Самообразование «Развитие рeчи детей посредством дидактических игр» на 2019-2020 уч.г.
методическая разработка

Ягудина Лейсан Наилевна

2019-2020 уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_srednyaya_gruppa.docx41.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное    учреждение

города Когалыма «Золушка»

План работы по самообразованию

на тему:

Тема: «Развитие рeчи детей посредством дидактических игр»

на 2019 – 2020 учебный год.

Составила: воспитатель Ягудина Л.Н.

г. Когалым 2019 год

Индивидуальный план самообразования

ФИО: Ягудина Лейсан Наилевна

Специальность: вoспитатель

Образование: высшее

Тема самообразования: «Развитие рeчи детей посредством дидактических игр»

Работа начата: 01.09. 2019 год

Предполагается закончить: 25.05. 2020год

Актуальность выбранной темы:

      Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.

        В качестве приоритетов определяются такие задачи как:

- развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи;

- развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

      Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился.

      Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.

     Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

      Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

   Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

   Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

    Необходимо внедрять в практику современные подходы и новые технологии. Поиск подходов к привлечению родителей (лиц их замещающих) в качестве партнеров реализации образовательной деятельности.

       Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, т. к. предоставляет мне необходимую информацию по развитию речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных требований.

Цельповышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии речи  детей через дидактические игры.

       Задачи:

        1.Изучить нормативные документы, современные методические ресурсы по проблеме «Развитие речи  детей через дидактические игры».

   2.Продолжать внедрение в практику информационные компьютерные технологии, метода проектов.

3. Развивать  словесно-логическое  мышление; речевое внимание, восприятие, артикуляционный и голосовой аппарат.

 4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

5.Развивать  монологическую  речь при составлении рассказа – описания предмета.

     6. Внедрить новые формы взаимодействия с семьей, обеспечивающие партнерскую позицию в реализации образовательного процесса.

       7. Обобщить и распространить педагогический опыт на мероприятиях различного уровня.

Ожидаемые результаты:

1.Систематизация материала по развитию речи 4-5 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями.

2.Оптимизировано применение технологий в образовательном процессе.

3.При систематической работе значительно увеличится словарь детей, сформируется грамматический строй и звуковая культура; усовершенствуется монологическая и диалогическая сторона речи.

4.Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития речи детей.

4.У родителей вырастет интерес к развитию речи. Они научатся создавать условия для дидактических игр и правильно их подбирать.

План работы

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Результат

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

1.Знакомство с новыми педагогическими технологиями 2.Подобрать и изучить методическую литературу по теме самообразования.

3.Подготовка и оформление проектов.  (Приложение 1)

Через предметные издания и Интернет- ресурс.

Работа с детьми

Сентябрь

1.Создание предметно-развивающей среды окружающей ребенка.

2.Подбор дидактических игр, пособий для  развития речи  детей.

Через предметные издания и Интернет- ресурс.

Октябрь

Дидактические игры на развитие фонетико-фонематической стороны речи.

 «Испорченный телефон»

«Светофор»

«Повтори»

«Поймай звук»

«Поиграем в сказку»

Ноябрь

Картотека дидактических игр на развитие лексической стороны речи (формирование словаря).

«Вершки-корешки»

«Фрукты и овощи»

«Новоселье»

«В мире растений»

Декабрь

Дидактические игры и упражнения на развитие лексической стороны.

«Найди предмет указанной формы»

«Из каких фигур состоит?»

Январь

Картотека дидактических игр на развитие грамматического строя речи.

«Живые слова»

«Дополни предложение»

«Придумай предложение»

«Доскажи словечко»

Февраль

Дидактические игры и упражнения на развитие связной речи».

 

«Где начало рассказа»

«Кто больше заметит небылиц»

«Найди картинке место»

«Исправь ошибку»

«Отгадай-ка»

Март

Картотека дидактических игр и упражнения на развитие монологической речи».

«Мишкины картинки»

«Нарисуем портрет»

«Магазин игрушек»

«Выбери начало» 

«Составляем разные рассказы»

«Сочиняем сказку»

Апрель

Дидактические игры и упражнения на развитие диалогической речи».

«Когда можно и нужно звонить?»

«Ведение диалога по телефону»

«Передай письмо»

«Волшебный ключ»

Май

 Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Подборка сюжетных картин.

Работа с родителями

Сентябрь

Анкетирование родителей

Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по развитию речи дошкольников.

Октябрь

Составление папок-передвижек и консультаций «Уровень развития речи 4-5 лет»

Пропаганда знаний по развитию речи (стенд).

Ноябрь

Консультация  «Методика организации и руководство дидактическими играми»

Помочь родителям овладеть методикой использования дидактических игр и раскрыть их значение в обучении в семье.

Декабрь

Составление   картотеки дидактических  игр на развитие лексической и фонематической  стороны речи.

Обучение родителей дидактическим играм  в домашних условиях.

Январь

Изготовление папки-передвижки «Как наше слово отзовется»

Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей.

Февраль

Практикум «Речь и весёлый мяч»

Обучение родителей приёмам развития речи в игровой форме.

