Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
консультация

Лидия Николаевна Хозина

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_vospitateley.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Обучению дошкольников началам экологического воспитания отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: важнейшее средство коррекции неблагополучия в социальном, личностном, познавательном и физическом развитии не только младших, но и старших дошкольников. Игра для них труд - это серьезная форма воспитания, способствующая развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческого и умственного развития дошкольника в целом.

Формирование у детей элементов экологического сознания, является одной из самых сложных задач в дошкольном детстве. Важно так организовать обучение, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. В дошкольном детстве таким видом деятельности является игра.

Проведение различных игр экологического и познавательного характера, слушание, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки. Поэтому дидактические игры являются эффективным средством обучения и воспитания детей. С помощью дидактических игр формируются, уточняются, расширяются и закрепляются имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.

Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности дают возможность детям оперировать самыми предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.

В работе с детьми преимущественно использую карточки с картинками, например, в занятии «Животный мир нашего края», дети знакомятся с животным миром, живущих в Красноярском крае. Предлагаю детям назвать диких животных, которых они знают.

В играх деятельность детей организую так, чтобы каждый ребенок принимал участие в целевых игровых действиях, мог почувствовать свою значимость. В игре «Детки на ветке» закрепляю знания детей о листьях и плодах деревьев, кустарников, учу подбирать их по принадлежности к одному растению. Предлагаю детям рассмотреть листья деревьев и кустарников, называю их. Дети подбирают к каждому листу соответствующий плод.

В своей работе на занятиях, совместной деятельности используя все многообразия средств экологического воспитания (подвижные, творческие, сюжетно-ролевые игры); провожу с детьми целевые наблюдения, беседы, провожу с ними экспериментальные опыты. В группе созданы все необходимые условия, в том числе, уголок природы – все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по экологическому воспитанию детей. Но наиболее эффективным средством в формировании экологической культуры детей считают дидактическую игру.

На занятиях из серии «Жду помощи», «Спасены человеком» - знакомлю детей с редкими растениями, животными, птицами, насекомыми нашего региона. Знакомлю, кто у нас и как охраняет природу. Учу их самих относиться к природе бережно.

Используя много дидактических игр, которые дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Например, игра «Когда это бывает?» перед ребенком стоит задача: назвать время года, которое читается в стихах. Много возможностей для раскрытия экологических связей на занятиях «Птицы зимой», например, узнав о жизни снегирей, дети обращают внимание на то, что эти птицы прилетают к нам из более холодных мест. Там зима наступает раньше, и большая часть корма уже съедена. Дети узнают о том, что с наступлением зимы изменяется пища дятла (летом питаются насекомыми, зимой питаются семенами хвойных деревьев).

На занятиях из серии «Растения летом и осенью» появляется возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты к приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена?

На занятии по разделу «Дикие животные» продолжаю формировать представления о приспособленности животных к условиям жизни. Для закрепления знаний использую игру «Кто в домике живет?».

При обучении экологии основные усилия направляю на то, чтобы воспитать у детей интерес к самому процессу познания экологии, потребность стремиться преодолевать трудности, находить самостоятельный путь решения задач. В результате проделанной работы и развития познавательного интереса дети умеют:

• называть времена года, отмечать их особенности;

• знать взаимодействия человека с природой в разное время года;

• знать о значении солнца, воздуха и воды для человека, животных, растений;

• бережно относиться к природе.

На занятиях основной моей задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства (своего или других людей) в природные процессы. Современную экологию можно определить, как науку о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Без раскрытия этих связей оказывается просто невозможное полноценное экологическое воспитание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Инновационный проект «Сенсорное воспитание детей раннего возраста посредством дидактических игр»...

Применение наглядных, практических и игровых методов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с малой Родиной».

Формирование нравственности и патриотизма в воспитании дошкольников по ФГОС - актуальная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом. Ведь дошкольный возраст - время растить патриотов. ...

Перспективный план работы с родителями по теме: " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший, подготовительный возраст.

Перспективный план   работы с родителями по теме:  " Формирование логического мышления детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений." средний, старший...

Консультация для педагогов ДОУ "Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»....

Презентация. РМО. «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

1 слайд.Добрый день, уважаемые коллеги. Я представляю тему: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактических игр». Ведь дошкольное детство — важнейший период ...

Консультация для родителей " Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ,посредством дидактических игр и упражнений"

В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологи...