уважаемые родители просим Вас поучаствовать в анкетировании

с целью выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Данные цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

Вам необходимо подчеркнуть цифру, которая покажет степень согласияс данными утверждениями.

  1. Коллектив, в котором воспитывается наш ребенок, можно назвать дружным.
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0
  1. В среде своих воспитанников наш ребенок чувствует себя комфортно.
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0

   3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0

4.Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка.

  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0

5. Педагоги справедливо оценивают достижения в обучении нашего ребенка.

  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0

6. Воспитатели учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0

 7. В дошкольном учреждении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0

8. В дошкольном учреждении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0

9. Дошкольное учреждении способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0

10. Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0

 Спасибо за Ваше сотрудничество.

Формы работы с родителями

        Форма работы с родителями бывает:

1. Традиционная: коллективные, индивидуальные, наглядно-демонстрационные формы.

        Коллективные: родительские собрания, круглые столы, конференции, экскурсии по саду, анкетирование, дискуссии.

        Индивидуальные формы: беседы, консультации, заочные консультации.

        Наглядно-информационные: видеофильмы, фотовыставки, выставка детских работ, стенды, папки-передвижки.

         К традиционной форме работы с родителями относятся групповые родительские собрания – это действенная форма работы с родителями, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожелания родителей, особенностями группы и программы. Могут приглашаться специалисты. Состоит из трех частей:

- вводная (доклад воспитателя)

- основная (может проходить в нетрадиционной форме, включать игровые элементы, можно изготовить рекламу детского сада, буклет и т.д.)

- заключительная – оформление решений родительского собрания.

        Перед проведением собрания необходимо продумать пригласительные билеты (изготовленные детьми), объявление, наглядная информация по – теме (стенд, родительская библиотека, могут быть индивидуальные поручения родителям).

        Собрания проводятся 4 раза в год, обязательно первое собрание охватывает индивидуальные особенности детей и намечается линия развития на учебный год.

Заключительное собрание проводится в конце учебного года, на повестке дня достижения за год.

Темы остальных собраний определяются в соответствии с планом работы. Круглый стол отличается от собрания тем, участники свободно общаются на заданную тему друг с другом. Темой подобных заседаний могут быть могут быть такие, как:

- «Развитие любознательности дошкольника»,

- «Развитие речи»,

- «Роль дидактических игр в умственном развитии».

       Такие мероприятия проводятся в любой возрастной группе с опорой на задачи программы. Целесообразно использовать такие методы, как дискуссионные вопросы, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по – теме, здесь можно показать открытое занятие в видеозаписи, организовать выставку литературы и т.д.

       Анкетирование – техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение и анализ анкет (опросного листа для получения какого-либо сведения).

       Проводится в начале учебного года, перед собраниями или по необходимости. Анкетирование помогает родителям серьезнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношений с ребенком и т.д.

       Дискуссии можно проводить по аналогии с телепередачами и «Ток-шоу». Разделить участников на две группы и дать им возможность высказаться, предоставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера высказывания детей, видеозаписи и т.д.

       Консультации могут быть устными и письменными, плановыми и внеплановыми, с разнообразной тематикой. К консультации нужно готовиться заранее, изучая специальную литературу. В заочном консультировании готовиться ящик или коробка для вопросов родителей, куда они могут опускать свои пожелания, претензии и т.д. Это может позволить родителям спросить то, что не могут спросить при прямом контакте. Воспитатель продумывает ответы в разной форме «Консультации», «Спрашивали – отвечаем» и т.д.

        Информационный стенд для родителей в группе предназначен для обмена информацией по проблемам воспитания и обучения детей, знакомство родителей с планами на ближайшее будущее. Варианты оформления всевозможные, названия разные «Заботливым родителям», «Взрослым о детях». На стенде могут быть представлены: – фамилии, имени и отчества воспитателей, работающих с детьми, время, когда они смогут побеседовать с родителями об их детях, режим дня, расписание занятий, план мероприятий на месяц, словарь добрых слов и выражений, адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному воспитанию.

Все материалы должны быть эстетически оформлены, содержание необходимо обновлять, оформление и содержание должно вызывать интерес.

       Буклеты, листовки, памятники адресные, каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время. В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы, о дополнительных услугах и т.д. Можно использовать фото детей, стихи о саде

       Листовки – это короткая информация о конкретном мероприятии, приглашения на открытые занятия. Желательно, чтобы листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей.