Март

Родительское собрание

« Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Раскрыть значение речи в развитии личности ребенка.

Апрель

Конкурс с родителями «Любимые  дидактические игры  своими руками»

Совместная деятельность родителей, педагога и детей. Выставка дидактических игр.

Май

Открытый показ  НОД « Пришла весна!»

В течение года

Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Самореализация

Сентябрь

Работа с методической литературой. Изучение мониторинга по программе

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»

Октябрь

Изучение методик проведения дидактических игр и упражнений на формирование словаря.

Повышение профессиональной компетентности в вопросах по формированию речи детей в игровой деятельности через дидактические игры.

Ноябрь

Изучение методики О.С.Ушаковой

Повышение профессионализма по развитию речи.

Декабрь

Обработка результатов мониторинга по образовательной области «Коммуникация».

Сбор и обработка данных.

Январь

Изучение дидактического пособия «Развивающие игры для детей 2-7 лет. (Е.Н. Михина).

Повышение профессионализма по развитию различных компонентов личности ребёнка.

Февраль

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС.

Обеспечение возможности  общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Март

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях.

Распространение опыта работы по теме самообразования.

Апрель -Май

Обработка анкетных данных. Подведение итогов работы по развитию речи. Отчёт о проделанной работе.

Сбор и обработка данных. Мониторинг по образовательной области «Коммуникация»

В течении года

Участие в конкурсах регионального и всероссийского уровня

Распространение педагогического опыта в рамках педагогического сообщества.

В течении года

Публикация на официальном сайте

https://www.maam.ru/users/1483927

Публикации по теме самообразования

                                                                                   

                                                             

                                                  Приложение 1

Список литературы

1.Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.

2. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2013 г.

3. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2013г.

4. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.

5. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г

6. ПетроваТ. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников»-М: Школьная Пресса. 2013г

Интернет –ресурсы.

1. Методические наработки, конспекты занятий, педагогические библиотеки

http://www.ivalex.vistcom.ru/metod.htm сайт "Всё для детского сада"

http://detsad-kitty.ru/ ДетСад (методическая литература, наглядный материал,  методические наработки)

http://dob.1september.ru Журнал дошкольное образование

http://vospitatel.com.ua/ сайт Воспитатель (конспекты занятий в ДОУ)

http://ldv.metodcenter.edusite.ru Лаболатория дошкольного образования

2. Все для подготовки непосредственно-образовательной деятельности

http://allforchildren.ru/ Все для детей (раскраски, песни, стихи, наглядный материал)

http://www.schoolforbaby.ru загадки, сценарии праздников, поделки, песни

http://www.solnet.ee/ Детский портал «Солнышко» 

Вебинары для воспитателей ДОО Ютуб Журнал Обруч - https://www.youtube.com/channel/UCIzVmem3GfTdgPbZCFXpyUQ/videos?shelf_id=2&view=0&sort=dd

1. Скоролупова О.А. Способы поддержки детской инициативы в образовательном процессе детского сада -

https://www.youtube.com/watch?v=5XdLivN4M-o

2. http://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования.

3. Скоролупова О.А. Формы организации образовательного процесса в современном детском саду: Образовательные квесты - https://www.youtube.com/watch?v=EFN295aHgZ8

4.Скоролупова О.А. Технологии позитивной социализации детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=V5GOTiR1lI8

5.Скоролупова О.А. Проектная деятельность в детском саду- https://www.youtube.com/watch?v=57otlCQCKjs

6. Лыкова И.А. Культурные практики - https://www.youtube.com/watch?v=9aU_MnVvh98

7. Гришаева Н.П. Методы развития детской инициативы в ДОО - https://www.youtube.com/watch?v=aM12btwLWxw

8. Бадулина О.И. Эмоциональное благополучие дошкольников в образовательном процессе - https://www.youtube.com/watch?v=AcyfDxd9Gjs

9. Тимофеева Л.Л. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста - https://www.youtube.com/watch?v=iM8ZExAqoXI

10. Глушкова Г.В. Активные формы взаимодействия семьи и педагогов ДОО в условиях реализации ФГОС ДО - https://www.youtube.com/watch?v=o3qQJRhOVZc


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию.«Развитие речи детей посредством развития мелкой моторики рук »

Актуальность данной темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного  возраста способствует формированию интеллектуал...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "Развитие речи детей посредством дидактических игр и мнемосхем"

Сегодня ни для кого не секрет,что богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Часто в речи детей существует множество проблем. Поэтому...

Перспективный план работы с детьми 1 мл.группы"Сенсорное развитие детей через дидактические игры на 2019-2020 уч.год"

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида). В перспективном плане планируются: 1. Це...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "Развитие речи детей посредством дидактических игр и мнемосхем"

Сегодня ни для кого не секрет,что богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Часто в речи детей существует множество проблем. Поэтому...

План по самообразованию " Развитие математических способностей посредством дидактических игр"

для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования. ...

Отчет по самообразованию на тему "Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей посредством дидактических игр"

ТЕМА: « Артикуляционная гимнастика как  средство  развитие  речи  детей  младшего  дошкольного возраста  посредством  дидактических  игр»...