Отчет по самообразованию на тему "Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей посредством дидактических игр"
презентация к уроку (младшая группа)

Харитонова Анастасия Павловна
ТЕМА: « Артикуляционная гимнастика как  средство  развитие  речи  детей  младшего  дошкольного возраста  посредством  дидактических  игр» 
Начало работы над темой: октябрь 2023г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2024г.
 
Цель: выявить эффективность артикуляционной гимнастики в воспитании звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. 
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с органами артикуляционного аппарата, с движениями органов артикуляции;
Учить детей удерживать определенную артикуляционную позу.
Развивающие:
Развивать моторику речедвигательного аппарата, слухового восприятия, речевого слуха и речевого дыхания.
Развивать воображение, внимание, мышление, память;
Способствовать развитию правильного звукопроизношения.
Воспитательные:
Воспитывать усидчивость;
Воспитывать у детей интерес к артикуляционной гимнастике, сформировать у детей желание заниматься.
Изучение литературы по теме: « Артикуляционная гимнастика как  средство  развитие  речи  детей  младшего  дошкольного возраста  посредством  дидактических  игр»
 
1) С.Ю Танцюра ; И.Н. Васильева «Артикуляционные  сказки для  детей 3- 7 лет»  2019 г. 
2) Наглядное дидактическое  пособие «Теремок» ФГОС Мтзайка 2021 г. 
3) Косинова Е.  М. Артикуляционная гимнастика. - М.: ОЛИСС, Эксмо, 2007.
4) «Шпаргалка» для учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда - практика. -Спб.: КАРО, 2008.
5) - Парамонова Л.Г. «Легкий способ научиться правильно говорить и писать» М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009.-464 с.
6) - Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика.» издательский дом «Литера» 2019- 65 с
7) - Воронина Л.П., Червякова Н.А. «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастик» И. «Детство-пресс» 2013 – 75 с
8) - Нищеева Н.В. «Веселая пальчиковая гимнастика»,»Веселая дыхательная гимнастика», «Веселая артикуляционная гимнастика» И. «Детство-пресс» 2009
9) Интернет – ресурсы: - http://logoped18.ru/literatura-po-logopedii/litera...
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan.docx466.44 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя

 « Артикуляционная гимнастика как  средство  развитие  речи  детей  младшего  дошкольного возраста  посредством  дидактических  игр»

IMG_256

Выполнила  воспитатель:

 Харитонова А.П

Кемерово, май 2024 г.

Пояснительная записка:

Вот они, главные истины эти:
Поздно заметили… поздно учли…
Нет! Не рождаются трудные дети!
Просто им вовремя не помогли. 
(С. Давидович)

Актуальность

Умение говорить правильно и красиво имеет большое значение для полноценного развития личности человека. Ведь успешным человека во многом делает его умение общаться с другими людьми, говорить внятно, грамотно и интересно. И, наоборот, неясная речь во многом затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко сказывается на характере человека. Начинать заботиться о качестве речи ребенка необходимо как можно раньше, тем более что число детей с речевыми дефектами год от года не уменьшается, а растет.

Выбранная мною тема актуальна в наше время особенно, ведь любое нарушение речи может отразиться на деятельности и поведении ребенка.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно. Одним из важнейших ее качеств является звукопроизношение. Звуки речи образуются благодаря слаженной работе артикуляционных органов: губ, щек, мягкого неба и языка. Благодаря специальным артикуляционным упражнениям достигается укрепление мышц, обеспечивающих речевой акт, возрастает их сила и подвижность. Поэтому, выбрав эту тему, я поставила перед собой цели и задачи:

Цель:  выявить эффективность артикуляционной гимнастики в развитии речи  у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.  

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Познакомить детей с органами артикуляционного аппарата, с движениями органов артикуляции;
  • Учить детей удерживать определенную артикуляционную позу.
  1. Развивающие:
  • Развивать моторику речедвигательного аппарата, слухового восприятия, речевого слуха и речевого дыхания.
  • Развивать воображение, внимание, мышление, память;
  • Способствовать развитию правильного звукопроизношения.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать усидчивость;
  • Воспитывать у детей интерес к артикуляционной гимнастике, сформировать у детей желание заниматься.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

  Артикуляционная гимнастика занимает одно из ведущих мест в преодолении речевых нарушений у детей. В дошкольном возрасте дети с удовольствием знакомятся со строением артикуляционного аппарата. Им доступно выполнение простейших артикуляционно-двигательных и мимических упражнений. Например « часики», «качели», « окошко», « улыбка». Вначале дети учатся  выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течение некоторого времени. Это требует согласованной работы зрительного и кинестетического анализаторов. Затем  дети знакомится с динамическими упражнениями: «лошадка», «маляр», «вкусное варенье». Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом перед зеркалом.   Воспитатель  обращает внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение органов артикуляции.

Существуют разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик.

В этих комплексах органично сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.

В своей группе (дети 3-4 года) мы  проводили артикуляционную гимнастику ежедневно перед завтраком в течение 3-5 минут, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ежедневно выполнялись два упражнения, причём, новое, только одно, второе повторялось для  закрепления. Если же дети выполняли какое - то упражнение недостаточно хорошо, то мы не брали новых упражнений, а отрабатывали старый материал.

Артикуляционную гимнастику выполняли сидя, так как в таком положении у ребёнка прямая спина, он не напряжён, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят полукругом перед воспитателем, чтобы хорошо было видно лицо взрослого. Во время упражнений следила за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Важно, чтобы ребенок по образцу, данному воспитателем, мог повторить знакомые артикуляционные позы и движения правильно.

Артикуляционная гимнастика интересна детям своей яркой, доступной формой. Во время артикуляционных упражнений  старалась чаще использовать показ картинок, иллюстрирующие разнообразные артикуляционные упражнения как простые, так и  с подвижными элементами, зачитывала рифмовки и пальчиковые игры, которые входят в комплексы артикуляционных упражнений. Пальчиковые игры особенно привлекают внимание детей и являются средством отдыха во время занятий.

   В результате у детей создается определенный образ для каждой позы или движения, и артикуляционные игры становятся осмысленными и привлекательными.

Так же в своей практике часто использовала разнообразные комплексы артикуляционных гимнастик («Истории веселого язычка», «Времена года»). В этих комплексах органично сочетаются упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, тонких движений пальцев рук, дыхания, голоса, а также на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Особый интерес представляли «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка. Сочетание сказочного сюжета и артикуляционных упражнений позволяет оптимизировать работу по формированию правильного звукопроизношения у детей.

Что бы определить уровень развития артикуляционного аппарата детей я провела диагностику в начале и конце года. В начале года многие дети затруднялись в своих движениях артикуляторных органов, наблюдалось невозможность выполнения большинства движений языком, губами. Не получалось по подражанию вытянуть губы вперед, отвести их уголки в стороны, опустить нижнюю губу. При выполнении движения языком отмечалось неумение выполнить упражнения на последовательность движений.

Артикуляционные упражнения  дали положительную динамику в развитии артикуляторных органов детей.  При выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органах, но явных нарушений нет.  Практически у всех детей движения артикуляционного аппарата активные, объем движений полный, но у некоторых детей они замедлены, темп движений нормальный. Дети хорошо переключаются с одного упражнения на другое, наличие лишних движений практически отсутствует.

Так же большая работа проводилась с родителями. Были проведены родительские собрания, круглый стол, ряд консультаций, буклетов, сборники артикуляционных упражнений, подбор тематических картинок на заданные темы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Дата

Тема

Задачи

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение методической литературы и нтернет-ресурсами.

Анализ ФГОС и программы «От рождения до школы» на предмет развитие речи.

-Ознакомление с нормативными документами по вопросу развитие речи

-Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии (в сети интернет, периодической печати, журналах)

-Повышение общекультурного уровня литературы по теме самообразования

Родительское собрание.