       Памятки знакомят родителей со сводом определенных правил с целью реализации единого воспитательного процесса в семье и детском саду.

       Внутренняя газета сада или группы посвящена определенной теме и имеет постоянные рубрики: взрослым о детях, консультации специалистов,детские новости, наши победители, говорят малыши, наши достижения и т.д. Выпуск газеты требует определенных затрат и подготовки, выходит регулярно. Стенгазета может выходить ежемесячно на заданную тему. Можно использовать фотографии, детские работы.

Например, стенгазета по результатам анализа заболеваемости детей под названием «Малыши – крепыши» и вывесить туда фотографии детей, которые болеют реже всех, статья о закаливании, советы специалистов. Творческие объявления могут быть оформлены в нетрадиционном стиле или официально.

       Объявления – приглашения в стихах, о проведении конкурсов и т.д.

       Папка-передвижка содержит консультации по теме, интересующие родителей. Есть разновидность папки, которую родителям дают на неделю. В неѐ помещается консультация и практические советы по теме, представлен методический материал и дидактические игры с описанием по определенной теме.

2. Нетрадиционные формы работы с родителями: совместные досуги, праздники, конкурсы, семинары - практикумы (родители на практике осваивают игры детей и способы взаимодействия с ребенком), педагогическая гостиная с чаепитием, устные педагогические журналы – книга отзывов и предложений в группе, педагогическая библиотека, дни открытых дверей, открытые показы занятий и других видов деятельности,  клубы для родителей.

Методы активации родителей:

– вопросы (любое выступление можно начинать с вопроса «Как вы считаете?» «О чем вы думаете»);

– игровые приемы: микрофон игрушечный тому, кто говорит;

– просмотр видеофильмов о детях;

– игры, загадки, викторины, расшифровка детских загадок, рисунков;

 – педагогические ситуации: решение по – подгруппам – игровые ситуации (успокой ребенка, заставь что-нибудь делать);

 – упражнения на релаксацию;

 – чаепитие.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание  получитьеѐ из других источников, например родителей, что может негативно сказаться на взаимоотношениях. Часто молодые педагоги считают родителей с претензиями трудными, но вряд ли эта позиция принесет положительный результат.

Новая технология поможет воспитателю с родителю найти общий язык.

        Новизна использования данной технологии заключается в том, что разработана она для работы с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста. И впервые она применяется для работы со взрослыми людьми, имеющими свой собственный социальный опыт, свое мировоззрение.

        «Социо-игровая технология» — сам термин «социо-игровая технология» объясняется так: «организация занятий как игры между микрогруппами (малыми социумами — отсюда и термин «социо — игровая»). Авторы технологии это педагоги новаторы – Вячеслав Михайлович Букатов и Андрей Петрович Ершов.

        Сущность СИТ:

В.М. Букатов говорит: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».  

        Актуальность применения данной технологии в том, что происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Цель современного личностно — ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания.  Для реализации этих требований нам необходимо тесное сотрудничество с семьями дошкольников, которое невозможно без налаживания контактов с каждым из родителей ребенка.

        У классика есть такие слова: «Что наша жизнь? – игра!». Взяв это утверждение за основу, мы нашли такой «инструмент» взаимодействия с родителями дошкольников, как социо—игровая  технология. Родители – играя как в детстве  — будут лучше понимать своих детей. Можно провести прямую зависимость между социо-игровой технологией и личностно–ориентированной моделью общения с родителями, с использованием приемов работы в малых группах — взрослые как дети: и слушают, и делают, и говорят. Благодаря этому каждый родитель сам формирует систему представлений  о воспитании своего ребенка и естественным образом у него возникают педагогические знания.

        Главная цель  нашего педагогического взаимодействия с родителями воспитанников через социо — игровую технологию – побуждение их к социальной активности и саморазвитию, сплочение детско-родительского коллектива.

        Технология СИТ (социо-игравой технологии) позволяет решать задачи:

  • усвоение родителями активных форм познания;
  • совершенствование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия в родительском коллективе;
  • обеспечение душевного благополучия;
  • коррекция импульсивного поведения.

