Опыт работы по экологическому воспитанию.
учебно-методический материал

Лидия Николаевна Хозина

В данном материале представлен мой опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Всё хорошее в людях — из детства!
                                             Как истоки добра пробудить?
                                             Прикоснуться к природе всем сердцем:
                                             Удивиться, узнать, полюбить!
                                             Мы хотим, чтоб земля расцветала,
                                             И росли, как цветы, малыши,
                                             Чтоб для них экология стала

                                              Не наукой, а частью души! 

     Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.  Человек и природа — философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

На протяжении нескольких лет я работаю над темой «Формирование гуманного отношения к окружающему у дошкольников  посредством экологического воспитания». Осуществляю свою деятельность в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования.

Слайд 2   Я поставила перед собой следующую цель:

 -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание).

 Задачи:

  •  - формировать систему экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  •  - развивать эстетические чувства (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).
  •  - участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

      На основе новых материалов, статей, публикаций внедряю в свою работу различные формы и методы экологического воспитания, эффективно влияющие на мотивацию, эмоциональную и нравственную сферу ребёнка: систематические наблюдения и их фиксация в календаре, непосредственная образовательная деятельность, целевые прогулки, экскурсии, труд (по уходу за растениями в уголке природы и на участке), игры экологического содержания, беседы, чтение художественной литературы и т.д. У нас имеется природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания.

  Слайд 3   В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе.

  Слайд 4 Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.

   Слайд 5  Проводим наблюдения за погодой, - дети рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода и отмечают в календаре природы.

На территории детского сада имеется много уголков, где можно проводить наблюдения за окружающим миром в любое время года.  В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы (берёзы, тополь, клен, рябина, фруктовые деревья). Также у нас есть муравейники и их ходы, скопление солдатиков, небольшая полянка с разнообразными  растениями: тысячелистник, ромашка, подорожник и обитающие на ней разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы. А несколько дней назад дети нашли на участке богомола.

Слайд 6 Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах: рыхлят, поливают, пропалывают. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. На территории есть вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, я наглядно показываю детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и рассказываю о правилах поведения на прогулке, на отдыхе. В зимний период начинается подкормка птиц. Для этого на участке имеются кормушки, изготовленные родителями; удобное место для наблюдений из окна за кормушками. Это хорошее время для наблюдений за поведением птиц, их повадками. Дети не выбрасывают хлеб, а выносят его птицам. В зимнее и весеннее время проводится наблюдение за набуханием почек и появлением первых листочков на срезанных веточках.

    Слайд 7-8  Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе.

     Слайд 9 Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).

Слайд 10 Находясь в лесополосе, на берегу реки, на лугу, в поле или во время прогулок на участке мы с детьми собираем разнообразный природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.

Слайд 11 На прогулках дети любят играть с природным материалом, с песком и водой. Для таких игр на участке имеем соответствующее оборудование: песочница, совочки, формочки, выносные игрушки. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: " Найди по описанию", "Что, где растёт?",  "Узнай и назови",   "Когда это бывает? ",  "Загадки о животных"  на узнавание деревьев, кустарников, цветов, птиц и животных. 

Слайд 12  В зимнее время проводим наблюдение за снегом. Дети любят играть со снегом, лепить снежные постройки. В изготовлении построек нам помогали родители.

 Слайд 13  Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать разные опыты. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Мы с детьми делали «травянички». Дети с интересом наблюдали, как они прорастали, следили, чтобы в поддоне всегда была вода.

     Часто на занятиях я использую художественную литературу. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие.  Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших. Очень важно донести до детей смысл произведения. Прочитала детям рассказ «Том музыкант», который дети восприняли с глубоким сочувствием.

 Слайд 14 Я считаю, что одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры (сюжетные, дидактические, подвижные). Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Для более глубокого изучения определённых тем я использую мини-макеты (времена года, дикие и домашние животные). Макет служит в качестве наглядного материала. Он позволяет прикоснуться к миру природы, научиться бережному отношению ко всему живому.

Слайд 15  Большие возможности в воспитании экологических чувств заложены в дидактических играх. Дидактические игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, экспериментальную деятельность. Это такие игры, как «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение» «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания); «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.  Эффективны игры с природными материалами (овощами, фруктами, цветами, камнями, семенами, сухими плодами.  Дети с большим интересом играют в сюжетные игры. Особую радость вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Кот и мыши», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик», «Ручейки». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

Слайд 16 -17  Экологическое воспитание оказывает большое влияние на развитие творчества детей. Свои наблюдения в природе дети стараются отобразить в рисунках и поделках.

Слайд 18   Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка.

 Слайд 19  Мои воспитанники принимают активное участие в различных конкурсах и добиваются значительных успехов. Дети стараются дома привлечь к участию в конкурсах членов своей семьи. За совместную работу дети и родители получают грамоты.

  Очень тесно ведём работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем такие формы: родительские собрания, консультации, беседы, дни добрых дели и др. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

 В своей работе привлекаю медицинских работников, музыкального руководителя. Наша группа тесно сотрудничает со школой.

     Дети нашей группы участвуют  в природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята - молодые защитники природы». Были проведены акции  «Оставьте ёлочки в лесу», «Покормите птиц зимой».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по экологическому воспитанию

Наблюдение - как основа чувственного познания природы...

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников воспитателя Николаевой.Л.А

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников...

Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников

опыт работы по экологии раскрывает одну из возможностей сотрудничества детского сада с природоохранными учреждениями....

Опыт работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Друзья природы"

опыт работы будет полезен воспитателям детских садов, специалистам, родителям. Содержит конспекты занятий, перспективное планирование, опыты, дидактические игры, консультации для родителей, родительск...

Опыт работы по экологическому воспитанию "Охрана воды"

Описание опыта работы по экологическому воспитанию детей подготовитольной группе. Главная задача заключается в формировании осознанного бережного отношения детей к пресной воде....

Опыт работы по экологическому воспитанию

Моя задача подвести детей к осознанию причинных, временных связей между явлениями природы, между условиями жизни и ростом, развитием и меняющимися потребностями живых организмов, трудом человека и пол...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...