Консультация для родителей

«Развитие детей 3-4 лет».

Октябрь

Обследование подвижности органов артикуляционного аппарата (диагностика)

-выявление особенностей артикуляционной моторики

Беседа «Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»

Ноябрь

Оформление картотеки артикуляционных упражнений – упражнения для язычка.

-Развивать язык- главную мышцу органа речи.

-Способствовать формированию речевой активности.

Изготовление буклета «Веселый язычок»

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Оформление картотеки артикуляционных упражнений по лексическим темам.

Изготовление и пополнение наглядного и речевого материала по данной теме:

- картинки для проведения артикуляционной гимнастики;

- стихи, считалки, сказки  для проведения арт. гимнастики

-Развивать речевые органы

-Развивать слуховое и зрительное внимание;

-Способствовать формированию речевой активности.

Оформление папки – передвижки: 

« Артикуляционная гимнастика».

 «Комплексы артикуляционной гимнастики»

Круглый стол «Значение артикуляционной и пальчиковой гимнастики для развития речи детей 3-4 лет»

Апрель

Пальчиковые и жестовые игры

-Развитие творческой активности

-развитие речи, мышления

-развитие мелких мышц рук.

Консультация «Пальчиковые игры»

Буклеты

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

- Подведение итогов

Демонстрация дидактических пособий

 

Приложение №2

«Комплекс  артикуляционных упражнений»

 Комплексы упражнений

Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает правильную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

 

Первый комплекс

1.Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.

2.Вытягивать губы вперёд трубочкой.

3.Чередовать положения губ: в улыбке - трубочкой.

4.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.

5.Язык широкий.

6.Язык узкий.

7.Чередование положений языка: широкий - узкий.

8.Подём языка за верхние зубы.

9.Чередование движений языка вверх - вниз.

10.Чередование следующих движений языка(при опущенном кончике): отодвинуть язык в глубь рта - приближать к передним нижним резцам.

 

Основной комплекс

1.Открыть рот и подержать открытым (а - а - а - а), закрыть.

2. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.

3. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой.

4. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.

5. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка».

6. «Часики» - рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

7. «Качели» - движение языка: нос - подбородок.

 

Упражнения для губ

«Улыбка» - удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

«Заборчик» - рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы раскрыты в улыбке.

«Трубочка» - вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

«Хоботок» - вытягивание сомкнутых губ вперёд.

«Бублик» - зубы сомкнутые. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

Чередование положений губ: «Заборчик» - «Бублик», «Улыбка» - «Хоботок».

«Кролик» - зубы сомкнутые. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики № 1 для свистящих (с, з, ц)

1.«Загнать мяч в ворота» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.

Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания.

- Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка придерживать пальцами.

- Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

2. «Наказать непослушный язык» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя».

Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 - 10.

Методические указания.

- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе.

Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

3. «Лопатка» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 - 5, 5 - 10.

Методические указания.

- Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было натяжения.

- Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.

- Не высовывать язык далеко: он должен накрывать только нижнюю губу.

- Боковые края языка должны касаться уголков рта.

- Если упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

4. «Кто дальше загонит мяч?» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край на нижнюю губу и, как бы произнося длительный звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания.

- Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

- Нельзя надувать щёки.

- Следить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук х, то есть воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

5. «Почистим зубы» (Фомичёва М.Ф.)

Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка почистить нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания.

- Губы неподвижны, находятся в положении улыбки.

- Двигая кончиком языка из стороны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.

- Двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики № 2 для шипящих (ш, ж, ч, щ)

1. «Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

2. «Гармошка»

Цель: Укрепить мышцы языка. Растягивать подъязычную уздечку.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки.

Методические указания.

- Следить, чтобы губы были неподвижны, когда открывается рот.

- Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 - 5.

- Следить, чтобы при открытии рта не провисала одна из сторон языка.

3. «Фокус»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания.

- Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

- Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе.

- Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

4. «Чашечка»

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Методические указания.

- Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

- Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

- При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

5. «Приклей конфетку»

Цель: Учить удерживать язык вверху.