        Оригинальность СИТ в ее универсальности:  Универсальность методов и приёмов СИТ заключается в том, что их можно использовать как на разных этапах например, родительского собрания, так и на отдельно взятых мероприятиях. Если в традиционной педагогике воспитатель выполняет  — роль   «музыканта – исполнителя», а родители, чаще всего – роль зрителей, то в социо-игровой педагогике их роли меняются: родители сами становятся мыслящими «исполнителями», а педагог дирижером.

        Эффективность:  Применение данной технологии приводит:

— к сплочению детско-родительского коллектива группы;

— к увеличению количества семей участвующих в жизнедеятельности группы

  и ДОУ, в различных интеллектуальных и творческих конкурсах;

— к повышению педагогической компетентности родителей воспитанников.

        С уверенностью можно утверждать, что использование социо-игровой технологии направлено на получение нового результата, помогает решать педагогические задачи, учит родителей самостоятельно добывать знания. Важно, что при этом каждый получает возможность почувствовать себя в ситуации успеха!

        Приёмы данной технологии:

Прием «Волшебная палочка»

Аудитория делится на под группы. Каждая подгруппа встает в круг. Палочка (либо какой — нибудь предмет) передается от человека к человеку и каждому, по очереди, дается задание. Задание берут на первый взгляд самые простые, но с глубинным смыслом, например:

1 шаг: Нужно назвать свою любимую игру либо игрушку из детства, затем задание усложняется: назвать игру/ игрушку и рассказать, почему она нравилась.

2 шаг: Нужно назвать самые популярные игры/игрушки детей на данное время, затем задание усложняется: дать оценку играм/игрушкам, с точки зрения воздействия на детей (положительного и негативного).

По окончании побудить аудиторию сделать коллективный вывод о целесообразности тех или иных игр/игрушек которые родители покупают детям поддавшись на влияние «моды на игрушки», их возможного воздействия на психику и поведение ребенка, и последствия такого воздействия (положительные и негативные).

Итак, я показала вам лишь один прием, а вы в это время озвучили три золотые правила технологии:

Работа в малых группах со сменой лидерства.

Смена мизансцен и ролей в ходе деятельности (вариативность/интеграция видов деятельности);

Двигательная активность участников со сменой темпа и ритма деятельности.

Эти три принципа заложены в основу игровой технологии.

Следующий прием называется «Видимо не видимо».

Мне нужна группа, из шести человек, желающие выходите. Вам необходимо разделиться на две микрогруппы.

1 шаг: Я даю первой микрогруппе  карточки, на которых разбросаны буквы.

Вам нужно найти название сказки (с родителями дошкольников этот прием работает хорошо).  Когда найдете, название вслух его не произносите, вместо этого применим следующий прием –

Прием «Оживление».

Вам надо показать название сказки, а другой микрогруппе – угадать его.

2 шаг — применим   прием «Видимо не видимо» с точки зрения педагогики:

Теперь я даю карточки второй микрогруппе, на карточках написаны слова.

Вам нужно составить их них предложения – обозначающие виды семейного досуга, например:

— «Мама, папа, я – спортивная семья!» — увлечение в семье спортом;

— «Приходите в гости к нам, очень рады мы гостям!» — праздники, организованные для детей в домашних условиях;

— «Подарки своими руками» — совместные поделки с детьми в кругу семьи.

Когда составите предложение, вслух его не произносите, вместо этого снова применим прием «Оживление». Второй микрогруппе надо показать название семейного досуга, а первой  микрогруппе – угадать его.

Далее родители обсуждают, как лучше провести эти досуги,  предлагают свои варианты проведения досуга, делятся опытом.

Есть такой прием, который авторы социо-игровой технологии назвали «Разведчики».

Вам нужно посмотреть друг на друга, первый с кем вы встретитесь глазами, будет вашей парой, с которой вы беретесь за руки и встаете рядом.

Его применяют для подготовки работы в парах, например: для проведения тренинга; для практической отработки какой-либо педагогической ситуации.

Следующий прием — «Работа в группах»— его мы рассмотрим практически

Распределение на группы может происходить так: педагог раздаёт родителям части разрезанной открытки (количество частей должно соответствовать желаемому количеству человек в группе). Родители собирают из них открытку, тем самым определяя состав группы. Собравшись в группу, они сообщают об этом одновременным хлопком.

Так же они будут показывать и момент завершения работы над каким – либо заданием.

Прием «Говорим хором».

Среди родителей могут быть люди, которые затрудняются, которые не могут говорить на аудиторию, боясь допустить ошибку, сказать неверно. Работая в микрогруппах, им помогает  хоровая работа. Педагог говорит микрогруппам: «Кто знает ответ, встаньте и скажите его хором». Если какая-то из микрогрупп ошибается, то ошибка не будет выглядеть слишком вызывающе (можно будет к ней отнестись с некоторым юмором), не оставит у участников неприятного осадка, а значит, ее легче исправить.

И последний прием, который я хочу вам показать, это

 «Шапка «Вопросов и ответов». Часто трудно вызвать родителей на дискуссию, но вопросов у них всегда много. Этот прием предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них отвечать. Вопросы могут быть самые разнообразные, в том числе по возникающим в группе проблемам и педагогическим ситуациям.

Например, какие вопросы могли бы задать вы, уважаемые коллеги?  (Какие приемы социо-игровой технологии вы запомнили? Что было сложным? Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей работе?).  Таким образом, родители сами добудут ответы на интересующие их вопросы, а вы будете выступать в роли коллектора.

Результаты анкетирования Анкетирование родителей показало, что коэффициент У равен больше 3 – это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности жизнедеятельностью детей в классе и работой образовательного учреждения.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 24 «Солнышко» г. Красный Кут Саратовской области»

Методическая разработка:

«Формы работы педагога с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Социальный педагог: Е.С. Егель

Содержание:

1. Введение                                                                                                                    3

2.Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС                                                   4

3. Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье       6

4.Выявление степени удовлетворенности уродителей

  организацией образовательного процесса(Анкетирование)   8                                                                      

5.Формы работы с родителями (традиционные и нетрадиционные)                       11

Введение

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители часто допускают типичные ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности.         Семья – социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу опыта, ценностей и стереотипов поведения. Родители нуждаются в помощи со стороны специалистов, хотя некоторые из них не осознают этой потребности. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учет возрастных и индивидуальных особенностей, понимание того, что он должен знать и уметь в данном возрасте. Здесь могут оказать профессиональную помощь педагог дошкольного учреждения. Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные учреждения, можно условно разделить на три группы.

1 группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад жизненно необходим, но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только присмотра, но и качественного обучения и воспитания. Эта родительская группа вряд ли сможет активно посещать семинары и тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии, придут на субботник.

2 группа – это родители с удобным графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишить ребенка общения со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта группа родителей оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

3 группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от сада интересного общения со сверстниками, соблюдения правильного режима дня, задачи воспитателя – выделить из родительской группы общительных, энергичных мам в родительский комитет.

Взаимодействие ДОУ и семьи в контексте ФГОС

        Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребѐнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребѐнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребѐнка в жизнь является СЕМЬЯ.

                Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.

        В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.

        В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество организации работы с семьѐй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учѐтом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

        В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

- обеспечить открытость дошкольного образования;

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в  образовательной деятельности;

- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьѐй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.

Единство осуществления индивидуального подхода в детском саду и семье

          За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Для ребенка семья является естественной воспитывающей средой. Она накладывает свой отпечаток на его характер и поведение. В семье он получает первые уроки в познании мира и знакомится с элементарными законами жизни. Семья во многом определяет отношение ребенка к трудовой деятельности, культуру его поведения, активность и инициативность, дисциплинированность и целый ряд других качеств личности. Влияние семьи нередко бывает столь сильным, что создается впечатление, будто характер родителей полностью передается детям по наследству. Бесспорно, окружающая среда, в особенности условия домашнего быта, оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Но все же ведущим фактором во всестороннем развитии человека является воспитание. Следовательно, и в семье ребенок должен получать правильное воспитание. В исследовании Т.А. Марковой (Воспитание и обучение в детском саду /Под ред. А.В.Запорожца и Т.А.Марковой. – М., 1979) систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания: ·воспитание в семье отличается глубоким эмоциональным, интимным характером. «Проводником» семейного воспитания являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие, нежность) детей  к родителям; · воспитание в семье отличается постоянством и длительностью воспитательных воздействий матери, отца, других членов семьи в самых разнообразных жизненных ситуациях, их повторяемостью изо дня в день; ·семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых лет жизни в разнообразные виды деятельности (бытовую, трудовую, хозяйственную, воспитательную в отношении других членов семьи и его самого).