Описание. Положить широкий язык на нижнюю губу. На кончик языка поместить тоненький кусочек ириски, приклеить конфетку к небу за верхними резцами.

Методические указания.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль)

1. «Наказать непослушный язык»

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 - 5, 5 - 10.

Методические указания.

- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

2. «Пароход гудит»

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания.

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

3.«Индюк»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл - бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

- Чтобы движения языком были вперёд - назад, а не из стороны в сторону.

- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

4. «Качели»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 - 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 - 5. Так поочередно менять положение языка 4 - 6 раз.

Методические указания.

- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

5. «Лошадка»

Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

Методические указания.

- Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.

- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

- Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

 

Комплекс артикуляционной гимнастики № 4 для сонорных звуков (р, рь)

1.«Чьи зубы чище»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.

- Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

- Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

2. «Маляр»

Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад.

Методические указания.

- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

- Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

3. «Барабан»

Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук д: д - д - д. Сначала звук д произносить медленно. Постоянно убыстряя темп.

Методические указания.

- Рот должен быть открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

- Следить, чтобы звук д носил характер чёткого удара - не был хлюпающим.

- Кончик языка не должен подворачиваться.

- Звук нужно произносить так, чтобы ощущалась воздушная струя

4. «Барабан - 2»

Цель: Вырабатывать подъём языка, развивать упругость и подвижность кончика языка.

Описание: Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык поднят вверх к нёбу и произносить поочерёдно отчётливо да - ды. При произнесении слога да язык отводится к центру нёба, при произнесению ды - перемещается к бугоркам за верхними резцами. Сначала упражнение выполняется медленно, затем темп убыстряется. При произнесении должна ощущаться выдыхаемая струя воздуха.

Методические указания.

- Следить, чтобы губы не натягивались на зубы. Нижняя челюсть не должна двигаться. Произнесение да - ды должно быть чётким, не хлюпающим, кончик языка не должен подворачиваться.

5. «Автомат»

Цель: Вырабатывать подъём языка, гибкость и подвижность кончика языка.

Описание. Рот открыт. Губы в улыбке. Напряженным кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т - т - т - сначала медленно, постепенно убыстряя темп.

Методические указания.

Следить, чтобы губы и нижняя челюсть были неподвижны, звук т носил характер чёткого удара, а не хлюпал, кончик языка не подворачивался, ощущалась выдыхаемая воздушная струя воздуха. Для проверки ко рту поднести полоску бумаги: при правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

 

Как проводить гимнастику?

Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики соблюдается определённая последовательность, надо идти от простых упражнений к более сложным. Проводятся упражнения эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и своё лицо. Из выполняемых упражнений, новым может быть только одно, остальные даются для повторения и закрепления. Если детьми выполняется какое - то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а отрабатывается пройденный материал. Для закрепления придумываются новые игровые приёмы.

Формирование артикуляционных движений осуществляется произвольно и осознанно: ребёнок учится производить их и контролировать правильность выполнения. Необходимые движения формируются по зрительному подражанию: педагог рассказывает о предстоящем упражнении; показывает его выполнение - правильную артикуляцию звука; объясняет, какие движения следует произвести, предлагает повторить. В результате нескольких проб, сопровождаемых зрительным контролем, ребёнок добивается нужной позы. При затруднениях педагог помогает ребёнку шпателем или зондом. Педагог следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объёмом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход и даётся задание родителям отработать эти движения дома. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Артикуляция считается усвоенной, если она выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определённое положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять своё положение. Чёткого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, сами органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их координирована.