     Выражение «дети – это зеркало семьи» точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, в других, напротив, царит культ жестокости. Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек. Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь педагога. Работа воспитателей с семьями – труд нелегкий, но необходимый. Это неотъемлемый фактор индивидуального подхода к детям, индивидуальной помощи, своевременного предотвращения нежелательных проявлений в характер ребенка. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это возможно, если все воспитывающие ребенка взрослые будут договариваться о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении, каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании возможности выше, чем возможности детского сада. Детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

        Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В.К. Котырко, С.А.Ладыви). Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Положительные результаты в воспитании детей достигается при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Формы работы могут быть самые разные, - это посещения семьи и ребенка, день открытых дверей, беседы, консультации, родительские собрания, родительские конференции, совместные праздники, встречи с психологом, социальным педагогом и администрацией дошкольного учреждения. Но приоритет остается за индивидуальной формой.

          Таким образом, работу с родителями необходимо строить по следующим направлениям:

    1. Работу, как со всем коллективом родителей, так и индивидуально с отдельными семьями можно успешно проводить только на основе знания особенностей быта и воспитания детей в семье.

     2. Фактический материал по изучению воспитания детей в семье дает возможность не только узнать условия жизни, но и установить причины формирования индивидуальных качеств детей, выявить связь между условиями воспитания, формированием особенностей поведения и спецификой их проявления.

      3. Положительные результаты в работе с семьей могут быть достигнуты только в том случае, если между родителями и воспитателями достигнуто единство требований в отношении к детям и вся работа проводится по плану и систематично.

     4. Необходимо давать родителям конкретные сведения по вопросу о возрастных и индивидуальных особенностей детей, учить их видеть в своих детях хорошее, и плохое, анализировать их поступки.

     5. Наряду с общей и индивидуальной формами работы с семьей можно проводить и работу с несколькими семьями, имеющими сходные условия воспитания детей.

     6. Изучение особенностей семейного воспитания, так же, как и изучение особенностей физического развития ребенка, является необходимым условием начала планомерной работы по осуществлению индивидуального подхода к детям в воспитании и обучении их, в различных видах деятельности.

Изучение удовлетворённости родителей работой

образовательного учреждения

Изучение удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения проводилась по методике Е. Н. Степанова, с целью выявления уровеня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

     Родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

        После анкетирования проводится обработка результатов теста. Удовлетворенность родителей работой учебного заведения (x) определяется как частное, полученное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент (x) равен 3 или больше этого числа, это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности;  если же коэффициент (x) меньше 2, это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Анкета для родителей

Уважаемые родители просим Вас поучаствовать в анкетировании

с целью выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Данные цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

Вам необходимо подчеркнуть цифру, которая покажет степень согласияс данными утверждениями.

  1. Коллектив, в котором воспитывается наш ребенок, можно назвать дружным.
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0
  1. В среде своих воспитанников наш ребенок чувствует себя комфортно.
  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0

   3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0

4.Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами нашего ребенка.

  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0

5. Педагоги справедливо оценивают достижения в обучении нашего ребенка.

  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0

6. Воспитатели учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0

 7. В дошкольном учреждении проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0

8. В дошкольном учреждении заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0

9. Дошкольное учреждении способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0

10. Администрация и педагоги создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

  • 4
  • 3
  • 2
  • 1
  • 0

 Спасибо за Ваше сотрудничество.

Формы работы с родителями

        Форма работы с родителями бывает:

1. Традиционная: коллективные, индивидуальные, наглядно-демонстрационные формы.

        Коллективные: родительские собрания, круглые столы, конференции, экскурсии по саду, анкетирование, дискуссии.

        Индивидуальные формы: беседы, консультации, заочные консультации.

        Наглядно-информационные: видеофильмы, фотовыставки, выставка детских работ, стенды, папки-передвижки.

         К традиционной форме работы с родителями относятся групповые родительские собрания – это действенная форма работы с родителями, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня может быть разнообразной, с учетом пожелания родителей, особенностями группы и программы. Могут приглашаться специалисты. Состоит из трех частей:

- вводная (доклад воспитателя)

- основная (может проходить в нетрадиционной форме, включать игровые элементы, можно изготовить рекламу детского сада, буклет и т.д.)

- заключительная – оформление решений родительского собрания.

        Перед проведением собрания необходимо продумать пригласительные билеты (изготовленные детьми), объявление, наглядная информация по – теме (стенд, родительская библиотека, могут быть индивидуальные поручения родителям).

        Собрания проводятся 4 раза в год, обязательно первое собрание охватывает индивидуальные особенности детей и намечается линия развития на учебный год.

Заключительное собрание проводится в конце учебного года, на повестке дня достижения за год.

Темы остальных собраний определяются в соответствии с планом работы. Круглый стол отличается от собрания тем, участники свободно общаются на заданную тему друг с другом. Темой подобных заседаний могут быть могут быть такие, как:

- «Развитие любознательности дошкольника»,

- «Развитие речи»,

- «Роль дидактических игр в умственном развитии».

       Такие мероприятия проводятся в любой возрастной группе с опорой на задачи программы. Целесообразно использовать такие методы, как дискуссионные вопросы, анализ педагогических ситуаций, сообщения специалистов по – теме, здесь можно показать открытое занятие в видеозаписи, организовать выставку литературы и т.д.

       Анкетирование – техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение и анализ анкет (опросного листа для получения какого-либо сведения).

       Проводится в начале учебного года, перед собраниями или по необходимости. Анкетирование помогает родителям серьезнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношений с ребенком и т.д.

       Дискуссии можно проводить по аналогии с телепередачами и «Ток-шоу». Разделить участников на две группы и дать им возможность высказаться, предоставить слово специалисту, аргументировать правильную точку зрения. Для повышения интереса слушателей к проблеме можно привести в качестве примера высказывания детей, видеозаписи и т.д.

       Консультации могут быть устными и письменными, плановыми и внеплановыми, с разнообразной тематикой. К консультации нужно готовиться заранее, изучая специальную литературу. В заочном консультировании готовиться ящик или коробка для вопросов родителей, куда они могут опускать свои пожелания, претензии и т.д. Это может позволить родителям спросить то, что не могут спросить при прямом контакте. Воспитатель продумывает ответы в разной форме «Консультации», «Спрашивали – отвечаем» и т.д.

        Информационный стенд для родителей в группе предназначен для обмена информацией по проблемам воспитания и обучения детей, знакомство родителей с планами на ближайшее будущее. Варианты оформления всевозможные, названия разные «Заботливым родителям», «Взрослым о детях». На стенде могут быть представлены: – фамилии, имени и отчества воспитателей, работающих с детьми, время, когда они смогут побеседовать с родителями об их детях, режим дня, расписание занятий, план мероприятий на месяц, словарь добрых слов и выражений, адреса сайтов в Интернете, посвященных дошкольному воспитанию.

Все материалы должны быть эстетически оформлены, содержание необходимо обновлять, оформление и содержание должно вызывать интерес.

       Буклеты, листовки, памятники адресные, каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время. В буклетах может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы, о дополнительных услугах и т.д. Можно использовать фото детей, стихи о саде

       Листовки – это короткая информация о конкретном мероприятии, приглашения на открытые занятия. Желательно, чтобы листовка была оформлена на цветной бумаге, привлекала внимание родителей.

       Памятки знакомят родителей со сводом определенных правил с целью реализации единого воспитательного процесса в семье и детском саду.

       Внутренняя газета сада или группы посвящена определенной теме и имеет постоянные рубрики: взрослым о детях, консультации специалистов,детские новости, наши победители, говорят малыши, наши достижения и т.д. Выпуск газеты требует определенных затрат и подготовки, выходит регулярно. Стенгазета может выходить ежемесячно на заданную тему. Можно использовать фотографии, детские работы.

Например, стенгазета по результатам анализа заболеваемости детей под названием «Малыши – крепыши» и вывесить туда фотографии детей, которые болеют реже всех, статья о закаливании, советы специалистов. Творческие объявления могут быть оформлены в нетрадиционном стиле или официально.

       Объявления – приглашения в стихах, о проведении конкурсов и т.д.

       Папка-передвижка содержит консультации по теме, интересующие родителей. Есть разновидность папки, которую родителям дают на неделю. В неѐ помещается консультация и практические советы по теме, представлен методический материал и дидактические игры с описанием по определенной теме.

2. Нетрадиционные формы работы с родителями: совместные досуги, праздники, конкурсы, семинары - практикумы (родители на практике осваивают игры детей и способы взаимодействия с ребенком), педагогическая гостиная с чаепитием, устные педагогические журналы – книга отзывов и предложений в группе, педагогическая библиотека, дни открытых дверей, открытые показы занятий и других видов деятельности,  клубы для родителей.