 

Изображение WhatsApp 2024-05-07 в 17.23.04_299be345Изображение WhatsApp 2024-05-07 в 17.23.04_a4fad3a3Изображение WhatsApp 2024-05-07 в 17.25.36_f6f8b93eИзображение WhatsApp 2024-05-07 в 17.25.53_7a7d1fca

           Приложение № 3

 Сказка о весёлом Язычке

Жил-был Язычок в ротике-домике. (показать кончик  широкого язычка и спрятать-повторить 3 раза)

Вокруг домика стоял красивый заборчик! (губы в улыбке, зубы обнажены-повторить 3-5 раз)

А на крыше домика была высокая труба. (губы в трубочку-повторить 3 раза)

Проснулся Язычок утром и широко открыл окошко(широко открыть рот, закрыть-повторить 3 раза)

Посмотрел язычок на солнышко (язык поднять вверх к носу),

потом на травку (язык опустить вниз), понравилось ему на улице и решил он погулять, побегать (язычок водить влево-вправо к уголкам губ-5 раз в каждую сторону).

Гулял, гулял Язычок, увидел качели, решил покачаться на них ( язычок тянуть вверх к носу, затем вниз к подбородку-по 5 раз)

Проголодался Язычок и пошёл домой кушать вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губу по кругу – по 3-5 круговых движений по часовой стрелке и против)

Потом захотелось ему пить ( язычок в форме «чашечки» и «лакает», как котёнок-3-5 раз).

А потом он стал чистить зубки (рот открыт, язычком водить по верхним и по нижним зубам-по 3 повтора).

Потом Язычок сел на лошадку и поскакал в лес (цокать).

А в лесу он увидел грибы и стал их собирать ( язычок «приклеить» к нёбу и открыть  широко рот-5 раз).

А  ещё много орешков нашёл наш Язычок и стал собирать их и складывать в кармашки (рот закрыт, язык упирается то в одну щёку, то в другую-по 5 раз).

Потом в лесу подул холодный ветерок (губы в улыбке, зубы обнажены, язык за нижними зубами:С-С-С-С),

И Язычок услышал, как зашелестели листочки на деревьях :Ш-Ш-Ш (язык в форме чашечки поднят кверху, губы округлены).

А по стволу дерева стучит дятел: Д-Д-Д (рот приоткрыт, зубы обнажены, язык стучит в альвеолы-бугорки за верхними зубами)

Как хорошо в лесу!

Приложение № 4

Памятка  для  педагогов « Как правильно выполнять

артикуляционную гимнастику с  ребенком»

 IMG_256

                                                                     

   Приложение № 5  

Список  литературы:

  1. С.Ю Танцюра ; И.Н. Васильева «Артикуляционные  сказки для  детей 3- 7 лет»  2019 г.
  2. Наглядное дидактическое  пособие «Теремок» ФГОС Мтзайка 2021 г.
  3. Косинова Е.  М. Артикуляционная гимнастика. - М.: ОЛИСС, Эксмо, 2007.
  4.  «Шпаргалка» для учителя - логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда - практика. -Спб.: КАРО, 2008.
  5. - Парамонова Л.Г. «Легкий способ научиться правильно говорить и писать» М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009.-464 с.
  6. - Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика.» издательский дом «Литера» 2019- 65 с
  7. - Воронина Л.П., Червякова Н.А. «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастик» И. «Детство-пресс» 2013 – 75 с
  8. - Нищеева Н.В. «Веселая пальчиковая гимнастика»,»Веселая дыхательная гимнастика», «Веселая артикуляционная гимнастика» И. «Детство-пресс» 2009
  9. Интернет – ресурсы: - http://logoped18.ru/literatura-po-logopedii/literatura-po-logopeda-01.php 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ по выполнению плана самообразования тема «Игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста».

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей раннего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здо...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "Развитие речи детей посредством дидактических игр и мнемосхем"

Сегодня ни для кого не секрет,что богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Часто в речи детей существует множество проблем. Поэтому...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "Развитие речи детей посредством дидактических игр и мнемосхем"

Сегодня ни для кого не секрет,что богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Часто в речи детей существует множество проблем. Поэтому...

План по самообразованию на тему «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»

Ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Чем активнее и точнее движения пальцев...

Методическая разработка: Отчет по самообразованию по теме:" Лэпбук, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель: изучение возможностей использования лэпбука, как средство развития речи  детей дошкольного возраста.Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:Изучить науч...