Методы активации родителей:

– вопросы (любое выступление можно начинать с вопроса «Как вы считаете?» «О чем вы думаете»);

– игровые приемы: микрофон игрушечный тому, кто говорит;

– просмотр видеофильмов о детях;

– игры, загадки, викторины, расшифровка детских загадок, рисунков;

 – педагогические ситуации: решение по – подгруппам – игровые ситуации (успокой ребенка, заставь что-нибудь делать);

 – упражнения на релаксацию;

 – чаепитие.

Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций является установление личного контакта педагога с родителем, ежедневное информирование о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг. Отсутствие информации порождает у родителей желание  получитьеѐ из других источников, например родителей, что может негативно сказаться на взаимоотношениях. Часто молодые педагоги считают родителей с претензиями трудными, но вряд ли эта позиция принесет положительный результат.

Новая технология поможет воспитателю с родителю найти общий язык.

        Новизна использования данной технологии заключается в том, что разработана она для работы с детьми младшего школьного и старшего дошкольного возраста. И впервые она применяется для работы со взрослыми людьми, имеющими свой собственный социальный опыт, свое мировоззрение.

        «Социо-игровая технология» — сам термин «социо-игровая технология» объясняется так: «организация занятий как игры между микрогруппами (малыми социумами — отсюда и термин «социо — игровая»). Авторы технологии это педагоги новаторы – Вячеслав Михайлович Букатов и Андрей Петрович Ершов.

        Сущность СИТ:

В.М. Букатов говорит: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять друг другу и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного обучения, тренировки и научения».  

        Актуальность применения данной технологии в том, что происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе образования. Цель современного личностно — ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания.  Для реализации этих требований нам необходимо тесное сотрудничество с семьями дошкольников, которое невозможно без налаживания контактов с каждым из родителей ребенка.

        У классика есть такие слова: «Что наша жизнь? – игра!». Взяв это утверждение за основу, мы нашли такой «инструмент» взаимодействия с родителями дошкольников, как социо—игровая  технология. Родители – играя как в детстве  — будут лучше понимать своих детей. Можно провести прямую зависимость между социо-игровой технологией и личностно–ориентированной моделью общения с родителями, с использованием приемов работы в малых группах — взрослые как дети: и слушают, и делают, и говорят. Благодаря этому каждый родитель сам формирует систему представлений  о воспитании своего ребенка и естественным образом у него возникают педагогические знания.

        Главная цель  нашего педагогического взаимодействия с родителями воспитанников через социо — игровую технологию – побуждение их к социальной активности и саморазвитию, сплочение детско-родительского коллектива.

        Технология СИТ (социо-игравой технологии) позволяет решать задачи:

  • усвоение родителями активных форм познания;
  • совершенствование навыков и умений дружеского коммуникативного взаимодействия в родительском коллективе;
  • обеспечение душевного благополучия;
  • коррекция импульсивного поведения.

        Оригинальность СИТ в ее универсальности:  Универсальность методов и приёмов СИТ заключается в том, что их можно использовать как на разных этапах например, родительского собрания, так и на отдельно взятых мероприятиях. Если в традиционной педагогике воспитатель выполняет  — роль   «музыканта – исполнителя», а родители, чаще всего – роль зрителей, то в социо-игровой педагогике их роли меняются: родители сами становятся мыслящими «исполнителями», а педагог дирижером.

        Эффективность:  Применение данной технологии приводит:

— к сплочению детско-родительского коллектива группы;

— к увеличению количества семей участвующих в жизнедеятельности группы

  и ДОУ, в различных интеллектуальных и творческих конкурсах;

— к повышению педагогической компетентности родителей воспитанников.

        С уверенностью можно утверждать, что использование социо-игровой технологии направлено на получение нового результата, помогает решать педагогические задачи, учит родителей самостоятельно добывать знания. Важно, что при этом каждый получает возможность почувствовать себя в ситуации успеха!

        Приёмы данной технологии:

Прием «Волшебная палочка»

Аудитория делится на под группы. Каждая подгруппа встает в круг. Палочка (либо какой — нибудь предмет) передается от человека к человеку и каждому, по очереди, дается задание. Задание берут на первый взгляд самые простые, но с глубинным смыслом, например:

1 шаг: Нужно назвать свою любимую игру либо игрушку из детства, затем задание усложняется: назвать игру/ игрушку и рассказать, почему она нравилась.

2 шаг: Нужно назвать самые популярные игры/игрушки детей на данное время, затем задание усложняется: дать оценку играм/игрушкам, с точки зрения воздействия на детей (положительного и негативного).

По окончании побудить аудиторию сделать коллективный вывод о целесообразности тех или иных игр/игрушек которые родители покупают детям поддавшись на влияние «моды на игрушки», их возможного воздействия на психику и поведение ребенка, и последствия такого воздействия (положительные и негативные).

Итак, я показала вам лишь один прием, а вы в это время озвучили три золотые правила технологии:

Работа в малых группах со сменой лидерства.

Смена мизансцен и ролей в ходе деятельности (вариативность/интеграция видов деятельности);

Двигательная активность участников со сменой темпа и ритма деятельности.

Эти три принципа заложены в основу игровой технологии.

Следующий прием называется «Видимо не видимо».

Мне нужна группа, из шести человек, желающие выходите. Вам необходимо разделиться на две микрогруппы.

1 шаг: Я даю первой микрогруппе  карточки, на которых разбросаны буквы.

Вам нужно найти название сказки (с родителями дошкольников этот прием работает хорошо).  Когда найдете, название вслух его не произносите, вместо этого применим следующий прием –

Прием «Оживление».

Вам надо показать название сказки, а другой микрогруппе – угадать его.

2 шаг — применим   прием «Видимо не видимо» с точки зрения педагогики:

Теперь я даю карточки второй микрогруппе, на карточках написаны слова.

Вам нужно составить их них предложения – обозначающие виды семейного досуга, например:

— «Мама, папа, я – спортивная семья!» — увлечение в семье спортом;

— «Приходите в гости к нам, очень рады мы гостям!» — праздники, организованные для детей в домашних условиях;

— «Подарки своими руками» — совместные поделки с детьми в кругу семьи.

Когда составите предложение, вслух его не произносите, вместо этого снова применим прием «Оживление». Второй микрогруппе надо показать название семейного досуга, а первой  микрогруппе – угадать его.

Далее родители обсуждают, как лучше провести эти досуги,  предлагают свои варианты проведения досуга, делятся опытом.

Есть такой прием, который авторы социо-игровой технологии назвали «Разведчики».

Вам нужно посмотреть друг на друга, первый с кем вы встретитесь глазами, будет вашей парой, с которой вы беретесь за руки и встаете рядом.

Его применяют для подготовки работы в парах, например: для проведения тренинга; для практической отработки какой-либо педагогической ситуации.

Следующий прием — «Работа в группах»— его мы рассмотрим практически

Распределение на группы может происходить так: педагог раздаёт родителям части разрезанной открытки (количество частей должно соответствовать желаемому количеству человек в группе). Родители собирают из них открытку, тем самым определяя состав группы. Собравшись в группу, они сообщают об этом одновременным хлопком.

Так же они будут показывать и момент завершения работы над каким – либо заданием.

Прием «Говорим хором».

Среди родителей могут быть люди, которые затрудняются, которые не могут говорить на аудиторию, боясь допустить ошибку, сказать неверно. Работая в микрогруппах, им помогает  хоровая работа. Педагог говорит микрогруппам: «Кто знает ответ, встаньте и скажите его хором». Если какая-то из микрогрупп ошибается, то ошибка не будет выглядеть слишком вызывающе (можно будет к ней отнестись с некоторым юмором), не оставит у участников неприятного осадка, а значит, ее легче исправить.

И последний прием, который я хочу вам показать, это

 «Шапка «Вопросов и ответов». Часто трудно вызвать родителей на дискуссию, но вопросов у них всегда много. Этот прием предполагает, что родители пишут свои вопросы на листочках и их опускают в шапку, а потом эти же вопросы они вытягивают сами и вынуждены на них отвечать. Вопросы могут быть самые разнообразные, в том числе по возникающим в группе проблемам и педагогическим ситуациям.

Например, какие вопросы могли бы задать вы, уважаемые коллеги?  (Какие приемы социо-игровой технологии вы запомнили? Что было сложным? Какой из приемов вы используете или будете использовать в своей работе?).  Таким образом, родители сами добудут ответы на интересующие их вопросы, а вы будете выступать в роли коллектора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...